Изучение представлений воспитанников образовательных учреждений о насилии.




В настоящее время, как мы отмечали выше, в литературе отсутствует общепринятое понятие насилия, существуют значительные расхождения в его трактовке. Юристы, медики, психологи выделяют свои специфические аспекты данного явления. Многие авторы отмечают, что понимание насилия зависит от общественных норм [4]. Нет чётких критериев, по которым можно было бы квалифицировать то или иное поведение как насильственное. Например, можно ли призвать ребёнка к порядку, применяя физическое или моральное наказание, или нет? Если да, то в какой мере? Следует ли считать насилием (и соответственно относиться к этому), если взрослые стыдят ребёнка, перебивают во время разговора (варианты насильственных действий, приведённые сотрудниками американской некоммерческой организации [цит. по: 1])?

В нашей культуре физическое наказание (шлепок, подзатыльник, наказание ремнем) считается распространённой и естественной формой воспитания и не рассматривается как насилие [2]. Авторы одной из работ, посвящённой рассматриваемой проблеме, справедливо замечают: «Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса» [1, с.10].

Для профилактики насилия и оказания своевременной помощи детям и подросткам, подвергающимся жестокому обращению, важно учитывать их собственную оценку совершаемых по отношению к ним действий. Считая то или иное поведение нормой, дети принимают его как должное, никого не ставят об этом в известность и не обращаются за помощью.

Таким образом, одним из аспектов проблемы насилия и жестокого обращения с детьми и подростками, требующим изучения, является само представление о насилии субъектов и объектов насильственных действий. Оценка действия как нормативного или отклоняющегося от принятой нормы определяет реакцию на него как непосредственных участников, так и окружающих. Эти представления расходятся в разных культурных, социальных, возрастных группах и далеко не однозначны. Одинаково ли оценивают дети и подростки действия, совершаемые взрослыми и сверстниками? Какие действия они принимают как допустимые и какие – как насильственные? Данный вопрос в настоящее время мало исследован.

Нами было проведено исследование представлений учащихся о насилии, о распространённости фактов насилия по отношению к подросткам со стороны взрослых и сверстников. Для этого была разработана анкета, включающая закрытые и открытые вопросы о том, что они считают насилием, как, по их мнению, подросткам следует реагировать на насилие по отношению к ним, как часто они сталкивались с подобными ситуациями, к кому и куда, по их мнению, можно обратиться за помощью.

Опрос проводился в школах города Пензы и Пензенской области с учащимися 5-х – 9-х классов (возраст учеников – от 10 до 16 лет). Всего был опрошен 261 ученик. При обработке результатов респонденты были разделены на следующие группы (по полу, возрасту и месту проживания): мальчики и девочки (127 и 134 человека); младшие (10-13 лет) и старшие (14-16 лет) подростки (148 и 113 человек); городские и сельские школьники (110 и 151 человек). Анкетирование проводилось анонимно.

Результаты опроса приведены в сводных таблицах в приложении.

Для удобства анализа ниже приведены таблицы результатов по вышеуказанным группам респондентов. Все данные представлены в процентах к числу опрошенных. Значимость различий между группами оценивалась по критерию φ* Фишера.

Рассмотрим представления подростков о насилии (ответ на вопрос: какое поведение можно назвать насилием?).

Таблица 1. Представления о насилии городских школьников

Пол Мальчики Девочки всего
Возраст мл. ст. всего мл. ст. всего
Родители              
бьют ребёнка за плохой поступок     70 а 48* 72* а   65 а а
бьют ребёнка ни за что, без повода              
оскорбляют ребёнка за плохую отметку 24* 61* а а 49* 9** а 39** 28* 38 а
оскорбляют ребёнка за плохое поведение 29* 58* а а 49* 9* 31* 23*  
оскорбляют ребёнка за ложь 35* 64* а а 55* а а   39* 37* 45 а а
ни за что, от плохого настроения 47** 89** а 75* а   61* 56*  
запугивают, угрожают, чтобы ребёнок выполнил их требования   56 а 47**     60**  
унижают, обзывают ребёнка, если он что-то сделал неправильно              
постоянно кричат на ребёнка   50 а а   19* а а 44*    
отказываются покупать ребёнку действительно нужные вещи             33 а
не позволяют ребёнку гулять, общаться с друзьями              
запрещают ребёнку дружить с тем, с кем он хочет       14* 44*    
не разговаривают с ребёнком, если он сделал что-то не так       14 а      
постоянно не выполняют просьбы ребёнка       9 а      
требуют от ребёнка того, чего он не может сделать, хотя и старается              
Учитель              
кричит на ученика, оскорбляет 35 а 58*   48* 75* а    
унижает ученика, высмеивает его 35** а 76**   57* 81*    
явно несправедливо ставит отметки 35* 53*   9** а 42**    
ставит двойку не за незнание, а за нарушение дисциплины              
не хочет выслушать ученика              
грозит вызвать родителей в школу, отправить к директору             35 а
Ребята              
бьют сверстника 53* 89* а а   62** 89** а   78 а
издеваются над ним              
отнимают у него вещи, деньги 47** 92** а а     81 а   76 а
обзывают, придумывают клички              
высмеивают в присутствии других ребят       24** а 58**    
отвергают его, не общаются с ним, не хотят сидеть за одной партой 24** 56**   14* а 39*    

 

Здесь и далее: * - различия значимы при р ≤ 0,05; ** - различия значимы при р ≤ 0,01; различия между учениками городских и сельских школ: а - значимы при р ≤ 0,05, а а - значимы при р ≤ 0,01.

Прежде всего, необходимо отметить, что ни одна ситуация не расценена как проявление насилия всеми подростками, даже такие, казалось бы, однозначные ситуации, как избиение, хотя именно эти ситуации подростки выбирают чаще: родители бьют ребёнка за плохой поступок (65%), ни за что, без повода (78%), ребята бьют сверстника (79%).

Если сравнить оценки по субъектам насильственных действий (родители, учитель, ученики), то в целом более однозначно оцениваются действия со стороны других учеников, хотя, как уже говорилось, не единодушно и только в отношении прямого проявления агрессии: бьют, издеваются, отнимают вещи и деньги.

Большинство действий со стороны родителей рассматриваются как насилие меньше, чем половиной подростков. Так, оскорбления со стороны родителей принимаются как норма большинством городских школьников, за исключением оскорблений ни за что, от плохого настроения (65% опрошенных считают это проявлением насилия). То же можно сказать о постоянном повышении голоса (35%), запретах на общение с друзьями (39%) и самостоятельный выбор друзей (32%), унижении (48%) и предъявлении невыполнимых требований (46%).

Практически не считают насилием поведение, проявляющееся в пренебрежении к ребёнку: не разговаривают с ребёнком, если он сделал что-то не так и постоянно не выполняют просьбы ребёнка (по 22% выборов). Это самый низкий показатель городских школьников в целом.

В поведении учителя по отношению к ученикам можно отметить существенные различия в оценках: примерно две трети респондентов рассматривают как насилие крик, оскорбления, унижение, остальные действия отмечаются гораздо меньшим числом подростков (от 21% до 40%).

Поведение сверстников, как уже говорилось, в целом оценивается более строго, однако и здесь следует отметить, что более мягкие формы насильственного поведения, привычные в общении подростков, выбираются реже: отвержение – 30%, обзывание – 39%, высмеивание в присутствии других – 46%.

Сравнивая результаты мальчиков и девочек, можно отметить следующее: ярко выраженных различий между гендерными группами не наблюдается, те закономерности, которые были описаны выше, прослеживаются как у мальчиков, так и у девочек.

Среди различий обращает на себя внимание отношение к запугиванию и угрозам (их расценивают как насилие 60% девочек и 47% мальчиков, значимы при р ≤ 0,01) и к оскорблениям со стороны родителей – к последним более чувствительны мальчики (около четверти выборов девочек и около половины – мальчиков, различия значимы при р ≤ 0,05). Различия в оценке действий учителя и других школьников выражены слабо.

В большей степени, чем гендерные, выражены возрастные различия.

Во-первых, старшие подростки чаще, чем младшие, оценивают все перечисленные в анкете действия как проявления насилия. Из 26 вариантов поведения только 3 выбрало большинство младших подростков (от 60% и выше), тогда как у старших подростков таких вариантов 9. Большинство других вариантов также чаще выбирается старшими по сравнению с младшими. Эта закономерность одинаково проявляется и у мальчиков, и у девочек.

В особенности это касается действий взрослых – учителей и родителей. Так, младшие подростки значимо реже, чем старшие, отмечают как насилие оскорбления со стороны родителей по любой причине. То же можно сказать о соотношении количества выборов младшими и старшими таких форм поведения учителя, как оскорбление и унижение учащихся, несправедливые отметки, хотя абсолютные показатели в данном случае выше. Такие результаты, естественно, объясняются стремлением к равноправным отношениям со взрослыми и к самоутверждению в отношениях со сверстниками, свойственным подросткам. Согласно нашим данным, критическое отношение к поведению взрослых в рассматриваемом аспекте проявляется позже, чем к поведению сверстников.

В оценке различных вариантов поведения сверстников различия между младшими и старшими подростками так же прослеживаются: старшие (и девочки, и мальчики) значимо чаще отмечают избиение сверстника (у старших этот показатель составляет 89%) и более чувствительны к проявлению отвержения со стороны сверстников.

Внутри возрастных групп следует отметить гендерные различия: среди младших подростков мальчики значимо чаще, чем девочки, отмечают как насилие несправедливые отметки учителя и высмеивание со стороны сверстников, а среди старших большее количество мальчиков выбирает оскорбления со стороны родителей.

Результаты, полученные при опросе учащихся сельских школ, приведены в таблице 2.

Таблица 2. Представления о насилии сельских школьников

Пол Мальчики Девочки всего
Возраст мл. ст. всего мл. ст. всего
Родители              
бьют ребёнка за плохой поступок     49 а а   43 а   46 а а
ни за что, без повода              
оскорбляют ребёнка за плохую отметку   15 а а   33 а     28 а
оскорбляют ребёнка за плохое поведение 28* 8* а     29*    
оскорбляют ребёнка за ложь   15 а а 19 а а       22 а а
оскорбляют ребёнка ни за что, от плохого настроения   62 а 54 а        
запугивают, угрожают, чтобы ребёнок выполнил их требования 44* 23 а   61*      
унижают, обзывают ребёнка, если он что-то сделал неправильно 43* 15*     57*    
постоянно кричат на ребёнка   8 а а   51 а а      
отказываются покупать ребёнку действительно нужные вещи             23 а
не позволяют ребёнку гулять, общаться с друзьями       49* 29*    
запрещают ребёнку дружить с тем, с кем он хочет              
не разговаривают с ребёнком, если он сделал что-то не так       41 а      
постоянно не выполняют просьбы ребёнка       29* а 11*    
требуют от ребёнка того, чего он не может сделать, хотя и старается 33*     57*      
Учитель              
кричит на ученика, оскорбляет 61 а       54 а    
унижает ученика, высмеивает его 59 а            
явно несправедливо ставит отметки       35 а      
ставит двойку не за незнание, а за нарушение дисциплины              
не хочет выслушать ученика              
грозит вызвать родителей в школу, отправить к директору             23 а
Ребята              
бьют сверстника   46 а а     68 а   68 а
издеваются над ним              
отнимают у него вещи, деньги   46 а а   71 а 57 а   65 а
обзывают, придумывают клички 48*     24* а 43*    
высмеивают в присутствии других ребят       53 а      
отвергают его, не общаются с ним, не хотят сидеть за одной партой       37 а      

 

Общие тенденции в представлениях о насилии у сельских школьников существенно не отличаются от таковых их городских сверстников, хотя следует отметить, что их результаты в целом более однородны.

Большее количество опрошенных расценивают как насилие агрессивные действия других учеников, и реже отмечают действия взрослых. Со стороны родителей большинством рассматривается как насилие физическое применение силы без оснований (плохой поступок ребёнка является извиняющим основанием для пятой части опрошенных). Менее явные агрессивные действия, а также отвержение со стороны как взрослых, так и сверстников, оцениваются как насилие гораздо меньшим числом подростков.

Интересно, что между младшими и старшими подростками различия менее заметны, чем у городских школьников: показатели у младших сельских подростков немного выше, а у старших – ниже, чем у их городских сверстников. Значимых различий в возрастных группах отмечено немного, почти во всех случаях показатели младших подростков выше, чем старших. Исключение составляет отношение девочек к обзыванию и придумыванию кличек: его считают проявлением насилия 24% младших девочек и 43% старших. Гендерные различия внутри возрастных подгрупп также невелики и отличаются от результатов городских школьников. Значимые различия между младшими девочками и мальчиками выявлены по четырем позициям из 27: большее количество девочек, чем мальчиков, считают насилием запугивание ребёнка, постоянный крик, предъявление невыполнимых требований, но в 2 раза меньшее – использование кличек в общении школьников. В подгруппе старших подростков значимые различия по трём позициям касаются только действий родителей, и опять-таки больше положительных ответов дают девочки.

Результаты городских и сельских школьников заметно различаются. Большее количество городских подростков считают насилием следующие действия (различия статистически значимы): родители бьют ребёнка за плохой поступок, плохую отметку, оскорбляют за ложь, отказываются покупать нужные вещи; учитель грозит вызвать родителей в школу, ребята бьют сверстника, отнимают у него вещи, деньги. Среди мальчиков значимых различий больше у старших подростков, среди девочек – у младших.

Следующий вопрос, который изучался в исследовании, связан с опытом столкновения с ситуациями насилия по отношению к себе или к другим людям. Для оценки предлагались те же ситуации, что и в первом вопросе. Респондентам необходимо было отметить, как часто им приходилось встречаться с такими ситуациями. Ответ имел четыре градации: никогда, редко, иногда, часто. В таблицах 3 и 4 представлены результаты ответов городских и сельских школьников. Рассматриваются отдельно результаты мальчиков и девочек, а также общий результат по городским и сельским школам.

Таблица 3. Частота встречаемости фактов насилия в опыте городских школьников

Пол Мальчики Девочки всего
Частота встречаемости                        
Родители                        
бьют ребёнка за плохой поступок 60 а 28 а           -        
бьют ребёнка ни за что, без повода       -     - -       -
оскорбляют ребёнка за плохую отметку                        
оскорбляют ребёнка за плохое поведение 78* а 8* а     61* 27*       17 а    
оскорбляют ребёнка за ложь 49* 38*     70* 22*            
оскорбляют ребёнка ни за что, от плохого настроения         90 а 4 а            
запугивают, угрожают, чтобы ребёнок выполнил их требования 86* 6**   - 49* а 37** а   -       -
унижают, обзывают ребенка, если он что-то сделал неправильно                        
постоянно кричат на ребёнка     - а а 9*       2*        
отказываются покупать ребёнку действительно нужные вещи     2* а     10 а а 12* а          
не позволяют ребёнку гулять, общаться с друзьями       - 74 а   2 а -       -
не разговаривают с ребёнком, если он сделал что-то не так 87* 11**   - 63* 33** 2 а       2 а а  
постоянно не выполняют просьбы ребёнка 83** 11* 2*   61** 27* 12* -        
требуют от ребёнка того, чего он не может сделать, хотя и старается   25*       43*            
Учитель                        
кричит на ученика, оскорбляет     26 а                  
унижает ученика, высмеивает его     23* а     31 а 8*          
явно несправедливо ставит отметки     23 а                  
ставит двойку не за незнание, а за нарушение дисциплины                        
не хочет выслушать ученика 27** 28* 28* а 17* 70** 12* 12* 6*        
грозит вызвать родителей в школу, отправить к директору 31* а   28* а   60*   12*          
Ребята                        
бьют сверстника 40*   28* а   62*   8* а          
издеваются над ним 44* 25* 25*   68 а * 12* а а 12*     18 а    
обзывают, придумывают клички     32 а         10 а       8 а
высмеивают в присутствии других ребят     25 а             21 а    
отвергают его, не общаются с ним, не хотят сидеть за одной партой               2 а        

 

Условные обозначения: 1- никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4- часто.

Представленные данные говорят о том, что большинство опрошенных нечасто сталкивается с ситуациями насилия: преобладают ответы «никогда» и «редко», а ответов «часто» достаточно мало. (Правда, следует отметить, что эти результаты хотя бы в небольшой степени, но занижены, т.к. в части анкет встречалось противоречие: респондент в этом вопросе дает ответы «никогда», но в следующем отмечает, что ему приходилось переживать отчаяние и безысходность в аналогичных ситуациях).

В целом больше городских школьников сталкивалось с разной частотой с перечисленными действиями со стороны учителей (от 47% до 54%) и других учеников (от 40% до 66%), чем со стороны родителей (за исключением предъявления невыполнимых требований, от 12% до 41%).

В ответах девочек и мальчиков имеются значимые различия.

Со стороны родителей большее количество мальчиков по сравнению с девочками иногда сталкивались с постоянным криком родителей, оскорблениями за ложь.

Большее количество девочек иногда встречались или были свидетелями принуждения к выполнению требований запугиванием и угрозами, оскорблений за плохое поведение, игнорированием ребёнка в наказание за неправильное поведение, невыполнением просьб ребёнка; часто – с отказом покупать нужные вещи. Такая тенденция больше выражена у девочек старшей возрастной группы по сравнению с аналогичной у мальчиков. Последнее может объясняться как реальной частотой возникновения подобных ситуаций у девочек, так и их большей к таким ситуациям чувствительностью, восприимчивостью.

В ситуациях взаимодействия с учителями, как уже говорилось, с перечисленными действиями и мальчики, и девочки встречались чаще, количество таких учеников больше, но среди мальчиков таких респондентов от 52% до 73%, а среди девочек значительно меньше – от 30% до 46%. Значимо чаще других действий упоминается нежелание учителя выслушать ученика: только 27% мальчиков никогда не встречались с такой ситуацией, тогда как среди девочек – 70%. Можно предположить, что эти данные объясняются гендерной спецификой общения подростков со взрослыми, которая недостаточно учитывается педагогами.

В общении с другими учениками мальчики значимо больше, чем девочки, сталкиваются с тем, что ребята бьют школьника и издеваются над ним, хотя часто с подобными ситуациями встречались единицы – как среди мальчиков, так и среди девочек.

Таблица 4. Частота встречаемости фактов насилия в опыте сельских школьников

Пол Мальчики Девочки всего
Частота встречаемости                        
Родители                        
бьют ребёнка за плохой поступок 46* а 42* а     64* 26*            
бьют ребёнка ни за что, без повода                        
оскорбляют ребёнка за плохую отметку     4*       17*          
оскорбляют ребёнка за плохое поведение 50 а 33 а               31 а а    
оскорбляют ребёнка за ложь                        
оскорбляют ребёнка ни за что, от плохого настроения   3*     77 а 16* а а            
запугивают, угрожают, чтобы ребёнок выполнил их требования     8 а   73 а а 18 а а            
унижают, обзывают ребёнка, если он что-то сделал неправильно                        
постоянно кричат на ребёнка     8 а а                  
отказываются покупать ребёнку действительно нужные вещи     12 а а     25 а а 4 а          
не позволяют ребёнку гулять, общаться с друзьями 79*   3*   58* а   12* а          
не разговаривают с ребёнком, если он сделал что-то не так     5*       14* а а       10 а а  
постоянно не выполняют просьбы ребёнка                        
требуют от ребёнка того, чего он не может сделать, хотя и старается                        
Учитель                        
кричит на ученика, оскорбляет 68*   11* а   48*   22*          
унижает ученика, высмеивает его     10 а     18 а            
явно несправедливо ставит отметки 62*   11* а   44*   27*          
ставит двойку не за незнание, а за нарушение дисциплины                        
не хочет выслушать ученика 60*   11* а   46*   22*          
грозит вызвать родителей в школу, отправить к директору 57 а   12 а                  
Ребята                        
бьют сверстника   36* 7* а     18* 19* а          
издеваются над ним     7* а   43 а 35 а а 17*     35 а    
обзывают, придумывают клички     18 а 12*       22* а       17 а
высмеивают в присутствии других ребят   47** 8* а     21** 21*     33а    
отвергают его, не общаются с ним, не хотят сидеть за одной партой               10 а        

 

Условные обозначения: 1- никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4- часто.

Общие закономерности, прослеживающиеся в результатах городских школьников, наблюдаются и у сельских подростков: большинство не сталкивалось с подобными ситуациями, ответов «часто» очень мало, от 1% до 17%. По субъектам действий (родители, учителя, другие ученики) различия так же заключаются в том, что насилие со стороны родителей упоминается реже и меньшим количеством подростков.

Последнее справедливо и для мальчиков: никогда не встречались с подобными действиями со стороны родителей больше половины подростков (за исключением одного варианта, от 55% до 92%), со стороны учителей – от 49% до 68%, со стороны учеников – от 37% до 63% респондентов этой группы. Отмечаются также различия в результатах младших и старших подростков: особенно ярко это проявляется в выборе ответов «часто», которые у старших подростков почти отсутствуют, а у младших отмечены по каждому пункту, от 3% до 16%.

Частота столкновений сельских школьниц с ситуациями насилия находится примерно на том же уровне, что и в ранее рассмотренных группах: все ситуации встречались в их опыте, в том числе «редко» – до трети опрошенных, «иногда» – до четверти, «часто» – в основном не более десятой части опрошенных. Такие ситуации чаще возникают в общении с учителями и сверстниками, особенно часто отмечаются следующие формы поведения: со стороны сверстников – обзывают, придумывают клички (76%); со стороны учителей – ставит двойку за нарушение дисциплины (66%); кричит (52%); явно несправедливо ставит отметки (56%).

Различия между девочками и мальчиками невелики. Интересно, что проявления насилия как со стороны учителей, так и со стороны других учеников больше и чаще отмечают девочки: ответы «иногда» 22% - учитель кричит на ученика (у мальчиков – 11%); 27% - явно несправедливо ставит отметки (у мальчиков – 11%); 22% – не хочет выслушать ученика (у мальчиков – 11%); 19% – ребята бьют сверстника (у мальчиков – 7%), 17% – издеваются над ним (у мальчиков – 7%), 21% - высмеивают в присутствии других ребят (у мальчиков – 8%).

В целом различия между городскими и сельскими школьниками по этому вопросу практически отсутствуют. Статистически значимые различия (при р ≤ 0,05) отмечаются только по трём пунктам: больше сельских подростков, чем городских, иногда встречались с тем, что родители оскорбляют ребёнка за плохое поведение, ребята издеваются над другими учениками и высмеивают их.

Сравнение результатов мальчиков городских и сельских школ показывает, что последние немного чаще сталкивались с фактами насилия со стороны родителей: бьют ребёнка за плохой поступок и оскорбляют ребёнка за плохое поведение – достоверно меньше ответов «никогда» и больше ответов «редко»; постоянно кричат на ребёнка и отказываются покупать действительно нужные вещи – больше ответов «иногда». Во взаимодействии с учителями и учениками чаще встречались с указанными ситуациями, наоборот, городские школьники: значимо больше ответов «иногда» по всем вариантам действий учителя, кроме двоек за нарушение дисциплины, и действий учеников, кроме отвержения.

У девочек городских и сельских школ меньше различий в отношении учителей и больше – в отношении других учеников (в частности, больше сельских школьниц часто сталкивались с тем, что ребята обзывают, придумывают клички и отвергают сверстника).

Большой интерес представляют результаты следующей части анкеты, а именно: ответы на вопрос о том, какие варианты поведения в ответ на насилие подростки считают уместным и эффективным. Эти результаты представлены в таблицах 5 и 6.

Респондентам был предложен вопрос: что, по-твоему, может сделать подросток, если по отношению к нему применяют насилие? Приведённые варианты ответов можно разделить по их направленности на следующие группы: пассивное приспособление (терпеть, подчиняться), избегание (прятаться, не ходить в школу), активное сопротивление (дать сдачи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: