ГЛАВА I. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КАК ПРОБЛЕМА




Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Пензенский государственный университет

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

Москва, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

АННОТАЦИЯ  
ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА I. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА  
1.1. Исторические аспекты проблемы жестокого обращения с детьми  
1.2. Факторы и причины жестокого обращения с детьми  
1.3. Виды насилия над детьми и их последствия  
Литература  
ГЛАВА II. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МЕР ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ  
2.1. Изучение представлений воспитанников образовательных учреждений о насилии  
2.2. Модель системы комплексных мер по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения  
2.3. Основные направления реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения  
Литература  
ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ  
3.1. Психологические технологии реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения, в зависимости от вида насилия и тяжести последствий  
3.2. Социально-педагогические технологии реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения  
ЛИТЕРАТУРА  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

АННОТАЦИЯ

Настоящие материалы посвящены важной, требующей незамедлительного, обстоятельного изучения и решения проблеме жестокого обращения с детьми, в частности – воспитанниками образовательных учреждений. Агрессия, насилие, пренебрежение базовыми нуждами людей стали нормой современной жизни.

Основными сферами проявления насилия по отношению к детям являются семья и образовательные учреждения: школы, интернаты, летние лагеря и т.п. Поэтому будущим работникам образовательных учреждений (нынешним студентам педагогических специальностей) необходимо хорошо ориентироваться в вопросах выявления, профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними и оказания помощи пострадавшим детям и подросткам.

В представленных материалах подробно освещаются наиболее распространённые виды насилия в отношении детей и подростков, анализируются причины и факторы, способствующие их укоренению среди воспитанников образовательных учреждений.

В представленных материалах также дан анализ имеющихся методов и технологий медицинского, правового, педагогического, социального, психологического характера, направленных на организацию реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения. Представлена система работы с такими детьми, содержание деятельности специалистов и на этой основе - модель целостной реабилитационной работы с детьми рассматриваемой категории. Подробно описаны методы диагностики и реабилитации детей-жертв насилия.

Данная информация может быть использована педагогами вузов, сузов, колледжей и других образовательных учреждений для разработки учебных курсов психолого-педагогического цикла, а также дисциплин по выбору, подготовки материалов для проведения практических и лабораторных занятий, а также прохождения педагогических практик.

ВВЕДЕНИЕ

Всеобщая декларация прав человека и Декларация прав ребёнка, принятые Организацией Объединённых наций, провозглашают, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В ст.19 Конвенции ООН о правах ребёнка отмечается, что следует принимать все необходимые меры для защиты ребёнка от любых форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, других законных представителей (опекунов, попечителей, приёмных родителей) или любого другого лица, заботящегося о ребёнке.

Такие меры должны включать: поддержку ребёнка и лиц, которые о нём заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребёнком, а в случае необходимости – возбуждение судебной процедуры.

Индивидуальное развитие каждого ребёнка, раскрытие его способностей невозможны без удовлетворения одной из основных потребностей – потребности в безопасности, переживаемой как чувство защищённости и базового доверия к миру.

Жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества. Сегодня во всём мире отмечается тенденция роста насильственных действий в отношении детей. Американский историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» пишет, что «история детства - это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем больше у ребёнка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорблённым». Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.

Только в 20 в. возникло иное отношение к детям, которое заключалось в признании, что дети достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.

Однако в настоящее время дети и подростки всё чаще становятся жертвами насилия как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Территория школы, семейный круг в ряде случаев перестают быть тем особым пространством, где ребёнок может чувствовать себя абсолютно защищённым. Это вызывает необходимость создания системы предупреждения насилия и агрессии в отношении детей и подростков. К несчастью, оградить всех детей и подростков от фактов жестокого обращения и насилия в настоящее время не удаётся. Огромное их количество подвергается преступным действиям со стороны родителей, окружающих взрослых, со стороны сверстников. Реальность, угрожающая психологическому, нравственному, физическому здоровью детей, требует также создания и системы социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения.

С 1970-х годов появились специальные научные исследования, посвящённые изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Эти исследования направлены на изучение состояния причин насилия над детьми, разработку программ терапии, направленных на предотвращение насилия в семье, разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую травму, детям с посттравматическим синдромом, разработку программ ранней профилактики насилия.

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства. Как определённые последствия различных видов насилия изучаются особенности детей, которые остаются вне семьи, беспризорных и безнадзорных детей, детей имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей с девиантным и делинквентным поведением.

В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами объединяют усилия специалистов для создания действенной системы безопасности и защиты детей.

В последнее время жестокость, агрессивность подрастающего поколения всё чаще становится объектом разнонаучных исследований. Кроме того, в различных источниках массовой информации постоянно сообщается о совершенно жутких историях из жизни воспитанников образовательно-воспитательных учреждений – избиениях, убийствах, унижениях, насилии над животными. Даже дошкольники, полагают некоторые исследователи, нередко ведут себя немотивированно агрессивно. Распространение фактов насилия в детско-юношеской среде во многом обуславливается появлением некоторых новых факторов, способствующих общей невротизации детей и агрессивным формам поведения.

К таким факторам можно отнести: «природный» - агрессия как естественный механизм приспособления к среде; наличие агрессивной семейной среды; агрессивность ближайшего окружения ребёнка; напряжённо-угрожающая медиасреда; наличие агрессивной конкретной общественно-культурной ситуации – один из решающих на данный момент факторов. Важнейшую роль в формировании жестокости играет общество, точнее, морально-нравственные установки, продуцируемые обществом. В нашем случае - фактически отсутствие этих установок. Все институты, хоть как-то регулирующие, пусть и при помощи страха, людскую (детскую в том числе) жестокость, ныне играют мало роли. Церковь утратила контроль над сознанием людей на массовом уровне. Институт школы как «учительства» практически прекратил своё существование. Учитель ныне - лишь транслятор информации, «воспитание» в его подлинном смысле в школе не осуществляется по разным причинам. Это большая ошибка общества и государства.

Даже в языке закрепляется агрессия людей по отношению друг к другу.

Установки нетерпимости по отношению к чему-то, отклоняющемуся от среднестатистических параметров, также способствуют формированию жестокости у детей. Всё новое и необычное в повседневной жизни изгоняется из довольно косной среды нашего современного общества. Всё, что хоть как-то демонстрирует понятие любви, любви в наиболее общем смысле, вынесено за скобки массовой культуры, находится на периферии поля, которое формирует сознание ребёнка.

Самым действенным методом искоренения проявлений жестокого обращения и преступных посягательств в среде воспитанников образовательных учреждений (и это применимо почти ко всем детским проблемам) – личный пример всех людей, окружающих ребёнка с рождения и на протяжении всего пути формирования его сознания, мировоззрения, принципов, идеалов, всей личности. Жестокость и насилие среди детей – очень сложное, неприятное, трудно устраняемое явление. Его истоками является в значительной мере человеческое окружение, жизненная среда с устоявшимися стереотипами терпимости к чужому страданию, к безнаказанности зла, стремлением к лёгкой и быстрой наживе и т.п. Таким образом, жестокость и насилие, преступные посягательства в детско-юношеской среде – это закономерное (хотя и дикое) следствие общей жизни современного социума.

Предлагаемая модель реабилитационной работы с воспитанниками образовательных учреждений, пострадавшими от жестокого обращения, может быть эффективной лишь при комплексных усилиях по гуманизации всей нашей жизненной среды.

Надеемся, что настоящая работа окажется полезной всем специалистам, занимающимся воспитанием подрастающего поколения.

 

ГЛАВА I. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КАК ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: