Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком 6 глава




(Очень эффектно, торжественно и загадочно смот­рится «звездное небо» в темном помещении и при зажженной свече, которую выставляют на пол или стол, под сплетенное полотно.) Ребята: «Я нашла созвездие Алланида!»

«Моя звезда такая яркая, жирная, много лучей от нее отходит, и называется "Евге­ния"!»

«А вот созвездие "Александера"!».

«Я бы назвал свое созвездие — "Константа"— оно не очень яркое, но зато постоянно на небе его можно уви­деть. Ведь "Константа" означает постоянство. И это мое имя. Я - постоянный! Мама говорит, что для нее, это озна­чает — вечный!»

«Я нашла созвездие "Анастас"! Оно тоже яркое. И его всем видно!»

«Моя звезда — "Катрин". Меня так папа называет, ког­да мной очень доволен».

«Моя база — на планете "Женеральдо". Я космичес­кий полицейский и летаю по всем планетам, звездам и созвездиям. Слежу за порядком».

«У нас порядок, но прилетай, конечно, будем рады!» «Ой, руки устали! А можно опустить наше полотно на пол?!» Ведущий: «Конечно! Опускайте "Полотно Счастья" на пол, только

очень осторожно, аккуратно, не запутав нитей». Ребята: «Теперь — это карта местности. Или страны. Да, я вижу реки, горы, равнины. Здорово! Карта! Карта! Точно карта!»

«Это карта Страны Счастья!»

Ведущий: «А кто из нас не мечтает побродить по стране счас­тья?»

Ребята: «Все мечтают!»

Ведущий: «Для этого аккуратно освободите свои пальцы от нитей. Старайтесь не нарушать форму их переплетений, чтобы не погубить страну. Я вижу, что ваши руки свободны. И мы можем отойти на некоторое расстояние, чтобы рассмотреть эту стра­ну с различных точек и сторон. Я предлагаю вам обойти ее, исследуя каждый уголок "Страны Счас­тья". Удивительная страна! Сколько тайн хранит

она, сколько открытий! И в каждой ее тайне, в каждом ее открытии — опыт, мудрость, любовь ее жителей. Нас с вами!» Ребята: «Мы ходим вокруг страны, а ведь можно пройтись и

по ней. Ну, то есть, по нашему полотну!?»

Ведущий: «Конечно, можно! Можно не только побродить по ней, но и "забраться на самую высокую гору", искупаться в морях и озерах, собрать цветы на ее лугах... Но только помните одно: "Жизнь страны — в ваших руках!"» Ребята: «Наверно, — в ногах!» (смеются).

Звучит приятная, спокойная мелодия. Ребята поочередно аккуратно ходят по «Стране Счастья», поднимая ноги так, что­бы не сбить переплетение нитей. Иногда замедляя свой шаг, иногда убыстряя. Когда все совершили свое путешествие по «Стране Счастья», можно предложить ребятам обменяться впе­чатлениями от игры. Ведущий: «Где вам удалось побывать? Что почувствовать? Что

узнать нового о себе и о других?»

Ребята: «Я стоял на высокой горе и видел под горой море. Это море удовольствий. Но мне туда не хотелось. На высоте лучше!»

«Я ходила по лесу и слушала птиц. Они очень звонко и радостно пели. Ведь сейчас весна! И в лесу хорошо! И в "Стране Счастья" хорошо!»

«Я был в пещере, где хранятся сокровища. Их там много-премного. Не унести. Но мне они пока не нужны. Я их потом возьму. Когда надо будет платить за учебу в институте или на путешествия».

«А я просто ходила по стране и знакоми­лась со всеми ее дорогами. Их так много! Мне показалось, что все эти дороги могут привес­ти к дому, где все будет хорошо!»

«Я была на поляне, где цветет вереск. Он такой краси­вый! Сиреневый, лиловый! Я такой видела этим летом, в пролесках под Выборгом. Я нарисую такую замечательную картину! Я подарю ее маме. Она обрадуется. Наверно...» Ведущий: «Твоя картина будет пропитана воздухом, теплом, красотой и счастьем. А ты знаешь, девочка, что такие кар­тины врачуют израненные души? Мне бы твоя картина очень понравилась. Ведь в ней будет жить твоя любовь к миру! И нет бесценнее подарка, чем этот!»

Ребята: «Да, ты здорово рисуешь. Твоя мама скоро будет гор­диться тобой! Вот увидишь!»

Ведущий: «У наших ног, дорогие друзья, лежит сотканное нами "Полотно счастья", которое было для нас и "Звездным Не­бом" и "Сказочной Страной". Это "Полотно Счастья" пода­рило нам удивительные мгновения радости и мечты, добра и веры в свои силы. Чему же научило оно нас? Как все то, что мы узнали, сможем использовать в реальной жизни?» Ребята: «Я знаю, что моя мама меня когда-нибудь оценит и полюбит!» (Ребята аплодируют.)

«Все наши желания сбудутся, надо только захотеть. Если это знаешь, то и ничего не страшно!»

«Я хочу больше узнать о звездах. Когда у нас уже будет астрономия? И где о разных планетах можно узнать боль­ше?»

«Да в планетарий сходи. По выходным дням там лекции разные читают. Звездное небо показы­вают. А можно еще и в телескоп посмотреть! Я был там. Интересно очень!»

«А я узнала, кто о чем мечтает. Ребята у нас такие интересные, замечательные. Мне будет при­ятно со многими поболтать»...

Сюжет четвертый

в Обереги»

Ведущий: «У наших ног "Полотно Счастья". Как не хочется с ним расставаться! Но пришло время отправиться из "Ска­зочной Страны" в реальный мир.

Ребята: «Это ведь наше полотно?! Правда?! А можем ли мы тогда забрать его с собой?!»

Ведущий: «Пожалуйста, забирайте, оно ваше — одно на всех!»

Ребята: «А мы его разрежем на части. И эти кусочки "полот­на" раздадим всем!»

«Из этих кусочков я могу всем связать крючком "Фе-нечки", пусть будут на память!»

«Можно маленьких куколок сделать. Они будут похо­жи на Мартишоры. Это такие нитяные куколки из крас­ных и белых ниток. Их дарят в марте на счастье. А у нас будут желтые, солнечные куколки».

«Да можно просто, на запястье повязать эти нити, как от сглаза. Мне так бабушка в деревне всегда раньше завя­зывала».

Ведущий: «Молодцы ребята! Эти нити уже стали вашими лич­ными талисманами, оберегами. Вы можете придать им любой образ, хранить или носить где только пожелаете. Главное помните — это Нити вашей Удачи, Счастья, Добра и Успеха!»

ИГРОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ И ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная задача в работе с «особыми» детьми — развитие практического интеллекта и навыков самостоятельности.

Предлагаемые игры составлены для родителей и педагогов «особых» детей, но также могут быть использованы и другими специалистами. Также эти игры можно использовать с обыч­ными детьми младшего дошкольного возраста.

Условно разделим игры на несколько видов:

— игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущения и восприятие);

— игры, направленные на коррекцию и развитие психомо­торной сферы (мимики, моторики рук, общей координации дви­жений);

— игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;

— игры, направленные на развитие произвольного внимания и памяти;

— игры, направленные на развитие коммуникативных навы­ков (навыки общения).

Условно разделяя игры, будем помнить, что каждая из них, развивая личность ребенка, содействует его адаптации в обще­стве.

Поэтому, прежде чем играть, поставьте перед собой конкрет­ную задачу. Спросите себя: чему в первую очередь необходимо

научить ребенка? Например: пользоваться плитой, самостоятель­но одеваться, отвечать на телефонные звонки, самостоятельно ходить за хлебом, вызывать врача, накрывать на стол, мыть по­суду, выносить мусорное ведро и пр. Чтобы отработать эти на­выки, необходимо «включить» все психические процессы: сен­сорно-перцептивные, психомоторные, эмоционально-волевые, по­знавательные и пр. В соответствии с конкретной задачей (одной, наиболее значимой на данный момент) расставьте акценты в предлагаемых играх.

Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу соци­ального ориентирования ребенка. Не нужно покупать дорого­стоящие пособия, потому что «герои» и объекты наших первых игр — обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, спички, лож­ки, тарелки и прочая домашняя утварь.

1. Игры с пуговицами

Цикл «Знакомство и взаимодействие»

1. Пуговичный массаж

Заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пу говицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

— опустите руки в коробку;

— поводите ладонями по поверхности пуговиц;

— захватите пуговицы в кулаки, чуть приподни­мите и разожмите кулаки;

— погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

- перетирайте пуговицы между ладонями;

— пересыпайте их из ладошки в ладошку;

— сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите;

— берите в руки по одной разнообразные пуговицы: боль­шую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;

— те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.

А теперь переместите коробку на пол:

— погрузите в коробку голые ступни;

— производите круговые движения;

— поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальца­ми ног;

— перебирайте пальцами ног пуговицы;

— перетирайте пуговицы между ступнями;

— захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.

Комментарий. Благодаря массажу, мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кон­чиках пальцев рук и ладонях. Таким образом происходит сен-сомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимо­действия с окружающим миром. Массаж ног важен для акти­визации жизненно значимых центров организма.

2. Рыбалка

Скажите ребенку: «Мы с тобой рыбаки. Отправ­ляемся на рыбалку в "пуговичное море". Наши руки помогут нам выловить рыбку — пуговичку. Опус­ти руки в "пуговичное море" и вылови "рыбку".

(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).

— Какую "рыбку" ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?

— Какого цвета твоя "рыбка"?

— Она легкая или тяжелая?

— Теплая или холодная?

А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Ка­кая она?

Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, лег­кая)...?

Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

Комментарий. Игра способствует развитию сенсомоторной и познавательной сфер. Усложняя игру, можно добавлять в «ве­дерко» больше «рыбы».

3. Аквариум

Для игры потребуются миска с водой и несколько дополни­тельных пуговиц. Скажите ребенку: «На рыбалке мы с тобой поймали две рыбки. Принесли их домой. У нас есть аквариум (покажите миску с водой), там уже "живут" три "рыбки" (поло­жите в миску с водой три пуговицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших "рыбок" в ак­вариум, закроем глаза. Сможешь ты, опустив руку в аквариум, узнать свою рыбку? А мою? Молодец! А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..» Комментарий. Особенностью этой игры являет­ся взаимодействие с водой. Это, с одной стороны, по­зволит снять напряжение, с другой стороны, обога­тит арсенал ощущений ребенка.

4. Пуговичное ожерелье

Выложите пуговицы на стол. Скажите ребенку: «Давай сде­лаем в подарок нашей бабушке белое (или другого цвета) оже­релье. Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи ее перед со­бой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их справа и слева от центральной. А теперь выбери две пуговицы еще меньше...»

И так далее, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для усложнения игры можно нанизывать пуговицы на нить или леску.

Комментарий. Игра позволяет укрепить знание цвета, фор­мы, величины и знание пространственных направлений. Кроме того, ребенок переживает радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему.

Используя принцип игры «Пуговичное ожерелье», вы може­те играть, составляя различные узоры из пуговиц, варьируя цве­том, формой, величиной и пространственным расположением.

5. Пуговичное лото

Возьмите две красочно иллюстрированные книги. Найдите самые красивые картинки. Одну книгу отдайте ре­бенку, другую возьмите себе. Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. У каждого из нас есть картина. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет и искать цвет пуговицы в своей картине. Если ты нашел в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кладешь ее на картину — в то место, которое того же цвета, что и пуговица.

Потом ты достаешь пуговицу, я называю ее цвет и ищу его в своей картине. Если я правильно назвала и нашла этот цвет, ты мне даешь пуговицу, и я кладу ее в нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета картины пуговицами».

Комментарий. Особенностью этой игры является то, что она содержит инструкцию и правила. Также в игре может быть победитель и проигравший. Таким образом, мы формируем у ребенка адекватцое отношение к своей и чужой победе, учим переживать поражение. Так, через систему игр, мы переходим от «мануального» интеллекта к «социальному».

Цикл «Семейные истории»

Наша память хранит множество историй: грустных, радост­ных, предостерегающих, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены вашей семьи. Припишите их пуговицам. Так опыт и традиции вашей семьи перейдут ребенку. Бессознатель­ное ощущение своих «корней» создаст чувство уверенности и защищенности как у ребенка, так и у вас.

1. «Событие»

Устройтесь удобно за столом, на ковре или на мягком дива­не. Включите приятную музыку. Достаньте короб­ку или шкатулку, в которой хранятся пуговицы. Вспомните, как не одно поколение женщин вашей семьи держали эту шкатулку в своих руках, скла­дывая пуговицы. Тихонько потрясите закрытую шкатулку с пуговицами над своим ухом и ухом ребенка, прислушиваясь к шепоту времени... Ска­жите ребенку: «В этой коробочке хранятся пугови­цы, которые были на одежде — твоей, моей, бабуш-

киной, дедушкиной. Слышишь их разговор — они рассказыва­ют друг другу и нам удивительные истории нашей семьи. Послушай, вот одна из них...»

Например. «Есть в этой коробочке пуговичка с моего свадеб­ного платья. Она маленькая, белая, блестящая, гладкая, прохлад­ная. Давай найдем ее в коробке. Да, это она. Эта пуговица по­мнит нашу с папой свадьбу. Она помнит улыбки, пожелания счастья, много радости. Поэтому она приносит радость и счас­тье. Возьми ее в руку, сожми в кулаке, согрей ее. Чувствуешь, к тебе пришла радость? Теперь, если ты останешься дома один, и тебе станет грустно, найди эту пуговичку, подержи в своих ру­ках, и она придаст тебе силы. Пуговичка может дарить радость и другим.

С кем бы ты хотел поделиться радостью? Скажи этому чело­веку что-нибудь хорошее».

Комментарий. Вы можете рассказывать истории о различ­ных событиях, происходивших в вашей жизни, приписывая пуговицам чувства, окрашивающие данную историю. Таким образом, вы создаете символы различных эмоциональных со­стояний, что способствует развитию эмоциональных процессов ребенка.

2. Родовое дерево

Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите вертикальную линию в центре листа. Представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и симметрично расположенные на нем три уровня ветвей.

Попросите ребенка выбрать пуговицу, принадле­жащую маме, и пуговицу, принадлежащую папе. По­ложите «мамину» пуговицу слева от ствола дерева, «папину» — справа.

Скажите ребенку: «У каждой семьи есть родовое дерево. Есть оно и у нас: сейчас мы вместе его создадим. Нижние ветви дере­ва принадлежат старшему поколению: твоим бабушкам и де­душкам. Причем, как с маминой, так и с папиной стороны. У папы есть мама и папа и у меня есть мама и папа. Они четве­ро — самые старшие в нашей семье, ее опора. Мы называем опору семьи "старшим поколением". Найди четыре самые боль­шие пуговицы и расположи их на нижних ветвях: моих роди­телей — слева, а папиных родителей — справа. У старшего поколения появились дети: у моих родителей — я, у папиных — папа. Мы с папой называемся "средним поколением". Возьми две пуговицы поменьше — это я и папа. Расположи наши пуго­вицы над бабушкиными и дедушкиными ветвями. У нас с па­пой родился ты (твоя сестра, брат). Это — "младшее поколе­ние". Поэтому найди пуговицу(ы) еще меньше и расположи их на самых высоких ветвях. Правда, красиво? Но дерево не может жить без корней. Корни нашего дерева — родители твоих бабу­шек и дедушек. Их называют "прадедами". Вот тебе самая боль­шая пуговица, положи ее в основание ствола, туда, откуда растут у дерева корни».

Комментарий. Эта игра не только позволяет закрепить поня­тия «больше-меньше», но и формирует уважительное отноше­ние к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.

3. Бабушкина пуговица

Возьмите пуговицу, которая когда-то была на одежде вашей мамы (или матери вашего супруга).

Дайте ребенку подержать ее в руках и скажите: «Эта пуговица была на кофте твоей бабушки. Да­вай с тобой подумаем, что она "видела"».

Комментарий. Игра может носить и другое название, если вы возьмете в руки пуговицу, принадлежащую другим членам ва­шей семьи. Придумывая рассказы, вы можете познакомить ре­бенка с различными социальными ситуациями и научить вести себя в них, опираясь на опыт кого-то из родственников.

Цикл «Режим дня»

Теперь, когда вы с ребенком раскрыли множество секретов, хранимых пуговицами, можно использовать их для символиза­ции режимных моментов. Это важно для развития самостоя­тельности и способности доводить дела до конца.

Подберите 9 комплектов пуговиц, в отверстия которых прой­дет толстая «цыганская» игла:

— 10 маленьких белых;

— 10 больших белых;

— 10 средних желтых;

— 10 средних зеленых;

— 10 средних коричневых;

— 10 средних фиолетовых (или сиреневых);

— 10 больших синих;

— 10 больших красных;

— 10 больших черных.

Из двух школьных ластиков и двух «цыганских» игл приго­товьте устройства для нанизывания пуговиц (по принципу тех, на которые в магазинах раньше накалывали чеки). Далее мы будем называть их «держателями». Договоритесь с ребенком о значении пуговиц:

— маленькие белые — символ чистоты, обозна­чают гигиенические процедуры;

— большие белые — символ чистоты в доме, обо­значают домашние дела (уборка, стирка, мытье по­суды и пр.);

— желтые пуговицы — символ солнца и энергии, обозначают завтрак;

— зеленые пуговицы — символ покоя и гармонии, обознача­ют обед;

— коричневые пуговицы — символ физического здоровья, обо­значают послеобеденный и ночной сон;

— фиолетовые пуговицы — символ сумерек, обозначают ужин;

— синие пуговицы — символ чувств и эмоций, обозначают разнообразные социальные контакты;

— красные пуговицы — символ активности, обозначают доб­рые дела и поступки (выдаются как вознаграждение);

— черные пуговицы — обозначают плохо сделанные дела или отказ от выполнения задания.

Вечером каждого дня вы планируете с ребенком следующий день. Проговариваете режимные моменты, обозначаете их пуго­вицей и последовательно выкладываете перед собой сверху вниз. Причем, верхняя пуговица символизирует дела на начало дня. Например, подъем, как проявление активности и хорошего дела, можно обозначить красной пуговицей. Далее — зарядка (тоже красная пуговица). Умывание (малая белая пуговица). Накры-вание на стол (большая белая пуговица). Завтрак (желтая пуго­вица) и т.д. Завершает «пуговичную цепочку режима дня» сон (коричневая пуговица). Затем, совместно с ребенком, вы нани­зываете пуговицы на «держатель» так, чтобы внизу оказалась пуговица, символизирующая «отбой», а сверху — символизирующая подъем красная пуговица. Та­ким образом, вы получаете символический распо­рядок дня, учите ребенка последовательности дей­ствий в течение дня, формируете навык планирова­ния своего времени.

В первые дни ваших занятий, пока не сформиро­ван навык осознания своих действий и их последо­вательности, вы выдаете ребенку за выполненное

действие (предусмотренное режимом) соответствующую пуго­вицу. Вместе с ребенком вы нанизываете ее на свободный «дер­жатель». Кроме того, если ребенок положительно отличился или проявил себя с худшей стороны, вы награждаете его красной или черной пуговицей. Он может складывать их в отдельную коробочку.

Вечером вы подводите итоги дня. Ребенок сравнивает запол­ненные держатели, соотносит запланированные дела с реально выполненными. Если какие-то дела не были реализованы, вы совместно анализируете причины произошедшего. Возможно, в этом процессе вам пригодится коробочка с красными и черны­ми пуговицами, которые ребенок получил за день.

Терпеливо работая по этой системе, вы постепенно добьетесь самостоятельности ребенка в планировании завтрашнего дня, научите его выполнять запланированное и оценивать свои дей­ствия.

Эта система позволит вам распределять употребление пищи ребенком в течение дня. Сложив завтрак ребенка в пакет, вы обозначите его желтой пуговицей, обед — зеленой и ужин — фиолетовой.

Так игры с пуговицами формируют навыки самостоятельнос­ти.

ИГРЫСО СПИЧКАМИ

Пусть вас не пугает название. Конечно, мы все помним, что «спички детям не игрушка», однако, в умелых и ловких руках они являются прекрасным тренажером для пальцев, зрения, концентрации вни­мания, кратковременной памяти и творчества.

Оборудование: ковер (одеяло), если играть на полу; стол (если играть за столом); 2 коробка спичек.

1. Знакомая незнакомка

Удобно расположитесь с ребенком на полу или за столом. Включите приятную музыку. Из коробка возьмите 3 (три) спич­ки. Положите их на стол или ковер. Предложите ребенку взять одну спичку. Скажите ребенку: «Держи спичку в руках. Ощу­пай ее. Какая она? теплая или холодная? гладкая или шершавая? тонкая или толстая? Понюхай ее. Знаком тебе этот запах? Это запах серы, из которой сделана головка спички. Теперь ощупай головку спички. Рассмотри ее внимательно. Какого она цвета? Какой она формы? Видишь, какая интересная спичка! Как ты думаешь, из чего она сделана? Конечно, из дерева. Чувствуешь, спичка согрелась в твоих руках? Пока ты держал в руках спичку, твои руки ее запомнили. А теперь пусть запомнят ее и твои гла­за. Рассмотри ее внимательно. А теперь положи свою спичку на стол (или на пол), рядом с другими. Я перемешаю спички, поэто­му закрой глаза (если ребенок боится закрывать глаза, не наста­ивайте на этом). А теперь найди свою спичку! Молодец!»

При этом ребенок может ощупывать все спички, нюхать их, долго рассматривать. Заметьте, какое именно действие помогло ему отыскать спичку. Таким образом вы узнаете, что помогает Вашему ребенку в процессе запоминания и распознавания (ка­кой сенсорный канал доминирует: зрительный, тактильный или обонятельный).

Если наше описание игры покажется вам слож­ным, не спешите отказываться от нее. Проиграйте ее сами перед ребенком, давая ему образец поведе­ния в этой ситуации.

Эта простая игра поможет ребенку развить на­вык концентрации внимания, произвольного запо­минания, способность прислушиваться к своим ощу­щениям и дифференцировать их, а также способ-

ствует развитию мелкой моторики. Нельзя исключить и мыс­лительные операции, которыми пользовались ребенок и Вы в процессе поиска своей спички.

2. История одной спички

Можно продолжить игру с найденной спичкой, а можно и начать игру заново и чуть по-другому.

Положите на стол 5 (пять) спичек. Скажите: «Выбери ту спич­ку, которая тебе больше всего нравится. Подержи ее в руках. Познакомься с ней: ощупай, понюхай, рассмотри. Сможешь ли ты ее узнать среди других?

А теперь давай с тобой подумаем, откуда пришла к нам эта спичка. Правильно, из коробка. А откуда пришел к нам коро­бок? Правильно, из сумки. Как он появился в моей сумке? Да, я его купила в магазине. А как он попал в магазин? Оказыва­ется, с фабрики. Фабрика называется... (прочитайте название фабрики на коробке). А знаешь ли ты, из чего на фабрике де­лают спички? Из дерева. Оказывается, наша спичка раньше была деревом. Дерево росло... как думаешь, где? Как ты дума­ешь, как дерево стало спичкой? Наверное, его спилили лесору­бы с помощью специального инструмента — пилы. У спилен­ного дерева специальным инструментом — топором обруби­ли ветки. И получилось бревно. Дальше бревно привезли на фабрику. Как ты думаешь, на чем везли бревно? На специальной машине. На фабрике с помощью станков, которые обрабатывают дерево, бревно пре­вратили в маленькие палочки. Затем маленькие палочки окунули в специальный состав, который мы называем серой. Сера застыла на палочке, и получилась спичечная головка. Так маленькая па­лочка превратилась в спичку.

ИЗ

Видишь, оказывается у спички, которую ты держишь в своих руках, есть интересная история жизни».

Рассказ «История одной спички» можно сопровождать ри­сунками, наглядно демонстрирующими последовательность про­цесса превращения дерева в спичку. Так вы создадите рисуноч­ную версию «истории одной спички» по типу комикса.

«Спичечные истории» можно разыгрывать и в песочнице. Также истории можно сочинять и про другие окружающие ре­бенка вещи (стол, стул, ручка, тетрадь, ложка, вода и пр.).

Игра направлена на развитие воображения; речи; формиро­вание причинно-следственных связей; расширение представле­ний об окружающем мире.

3. Спичечный узор

Возьмите 3 (три) спички. Закройте их в ладонях. Потрясите и бросьте на стол (или ковер). Вместе с ребенком рассмотрите образовавшуюся комбинацию.

«Посмотри, как красиво легли спички. Куда "смотрят" го­ловки спичек? Вверх, вниз, налево, направо. Запомни этот узор. Сможешь его повторить? Я тебе помогу. Давай возьмем три спички из коробка. Смотри на наш узор и постарайся его по­вторить. Молодец!

А теперь давай поиграем так. Узор от нас спрятался под листом бумаги. Он хочет найти своего брата (или сестру). Давай ему поможем. Запомнил тот узор? Сделай такой же. Молодец!»

Если ребенку сложно выполнять задания само­стоятельно, помогайте ему, проговаривая каждое свое действие. Игра поможет вам развить произвольное внимание и память, мелкую моторику, пространствен­ные представления и многое другое.

4. Ожившие фигуры

Высыпите спички из коробка на стол. Скажите ребенку: «Да­вай нарисуем из спичек дом (складываем вместе с ребенком из спичек дом), а рядом с домом что?.. Дерево. А потом?.. До­рожку... Куда? К речке. Смотри, какая интересная картина у нас с тобой получилась!

А теперь попробуй сам нарисовать что-нибудь из спичек. Молодец!

«Давай с тобой подумаем, кто живет в этом доме? Да, бабуш­ка! Мы сделаем ее из спичек. Еще кто?..»

В этой игре Вам поможет Ваше воображение и изобретатель­ность. Далее, можно создавать и объемные фигуры и здания.

Откроем маленький секрет: на этих незамысловатых играх учатся актеры, совершенствуя наблюдательность, воображение, внимание, память и чувствительность. Именно это помогает нам ориентироваться в окружающем мире и гибко приспосабли­ваться к его изменяющимся условиям.

Однако, играя со спичками, следует убирать коробок, чтобы не вызвать соблазна зажечь спички. Наверное, не стоит учить на­ших детей пользованию спичками, ведь чтобы разжечь газовую плиту, существуют пьезозажигалки...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

1. Обыкновенное чудо

Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, найденный на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь.

В игре могут принимать участие 2, 3, 4 и более человек.

Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее. Так, что­бы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру.

Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Ощупайте его. Ска­жите участникам: «У меня в руке камень. Он тяжелый (дви­жение вашей руки вверх-вниз имитирует взвешивание), холод­ный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответство­вать вашим ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем пере­дать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу". С этими словами Вы передаете камень игроку, сидящему слева от Вас».

Камень находится в руках ребенка. Спросите его: «Что ты ощущаешь? Тяжелый ли этот камень? (сопровождайте свой воп­рос движениями рук, имитирующих взвешивание). Правда, тя­желый?

А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, то предложите ему для сравнения про­вести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощу­пать камень). Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытыва­ет трудности при ответе, то предложите ему для срав­нения похожий камень, который "не побывал" еще ни в чьих руках).

Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, по­чему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) ка­мень? Сейчас мы сделаем с тобой то же самое — совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: