Структурные уровни мотивации
Виды и формы мотивации
Можно говорить о двух видах мотивации: внешней и внутренней.
Внутренняя мотивация - это стремление совершать деятельность ради самой деятельности.При внутренней мотивации, «мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом».
Внутренняя мотивация характеризуется четким осознанием цели деятельности; концентрацией внимания вплоть до растворения себя в процессе деятельности; отсутствием тревоги по поводу возможных ошибок.
Внутреннюю мотивацию можно классифицировать на познавательную, творческую и эстетическую.
Познавательная мотивация направлена на познание нового и получение удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.
Уже на ранних этапах развития личности человек испытывает радость познания нового, с первых лет жизни формируется познавательная мотивация: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, понял то и научился тому, что раньше не являлось частью его жизни. Психологи установили, что именно в младшем школьном возрасте формируются познавательные интересы, и их несформированность ведет к дальнейшему нежеланию учиться, получать более высокое образование.
Творческая мотивация очень важна. Она означает, что человек готов потратить пять часов в неделю на то, чтобы найти лучший способ действий, в то время как большинство людей тратят на это не больше пяти минут в неделю. Этот вид мотивации означает любопытство и стремление объяснить непонятные явления, желание пробовать и искать новые идеи. Очень важный аспект творческой мотивации заключается в способности остановиться и взглянуть на то, на что никто раньше не обращал внимания.
Творческие способности есть у каждого человека.
Дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для развития творческого потенциала личности.
Эстетическая мотивация связана с получением удовольствия от самой деятельности, будь то решение математических задач или сочинение музыки, выполнение акробатических упражнений или кулинарная деятельность.
Внешняя мотивация
При внешней мотивации выполняемая деятельность является средством достижения каких-либо целей, не имеющих отношения к содержанию деятельности. Так, например, получение хорошей оценки на уроке может быть внешним стимулом, однако эта внешняя мотивация не повышает интерес к изучаемому предмету.
Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме – связан с чувством собственного достоинства, самолюбием, формированием социального статуса, способствует позитивной оценке своей личности.
Мотив власти в детском возрасте проявляется как желание занять руководящую позицию в группе. Этот мотив позволяет преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия, для некоторых людей больше, чем познавательные потребности или потребность саморазвития. В будущем эти дети становятся хорошими менеджерами, руководителями, политическими деятелями.
Еще один мотив – присоединения, который заключается в установлении позитивных отношений с окружающими, стремлении к общению. Ребенок мотивирован самоценностью общения, им движет не столько желание познавать, сколько желание и стремление человека быть в обществе других людей.
Мотив саморазвития. Это стремление человека к полной реализации своих способностей, желание ощущать свою компетентность.
Мотив престижа – учиться лучше других, выделяться среди одноклассников, быть первым – характерную для учащихся с завышенной самооценкой и лидерскими качествами.
Мотив идентификации играет существенную роль в детском и юношеском возрасте. Стремление быть похожим на родителя, учителя, героя побуждает работать, развиваться и совершенствоваться.
Практические шаги повышения мотивации
Существуют различные приемы и методы повышения мотивации.
Перечислим некоторые приемы, способствующие формированию мотивации на занятиях в музыкальной школе:
1. Созданию положительной мотивации к занятиям музыкой способствует создание общей доброжелательной творческой атмосферы, при которой учащиеся и преподаватель проявляют чувства сотрудничества и взаимопомощи, с готовностью включаются в совместную работу.
Другими условиями развития мотивации являются: переживание собственной включенности и причинности происходящего учебного процесса; ощущение собственной компетентности. Необходимо, чтобы внешняя мотивация постепенно перерастала во внутреннюю. Важно, чтобы каждый учащийся получал удовольствие от самого процесса приобщения к музыке, испытывал положительные эмоции.
Этому способствуют позитивные замечания учителя (похвала, одобрение), а также переживание успеха (после выступления на концерте). Важно внушить ребенку веру в себя, в свои силы, и тогда с большей силой раскроется его творческий потенциал.
3. Использование дифференцированного подхода к обучению. Основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Одной из важнейших основ дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
В некоторых учебных заведениях доп. музыкального образования введена система трехуровневого обучения. Разделение на уровни – гибкая система, допускающая перевод учащихся из одной условной группы в другую, разделение происходит в конце первого года обучения.
Учащиеся первого уровня – те, которым в дальнейшем может быть предложена музыкальная профессиональная специализация. Этим учащимся необходимо уделять особое внимание, способствовать формированию специальных навыков.
Учащиеся второго уровня – основная часть воспитанников, у которых успешное продвижение в одних видах музыкально-творческой деятельности сопровождается некоторым отставанием в других. Эти учащиеся – активные участники концертов. Часть из них может перейти в группу первого уровня.
Учащиеся третьего уровня – это воспитанники, чье музыкальное развитие идет наиболее медленными темпами и требует особой работы. Залогом успеха работы с таким учащимися является специальный подбор репертуара.
4. Работа с родителями. Тройственный союз детей, педагогов и родителей является залогом полноценной творческой жизни. Поддержка и помощь родителей, проникновение в заботы своих детей очень важны и нужны ребятам, особенно младшего школьного возраста.
К сожалению, в современных условиях семья уделяет ребенку недостаточно внимания. Не все родители понимают, что занятие музыкой требует постоянных систематических занятий, а ведь учеба в системе дополнительного музыкального образования – это серьезная работа по воспитанию души и общей культуры ребенка.