Влияние самооценки на продуктивность деятельности.




Самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на продуктивность его деятельности. Потенциальная самооценка, часто называемая уровнем притязаний, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Развитие самосознания влияет на самооценку и уровень притязаний, отражаясь на успешности обучения, увеличении продуктивности деятельности. С возрастом самооценка становится более адекватной, что помогает детям реальнее оценивать свои возможности и в соответствии с этим планировать учебу, соразмерять свой уровень притязаний. Прослеживается тенденция снижения самооценки от дошкольного возраста к юношескому. Соответственно:

· в I и II классе самооценка у многих детей завышена (приблизительно у 80%) - успеваемость успешная у 80%;

· резкое понижение самооценки отмечается в возрасте 11лет, когда школьник переходит в среднюю школу (50% на 50%) - успеваемость 50% на 50%; ·

· по исследованиям ученых самооценка почти не меняется в подростковом и юношеском возрасте (приблизительно у 20%) - успеваемость успешная у 25-30%.

Согласуясь с этими данными, взрослому желательно максимально поддерживать в ребенке веру в себя, свои силы и способности, стремление постигать каждый раз более сложную и высокую ступень познания, расширяя диапазон возможного. Психологические условия становления самооценки исследователи видят в создании благоприятного климата общения ребенка с окружающими в семье и в школе, в подключении его к оценке результатов своей деятельности, в постановке перед ними задачи анализа всех этапов своей деятельности. Таким образом, если профессионально подойти к построению отношений со школьниками, разнообразить формы обучения, вводя больше практических и развивающих моментов в программу, проводить грамотную консультацию родителей, можно надеяться, что самооценка детей будет высокая, а это обеспечит высокий уровень притязаний и соответственно будет повышаться продуктивность деятельности учеников и успешность их обучения.

1.3 Влияние похвалы и порицания на продуктивность деятельность. Роль этих воздействий обсуждается давно и не только в научной, но и в художественной литературе. Н. Гоголь, например, считал, что слова одобрения больше активизиру­ют людей, чем слова укора, и вложил эту мысль в уста кошевого, обратившегося к Тарасу Бульбе: «Еще не большая мудрость сказать укорительное слово, но большая мудрость сказать такое слово, которое бы, не поругавшись над бедою человека, обо­дрило бы его, придало бы духу ему, как шпоры придают духу коню, освеженному водопоем» [1]. Вопрос о влиянии поощрения и наказания изучается психологами в ос­новном в связи с проблемой обучения, где они рассматриваются как положительное и отрицательное подкрепления. Э. Торндайк (1935) выяснял влияние ободрения на повторение желательной реакции и неодобрения — на торможение нежелательной реакции и пришел к выводу, что первое действует сильнее, нежели второе. Однако дальнейшие исследования этого вопроса за рубежом и у нас в стране выявили про­тиворечивость получаемых результатов. Одни авторы утверждали, что похвала яв­ляется побудителем большей силы, чем порицание, другие же утверждали обрат­ное, третьи доказывали действенность и похвалы и порицания. Например, по дан­ным П. А. Журавлева (1970), после поощрения увеличили волевое усилие 94% учащихся, а после порицания — 81 % учащихся. Слабое порицание увеличивало во­левое усилие еще чаще (у 92% учащихся) Сильные порицания и поощрения приво­дили к ослаблению волевого усилия [3].

На основании подобных данных Г. Томсон и С. Канникатт сделали заключение, что как похвала, так и порицание могут быть неразумно использованы учителем начальной школы, если он не будет учитывать психологические особенности учащихся.

Публичная похвала очень хорошо оценивается людьми, в то время как публичное порицание вызывает самое отрицательное отношение. Что же касается выговора наедине, то больше половины людей реагируют на него позитивно. А. Г. Ковалев положительные и отрицательные оценки делит на глобальные, когда оценивается вся личность, и парциальные, частичные, связанные с какой-то конкретной деятельностью (конкретным заданием). Он считает, что глобальная оценка, как положительная, так и отрицательная, вредна. В первом случае она внушает чувство непогрешимости, что снижает самокритичность и мобилизационный потенциал личности (требовательность к себе), а во втором случае подрывает веру человека в себя, что приводит к снижению силы мотива.

Естественно, что оценка должна быть, как правило, адекватна действительным достижениям человека. Однако в ряде случаев, для стимулирования активности старательного, но не очень способного или неуверенного в себе человека следует похвалить его и за небольшие и даже мнимые успехи. Здесь можно привести слова Гете, который писал, что обращая к ближним так, как они того заслуживают, мы делаем им только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют в действительности, мы тем самым заставляем их становиться лучше.

 

Глава II. Программа экспериментального исследования влияния характера стимуляции и уровня самооценки испытуемых на продуктивность деятельности. Цель – выявить характер влияние стимуляции и уровня самооценки на продуктивность деятельности. Объект исследования – выполнение деятельности.

Предмет исследования – влияние стимуляции и уровня самооценки на продуктивность деятельности. Общая гипотеза экспериментального исследования – характер стимуляции и определенный уровень самооценки испытуемых влияют на продуктивность деятельности. На основе общей гипотезы исследования выдвигается ряд частных гипотез:

· Продуктивность деятельности у групп со средним уровнем самооценки и похвалой будет больше, чем продуктивность у испытуемых с низким уровнем самооценки и порицанием перед экспериментом.

· Продуктивность деятельности у групп с высоким уровнем самооценки и похвалой будет больше, чем продуктивность у испытуемых со средним уровнем самооценки и порицанием перед экспериментом.

· Продуктивность деятельности у групп со средним уровнем самооценки и порицанием будет больше, чем продуктивность у испытуемых с низким уровнем самооценки и похвалой перед экспериментом.

· Продуктивность деятельности у групп с высоким уровнем самооценки и похвалой будет больше, чем продуктивность у испытуемых со средним уровнем самооценки и порицанием перед экспериментом.

Дляпроверки экспериментальных гипотез необходимо решить следующие задачи:

1) Разработать план проведения эксперимента для определения влияния характера стимуляции и самооценки испытуемых на продуктивность деятельности.

2) Экспериментально выявить влияние характера стимуляции и самооценки испытуемых на продуктивность деятельности.

3) Сравнить группы испытуемых для определения характера влияния стимуляции (похвалы и порицания) и уровня самооценки (завышенной, адекватной, заниженной) на продуктивность деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: