Вишока дас - Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура




 

ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ ДЖАЯНАНДЫТХАКУРА

The Beautiful Life of Jayananda Thakur

УДК 82-94 ББК 86.2 KTK 683 В 55

Перевод Кишори Мурти даси, Кришна Мангала дас Вишока дас

В 55 Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура. — Ростов н/Д., 2007. —320 с, [16] ил.

ISBN 976-5-7509-0943-8

 

 

Человечеству известны святые личности как в западной, так и в восточной религиозных традициях. Однако святой Джаянанда — единственный в своем роде. Он родился на Западе и был первым слугой Бога, получившим статус святого в восточной духовной преемственности, а именно, в древнейшей традиции бхакти, или преданности Господу Кришне.

Перед читателем раскрываются удивительные истории о возвышенных качествах Джаянанды даса (Джима Кора), о его безраздельной преданности Богу и своему духовному учителю.

 

 

УДК 82-94 ББК 86.2

ISBN 976-5-7509-0943-8

© 2001 Vishoka Dasa. The Beautiful Life of Jayananda Thakur © Photos courtesy of The Bhaktivedanta Book Trust International, Inc. www.krishna.com. Used with permission.

© Кришна Мангала дас, составитель, 2007 © Оригинал-макет.

ООО «Издательство Книжкин Дом*, 2007

 

 

Содержание

От издателей 3

Часть первая.

Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура Воспоминания об американском святом Размышления Вишоки даса

Введение 7

Шри Шикшаштака «Восемь прекрасных молитв»

Шри Чайтаньи Махапрабху 13

Призыв 16

1. Как я впервые увидел его 19

2. Добрый друг каждому 25

3. Игры Ратха-ятры 31

4. Джаянанда служит святому имени 40

5. «Я не буду заботиться об удобствах для своего тела...» 50

6. Только на благо других 57

7. Джаянанда и его любовь к прасаду 67

8. Трансцендентный обман 76

9. Старые добрые времена 83

10. Шри Джаянанда, совершенный сосуд

милости Шри Гуру 89

11. Светоч знания 96

12. Позвольте мне искать Золотое Сердце 104

13. Настоящая любовь вечна 111

14. Исповедь нитья-баддхи 118

15. Лучшее в обоих мирах 123

16. Мгновения полного сознания 130

17. Боль разлуки. Он по-прежнему жив 137

18. Заключение 143

Приложения

Приложение 1. Его будут помнить всегда 146

Приложение 2. Джаянандануги отдают дань Джаянанде Тхакуру 152

Приложение 3. Размышления родных Джима Кора 162

Об авторе 165

Часть вторая.

Воспоминания о Джаянанде Тхакуре

1. Воспоминания собранные Калакантхой дасом 168

2. Воспоминания Мукунды Госвами 183

3. Воспоминания Индрадьюмны Свами 206

4. Воспоминания Санкаршаны даса 223

5. Воспоминания Тамал Кришны Госвами 226

6. Воспоминания Джаяпатаки Свами 229

7. Воспоминания Бхакты даса 232

8. Воспоминания Свавасы даса 237

9. Воспоминания Дживадхары даса 240

10. Воспоминания Дашаратха-суты даса 244

11. Воспоминания Адикешавы даса 252

12. Воспоминания Мурали Кришны даса 269

13. Воспоминания Аджитананды даса 289

14. Воспоминания Индранатхи даса 296

15. Воспоминания Джима Салливана 301

Словарь имен и терминов 312

 

 

От издателей

Эта книга является скромной попыткой познакомить русскоязычного читателя с удивительным человеком, чьи жизнь и уход из этого мира стали вдохновляющим примером для многих. Возможно, описание деяний святого, каким был Джаянанда Тхакур, отличается от привычных повествований о религиозных подвигах. Воспоминания автора, Вишоки Прабху, преломляются через его размышления и глубокий личный духовный опыт, что позволяет оценить в полной мере значимость влияния Джаянанды на судьбы имевших с ним общение людей. Русское издание книги при горячей поддержке ее автора расширено воспоминаниями других современников Джаянанды Прабху. Они составляют вторую часть книги и еще больше оживляют его образ, помогают лучше понять личность, умонастроение и поступки святого Джаянанды, дают возможность почувствовать себя в атмосфере того времени. В предлагаемое издание также включены редкие фотографии Шримана Джаянанды Прабху.

Осознавая, что наша попытка раскрыть образ первого святого ИСККОН для читателя, живущего в той части мира, где говорят по-русски, грешит многими несовершенствами, мы все же надеемся, уповая на милость Шри Гуру и Гауранги, что эта книга станет источником вдохновения и духовной силы для каждого, кто соприкоснется с прекрасной жизнью Джаянанды Тхакура.

Часть первая

ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ ДЖАЯНАНДЫТХАКУРА

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АМЕРИКАНСКОМ СВЯТОМ

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВИШОКИ ДАСА

На форзаце своего экземпляра книги «Кришна»1 Джаянанда оставил свои заметки в виде следующего списка:

— Начав следовать принципам, ясно изложенным в этой книге, ты очень скоро достигнешь неведомого прежде царства душевного покоя, и даже посреди самых суровых испытаний тебя не покинет внутреннее счастье.

— Ты будешь меньше беспокоиться и больше радоваться.

— Твои сосредоточенность, память, чуткость и способность к творчеству возрастут.

— Ты станешь работать более энергично, уверенно и эффективно, и к людям будешь относиться лучше.

— Ты будешь легче достигать успеха во всем, за что бы ни взялся.

— Ты будешь мгновенно засыпать вечером, а утром подниматься свежим и отдохнувшим, хотя спал меньше, чем для тебя привычно.

— Постепенно ты поймешь истинную цель своей жизни и свою особую роль в мироздании.

***

Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и постоянно размышляет обо Мне, сосредоточив на Мне свой ум, — таких людей, о сын Притхи, Я без промедления вызволяю из океана рождения и смерти.

(Бхагавад-гита, 12.6-7)

Введение

Есть несколько причин, которые побудили меня написать эту книгу. Главное — я хотел познакомить читателя с удивительными историями о Джаянанде дасе (Джиме Коре), раскрыть его возвышенные качества, надеясь таким образом воодушевить любого, кто прикоснется к жизни этой необычной личности. Есть у меня также надежда вселить в сердце читателя веру в Бога, как со мной это сделал Джаянанда. Возможно, не все, кому попадут в руки мои повествования, например, родственники и друзья Джима Кора, хорошо знакомы с сознанием Кришны, но мы искренне надеемся, что они прочтут эту книгу и извлекут из нее пользу. Войти в мир Джаянанды непосвященному читателю поможет словарь имен и терминов. Получившие от Господа в свое время драгоценный дар общения с этим изумительным человеком, я надеюсь, в результате моей литературной медитации еще глубже разовьют свои отношения с ним, а воспоминания о его преданности вдохновят всех без исключения, ибо в них ярко проявляется то, как чудесно и радостно Господь общается со Своим дорогим слугой.

Жизнь Джима Кора не была ограничена рамками сектантства, поэтому от читателя не обязательно требуется вера именно в Господа Кришну. Хотя Джаянанда был представителем Движения сознания Кришны и верно служил Господу как Верховной Личности, описанной в Ведах, его жизнь стала образцом веры в целостную концепцию Бога, примером любви к Богу и Его творению, а также показала, какую огромную милость являет Господь Своим дорогим слугам. Джим получил безграничную милость от того самого Бога-Отца, которому поклоняются последователи различных религий во многих странах мира. Это все

тот же Бог-Отец, обладающий бесчисленными именами, такими как: Иегова, Яхве, Аллах, Будда, Рама и Кришна, ad infinitum2. Одно и то же солнце светит каждому, но так как мы живем в разных странах, то и называем его поразному: el sol, helios, sauil, sonne, the sun и так далее. Точно так же Бог один, хотя ведут к нему множество разных путей, и каждый называет Его по-своему.

Об особой милости Господа к Джиму Кору можно судить по его редкой способности любить всех людей, не делая различий. Каждый из нас к кому-то привязан, и это, естественно, отражается на нашей деятельности. Существует проявление грубого эгоизма, когда человек сосредотачивается только на себе самом, что присуще, на самом деле, большинству. Многие расширяют свою привязанность на ближайшее окружение — жену и детей. Любовь матери к ребенку считается самой чистой формой любви в этом материальном мире. Но кто-то любит кошек или собак. Есть и те, кто отождествляет себя с определенным социальным кругом: церковной общиной, клубом, футбольной командой или с компанией товарищей по работе. Некоторые распространяют свою привязанность на всю нацию, иные строят больницы для страждущего человечества. Таким образом, как мы видим, люди служат своей нации, семье, ближнему различными альтруистическими способами. Но даже в этом их альтруизме есть определенная доля скрытого эгоизма: это их семья, их нация, и, в конечном счете, они служат им лишь для получения удовольствия от своей деятельности.

Однако святые такого масштаба, как Джим Кор, обладают уникальной способностью любить все человечество и все создания Божьи. Для них бессмертная душа человека гораздо важнее, чем его материальное благополучие, и поэтому они бескорыстно трудятся на благо этой вечной души. Способность к такой возвышенной любви возможна только по милости самого Бога. Обычный человек способен этот уровень сознания принять лишь теоретически. Для многих из нас он вообще непостижим, даже подражать ему мы не способны. А Джим каждую минуту своей жизни находился в состоянии божественной любви. Возможно, такое трудно представить, но истории из его жизни свидетельствуют именно об этом. Некоторые могут возразить, что в такой альтруистической любви все же может присутствовать остаток стремления к самовозвеличиванию, желание быть признанным и знаменитым. Но пытливый читатель без сомнения поймет, что у Джима не было и тени подобных желаний. Его жизнь является доказательством огромной милости Бога к Своему дорогому слуге, и поэтому чтение и пересказы различных жизненных ситуаций и поступков святого Джаянанды помогают укреплять нашу веру в Бога.

Любовь к себе, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к деньгам и власти, любовь к кошкам и собакам — это все разнообразные виды временной любви. Но существует вечная любовь — любовь ко Всевышнему и Его представителям — святым, драгоценным слугам Господа, а также искренняя и живая их любовь к нам, которая позволяет почувствовать великую милость Бога здесь и сейчас, в нашей теперешней жизни, дает нам возможность обрести прямой опыт соприкосновения с божественной природой. Тот, кто слушает о замечательных делах и качествах Джаянанды, получает этот бесценный дар.

Все без исключения святые, как волшебный философский камень милости, одухотворяюще влияют на сердца людей. Джаянанда был таким же. Изо дня в день он проникал в глубь сердец самых простых людей, изменяя их. Но вы не услышали бы от него ни витиеватых благословений, ни избитых религиозных лозунгов, ни заученных проповедей или ссылок на священные писания. Он не разглагольствовал, не читал длинных нудных лекций и не совершал высокопарных теологических экскурсов. Нет. Чистые помыслы, простой нрав и незатейливые повествования о чудесных деяниях и славе Господа — именно это составляло суть Джаянанды. Но самое главное — он был настоящим, без искусственности, притворства или шаблонности. Его поступки и слова исходили прямо из сердца и были полны любви, которая становилась тем самым философским камнем, изменявшим другие сердца. С людьми он говорил на их языке, сообразно их понятиям рассказывал нехитрые истории или шутил, но эти немногословные мудрые шутки, соединенные с чистыми побуждениями, проникали глубоко в сердца, и дух Джаянанды поселялся в них, позже проявляясь в теплых воспоминаниях о нем.

Истории известно множество святых личностей как в западной, так и в восточной религиозных традициях. Однако святой Джаянанда — единственный в своем роде. Он родился на Западе и был, по существу, первым западным слугой Бога, получившим статус святого в восточной духовной преемственности, а именно, в древнейшей традиции бхакти, или преданности Господу Кришне. И это положение Джаянанды как святого полностью признано авторитетами Движения сознания Кришны.

Большинство людей после смерти постепенно исчезают из нашей памяти подобно тому, как тает убывающая луна. Но слава таких святых, как Джаянанда Тхакур, после их ухода из мира с каждым днем становится лишь полнее, подобно луне прибывающей. Еще при жизни возвышенные личности являют чудеса, но после их кажущегося ухода духовная сила и репутация таких святых постоянно возрастает. Поэтому они продолжают проникать в умы и сердца многих поколений, следующих за ними.

Когда в 1977 году Джаянанда покинул этот мир, мы погрузились в глубокую печаль. Впрочем, эта новость не застала нас врасплох, ведь он болел, и мы ждали этого известия со дня на день. В то время я считал нужным подавлять свои чувства, и потому, будучи хорошо обученным брахмачари, просто принял реальность его ухода в свете философии «Бхагавад-гиты»: «Не скорбеть ни о живых, ни о мертвых». И хотя я попытался втиснуть все свои эмоции в бутылку и запечатать ее, все же мое сердце разрывалось от разлуки с великим вайшнавом и дорогим другом.

Нечто похожее мне пришлось испытать двумя годами ранее, в 1975 году, когда Джаянанда оставил нас в Беркли, а сам отправился путешествовать с группой санкиртаны «Радха-Дамодара». Я очень сильно тосковал по нему, однако принимал его отсутствие как факт, философски. Но почти 20 лет спустя, в 1994 году, Джаянанда явился мне во сне, разрушив преграду, сдерживающую мои чувства. В ту ночь я перенес несколько сердечных приступов и был убежден, что умираю. И вот тогда, в мрачнейший час моей жизни — поразительно вовремя — явился Джаянанда, мой драгоценный друг. Это была встреча двух любящих людей после 20 лет разлуки. Мы обнимали друг друга и плакали. Все горе, спрятанное в моем сердце, излилось наружу. Пробка вылетела из бутылки, и чувство разлуки затопило мою жизнь. Катарсис горя породил серию очерков, посвященных жизни и светлой памяти нашего дорогого друга и духовного брата Шримана Джаянанды Тхакура, которые я разместил на своем сайте в Интернете.

Идея издания моих заметок родилась после общения с Дхаништхой даси и знакомства с ее книгой. Любовь, которой были пронизаны ее воспоминания о Джаянанде Прабху, привели меня в такое изумление и восторг, что мне захотелось поделиться с ней своей любовью к Джаянанде. Но у Дхаништхи даси не было ни компьютера, ни электронного адреса, ни даже доступа в Интернет, и я вдруг понял, что ведь и многие другие вайшнавы тоже не имеют компьютера. К тому же я могу внезапно умереть, не заплатив за хостинг, и тогда мой сайт погибнет. Вот почему пришло решение издать содержимое сайта о Джаянанде в виде небольшой книги. Я попросил благословения на этот маленький проект у своих духовных братьев, и они вдохновили меня.

Пусть же читатель тоже получит благословение, прочитав о замечательных деяниях Джаянанды. Пусть это повествование оживит вечно блаженную природу души и принесет духовную радость. Пусть праведность Джаянанды вдохновит нас на стремление сделать более праведной и нашу жизнь. Позвольте мне со всем усердием попытаться рассказать о его преданности Шриле Прабхупаде и Господу Шри Кришне — преданности, которая составляет сущность всего прекрасного, что создал Господь. Все богатства мира — не более чем солома или галька по сравнению с короткой, но славной духовной жизнью, которую прожил Джаянанда. С течением времени я все больше молюсь о том, чтобы постоянно слушать рассказы всех, кто общался с Джаянандой и получил его благословение. Кажется, истории о нем никогда не иссякнут, наоборот, появляются все новые и новые. Пусть же дух Джаянанды возвратится, чтобы одержать победу над высокомерием и гордостью этого мира. Давайте же впитаем в себя смысл третьего стиха «Шикшаштаки», олицетворением которого является Джаянанда. Пусть я буду вечно жаждать общения с джаянанданугами, которые считают себя ниже соломы на дороге.

Его слуга и друг Вишока дас

Шри Шикшаштака «Восемь прекрасных молитв»

Шри Чайтаньи Махапрабху

Так как «Шикшаштака», восемь стихов, которые написал Сам Господь Чайтанья, упоминается в этой книге несколько раз, ниже мы приводим полный текст этой молитвы. Мы также помещаем здесь текст маха-мантры, состоящей из святых имен Господа Кришны. Это великая песнь освобождения, и мы призываем каждого повторять эту молитву и получить огромное духовное благо.

(1) Слава шри-кришна-санкиртане, очищающей сердце от грязи, скопившейся в нем за долгие годы, и гасящей пожар обусловленного существования и повторяющихся рождений и смертей. Это движение санкиртаны несет величайшее благословение человечеству, ибо излучает сияние, подобное благодатному сиянию луны. Оно — душа всего трансцендентного знания. Оно углубляет океан трансцендентного блаженства и дает нам возможность насладиться нектаром, которого мы всегда жаждем.

(3) Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно.

(4) О всемогущий Господь, я не хочу копить богатств, мне не нужны ни прекрасные женщины, ни последователи. Я хочу только одного — жизнь за жизнью преданно служить Тебе, не ожидая ничего взамен.

(5) О сын Махараджи Нанды [Кришна], я — Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в океан рождения и смерти. Прошу Тебя, вызволи меня из этого океана смерти и сделай одной из пылинок у Твоих лотосоподобных стоп.

(6) О мой Господь, когда же глаза мои украсятся слезами любви, беспрестанно льющимися при звуке Твоего святого имени? Когда же дрогнет мой голос и волосы на теле встанут дыбом при пении Твоего имени?

(7) О Говинда! Каждый миг в разлуке с Тобой кажется мне целой вечностью. Слезы льются из моих глаз ручьями, и без Тебя весь мир кажется мне пустым.

*****

Маха-мантра, или великая песнь освобождения:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

*****

Призыв

Мой язык неуклюж, я с трудом подбираю нужные слова и составляю грамматические структуры, но прошу понять мое горячее желание — получить благословение моего дорогого Господа Кришны. Пусть усилит он мой скудный разум и позволит передать всю ту огромную любовь, которую питают джаянандануги к своему святому Шри Джаянанде Тхакуру. Пусть мои слова наполнятся силой, чтобы я смог пролить свет на огромное значение прекрасной жизни Джаянанды для этого мира. Мои молитвы также о том, чтобы повествования, прославляющие Джаянанду, были достойны читателей; я молю о милости моего духовного учителя Шрилу Прабхупаду и Господа Шри Кришну, а также прошу благословения вайшнавов и особенно благословения Шримана Джаянанды Тхакура.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале шримате бхактиведанта-свамин ити намине

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосоподобных стоп Господа.

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространились имперсонализм и философия пустоты.

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Подобные деревьям желаний, они способны исполнить желания каждого и полны сострадания к обусловленным падшим душам.

Сердечная благодарность

Я выражаю глубокую благодарность замечательным преданным и джаянанданугам, таким как: Дашаратхасута дас, Махакша дас, Вайясаки дас, Говардхана дас, Курма-рупа дас, Апурва дас и многим другим за то, что они вдохновили меня на издание этой книги. Долгое время я ждал, что кто-нибудь, наконец, напишет биографическую работу о Джаянанде Прабху, так как не считал себя способным выполнить подобную задачу. К тому же, как мне казалось, я знал о нем не так много, чтобы рассказать другим. Потом мне приснился тот сон, и я как бы вышел из своего заточения, вылез из скорлупы и с энтузиазмом и жаром стал говорить о Джаянанде в Денвере (штат Колорадо). Силу лекциям придавал дух Джаянанды; он, несомненно, присутствовал в те моменты, что почувствовал также и Курма-рупа дас, который вместе с Апурвой дасом стал убеждать меня в необходимости рассказывать о нашем святом более широкому кругу преданных. А позже, когда я получил доступ к Интернету и стал широко рассказывать о Джаянанде, меня поддерживал мой добрый друг Махакша дас. Дашаратха-сута дас помогал мне на каждом этапе этой работы, и еще у меня был Говардхана дас: он дал мне тот творческий импульс, в котором я нуждался.

*****

Когда 1 мая 1977 года Джаянанда дас оставил этот мир, Его Божественная Милость Шрила Прабхупада дал указание преданным каждый год отмечать это событие по всему миру как день ухода великого вайшнава. Джаянанда был типичным американским парнем. Красивый, сильный, умный Джаянанда (Джим Кор) вышел из семьи более чем среднего класса и получил диплом инженера-механика в Государственном Университете штата Огайо. Удивительно, что с такими способностями он стал простым водителем такси в Сан-Франциско. Карандхара однажды спросил его, почему бы ему не найти более высокооплачиваемую работу, и услышал в ответ: «Я просто не вписываюсь в высший класс». — Из «Воспоминаний о Джаянанде» Калакантхи даса.

•k к к к *

Я увидела его на Маркет-стрит в центре Сан-Франциско в 1973 году. Он шел впереди группы примерно из восьми преданных, которые танцевали, пели, играли на барабанах и ручных тарелочках. Внешне он выглядел, как простой, высокий и крепкий человек с добрейшим и по-детски чистым лицом, но необыкновенная сила, исходящая от него, уносила меня куда-то ввысь. С плотно закрытыми глазами он шагал, полностью погрузившись в пение, покачиваясь из стороны в сторону в такт мантре Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Я последовала за ними, узнав слова из своей любимой песни («Му Sweet Lord» Джорджа Харрисона), и не могла оторваться, пока группа не повернула обратно к храму. Так это было. Все дороги сошлись в одном месте. В моем уме часто всплывает образ этого высокого, сильного, но по-детски непосредственного человека с добрейшим лицом, который вел группу харинама-санкиртаны по Маркетстрит. В тот раз я впервые увидела поющих преданных... эта благородная душа был Джаянанда Прабху. — Из книги Дхаништхи даси «Сны о Прабхупаде, волнующие мою душу».

1. Как я впервые увидел его

Только те, кто безоговорочно, непрерывно и с любовью служат лотосоподобным стопам Господа Кришны, держащего в руке колесо от колесницы, способны познать творца вселенной во всей Его славе, могуществе и запредельности.

(Шримад Бхагаватам, 1.3.38)

Я понял, что Джаянанда — необычайная душа, еще до того, как мои глаза его увидели и уши услышали его имя. Невозможно, скажете вы? Да, это действительно кажется невероятным, но на самом деле слава вайшнава способна проявлять себя через людей, знающих о нем. В тот день сияние Джаянанды было подобно свету солнца, который отражается ночью от других небесных тел. Это его слава озаряла лица преданных, собравшихся в алтарной перед началом вечерней церемонии арати, светилась в их глазах. Поднявшись после поклона, я вдруг заметил, что все взгляды устремлены в пространство за мной. Выражение лиц преданных было поразительно непосредственным и естественным, без капли формальности или притворства. Я подумал: «Что за удивительная личность стоит позади меня», — и обернулся.

В этот момент вдруг все пали ниц с широкими восторженными улыбками на лицах. Было очевидно, что их восхищение не случайно, оно связано с появившейся здесь возвышенной душой. Обернувшись, я увидел, как кланяется этот великан, и тотчас же понял: пришел выдающийся преданный. В брюках и не слишком коротко острижен, что не соответствовало этикету, он тем не менее привлекал окружающих своей преданностью. Огромная волна сладкой энергии вдруг заполнила храмовую комнату. Его особая харизма, что называется, бросалась в глаза. Когда же он взял барабан и, танцуя и прыгая, громко запел, киртан стал по-настоящему мощным, вовлекая преданных в водоворот бхакти так, что они буквально сходили с ума. Тогда я понял: несомненно, это великий преданный. Он притянул меня, как магнит притягивает железо.

Джаянанда — человек праздника

Вскоре после первой встречи с Джаянандой мы поехали на фестиваль в Сан-Диего на нашем, теперь уже знаменитом, красном грузовике, нагруженном необходимыми для праздника вещами. Джаянанде нравились слова Шрилы Прабху пады о том, что можно устраивать фестивали хоть каждый день, празднуя все дни явления вайшнавов, и он готов был следовать этому наставлению гуру со всей серьезностью. Поэтому фестивали были его любимым служением.

Джаянанда вовлек и меня в свое служение, а следовательно, в служение Шриле Прабхупаде. Я даже представить себе раньше не мог, что буду по своей воле служить кому-нибудь и меня не будут упрашивать это делать, потому что был типичным эгоистом, считающим себя «номером один» и совершенно не желающим служить кому-либо. Но не успел я опомниться, как уже помогал Джаянанде убирать мусор после фестиваля, загружать грузовик, сам не понимая, почему это делаю. Уже темнело, когда мы грузили вещи, а Джаянанда вдруг начал танцевать вокруг грузовика, вовлекая всех в импровизированный киртан. (он был знаменит такими незапланированными киртанами).

Первая беседа

Потом я забрался вместе с Джаянандой в кузов и помогал ему там раскладывать вещи. От него исходила такая теплота, что он казался мне старым-престарым другом. Поэтому было легко его спросить: «В чем дело? Почему мы не можем прямо сейчас предаться Кришне? Это, кажется, так просто». Он счастливо улыбнулся, довольный моим философским вопросом, и сказал: «Это не так легко, потому что все мы мошенники». Такой ответ был для меня неожиданным. В то время по наивности я считал всех этих бритоголовых преданных совершенно чистыми и ожидал услышать, что предаться трудно другим, но он смиренно включил и себя в число мошенников. Эта наша первая беседа меня очень обрадовала. Он был таким незаурядным человеком, а говорил со мной, как со старым другом.

Неизвестно откуда свалившаяся удача

Однажды в Сан-Франциско наш президент храма Бхакта дас подошел ко мне и сказал: «Бхакта Том, тебе выпала такая удача! Любой другой преданный отдал бы правую руку за привилегию, которую ты уже почти получил!» И он был прав. Каким-то образом провидение позволило мне долгое время путешествовать с Джаянандой. На целые две недели мы с ним отправились распространять благовония в Солт-Лейк-Сити, а затем еще на неделю — в Северную Калифорнию. Трясясь в фургоне, мы всю дорогу вели удивительные разговоры о сознании Кришны. Джаянанда спас мне жизнь. Я был тогда еще не очень уверенным преданным, и все эти три недели он как бы обучал меня сознанию Кришны, давая ту силу, которую мне неоткуда было бы получить, если бы не близкое общение с ним.

Джаянанда смотрит на всех одинаково

Одним из удивительных качеств Джаянанды было то, что он принимал сердце каждого как обитель Божества и смотрел на всех одинаково, замечая в любом человеке только хорошее. Сам он никогда никого не осуждал и не критиковал, более того, терпеть не мог критики. Истинное значение бхакти — божественная любовь, любовь к Кришне и ко всем его частям и частичкам — было открыто ему. Джаянанда любил Кришну и Шрилу Прабхупаду, а следовательно, и всех остальных, отдавая свою любовь каждому, кто встречался на его пути. Он любил людей просто за то, что они существуют, не делая между ними материальных различий. Джаянанда просто отдавал им любовь, и поэтому его тоже все любили. Он воспринимал критику как отвратительную негативную энергию, разрушающую все позитивное. Даже если события казались неблагоприятными, он умел видеть в них только положительную сторону и никогда не сосредотачивался на плохом. Поэтому рядом с ним все чувствовали себя хорошо и никогда не впадали в депрессию.

Другие санньяси. говорили, что Джаянанда — самый возвышенный преданный в Движении, а многие из нас считали его святым ИСККОН. Он приобрел такую репутацию не потому, что был великим мыслителем или блестящим оратором (ИСККОН видел много блестящих ораторов, которые приходили и уходили). Святым его делало то, как он использовал свой ум и тело в служении Кришне. Это может показаться не столь уж важным (многие из нас использовали руки и ноги), но деятельность Джаянанды была необыкновенной, хотя внешне она казалась обычной. Дух самоотверженного, бескорыстного служения пронизывал весь его труд, который был доказательством любви к Кришне и Его дживам, свидетельством его великой любви и преданности Шриле Прабхупаде. Это была чистая бхакти-йога. Он принес свои тело и ум в жертву Кришне и духовному учителю. Так Джаянанда показал, что значит быть ачарьей, то есть учить собственным примером.

Неиссякаемая преданность Джаянанды

Джаянанда практиковал йогу рук и ног, занимая их разнообразной работой. Он был нам как мать, всегда выполняя то, что мы ленились делать. Он выносил мусор, ездил за бхогой, готовил и раздавал преданным завтрак, до поздней ночи мыл кухню. Его также постоянно можно было видеть в гараже, где он то приваривал колеса к колеснице для Ратха-ятры, то ремонтировал автомобили или строил тележки для раздачи прасада. И всегда раздавал маха-прасад гостям. Работая без устали, Джаянанда при этом постоянно прославлял других преданных за их служение. Таким образом он без конца вдохновлял нас своим энтузиазмом в отношении к служению.

Только благодаря «особой милости» многие из нас остаются в сознании Кришны. Некоторые получили ее лично от Шрилы Прабхупады, но мне и множеству других преданных эту «особую милость» дал Джаянанда. Не уверен, что смог бы обойтись без него. Скорее всего, стал бы просто неудачником, сентиментальным бхактой, который мог случайно поддаться майе. Джаянанда спас меня, особым образом соединив с Прабхупадой. В долгих путешествиях по автодорогам он рассказывал мне бесчисленные сокровенные истории о первых днях общения с Прабхупадой, сделав и меня человеком Прабхупады. Я научился любви и уважению, которых никогда раньше не знал, за что люблю Джаянанду сейчас как никогда. И стоит мне мысленно оказаться в морозные дни на площадке для строительства колесниц, как я срываю с себя рубашку и укрываю его стопы-лотосы. Пусть Кришна благословит каждого, кто знал его, помнит или слышал о нем. Джая Джая Шриман Джаянанда Тхакур, олицетворение величайшей победы блаженной любви!

Джаянандануги, преданные, считающие себя ниже

соломы на дороге, отдают дань Джаянанде Тхакуру

Дорогой Вишока Прабху, пожалуйста, примите мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде! Каким-то образом, даже не могу вспомнить как, я набрел на ваш сайт в Интернете и прочитал нектарные истории и воспоминания о Джаянанде Прабху. Спасибо за то, что вы пустили такой трансцендентный предмет, по электронным волнам. Это то, для чего их и нужно использовать. Что сказать? Ваши записи довели меня до слез, а это не так легко сделать, можете мне поверить. — Ваш слуга, у которого каменное сердце, Дхрува Махараджа дас.

*****

Я по-настоящему наслаждался вашими историями о Джаянанде — слезы радости текли из моих глаз — это такой великий вайшнав, и он продолжает вдохновлять нас всех. — Харибол, Дамагхош дас.

*****

Еще раз спасибо вам за то, что вы впустили настоящий луч солнечного света. Теперь я узнал Шри Джаянанду Тхакура, и если смогу повторить хотя бы малую часть его жизни, буду считать себя очень удачливым. — Харибол, Бхарат.

"к it if "к ic

Я не хочу быть самонадеянным, но хочу, чтобы вы знали: истории о Шриле Джаянанде Тхакуре, представленные вами, как будто бы. познакомили меня с ним. Я понял, что нужно следовать его христоподобному смирению и желанию удовлетворить Шрилу Прабхупаду. Ваше обращение к Махакше дасу в этой форме не было напрасным усилием. — Махакша дас.

"k k "k if i;

Дорогой Вишока Прабху, пожалуйста, примите мои смиренные поклоны! Слава джагат-гуру Шриле Прабхупаде! Было здорово поговорить с вами по телефону. Работа, которую вы делаете, имеет сейчас огромное значение. Послание и пример Шримана Джаянанды Прабху должны распространяться по всему миру ради всеобщего блага. — Ваш слуга Дашаратха-сута дас.

2. Добрый друг каждому

адвешта сарвабхутанам маитрах каруна эва ча нирмамо нираханкарах сама духкха сукхах кшами

Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от собственнического инстинкта и ложного эго, кто остается невозмутимым в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдает себя преданному служению, — такой человек очень дорог Мне.

ОБхагавад-гита, 12.13-14)

Этот стих из двенадцатой главы «Бхагавад-гиты» заставляет глубже задуматься о Джаянанде. Все, что здесь описано, удивительно точно соответствует его качествам. Слова маитрах и каруна, обозначающие «дружелюбный» и «добрый», как нельзя лучше описывают Джаянанду, который и в самом деле был «добрым другом каждому». За всю мою короткую жалкую жизнь он был моим единственным дорогим другом. Такие люди, словно джинн из сказки, в реальной жизни просто не могут появиться... Но Джаянанда пребывал за пределами материальной сферы, занятый исключительно служением своему духовному учителю Шриле Прабхупаде, и этим доставлял удовольствие Господу Шри Кришне. По этой причине он был приятен и всем людям. Друг всех живых существ — так он относился к каждому, хотя мне иногда казалось, что только ко мне он расположен по-особенному. Я принимал его дружбу лично, с какой-то индивидуальной важностью, думая о Джаянанде как о «моем друге». Я считал эту замечательную дружбу своей собственностью, хотя он был один для всех. Особый друг для каждого.

Манго, вкус которого никогда не кончается

Однажды, вернувшись в храм, я встретил Джаянанду, который сказал: «Поднимись ко мне в комнату, бхакта Том, и посмотри на мой маленький столик. У меня там есть кое-что для тебя, но пусть этого никто не знает». Мне было очень любопытно, что за особенная вещь ждала меня, и я поднялся в комнату. На столике лежало манго — самый большой, самый спелый плод, который я когда-либо видел. В те дни съесть целое манго в одиночку для нас было настоящей привилегией, почти что чревоугодием, поэтому невольно подумалось: «Неужели это все мне? Целое большое манго?» Но поскольку его для меня оставил сам Джаянанда, то для меня существовал единственный ответ: «ДА!», — ведь это мне разрешил мой добрый, замечательный друг Джаянанда. «Я не проявлю себя как эгоист, воздав честь этому манго», — подумал я и съел его весь, целиком, с самым трансцендентным, неописуемым блаженством. Никогда мне еще не приходилось есть манго слаще, сочнее и вкуснее. В основном он был таким потому, что мне подарил его мой друг Джаянанда. Такой была его особая доброта ко мне, и я до сих пор чувствую снова и снова вкус этого красного манго любви. Воспоминания всегда лучше, чем непосредственный опыт.

Джаянанда — гуру и друг

Господь Чайтанья велел всем нам стать гуру, и Джаянанда сделал это, давая Кришну всем — старым и молодым. Он не был напыщенным и неприступным учителем, с которым чувствуешь себя ниже его. Шрила Прабхупада — джагат-гуру, и мы служим ему в дасья и даже в шанта-расе, то есть в положении послушных слуг, в настроении почтения и благоговения. Джаянанда же был гуру, так сказать, в сакхья-расе, то есть гуру-другом, шикша-гуру, который есть «добрый друг каждому». Это не попытка выдумать новый вид гуру-расы. Я знаю: это не то настроение, которое описано в «Бхагавад-гите». Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что дружба Арджуны с Кришной прекратилась в тот моме<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: