Государственный суверенитет




Тема 1 Предмет, объект и проблемы методологии теории государства и права

Тема 3 Проблемы определения понятия

Многообразие подходов к пониманию государства. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.

Многообразие подходов к пониманию государства. Право понимается как: 1) Нормативный подход – т.е. право – это норма
2)Социологический подход -
требует искать право не в нормах закона, а в самой жизни, когда правом объявляются решения судей. Основные теории государства.

 

Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок. Поскольку таких подходов достаточно много, остановимся лишь на тех из них, которые имеют наибольшее распространение в современной науке: 1) Теологический подход - государство создано богом и его деятельность есть проявление божественной воли. 2) Арифметический подход (его называют также классическим) - трактует государство как сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. 3) Юридический подход - государство трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и прежде всего конституцией. 4) Кибернетический подход - государство является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь). 5) Социологический подход - понятие государства чаще всего трактуется как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию. Государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения. Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.
 

 

Государство как политическая, структурная и террито­риальная организация общества.

Государство само по себе составляет социальную ценность, ибо оно есть гарант стабильности, порядка, хранитель прав и свобод человека. Сущность его связана не только с экономическими, классовыми факторами, но и с культурой, духовной жизнью общества. Именно эта связь и превращает государство в политическую, структурную и территориаль­ную организацию общества. Государство выступает как политическая организация общества потому, что оно есть носитель политической вла­сти, осуществляет регулирование классовых и групповых отношений. Суть государства состоит в том, что это един­ственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Политическая власть рассматривается в качестве общего признака и основного орудия государства. Структурная организация государства состоит в том, что оно имеет специальный аппарат управления, многочислен­ные государственные органы со сложной системой их вза­имоотношений. Территориальная структура — это разделение населения по территориальному признаку и территориальная целост­ность государства. Русский юрист Е.Н.Трубецкой видит в государстве союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Такой же точки зрения придерживается и его соотечественник В.М.Хвостов, определявший государство как союз свобод­ных людей, живущих на определенной территории и под­чиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти. С характеристикой государства как политической, структурной и территориальной организацией общества связаны такие его черты, как: = монополия на принудительную власть, = суверенитет государственной власти, = издание законов, = взимание налогов.

Государственный суверенитет и суверенитет народа, наличие специального аппарата управления и принуждения, налоги, территория государства, правотворчество как исключительная прерогатива государства и другие признаки государства.

В обществе помимо государства есть и другие организа­ции. Возникает вопрос: по каким признакам можно отграничить государство от них, т.е. какими признаками обладает государство.

Признаками государства являются:

· ≈ наличие публичной власти;

· ≈ суверенитет;

· ≈ территория и административно-территориальное деление;

· ≈ правовая система;

· ≈ гражданство;

· ≈ налоги и сборы.

1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

Публичная власть обладает своими особенностями: ♦ отделена от общества; ♦ не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна; ♦ чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а не­редко и самого аппарата управления; ♦ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об­щественном производстве; ♦ опирается на писаное формализованное право; ♦ подкреплена принудительной силой государства.

Правовая система - юридический "скелет" государ­ства. Власть поддерживается через юридические нормы. Государство, его институты закреплены в пра­ве и действуют в цивилизованном обществе опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

Аппарат управления подразумевает органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

Специальный аппарат принуждения и подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли.

Только госу­дарство создает и имеет такие структуры как суд, прокуратура, органы безопасности и полиция (милиция) и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государ­ственных решений, в том числе по необходимости и принуди­тельными средствами.

Как форма организации общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственное управление характеризуют уровень развития государства как демократического и правового.

Государственный суверенитет

Суверенитет выражается в независимости вла­сти данного государства от всякой иной власти и обладает двумя свойствами – верховенство и независимость. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене. Государственный суверенитет проявляется внутри государства и за его пределами.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исклю­чительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям общества.

Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства, т.е. независимость от других государств и международных организаций в международных отно­шениях, а также никакое государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

Суверенитет может быть абсолютным (полным) и ограниченным. Ограничение суверенитета возможно в добровольном порядке (самоограничение) и принудительном.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей, либо вступления в международные союзы, организации, а также в случае объединения с другими государствами в федерацию.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к государству-колонии или побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом и суверенитетом нации. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. На практике государст­венная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возмож­ность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоя­тельного государства.

У государства есть свои государственные символы - герб, гимн, флаг, уста­новившиеся правила официального поведения, традиции, формы обра­щения людей друг к другу и приветствия. Вместе с основными признаками они позволяют отделить государство от догосударственной и негосударственной организа­ции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: