Тема 1 Предмет, объект и проблемы методологии теории государства и права
Тема 3 Проблемы определения понятия
Многообразие подходов к пониманию государства. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.
Многообразие подходов к пониманию государства.
Право понимается как:
1) Нормативный подход – т.е. право – это норма
|
Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.
Государство само по себе составляет социальную ценность, ибо оно есть гарант стабильности, порядка, хранитель прав и свобод человека. Сущность его связана не только с экономическими, классовыми факторами, но и с культурой, духовной жизнью общества. Именно эта связь и превращает государство в политическую, структурную и территориальную организацию общества. Государство выступает как политическая организация общества потому, что оно есть носитель политической власти, осуществляет регулирование классовых и групповых отношений. Суть государства состоит в том, что это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Политическая власть рассматривается в качестве общего признака и основного орудия государства. Структурная организация государства состоит в том, что оно имеет специальный аппарат управления, многочисленные государственные органы со сложной системой их взаимоотношений. Территориальная структура — это разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Русский юрист Е.Н.Трубецкой видит в государстве союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Такой же точки зрения придерживается и его соотечественник В.М.Хвостов, определявший государство как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти. С характеристикой государства как политической, структурной и территориальной организацией общества связаны такие его черты, как: = монополия на принудительную власть, = суверенитет государственной власти, = издание законов, = взимание налогов.
Государственный суверенитет и суверенитет народа, наличие специального аппарата управления и принуждения, налоги, территория государства, правотворчество как исключительная прерогатива государства и другие признаки государства.
В обществе помимо государства есть и другие организации. Возникает вопрос: по каким признакам можно отграничить государство от них, т.е. какими признаками обладает государство.
Признаками государства являются:
· ≈ наличие публичной власти;
· ≈ суверенитет;
· ≈ территория и административно-территориальное деление;
· ≈ правовая система;
· ≈ гражданство;
· ≈ налоги и сборы.
1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.
Публичная власть обладает своими особенностями: ♦ отделена от общества; ♦ не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна; ♦ чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого аппарата управления; ♦ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в общественном производстве; ♦ опирается на писаное формализованное право; ♦ подкреплена принудительной силой государства.
Правовая система - юридический "скелет" государства. Власть поддерживается через юридические нормы. Государство, его институты закреплены в праве и действуют в цивилизованном обществе опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.
Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.
Специальный аппарат принуждения и подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли.
Только государство создает и имеет такие структуры как суд, прокуратура, органы безопасности и полиция (милиция) и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.
Как форма организации общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственное управление характеризуют уровень развития государства как демократического и правового.
Государственный суверенитет
Суверенитет выражается в независимости власти данного государства от всякой иной власти и обладает двумя свойствами – верховенство и независимость. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене. Государственный суверенитет проявляется внутри государства и за его пределами.
Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям общества.
Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, т.е. независимость от других государств и международных организаций в международных отношениях, а также никакое государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.
Суверенитет может быть абсолютным (полным) и ограниченным. Ограничение суверенитета возможно в добровольном порядке (самоограничение) и принудительном.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей, либо вступления в международные союзы, организации, а также в случае объединения с другими государствами в федерацию.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к государству-колонии или побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом и суверенитетом нации. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. На практике государственная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.
Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
У государства есть свои государственные символы - герб, гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Вместе с основными признаками они позволяют отделить государство от догосударственной и негосударственной организации.