Показатели рентабельности




Прибыль отражает величину эффекта, полученного организацией в результате своей деятельности – производственной, хозяйственной, финансовой. Качественная оценка деятельности, доходность может быть оценена относительными показателями, характеризующими эффективность использования различных ресурсов организации для получения прибыли. Называются эти показатели – показателями рентабельности. В общем виде рентабельность характеризует соотношение полученной прибыли и капитала, потребовавшегося для ее формирования.

Разнообразие показателей, используемых для измерения рентабельности, связано как с наличием нескольких видов прибыли в оценке результата деятельности организации (прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль), так и с большим разнообразием в измерении необходимого капитала, ресурсов и затрат для получения прибыли.

Наиболее часто в анализе рентабельности используются следующие виды показателей рентабельности:

1. Рентабельность активов. Рассчитывается отношением прибыли (может быть любая – от реализации, балансовая, чистая) к средней за анализируемый период стоимости активов. Например, балансовая рентабельность активов () будет рассчитываться:

,

где Пбал. – годовая балансовая прибыль;

– среднегодовая стоимость активов.

2. Рентабельность производства. Близкий к рентабельности активов показатель. В знаменателе при его расчете указываются не все активы, а их большая часть – сумма стоимости основных фондов и оборотных средств (средней за период).

3. Рентабельность затрат. Характеризует доходность текущих затрат организации. Рассчитывается отношением прибыли (как правило, от реализации) к себестоимости продукции. Может быть определена по каждому виду продукции, поэтому часто называется рентабельность изделия.

4. Рентабельность собственного капитала. Характеризует доходность собственных средств организации. Рассчитывается отношением прибыли к средней стоимости собственного капитала.

5. Рентабельность продаж. Характеризует прибыльность продаж и определяется отношением прибыли (как правило, от реализации продукции) к выручке от реализованной продукции.

Все показатели рентабельности рассчитываются в процентах.

Финансовые результаты и их эффективность (рентабельность) являются показателями, позволяющими дать обобщающую оценку деятельности коммерческой организации. На их величину и динамику оказывают влияние многие факторы, среди которых можно выделить внутренние – зависящие от деятельности организации, и внешние – не зависящие от деятельности организации.

К внутренним факторам можно отнести все многообразие производственных, коммерческих и финансовых факторов.

Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической, организационно-технической оснащенностью, качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т. д. Производственные факторы характеризуются наличием и использованием средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Среди них можно выделить экстенсивные – объем используемых ресурсов, их использование по времени, уровень комплексного использования ресурсов и т. д. Интенсивные факторы отражают эффективность использования ресурсов.

Коммерческие факторы охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направления и организационно-экономическое обеспечение. Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков, с другой – на привлечение солидных, платежеспособных клиентов, что в свою очередь требует внепроизводственных затрат.

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают: формы расчетов, ценовое регулирование, привлечение кредитов, применение штрафных санкций, изучение и взыскание дебиторской задолженности, обеспечение ликвидности активов, обеспечение высокой оборачиваемости используемых капиталов и многое другое.

К внешним факторам относятся изменение государственного регулирования, уровня налогов и штрафов, ставки рефинансирования, инфляции, а также влияние природных, географических, транспортных, технических и других условий.

Управление финансовыми результатами требует системного, комплексного подхода.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое прибыль организации?

2. Какие функции выполняет прибыль организации?

3. Что входит в состав доходов организации?

4. Приведите пример внереализационных доходов.

5. Как формируется прибыль от прочей реализации?

6. Приведите пример внереализационных расходов

организации.

7. Какие виды прибыли формируются в процессе

расчета бухгалтерских финансовых результатов?

8. Что характеризует чистая прибыль?

9. Назовите основные направления использования чистой прибыли.

10. Какие виды рентабельности используют организации в анализе финансовых результатов?

11. В чем различие между рентабельностью активов и рентабельностью продаж?

12. Какие факторы влияют на финансовые результаты и рентабельность организации?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: