Ольга, Калужская область.




Здравствуйте, Ольга. Говоря о посте, нужно прежде всего помнить, что пост - особое время воздержания. Он предписывает воздержание в пище, в супружеском общении, но это также и время любви, милосердия, добрых дел.

О необходимости супружеского воздержания во время поста говорит нам Слово Божие: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим»
(1 Кор. 7, 4-5).

Заметьте особо, что Апостол советует брать на себя этот подвиг только по согласию, без которого он, очевидно, невозможен.

Этот вопрос встал еще в первые времена христианства, когда случалось, что христианские жены состояли в браке с мужьями-язычниками. Должны ли были они бросать своих мужей, освобождать себя от долга повиновения им? Нет, по своей воле они сами не должны были разлучаться с ними и долг повиновения мужьям должны считать священным.

Говоря о супружестве, Апостол Павел подчеркивает особую ответственность верующих супругов за неверующих: муж неверный святится женою верною, отчасти в надежде, что жена верная, продолжая жить с мужем неверным, может спасти его (см. 1 Кор.7, 14, 16). То же самое говорит и Апостол Петр, касаясь того же предмета. Вот что он советует женам христианским в отношении их к мужьям-язычникам: «жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3, 1-2).

Период поста - время духовного подвига. Церковь призывает нас к покаянию, усиленной молитве, воздержанию, хранению чувств, борьбе со страстями.
Всякий подвиг, который христианин берет на себя по любви к Господу, начинается со смирения. Когда подвиг совершается по гордости, то он не приносит благодатных даров, а ведет только к самообману (по славянски - прелести).

«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Так Слово Божие призывает нас к детской простоте, смирению, доверию. Видя нашу слабость, Господь не требует от нас большого подвига - смирения перед младшими или как будто худшими нас людьми. Нам попускается лишь смириться перед самыми родными и близкими. Ведь пост - это не только время строгости к себе, но и снисхождения к немощам наших ближних.

Если супруг слабее духом, то во время поста жене Христианке необходимо взять на себя его немощи и понести болезни (см. Мф. 8, 17), по заповеди Христовой.

Повиновение мужу в сочетании с чистой и богобоязненной жизнью может облегчить ваш труд по обращению мужа. Без слов, без особенных усилий с вашей стороны вы могли бы привлечь его к Христианской вере - полной самоотверженной любви и терпения своей жизнью.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 08.04.2005

 

 

Идти ли мне в монастырь? Прошу совета в такой ситуации: мне одним из Российских старцев было дано благословение идти в монастырь. Я пробыла в монастыре 5 месяцев и не выдержала, ушла. Сейчас у меня есть все, кроме душевного покоя. Также мучает одиночество.

Мысли о замужестве не возникает - чувствую, не мое это. Получается: и в миру я не “своя”, и на монастырскую жизнь не способна. Мне - 25.

Посоветуйте, как жить дальше. Помогите советом. Я иногда совсем отчаиваюсь.
Мария.

Здравствуй, Мария. Поздравляю тебя и всех читателей «Благовеста» с Пасхой Христовой и по мере сил хочу утешить тебя в твоем горе.

Первое, что могу посоветовать. Тебе нужно обратиться с этим вопросом к твоему духовнику, который один может знать тебя и твою ситуацию в достаточной мере. Я же могу ограничиться только самыми общими соображениями. Но начнем по порядку.

Благословение старца - это не приказ, не пожелание и даже не совет - то есть, оно не имеет никакого императивного значения. Во-первых, оно означает, что твое намерение пойти в монастырь никак не противоречит Христианской вере и образу Христианской жизни. Во-вторых, благословение старца - это знак его молитвенной поддержки, призывание благодати Божией и помощи в твоем добром начинании. Однако благословение нужно брать тогда, когда ты нашла себе такой монастырь, который тебе по душе, где ты уже испытала себя, пожила, потрудилась, где тебя ждут и куда ты всей душой стремишься. Так это делается на практике.

Выход из монастыря не означает какого-то крушения твоей жизни или твоей несостоятельности. Ты должна отнестись к этому спокойно, как к указанию Божию на ту ступень, на которой ты находишься сейчас в твоем духовном развитии. Поверь, это намного лучше, чем, прожив всю жизнь в монастырских стенах, даже не приблизиться к монашескому устроению - образу послушания, смирения, терпения, покаяния.

Если ты все же чувствуешь монашеское призвание, то нужно сбросить с себя всякое уныние, обрести душевный покой и найти в себе силы этот подвиг начать прямо сейчас, находясь на том месте, куда поставил тебя всеблагой Промысл Божий. Это - разумное поведение в любой жизненной ситуации, тем более при начале труднейшего из подвигов - монашеского.

В основе монашеского делания лежит смирение. Хороший монах - это смиренный монах, обходных путей нет и готовить себя к этому надо заранее. Вот что говорит в своих наставлениях по этому поводу лаврский старец Архимандрит Кирилл (Павлов): «Вот ты спрашиваешь, как смиряться? А ты смиряйся от обстоятельств жизни. За день тебе Господь пошлет много таких случаев. Не пропускай их. Накричал начальник - смирись, осудили тебя - не осуждай в ответ, обделили в чем-то в семье - терпи, и так далее. На этих конкретных случаях, изо дня в день, и будем учиться смирению».

Другое украшение доброго монаха - терпение скорбей. Господь не хочет, чтобы мы мучились, но попускает нам искушения для духовного возрастания и укрепления в вере. Старец Паисий Афонский так говорит об этом: «Мы, Христиане, должны любить скорби и не домогаться освобождения, ибо скорби - необходимое средство совершенства».

Христос Воскресший да укрепит твое доброе сердце в том подвиге, который ты себе выбрала, и поддержит Своею благодатию на спасительном пути, ибо «велика помощь Божия, обнимающая человека, но мы не можем видеть ее глазами своими» (Авва Пимен. Древний патерик).

На снимке: эту фотографию неизвестной монахини начала прошлого века передали нам из Тихвинского монастыря г. Бузулук Оренбургской епархии. В редакции она замироточла и заблагоухала...

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 01.05.2005

«Откровения» из бездны Мне дали почитать одну книгу - люди в нашем поселке ей верят, а там написано, что наши души возвращаются назад в других людей много лет спустя. Книга называется "Откровения Ангелов-Хранителей". Авторы этой и других подобных книг Л. Панова и Р. Гарифзянов. Там даже написано, что душа Игоря Талькова была раньше Есениным... Пожалуйста, ответьте на мой вопрос. Я буду ждать и покажу ответ другим...

Нина.

«Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24), предупреждает нас Евангелие.
Одним из таких лжепророчеств является серия «Откровения ангелов-хранителей».
В своих книгах журналист Ренат Гарифзянов и «народная целительница» Любовь Панова, умеющая якобы беседовать с некими духовными существами, последовательно искажают основные Христианские догматы. Каждый Христианин знает: Бог всеведущ, и Он обязательно услышит обращенную к Нему молитву. Но у «ангелов» другое мнение: не нужно тревожить Бога своими мелкими проблемами. Молиться нужно только «ангелам-хранителям», это они обладают властью над человеком, определяют его судьбу, помогают или карают (очень уж похоже на шаманскую практику). В книгах говорится, будто грехи не могут быть прощены даже Богом, закон кармы нерушим. Авторы называют свое учение «христианским», ведь авторитет Евангелия настолько высок, что просто отложить эту Книгу книг в сторону не представляется возможным, однако по версии Л. Пановой и Р. Гарифзянова, в первые три века в Евангелии присутствовал весь тот бред про «женитьбу и долгую жизнь» Христа, про мужество его «родного брата» Иуды Искариота, про то, что Иисус пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы искупить грехи людей, а просто, «чтобы принести людям счастье». Христианское учение о Страшном суде говорит, что праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную (Мф. 25, 46). «Ангелы» же учат, что загробный суд конечно есть, но относится он не к вечной участи души, а к ее следующей аватаре. Тем, кто ведет себя праведно, присуждается переселение на другую планету в более благополучную цивилизацию, а кто грешит - тех опять на землю, и так до девяти раз. Неисправимые души сжигаются, уничтожаясь полностью… - и прочая «научно»-фантастическая галиматья. Это лишь малая часть той ереси и богохульства, которое содержится в сочинении. До сознания читателя не допускается главная суть Христианства, центр его богословия: Искупительная жертва и Воскресение Христово. Допущены вопиющие исторические фальсификации, например то, что Священное Писание было якобы переписано отцами Первого Вселенского Собора, в то время, как оно уже разошлось по всем странам Христианского мира, текст его осознавался священным, хранился Христианами как величайшая святыня, и малейшие изменения были бы замечены. Зато читателю предлагается богатый арсенал магических техник: заговоры, заклинания, ритуалы. К кому обращаться со своими проблемами тоже понятно: «От сглаза можно избавляться в церкви, но лучше пойти к квалифицированному… (?!) специалисту».
В книге «Начало» Л.Панова говорит: «В некоторых письмах встречается вопрос: не боюсь ли я Бога? Если человек так говорит, значит, он или не читал моих книг, или издевается, или просто глуп». Авторы утверждают, что в книге нет авторского вымысла, и все, что они сообщают читателю, было рассказано им «ангелами-хранителями». Видимо, и по такому случаю Апостол Павел писал к галатам: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. I, 8). Каждому христианину ясно, что Л. Панова и Р. Гарифзянов вступили в контакт с нечистой силой, и не удивительно, ведь это совершенно закономерно для людей, занимающихся «нетрадиционным целительством», то есть колдовством.

Теперь конкретно о переселении душ.

Стремление к наслаждениям настолько распространилось в современном мире, что даже в основе выбора веры или исповедании той или иной религии часто лежит именно гедонистический мотив: «познание через радость и комфорт»

Идея переселения душ, многократного возвращения в этот мир, страшила и дисциплинировала людей тех традиционных культур, которые ее принимали. Она воспринималась как проклятие, круговорот безконечной старости, болезни, смерти. Европейское же сознание воспринимает ее скорее как безконечное возвращение молодости, весны, счастья, как благо. Если у меня будет еще много жизней, то предстоит еще немало попыток для исправления, а поэтому серьезную попытку духовного роста лучше отложить до следующей реинкарнации.

На самом деле, по сравнению с Христианством все это чрезвычайно примитивно. Кем мы будем «в следующей жизни» - согласно этому «учению», совершенно неизвестно. Как наши сегодняшние усилия скажутся на жизни неизвестного нам человека - непонятно. Так ради чего нам стоит так стараться?

Христианство, в отличие от всех этих внешне эффектных учений, никогда за всю свою историю не признавало переселения душ. "Человекам положено однажды умереть, а потом Суд" (Евр 9, 27), говорит Апостол Павел. Предполагая абсолютную ответственность человека за качество своей единственной жизни, оно и глубже, и куда труднее. Постижение Бога в Христианстве требует полной самоотдачи. Как только ты отдаешь себя Богу, Бог полностью отдает Себя тебе. И здесь начинается духовная работа, несравнимая по своей глубине и сложности ни с какими медитационными «изысками».
Наконец, чтобы закончить этот разговор, нужно еще сказать о реакции священнослужителей и церковной иерархии на эти «откровения». Первыми тревогу забили священнослужители Мостовского района (место жительства Л. Пановой).

В Кургинском благочинии, а затем в Екатеринодарском епархиальном управлении была создана комиссия, проанализировавшая «творчество» Л. Пановой. По итогам работы комиссии Митрополит Исидор принял решение об отлучении Л. Пановой, которая называет себя Православной Христианкой, от церковного общения. Этот редкий по нашим временам документ - анафему - цитирую по публикации в Сибирской общественной газете «Честное слово»:

«По рассмотрению рапортов по деятельности Вашей - как писательской, так и лечебной - ужаснулся Вашей участи здесь, на Земле, и, страшно подумать, загробной. Такого богохульства я до сих пор не встречал и не слыхивал из уст женщины. Ваши книги, содержащие хулу на Богочеловека - Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, святых угодников Божиих, содержащие извращения Святого Писания, разошлись по миру. Понятно, что заказчиком сей мерзости является сатана, а исполнителем - его покорный слуга Любовь Ивановна. Мне, как Правящему Архиерею, невозможно допустить гнусные оскорбления и кощунства над верой Православной и чувствами верующих. Властью, Богом мне данной, отлучаю Любовь Панову от общения церковного до принесения принародного покаяния, отречения от хульных еретических писаний, отказа от практики лечения методами экстрасенсорики и спиритизма».

Евангельская же заповедь говорит нам о таковых: аще и Церковь преслушает, будет тебе как язычник и мытарь (Мф. 18, 17).

иеромонах Серафим, г. Астрахань 08.05.2005

 

За всех ли можно молиться? Много раз читала о том, что некоторые люди - молитвенники, подвижники - берут на себя и замаливают грехи других людей. Как это происходит, и могут ли брать на себя грехи ближних люди, не отличающиеся особыми духовными дарованиями? Знаю, что нужно молиться за живых и усопших, но некоторые старцы предупреждали своих духовных чад: «А ты молись не за всех». Наверное, когда молишься за других, а особенно за людей, живущих явно греховной жизнью или умерших во грехе, без покаяния, какую-то часть их грехов тоже принимаешь на себя? Всем ли это по силам? И как правильно понимать слова Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин.,5, 16).

Елена, Башкирия.

Молитва, по учению святых отцов, не знает предела, поэтому нам, не сделавшим даже первого шага в этом подвиге и не познавшим этого блаженного состояния, трудно говорить о нем на одном языке, ибо каждый будет исходить прежде всего из своего опыта. Однако, все же попытаемся наметить некоторые контуры ответа на этот сложный вопрос.
Великие молитвенники, древние и современные, говорят, что наше призвание — молиться за весь мир, как Христос учил молиться своих апостолов: «да будет воля Твоя как на небе, так и на земле».

«Молитва, по качеству своему, есть общение (со-бытие) и единение человека и Бога. По действию же она есть стояние мира... мост чрез искушения... пресечение браней, дело Ангелов, пища безплотных, будущее радование, конца и предела не имеющее делание, источник добродетелей... проявление мер... Для истинно молящегося молитва есть истязалище, судилище и престол Господень, прежде престола будущего» (преподобный Иоанн Лествичник). И даже он, преподобный Иоанн Лествичник, нашедший такие слова для описания молитвы, указывал, что может говорить не о всякой молитве, но лишь о той, которую постиг на своем опыте, вопрошающим же о более высоких состояниях советовал обращаться к отцам, достигшим совершенства.

Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (Не случайно одной из основных черт учения о спасении Восточной Церкви является осознание греха не как преступления, но как болезни). Понятно, что, исходя из нашего собственного состояния, степени нашего духовного преуспеяния мы можем «молиться не о всех», как советуют духоносные отцы своим чадам.
Преподобный Серафим Саровский выразил эту же мысль в словах, известных сейчас практически всякому Православному Христианину: «стяжи мир душевный, и тысячи спасутся вокруг тебя». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.
Слова Иоанна Богослова о согрешающих к смерти следует понимать так, что не всякая молитва угодна Богу, но существует предел нашему молитвенному дерзновению. Великий русский богослов XIX века Святитель Филарет, Митрополит Московский так толкует эти слова в одном из своих слов о поминовении усопших: «…Надлежит ожидать, что Писание не только удовлетворительно наставит нас о чем молиться, но и предохранит запрещениями, чтобы нам не молиться о том, о чем молитва была бы не угодна Богу. Или, спросят, — не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна - за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, - за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией».

Итак, Апостол утверждает, что если наши прошения соответствуют воле Божией, то они будут исполнены. Если мы нелицемерно любим брата своего и будем молиться о нем, то Господь дарует ему Жизнь вечную. Если же брат не обнаруживает никакого обращения, не приносит раскаяния, то молитва наша не будет услышана, так как не угодна Богу.

Серафим (Калугин), г. Астрахань. 03.06.2005

 

Високосный год не хуже других... У моей хорошей знакомой в прошлом, високосном, году (2004 г.) умерла близкая родственница на первой неделе Великого поста. На поминках выяснили, что даже грибы в високосный год нельзя есть весь пост, так как в високосный год пост строже. Так ли это? И еще говорят, что високосный год всегда тяжелее…

Екатерина, г. Самара

Здравствуйте, Екатерина. Действительно, прошлый 2004 год был високосным.
Високосный год, то есть увеличенная на один день продолжительность года, в свое время был революционным шагом в вопросе разработки календаря, который бы по возможности наиболее соответствовал движению Земли вокруг Солнца, то есть имел некоторое постоянное среднее число дней в определенный период. Это достижение принадлежит Созомену и относится к 46 г. до Рождества Христова.

С этим календарным явлением связано множество суеверий и предрассудков. Считается, что в это тяжелое время бывают какие-то особые неприятности, семейные раздоры, падеж скота, неурожай, болезни, повышенная смертность (мор на мужиков) и т.д. А так как 29 февраля празднуется память великого св. отца и подвижника Кассиана Римлянина, то и с его именем связано множество всяких кощунств (Касьян завистливый, Касьян скупой, недоброжелатель и проч.).
Источником же суеверия о високосном годе как годе, в котором происходят всевозможные несчастья, является астрология. Эта лженаука учит тому, что человек становится в зависимость от расположения звезд, а не от Промысла Божия.

Не устану повторять, что суеверия, в частности вера в приметы, осуждаются святой Церковью, так как являются тяжким грехом, отвлекая нас от спасения души, и подменяют эту великую цель нашей жизни Христианской обольщением суетными заботами века сего. Мы, Православные, знаем, что причина всех несчастий в природе и в нашей жизни - наши грехи и богоотступничество. Будет благополучным тот год, когда мы будем жить благочестиво, каяться и стараться исполнять волю Божию. А если мы будем жить по своей воле, в грехе, то Господь будет посылать нам вразумления в виде различных несчастий. Верующий человек доверяет только Промыслительному действию Господа. Принимает, по слову Апостола Павла, все, благодаря Бога (I Фес. 5:18).

Так как високосный год ничем не отличается от других лет церковного календаря, то, естественно, церковный устав не предписывает никаких изменений в соблюдении постов или других уставных особенностей, в том числе и относительно поедания грибов Великим постом. Грибы - растительная пища и разрешаются даже в самый строгий пост.

Хочется сказать о другом. Собираясь на поминки, надо помнить, какова их цель. Предлагая поминальную трапезу, родственники покойного просят умилостивительных молитв о упокоении его души, поэтому на поминках надо заниматься не пересказом суеверий, не «приведением в порядок» похоронного ритуала (в какую руку свечку, когда развязать руки, с какой стороны подходить прощаться и т.д.), а подойти к поминальной трапезе с благоговением и усердной молитвой о упокоении души новопреставленного. Надо помнить, что усопший невидимо присутствует здесь и ждет нашей молитвенной помощи, нашего последнего прощального целования перед недолгой разлукой.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань 05.08.2005

 

Как избавиться от проклятия? Скажите, пожалуйста, как быть, если самые близкие люди прокляли нас кого-то до рождения, кого-то после рождения? Как нейтрализовать действие проклятия? И как можно помочь и тем, кто проклинал, и тем, кого проклинали?

Мария.

Проклятие - это кара Божия, осуждение за особо тяжкие грехи. Пророк Иеремия говорит: «Проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Действие проклятия выражается в болезнях, а часто и в смерти. Здесь на память приходит текст послания Апостола Павла: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». (1 Кор. 11, 27, 29-30). Так страшно действие проклятия.

Известны случаи, когда святые Божии люди, праведники, призывая суд Божий на кого-либо, проклинали их. Так был проклят Хам праведным Ноем за нечестивое глумление над отцом. Пророк Елисей проклял детей, которые насмехались над человеком Божиим: «Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Царств. 2, 23-24).

Нетрудно заметить, что в этих случаях проклятия произносятся людьми праведными, носителями и блюстителями Божественной правды. Проклятия, произносимые ими, не только не ставились им во грех, но и подтверждались Божественным судом.

Что же происходит в нашей повседневной жизни? Мы, конечно, не имеем таких ориентиров, какие имели библейские патриархи и пророки, поэтому люди часто проклинают то в безсильной злобе, то совершенно бездумно, в потоке обычного пустословия, а зачастую и в пьяном угаре. Такое проклятие является тяжким грехом. Разъясняя вопрошающим действие проклятия, благодатный старец Паисий Афонский говорит: «…если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу, подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад - к тому, от кого оно изошло».

Таким образом, мы видим, что проклятие - это зло, привносимое нашими словами в жизнь в любом случае, независимо от того, кто прав - проклинающий или проклинаемый. Заповедь Божественная говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). «Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 14), - увещевает нас Апостол Павел. Но если уже такое случилось и проклятие произнесено, то нужно постараться исправить это искренним покаянием перед Богом.

Если родители вспомнили, что проклинали своих детей, нужно немедленно раскаяться в этом и сказать своим детям, что перед Богом снимают с них свое проклятие. Если вы узнали, что кто-то когда-либо проклял вас, нужно непременно постараться примириться с ним и добиться, чтобы он снял свое проклятие. Если же случилось так, что проклинавшего или проклятого уже нет в живых, нужно примириться с ним посредством церковной молитвы и поминовения усопшего.

иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 09.09.2005

 

Почему в доме покойника завешивают зеркала? Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?

Раба Божия Наталия.

Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.

Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.

Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.

Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.

В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.

Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.

Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.

Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».

Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.

Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе.

иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 16.09.2005

 

«Смогу ли вымолить сына?..» Мой сын Андрей умер без покаяния. Он смолоду «сел на иглу» и не смог избавиться от этой заразы. Я, как могла, молилась за него: заказывала обедни в церкви, по возможности посылала помощь на строящиеся храмы. И теперь молюсь. Отпели его в церкви, справили 9-й и 40-й дни. В Иверском монастыре г. Самары записала поминовение сына на Неусыпаемую Псалтирь. В нашу церковь записала на один год и еще в двух церквях на полгода. Стараюсь подавать милостыню, читать Евангелие и Псалтирь, хотя, может, этого недостаточно. 40 дней я читала акафист за единоумершего, сейчас читаю канон Паисию Великому, хотя иной день и пропускаю. Каждое утро читаю «Молитву родителей за детей». Но не могу найти себе места и прошу вас, подскажите, что еще делать? Смогу ли я вымолить его? Одна женщина мне сказала: «Наркоманов и пьяниц никак не вымолить». Правда ли это? Андрей был очень добрым и всем старался делать добро; последнее отдаст.

Слава Богу, что он успел отказаться от ИНН (мы вместе ходили в налоговую, и там дали справки, что наши номера признаны недействительными). Благодарю Господа, что сын умер дома, а не в колонии, где отсидел четыре года, и Господь не допустил самоубийства, хотя сыну было очень тяжело.

Как долго нужно читать канон Паисию Великому и можно ли читать его, если нет иконки этого святого?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: