Аккорды для гитары - строим сами




Регулируем гриф гитары

Итак перед нами гитара, с чего начать. Прежде всего, чтобы слышать от гитары не адскую катафонию, а приятные звуки ее надо настроить. Но еще раньше нужно убедится на каком расстоянии находятся струны над 12 ладом гитары. Для чего это надо? Если струны будут слишком подняты над грифом, вам прийдеться прибегать к чрезмерному усилию для того чтобы прижать их к ладам, а это отобьет охоту от игры у любого, тем более у начинающего. После нескольких аккордов на такой гитаре у вас не останеться сил в пальцах, чтобы достаточно плотно прижимать струны к ладам и вместо чарующих звуков мы будете иметь глухое дребезжание. Однако и слишком низко струны нельзя опускать. В этом случае при игре струны во время вибрации будут задевать соседние лады и в момент удара по струнам будет слышан вибрирующий призвук. Следует отметить если гитара у вас старая(досталась по «наследству» от дяди Толи или от Сашки из соседнего подъезда) и на ней много играли то на ее ладах (в-первую очередь первых трех) образуются выемки от трения струн. В таком случае практически нельзя найти золотую середину по высоте струн над грифом. Ставишь на рекомендуемый уровень получаешь все тот-же дребезжащий призвук за счет того что струна прижатая в выемку оказывается слишком низко к соседнему ладу и естественно при вибрировании задевает его. Чтобы этого избежать этого приходиться неестественно высоко поднимать струны,вследствие чего имеем проблемы описанные выше. Так что при покупке гитары с рук имейте это в виду. Если у вас даже при оптимальном положении струн пальцы рук всего не выдерживаю дольше одной композиции, тогда вам можно порекомендовать нейлоновые струны. Кстати именно нейлоновые а не металлические струны считаються эталоном для классической гитары. Но найти хороши нейлоновые струны очень трудно, да и для аккомпанемента они звучат не очень выразительно. Лучше использовать металлически струны среднего натяжения. В принципе для наших целей подойдут и недорогие струны для акустической гитары, которые можно купить в любом специализированном магазине. Один совет из практики – ставя новые струны на гитару не пытайтесь сэкономить время и силы продевая всю струну в отверстие для закрепления и натягивая их на 2-3 оборота оставляя при этом длинный конец струны. В этом случае при игре струны вибрируя будут постепенно ослабляеться из-за плохого зацепления на колках и соответственно нарушать строй гитары. Лучше добросовестно намотать весь конец струны на валик. Ну и естественно не забываем про порядок подвода струн к колкам: первая струна к нижнему ближнему к корпусу колку, шестая к верхнему ближнему к корпусу колку, вторая к среднему нижнему колку и т.д. – логика надеюсь понятна. И еще о грифе. На некоторых дешевых гитарах иногда бывает такой эффект, что во момент удара по струнам верхняя дека резонируя ударяется о кончик грифа издавая глухой звук и это при том что на первый взгляд расстояние от деки до грифа довольно приличное. В этом случае между декой и нависающей частью грифа можно проложить какой-нибудь гасящий материал(свернутый до необходимой толщины кусок изоленты). Чуть не забыл: для регулировки грифа используется ключ или отвертка в зависимости от того чем этот самый гриф прикреплен к корпусу гитары.

Как настроить гитару

Итак гриф отрегулировали, теперь нужно настроить гитару. Если вы не Моцарт то для этого вам понадобиться какой-то эталонный источник звука с известной заранее частотой. В общем то для этих целей приминяеться камертон – такая металлическая штуковина напоминающая вилку вставленная в резонирующую подставку(ну видели наверное). Использовать лучше камертон на 440 Гц (нота Ля первой октавы), что соответствует высоте звука издаваемого первой струной прижатой на 5 ладу. Но если у вас камертона нет, а у большинства нормальных людей его как раз и нет:-), то можно поступить по другому:

1. Можно использовать пианино или рояль(естественно не откровенно растроенные). Находим на них ноту Ля или Ми первой октавы(спрашиваем у знающих людей, либо смотрим в каком нибудь самоучителе по пианино где на клавиатуре инструмента находиться эта нота). Вот в унисон этим звукам и нужно будет настроить первую струну гитары на 5 ладу для ноты Ля или на открытой струне для ноты Ми.

2. На худой конец можно использовать какой-нибудь МИДИ-секвенсер(программа такая для написания музыки). Поставить там нужную ноту и задать ей инструмент пианино(более чище звук чем у гитары) и зациклив воспроизведение настраивать в унисон струну гитары.

Если такой программы у вас нет либо не хочется с ней заморачиваться выкладываю файлы в формате MIDI и MP3. Открыв эти файлы в любом плерее, вы сможете по ним настроить гитару, точнее первую струну, вторая струна настраиваеться по первой, третья по второй и т.д. Ни в коем случаее не настраивайте гитару отдельно по каждой струне в унисон стороннему звуку. На основе стороннего звука - камертона либо др. источника следует настраивать только первую струну, остальные струны гитары настраивайте только по нижележащим струнам - только тогда вы получите аккорды с точными(хотя бы приблизительно) интервалами.

MIDI звуки ноты Ля и Ми первой октавы, которые соответствуют прижатой на 5 ладу и открытой первой струне соответственно
Ля Ми

 

MP3 звуки ноты Ля и Ми первой октавы, которые соответствуют прижатой на 5 ладу и открытой первой струне соответственно
Ля Ми

Вообще-то точного совпадения высоты звука первой открытой струны гитары именно ноте Ми необязательно, лишь бы он был где-то в этом районе, поэтому многочасовые прислушивания и настраивания пустая трата времени, по крайней мере на первом этапе. А вот настройка остальных струн должна быть четкой – если вторая струна на 5 ладу не будет звучать в унисон открытой первой(тоже и для остальных струн) то никакого строя гитары не будет и вместо благозвучных аккордов будем иметь диссанирующии звуки. Хотя и здесь нельзя добиться точного унисона по определению. Дело в том, что современный музыкальный строй из-за стремления сделать его универсальным не имеет в себе ни одного чистого интервала. Т. е. звук второй струны современной гитары прижатой на 5 ладу не будет точно соответствовать звуку первой открытой струны. А сделано это было для того чтобы музыкальные произведения можно было исполнять в любой тональности без перенастройки инструмента. Это не относиться например к скрипке т. к. на ее грифе нет порожков и на не можно взять любой звук.

Теперь о самом строе шестиструнной гитары. Он такой:
1. струна – Ми
2. струна – Си
3. струна – Соль
4. струна – Ре
5. струна – Ля
6. струна – Ми

Итак, сначала нужно настроить первую струну гитары по одному из описанных выше способов. Вторая струна, как уже говорилось выше, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон открытой первой. Третья струна на 4 ладу(внимание не на 5 ладу а именно на 4) должна звучать в унисон с открытой второй. Четвертая на 5 ладу – в унисон открытой третьей. Пятая на 5 ладу – в унисон открытой четвертой. И наконец шестая струна на 5 ладу должна звучать в унисон открытой пятой.

Что значит «звучать в унисон». В теории это значит, что два звука должна иметь одинаковую частоту. На практике при одновременном звучании двух струн в унисон их звук должен сливаться в один. Если такого единения нет то явно ощущается "биение звука", он как-бы то усиливаеться то затухает. То же самое биение будет ощущаться и в вибрации корпуса. Однако, как было сказано выше, на современной гитаре точного унисона добиться невозможно, но биение должно быть исключено напрочь и добиться этого реально. Что можно посоветовать при настройке гитары для начинающих. Есть в акустики такой эффект - резонанс, использовать его при настройке можно так: если при звучании настраиваемой струны, например второй, первая открытая струна начинает самопроизвольно колебаться, то налицо резонанс который в данном случае будет сигналом того что струны звучат в унисон (особенно явно этот эффект заметен на 5 и 6 струне). Единственное что надо отметить, что после удара по настраиваемой струне (удар должен быть довольно сильный) струна, в унисон которой настраивают должна резонировать не рывком, а плавно и продолжительно – только тогда можно говорить о реальном унисоне

После того как Вы настроили гитару ее можно и нужно проконтролировать.

Строй гитары можно проконтролировать так:
1. удар по третьей струне на 9 ладу должен привести к резонансному
колебанию первой струны,
2. удар по четвертой струне на 9 ладу - к колебанию второй струны,
3. удар по пятой струне на 10 ладу - к колебанию третьей струны,
4. удар по шестой струне на 10 ладу - к колебанию четвертой струны.
Если резонанс отсутствует или слабо выражен, значит, нужно еще раз проверить и скорректировать строй гитары.

Аккорды для гитары - строим сами

Итак, наша гитара готова для игры. Как уже говорилось выше «игра на гитаре» понятие растяжимое. Мы будем учиться аккомпанировать голосу по самому простому варианту, а именно извлечением аккордов разными способами в зависимости от ритмического рисунка мелодии. Что такое аккорд? Аккордом называется одновременное звучание 3 и более звуков. Если вы еще не знаете, то скажем, что существует семь нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Расстояние между нотами в музыкальной теории измеряют полутонами. Так вот между всеми нотами лежат 2 полутона, кроме связок Си-До и Ми-Фа, между этими нотами расстояние в один полутон (это важно запомнить, пригодиться для самостоятельного построения аккордов).

Самый распространенный аккорд для шестиструнной гитары – Ля минор (Am). Звуки аккорда соотносятся между собой по определенным правилам. Так для аккорда Am первой нотой будет нота Ля, второй – До, третьей – Ми. Так вот между Ля и До мы имеем интервал в 3 полутона (как определять смотри выше), между До и Ми – 4 полутона. Вот оно и правило для построения минорного аккорда: первый интервал аккорда -3 полутона, второй интервал – 4 полутона. А теперь пример. Построим аккорд Ми минор (Em). Аккорд Ми минор, значит, звук от которого будем строить аккорд – Ми. Теперь нам нужно найти второй звук аккорда. Как уже говорилось выше, первый интервал минорного аккорда равен 3 полутонам. Считаем: связка Ми-Фа – 1 полутон (внимание 1 не 2!), связка Фа-Соль (2 полутона). Итак, от ноты Ми (основы аккорда) на 3 полутона отстоит нота Соль, значит, вторым звуком аккорда Em будет нота Соль. Теперь также найдем и третий звук аккорда. Считаем: Соль-Ля – 2 полутона, Ля-Си - 2 полутона. Вот мы и набрали требуемые 4 полутона, именно столько полутонов во втором интервале минорного аккорда (см. выше). Итак, третий звук аккорда Em будет Си. А вот и весь Ми минор (Em): Ми-Соль-Си. Мажорный аккорд строиться аналогично, только в нем первый интервал содержит 4 полутона (сравните с минорным, там 3 полутона), а второй – 3 полутона (у минорного – 4 полутона).

Построим аккорд Ля мажор (A). Считаем: Ля-Си – 2 полутона, Си-До 1 полутон, До-Ре – 2 полутона, имеем уже 5 полутонов, а нам надо только 4, как быть если между До-Ре 2 полутона а не один. А вот как, мы возьмем только половину от связки До-Ре, т.е. один интервал как нам и нужно. Такое повышение ноты полтона в нотной грамоте показываеться знаком Диез (#). Итак, второй нотой нашего Ля мажора будет До-диез. Находим третью ноту: До-диез-Ре 1 полутон, Ре-Ми – 2 полутона. Ну вот они 3 полутона, как нам и надо. Имеем все три ноты Ля мажора: Ля-До-диез-Ми.

Немного об обозначениях аккордов. Семи нотам присвоены для обозначения следующие буквы. До-C, Ре-D, Ми-E, Фа-F, Соль-G, Ля-A, Си-H, Си-бемоль-B (отдельное обозначение этой ноты сложилось исторически). Такими же буквами обозначаються и аккорды построенные от соответствующих нот, только если аккорд минорный в обозначении прибавляеться буква - m. Так аккорд Фа мажор обозначаеться как F, а Фа минор как Fm.

Цифра 7 прибавляемая к обозначению аккорда (Em7) обозначает, что аккорд имеет четвертый звук. Такие аккорды называют септаккордами. Интервал между третьей и четвертой нотой септаккорда равен 3 полутонам, причем это правило как для минорных так и для мажорных аккордов. Так с ептаккорд Am7 будет состоять из Ля-До-Ми-Соль. От Ми до Соль как раз 3 полутона: Ми-Фа – 1 полутон, Фа-Соль – 2 полутона.

 
  Аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары
Am Dm Em
A D E
A7 D7 E7
Am7 Dm7 Em7

В Н И М А Н И Е!!! Для всех аккордов от ноты Ре (D) 6 струна звучать не должна

Fm Hm G
F H G7
F7 H7 C
Fm7 Hm7 C7

А теперь внимание на вышерасположенную таблицу. Аккорды от ноты Фа(F) и Си(H) как вы уже догадались берутся при помощи приема «баррэ». При баррэ указательный палец левой руки своим ребром перекрывает все струны на определенном ладу. При этом строй гитары как-бы повышается на соответствующие количество полутонов (в зависимости от того на ком ладу прижать). Присмотритесь внимательно к аккорду Em, который берется без баррэ и Fm. Видете, если не обращать внимание на баррэ, аппликатура та же самая – 4 и 5 струна прижимаются на одном ладу. Уловили суть? Если взять приемом баррэ аккорд Fm и не меняя положение пальцев сместиться в другую позицию на один лад выше получим уже аккорд F#m, еще на один лад выше – Gm. Таким образом с помощью одной и той же аппликатуры, перемещаясь по ладам грифа можно взять любой аккорд. Один лад равен одному полутону. Расстояние в полутонах между нотами смотри здесь. Теперь отсчитывай количество ладов от базового аккорда (пусть от того же Fm) и получай аппликатуру для нужного аккорда. Тоже самое и с а ккордом Hm. Сравни его с Am. Видишь схожесть в аппликатуре. И не удивительно, поставив баррэ на 2 ладу, мы сместили строй гитары на 2 полутона, а расстояние между Ля(A) и Си(H) как раз и равно 2 полутонам. Теперь взяв Hm, поднимаемся на один лад выше (между Си(H) и До(C) один полутон) не меняя аппликатуру (просто скользим по струнам на следующий лад). Вот мы уже в позиции аккорда Cm (До минор). Смотри остальные аккорды с баррэ в таблице – с ними можно проделать аналогичные манипуляции и получить нужный аккорд на любом ладу. Вот и весь секрет баррэ.

Осталось сказать лишь одно. Прием баррэ вызывает у начинающих большие трудности, вплоть до того, что некоторые вообще отвергают его применение и в других тональностях кроме как в Ля минор-До мажор(Am-С) и Ми минор-Соль Мажор(Em-G) (в этих тональностях на шестиструнной гитаре аккордов с баррэ минимум – F, Hm) не играют. Что же, таким пугливым может помочь только кападастр – приспособление, надеваемое на гриф гитары на определенном ладу. Кападастр как бы заменяет при баррэ указательный палец, перекрывая все струны. Так поставив кападастр на 2 лад можно использовав аппликатуру нашего любимого Am брать уже вместо него Hm. И вообще имея табулатуру аккордов какой-либо песни, например, в тональности Ля минор(Am) или Ми минор(Em) поставив кападастр можно используя те же аппликатуры аккордов сыграть ее в любой тональности. Кападастр – это конечно здорово, но в таких тональностях как Си минор(Hm) и Соль минор(Gm) (которые тянет сыграть, поставив кападастр) аккорды с баррэ присутствуют в приемлемом количестве и после тренировок не должны вызывать трудности даже у начинающих. К тому же даже в таких «блатных» тональностях как Ля минор(Am) и До мажор(C) аккорд с баррэ есть (это Фа мажор(F)) и тут уже никакой кападастр не поможет – хочешь не хочешь а вытягивай указательный пальчик и дави на струнки во всю длину оного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: