Воспитание целомудрия у современных детей как педагогическая проблема




Груздева М.В.

 

В XXI веке, в период духовно-нравственного кризиса российской семьи и общества в целом, перед педагогами всех звеньев образовательной системы стоит насущная проблема здоровьесбережения подрастающего поколения. К сожалению, психологическое и нравственное здоровье юных граждан России остаются в современной педагогической науке тем «не вспаханным полем», которое нуждается в пристальном внимании как учёных-педагогов, так и практиков. Высказанные в журнале «Педагогика» в конце прошлого столетия мысли министра общего и профессионального образования В.М. Филиппова о том, что «последствием принижения воспитания, гуманистической миссии образования явилась потеря целого поколения российской молодёжи, поколения, которое, как мы сегодня видим, оказалось обделено нравственными и гражданскими ценностями, не получило возможности в должной мере приобщаться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия»[5,с.65], спустя семнадцать лет не потеряли своей актуальности. Теперь мы наблюдаем, как педагогически упущенное поколение конца 1990-х, войдя в родительский возраст, на собственном примере «воспитывает» ещё одно поколение детей и молодёжи, обделённое названными выше ценностями. Вопрос «трудных родителей» с их агрессивно-потребительской позицией и психолого-педагогической неграмотностью хорошо знаком учителям современных школ и воспитателям дошкольных образовательных организаций. Профессиональные педагоги, чтобы небезуспешно работать с детьми, вынуждены прежде всего заниматься углублённой воспитательно-просветительской деятельностью с их родителями.

Среди ментальных ценностей и качеств русского национального характера, способных приобщить подрастающего в России человека к «ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия» [5,с.65], необходимо выделить ведущие, корневые, – ценность жизни, ценности материнства и отцовства, уважение отечественных культурных традиций, совестливость, целомудрие. Если, к примеру, о ценности жизни или материнства современное общество ещё задумывается в силу социального инстинкта самосохранения (без сбережения жизни и материнства не может быть нации), то такое исконное качество национального характера, качество, стоящее у истоков нравственного воспитания личности, как целомудрие, часто остаётся без внимания. Однако же, ни здоровому, достойному материнству, ни полноценной человеческой жизни не состояться без целомудрия. Является очевидным: воспитание у человека любого нравственного качества, будь то, например, совестливость или патриотизм, нераздельны с формированием у него целомудрия как базового качества, определяющего глубину и положительную направленность всех остальных нравственных характеристик человека. Половая распущенность, цинизм, легкомыслие и пренебрежение ответственностью в интимных отношениях вообще не совместимы с нравственностью. В русской духовной традиции имеется суждение, что «целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» (Преподобный Иоанн Лествичник)[2, с.163]. Осуществление любого нравственного воспитания детей, подростков и молодёжи без целенаправленного и систематического, инструментально оснащённого воспитания у них целомудрия, на наш взгляд, будет по существу поверхностным и недостаточно профессиональным. Педагогические удачи возможны здесь только в том случае, если каким-то чудом, из традиций крепкого семейного воспитания, что сегодня является чрезвычайной редкостью, ребёнок «принесет» в педагогическое пространство образовательного учреждения росток регулярно закрепляющегося в его личности, усилием близких и авторитетных для него людей, нравственного качества – целомудрия.

Современных отечественных педагогических исследований о формировании у детей целомудрия – считанные единицы, у современных педагогов-практиков для этой тонкой воспитательной работы часто нет полноценных методических знаний, ещё чаще нет времени и сил. Не удивительно, что вульгарное, распущенное поведение и матерная брань подростков и юношества в стенах массовой школы, на улице или в общественном транспорте стали восприниматься почти как норма жизни.

Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова определяет целомудрие как добродетель, строгость в нравственном отношении. В современном словаре русского языка С.И. Ожегова раскрываются два значения понятия целомудрия: целомудрие как строгая нравственность, чистота и целомудрие как девственность. В воспитательном укладе русской культурной традиции целомудрие рассматривается как «целостность человека в нравственной высоте и духовном совершенстве» [1, с.46]. Это обусловленные традиционным семейным воспитанием и самовоспитанием человека стремление сохранить и добровольное, осознанное сохранение до брака девичьей чести и юношеской целомудренной чистоты, а в браке – супружеской верности, что понимается как «генетическая основа семейного счастья и благополучия, передающаяся из рода в род» [2, с.165], как «основа крепости не только семейных устоев, но и благополучия нации и государства» [2, с.165].

Начинать воспитание у ребёнка целомудрия, как и многих других нравственных качеств, необходимо в дошкольном детстве, а младший школьный возраст, являющийся по мнению отечественных исследователей Л.И. Божович и Н.Д. Левитова периодом интенсивного развития эмоциональной сферы и моральных чувств ребёнка, наиболее благоприятен (сензитивен) для данной воспитательной работы. Духовный мир младшего школьника, если к нему относиться тактично и бережно, радостно раскрывается навстречу любому доброму воспитательному воздействию. Как отмечали многие учёные и деятели культуры, по самой природе детство целомудренно, и воспитателю необходимо лишь закрепить педагогическими методами и средствами богатство глубокого и ничем не замутнённого детского восприятия мира. Но здесь, к сожалению, и начинаются главные противоречия. Целомудренна природа детства, но современный мир, окружающий ребёнка с младенчества и даже с его пренатального развития, далеко не целомудренен. Мало того, грубая антипедагогическая среда может быть агрессивной и враждебной по отношению к детству, может нарушать его самобытное пространство, навязывая свои мировоззренческие установки. По всем правилам педагогики и разума маленькие дети не должны слышать ни дома, ни на улице или в магазинах, транспорте и других бытовых местах нецензурной брани, не должны видеть нарушающих их целомудрие телевизионных передач, сайтов сети Интернет, иллюстраций, реклам… Но они всё это слышат и видят – где-то больше, где-то меньше. Автор данной статьи согласен с исследователем Н.Е. Рудовой, утверждающей, что «современное общество всячески разрушает нравственное здоровье девочки-девушки-будущей мамы, навязчиво предлагая шквал порнографии, рекламу различных «удовольствий» и шоу-безобразий, разрушая природное целомудрие, не предупреждая при этом, что, встав однажды на путь блуда и беспечности, она в будущем не сможет радоваться своему достойному материнству и здоровому потомству» [4,с. 160]. Автор также согласен с мнением исследователя Т.А. Берсеневой: «Невидимое беззаконие в сфере интимной жизни людей сегодня оборачивается видимым беззаконием в обществе: здоровых детей практически не рождается, гинекологические и урологические заболевания преследуют женщин и мужчин, фрустрация, отчуждённость, озлобленность, криминальная ситуация, суицид» [2,с. 165].

Большая ответственность в деле сохранения целомудрия детей ложится на плечи как родителей, так и педагогов-профессионалов всех рангов. Как мы видим, ни те ни другие с этой миссией в силу ряда причин не справляются. Однако, несмотря на временные педагогические неудачи, по мнению известного исследователя И.С. Кона, «российской педагогике не следует оставаться безучастной к геноциду собственной молодёжи» [3,с.6].

На наш взгляд, если в обществе не установлена строгая нравственная цензура, касающаяся детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков, каждодневная работа по духовно-нравственному воспитанию, по воспитанию у детей целомудрия в образовательных организациях должна быть усилена. Безусловно, в интересах государства видеть в лице выпускников общеобразовательных школ будущих ответственных матерей и отцов, способных передать своим детям чистоту помыслов и здоровое мировосприятие, а не циничных сквернословов, усмехающихся над самими понятиями «целомудрие», «материнство», «брак», «семья». Не случайное безответственное сожительство с многочисленными партнёрами, а именно создание нравственно здоровой, крепкой семьи с последующим рождением и воспитанием детей традиционно считалось в России идеалом отношений мужчины и женщины. В современной России обострилась также проблема «маленьких мам» – незамужних девочек-подростков, рожающих одного или нескольких детей до достижения несовершеннолетия. О социальной и духовно-нравственной зрелости таких юных матерей говорить можно крайне редко. Они – продукты того общества и тех многочисленных образовательных учреждений, в которых уже на протяжении нескольких десятилетий отсутствовало научно обоснованное и систематическое воспитание целомудрия.

Педагогический инструментарий, используемый при целенаправленном воспитании целомудрия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, разнообразен. Прежде всего, конечно, следует помнить о нравственном примере воспитателя. Родители и педагоги дошкольных образовательных организаций, учителя не должны потакать некой «современной моде» на распущенность, их задача – и своим внешним видом, одеждой, и своим поведением в сфере гендерных межличностных отношений показывать детям именно идеал, образец супружеских и дружеских отношений мужчины и женщины. Никакого иного, третьего, варианта отношений в отечественной духовно-нравственной традиции не представлено. Даже намёк на физическое выражение чувства любви между мужчиной и женщиной, поцелуй, в русской фольклорной традиции, например, в сказках, не вульгарен, скромен и целомудренен, часто скрыт завесой тайны. Вспомним также советские добрые мультфильмы и художественные фильмы, поставленные по мотивам русских народных и классических произведений: они имели глубокое воспитательное влияние на маленьких зрителей, так как действительно раскрывали романтический идеал межполовых отношений, а не предоставляли детям не нужную им на данном этапе их возрастного развития исчерпывающую информацию физиологического характера. Необходимо, чтобы именно романтический идеал любви и верности формировал личность ребёнка; этот идеал дети могут считывать с образа и поведения взрослых людей, которым они доверяют, а также из отечественной духовно-нравственной, культурной и педагогической сокровищницы. Народная и православная педагогика, традиционные игры и праздники, иконография, а также лучшие классические, отечественные и зарубежные, произведения поэзии и прозы, живописи, музыки, кинематографии – всё это, безусловно, воспитывает у детей целомудрие. Но, например, если вопреки здравому смыслу и своей воспитательно-просветительской миссии, учителя в день Святого Валентина (праздника, не имеющего корней в отечественной культурной традиции) показывают детям иной, усвоенный в рамках всемирного процесса глобализации в духовной сфере, образец отношений – устраивают для обучающихся день санкционированных, разрешаемых хаотичных раскидываний «сердечек», публичных поцелуев и объятий в стенах школы – это крайний непрофессионализм педагогов и их антипедагогическая деятельность по формированию у детей половой распущенности.

Большое значение в работе по воспитанию целомудрия у дошкольников и младших школьников имеет организация их проектной, исследовательской, а также творческой деятельности. Создание рисунка, аппликации, скульптурного произведения или стихотворения, рассказа, сказки, наполненных романтически трепетным, скромным, целомудренным отношением к представителям противоположного пола – эффективный инструмент воспитания, поскольку в творческой деятельности ребёнок уже не репродуктивно воссоздаёт усвоенный им идеал, а рождает его из своего эмоционального и поведенческого опыта, тем самым закрепляя его в своей личности как верный и успешный. Идущая от педагогов и родителей заинтересованная, искренняя похвала ребёнка за проявленное им творчество, его собственная радость, удовлетворённость процессом и результатом творчества – это превосходные условия не только текущего воспитательного процесса, но также условия уже будущего самовоспитания ребёнка. Понятно, что только при его целомудренном отношении к миру и жизни, при самосовершенствовании и определённой душевной работе он на протяжении длительного времени сможет радовать себя и окружающих подобными удачными продуктами творчества. Нецеломудренный в глубине души человек никогда не создаст целомудренного произведения, тем более – талантливого. И совсем юные творцы, а впоследствии подростки и юношество, действительно, для удач в творчестве готовы заниматься самовоспитанием.

«Девочка – это дружба. Девочка – это цветок в поле. Девочка – это птица добра» (Антон Никишин, 9 лет) – это взгляд младшего школьника на обобщённый образ представительницы противоположного пола. Другой ребёнок, ученик пятого класса, в своём трёхстишии создаёт обобщённый образ любви, неотделимый от гармонии природы:

Солнышко, ты, как огонь,

Даришь тепло любви сердцу.

Солнышко, ты светишь любовью.

Алексей Малышев, 11 лет

А вот учащаяся восьмого класса, девочка-подросток, размышляет о ценности семейной любви:

Весной повеяло теплом.

Грачи на толстой ветке

Сидят, чирикают вдвоём,

А рядом с ними – детки.

Ольга Картошкина, 14 лет

Приведённые выше продукты речевого творчества школьников, которые взяты автором статьи из архива материалов, собранных по результатам проводимых в 2000-2001 годах литературных творческих мастерских в «ГБОУ школа № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга, как и многие другие детские работы, глубоко целомудренны и являются для современных взрослых людей, учителей и родителей, уроком: вот к таким, а не иным результатам следует подготавливать сознание, духовный мир ребёнка. На благотворные педагогические влияния чистая душа ребёнка или подростка всегда откликается. В теории и практике отечественного воспитания необходима разработка и реализация системы преемственного воспитания целомудрия у детей дошкольного возраста и школьников всех возрастных категорий.

 

Список литературы

1. Берсенева, Т.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: монография. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 172 с.

2. Берсенева, Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 188 с.

3. Кон, И.С. Сексуальная культура XXI века // Педагогика. – 2003. - № 4. – С. 3-12.

4. Рудова, Н.Е. Пути женского служения. Учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию. – СПб., 2011. – 185 с.

5. Филиппов, В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика, – 1999. – № 3. – С.65-66.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: