Программа дисциплины. Цель и задачи дисциплины




Программа дисциплины

Классическая гитара

 

для детских музыкальных школ и детских школ искусств

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

____________ _____________

"___" ___________ 20___ г.

 

Тамбов 2011

Программа принята на заседании отделения _____________________________________

протокол № ___ от "___" ___________ 20___ г.

Зав. отделением ______________________________

ФИО

 

Авторы:

Преподаватель класса гитары Ермаков Роман Михайлович

Преподаватель класса гитары Солотин Юрий Николаевич

Рецензенты

(ФИО, учёная степень, учёное звание, вуз)

 

 

Цель и задачи дисциплины

Данная программа разработана для учащихся детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) по классу гитары.

Цель музыкального образования -- формирование музыкальной культуры учащегося.

Задачи – научить игре на инструменте, сформировать музыкальный вкус, воспитать музыкально-развитого, творчески-активного человека. Давая музыкальное образование всем учащимся, школа готовит также кадры для среднего профессионального звена.

Важной задачей школы на современном этапе является развёртывание художественно-просветительской работы, пропаганде всего наиболее ценного и значимого в искусстве.

Осуществление этих задач принесёт большую пользу развитию нашей художественной культуры и сыграет плодотворную роль в совершенствовании воспитательной работы в школе.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содер­жанию, стилю, фактуре. В индивидуальные планы учащихся, как и в экзаменационные программы, следует включать произ­ведения русских, советских и зарубежных композиторов, поли­фонические произведения, обработки народных песен и танцев, а также обработки современных популярных мелодий.

При подборе репертуара педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения.

Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенно­стям.

В отдельных случаях, когда это педагогически целесообраз­но, возможно включать в индивидуальный план для учащихся со слабыми данными отдельные про­изведения из репертуара предыдущего класса, а для профессионально ориентированных учащихся пьесы из репертуара следующего класса.

Репертуарные списки, приводимые в программе, не являют­ся исчерпывающими. Педагог может пополнять индивидуальные планы учащихся по своему усмотрению и другими произведе­ниями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответствующими по степени трудности возможностям уча­щегося.

Таким образом, в результате освоения данной дисциплины учащийся должен:

Знать историю гитары, её устройство, расположение нот на грифе гитары, а также педагогический и концертный репертуар.

Уметь самостоятельно настраивать инструмент, работать с нотным текстом (включая чтение нот с листа), а также с художественной стороной произведения.

Демонстрировать способность и готовность участвовать в различных концертах и конкурсах.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 360 часов.

Вид учебной работы Всего часов Полугодия
                   
Общая трудоемкость дисциплины                      
Вид промежуточного контроля   Академический зачёт(декабрь) – 2 разнохарактерные пьесы Технический зачёт(февраль) - гаммы и 2 этюда, Переводной зачёт(май) - 3 разнохарактерные пьесы Академический зачёт(декабрь) 3 разнохарактерные пьесы Технический зачёт(февраль), Переводной зачёт(май) -3 разнохарактерные пьесы Академический зачёт(декабрь) -- 3 разнохарактерные пьесы Технический зачёт(февраль), Переводной зачёт(май)- 3 разнохарактерные пьесы Академический зачёт(декабрь) - 3 разнохарактерные пьесы Технический зачёт(февраль), Переводной зачёт(май) - 3 разнохарактерные пьесы 1-е прослушивание(декабрь) – первые две пьесы выпускной программы 2-е прослушивание (февраль) – вторые две пьесы выпускной программы, 3-е прослушивание (апрель) – вся программа выпускного экзамена, выпускной экзамен (май)  

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Первый класс Мажорные и минорные гаммы (трех видов) в 1-2 октавы в пределах 1-й и 2-й позиций; хроматическую гамму в 1-й позиции; каденции к указанным гаммам; 6-8 этюдов с несложной фактурой, простым ритмическим рисунком; 8-10 пьес различного характера.  
2. Второй класс Двухоктавные гаммы До мажор и до минор в аппликатуре А. Сеговии; 6-8 этюдов на аккорды, арпеджио; 8-10 пьес различного характера  
3.   Третий класс   Трёхоктавные гаммы Соль мажор и соль минор в аппликатуре А. Сеговии, хроматическая трёхоктавная гамма. 4-6 этюдов на разные штрихи; 2 полифонических произведения; 1 произведение крупной формы; 6-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли); несколько произведений в плане чтения нот с листа.  
  4.       Четвёртый класс       Гаммы Ми мажор, Фа мажор и ми минор трехоктавные; 5-6 этюдов на различные штрихи; 2 полифонических произведения; 6-8 пьес различного характера несколько произведений в плане чтения нот с листа.  
5. Пятый класс Работа над всеми гаммами в различном ритмическом оформлении, с каденциями. Гаммы терциями, секстами и октавами (количество, тональности и диапазон – на усмотрение педагога), 5-8 разнохарактерных пьес, включая полифонию, крупную форму, переложения, обработки популярных или народных мелодий и оригинальные произведения. Несколько произведений в плане чтения нот с листа.  

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М, 1934,1938, 1983,1985.

2. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.

3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964 - 2002.

4. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977 – 1987

5.Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.

 

б) дополнительная литература:

1. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1986.

2. Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1984, 1988.

3.От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. И ред. И. Пермяков. Л., 1986

4. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1983.

5.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1984.

6.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1980, 1984.

7.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1981, 1985.

8.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1982, 1986.

 

 

в) перечень музыкальных произведений, изучаемых в рамках данной дисциплины:

Первый класс

 

Гладков «Песенка львёнка и черепахи»

Фортеа «Вальс» (a-moll)

Калинин «Маленький испанец»

Калинин «Частушка»

Иванов-Крамской «Шутка»

Варламов «На заре ты её не буди»(обр. Е. Ларичева)

Р.н.п. «Во поле берёза стояла»

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Р.н.п. «Летал голубь»

Р.н.п. «Ходила младёшенька» (обр. Яшнева)

Карулли «Вальс» (C-dur), (e-moll)

Джулиани «Экосез»

Шварц-Рефингер «Прелюдия»

Каркасси «Андантино» (C-dur)

Каркасси «Полька»

Каркасси «Пьеса»

Каркасси «Прелюд» (a-moll), (Е-dur)

Каркасси «Аллегретто» (C-dur)

Каркасси «Андантино» (a-moll), (C-dur)

Джулиани «Алегро»

Иванов-Крамской «Прелюдия» (e-moll)

Каркасси «Модерато»

Агуадо «Этюд» (a-moll)

Сагрерас «Этюд» (a-moll)

Каркасси «Этюд» (a-moll)

Иванов-Крамской «Этюд» (C-dur)

Джулиани «Этюд» (C-dur)

 

Второй класс

 

Р.н.п. «Утушка луговая» (обр. Иванова-Крамского)

«Клён ты мой опавший» (обр. Иванникова)

Р.н.п. «Ты поди, моя коровушка, домой» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Ходила младёшенька» (обр. Яшнева)

Р.н.п. «То не ветер ветку клонит» (обр. Иванова-Крамского)

«Клён ты мой опавший» (обр. Иванникова)

Лекуона «Малагенья»

Виницкий «Маленький ковбой»

Калинин «Маленький испанец»

Иванов-Крамской «Шутка»

Иванов-Крамской «Прелюдия» (e-moll)

Фортеа «Вальс» (a-moll)

Милано «Канцона»

Карулли «Вальс с вариациями» (C-dur)

Карулли «Вальс» (G-dur)

Каркасси «Полька»

Каркасси «Сицилиана»

Каркасси «Андантино» (C-dur) №2, (a-moll)

Каркасси «Прелюд» (a-moll), (Е-dur), (G-dur)

Каркасси «Прелюдия» (d-moll)

Каркасси «Аллегретто» (C-dur)

Каркасси «Тема с вариациями»

Джульяни «Аллегро»

Карулли «Аллегретто» (e-moll)

Сор «Анданте» (C-dur)

Карулли «Сонатина» (G-dur)

Карулли «Рондо» (a-moll)

Молино «Рондо»

Де Видаль вариации на тему «Фолии»

Каркасси «Упражнение» (e-moll)

Каркасси «Этюд» (e-moll), (a-moll), (C-dur)

Диабелли «Этюд» (C-dur)

Карулли «Этюд» (F-dur)

Кост «Этюд» (a-moll)

Джулиани «Этюд» (C-dur)

Таррега «Этюд» (C-dur)

Карулли «Этюд» (a-moll) – Шумидуб сб.

Иванов-Крамской «Этюд» (Е-dur), (C-dur)

Карулли «Этюд» (А-dur), (G-dur), (C-dur)

Кост «Этюд» (D-dur), (a-moll)

Сагрерас «Этюд» (d-moll), (a-moll)

Виницкий «Этюд» №3, №5, №6

Сор «Этюд» (a-moll)

Агуадо «Этюд» (a-moll)

 

Третий класс

 

Укр.н.п. «Вечiр на дворi» (обр. Калинина)

Стар.анг.п. «Зелёные рукава»

«Клён ты мой опавший» (обр. Иванникова)

Косма «Осенние листья»

Альберт «Чувство»

Виницкий «Медленный блюз»

Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера» (аранж. Колосова)

Маккартни-Леннон «Вчера»

Н. Рота «Слова любви

Новиков «Эх, дороги»

Затынченко «Танец»

Исп.танец «Булериас»

перел. Пермякова «Ночной экспресс»

Папас «Испанский танец»

Ромберг «Тихо как при восходе солнца»

Карулли «Вальс с вариациями» (C-dur)

Милано «Канцона»

Таррега «Слеза» прелюд

Рокамора «Мазурка»

Бертолли «Романс»

Де Видаль вариации на тему «Фолии»

Санз «Эспаньолетта»

Скарлатти «Менуэт»

Джулиани «Экосез»

Калинин «Прелюдия» (a-moll)

Иванов-Крамской «Прелюдия» (a-moll)

Кост «Прелюдия»

Карулли «Аллегретто» (e-moll)

Карулли «Сицилиана»

Каркасси «Прелюд» (С-dur)

Каркасси «Каприччо»

Карулли «Сонатина» (G-dur)

Сор «Андантино» (С-dur)

Карулли «Рондо» (G-dur), (a-moll)

Каркасси «Этюд» (e-moll), (a-moll)

Кост «Этюд» (a-moll)

Калинин «Этюд» (e-moll)

Джулиани «Этюд» (e-moll)

Агуадо «Этюд» (a-moll)

Таррега «Этюд» (e-moll), (С-dur)

Виницкий «Этюд» №5

Джулиани «Этюд» №5

Брауэр «Этюд» №5

 

Четвёртый класс

 

Папас «Испанский танец»

Богословский «Тёмная ночь»

Ромберг «Тихо как при восходе солнца»

Виницкий «Сюрприз»

Милано «Канцона»

Крайдлер «Восход»

Альберт «Чувство»

Таррега «Слеза» прелюд

Кост «Баркарола»

Карулли «Рондо» (G-dur)

Сагрерас «Элегия» (Е-dur)

Семензато «Шоро»

Паганини «Сонатина» (C-dur)

Вариации на тему р.н.п. «Ой, при лужку» Александров

Вариации на тему р.н.п. «У нас нонче субботея» Александров

Р.н.п. «Хуторок» (обр. Шумеева)

Калинин «Этюд» (e-moll)

Каркасси «Этюд» №7 (a-moll), (D-dur)

Джулиани «Этюд» (e-moll)

Этюд-танец «Zambra»

Этюд-танец «Gallegada»

Виницкий «Этюд» №5

Таррега «Этюд» (e-moll)

Карулли «Этюд» (a-moll)

 

Пятый класс

 

Р.н.п. «Тонкая рябина» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Ах ты, душечка» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Вот мчится тройка почтовая» (обр. Дителя)

Гомес «Романс»

Смирнов «Романс» (h-moll)

Иванов-Крамской «Грустное настроение»

Иванов-Крамской «Песня без слов»

Гурилёв «Колокольчик»

Булахов «Не пробуждай воспоминаний»

Гильермо «Испанское каприччо»

Молино «Соната» (G-dur) – II часть

Джулиани «Сонатина» (C-dur) – III часть «Рондо»

Джулиани «Сонатина» (C-dur) – I часть

Каркасси «Рондо» (Е-dur)

Каркасси «Рондо» (e-moll)

Каркасси «Менуэт»

Сор «Галоп»

Пухоль этюд «Шмель»

Джулиани «Этюд» (e-moll) оп. 100 №13

Сор «Этюд» (d-moll), (А-dur)

Воронцов «Этюд» (e-moll)

Каркасси «Этюд» (А-dur) №23

Агуадо «Этюд» (a-moll)

 

 

г) перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ:

1. GuiarRro (v.5,6)

2. Tuxguitar 1.2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: