Психолого-педагогический и методический блоки




Уч.год

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

3.1.1. Примерные темы теоретического содержания

1. Общая характеристика феномена социализации, факторы и структура социализации как педагогического процесса. Понятие социализации. Социализация как педагогическое явление. Взаимосвязь социализации, воспитания и самовоспитания. Иерархия факторов социализации: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Структура социализации как педагогического явления: коммуникативный компонент, познавательный компонент, поведенческий компонент, ценностный компонент. Средства социализации: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация, институты социализации, отношения. Агенты социализации.

2. Цель и содержание социализации. Особенности социализации человека на различных возрастных этапах. Цель и содержание социализации как педагогического процесса (широкие социальные влияния - воздействие средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи; спонтанные проявления - меняющиеся отношения, изменения оценок, взглядов, суждений). Субъект и объект социализации. Модель социализации ребенка как педагогической системы. Особенности социализации человека на различных этапах его жизни. Стадии социализации.

3. Педагогическое сопровождение как компонент педагогического процесса. Понятие «педагогическое сопровождение» (по О. С. Газману). Педагогическое сопровождение как особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. Цели, принципы, методы и технологии педагогического сопровождения. Диагностическая, коррекционная и развивающая работа в системе педагогического сопровождения. Индивидуально-личностный подход в музыкальном образовании школьников

4. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Понятия «самоопределение», «профессиональное самоопределение». Основные компоненты содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения по Н.С. Пряжникову. Типы и уровни самоопределения личности, личностно-ориентированные технологии профессионального развития.Система профессиональной ориентации: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. Формы и методы профориентационной работы.

5. Роль среды, наследственности и воспитания в развитии личности учащегося. Понятие о развитии личности. Концепции развития личности (по Л.С.Рубинштейну). Взаимосвязь трех факторов (наследственности, среды и воспитания) в развитии личности. Что понимается под наследственностью? Что человек наследует (врожденные физические особенности, некоторые особенности нервной системы, собственно человеческие задатки и др.). Роль наследственности в развитии личности. Понятие среды. Влияние среды (естественной, социальной, домашней) и воспитания как форм внешнего воздействия на развитие личности. Взаимосвязь воспитания и развития. Л.С.Выготский о соответствии целей и методов воспитания «зоне ближайшего развития» ребенка.

6. Воспитание, обучение, развитие, саморазвитие, формирование: анализ понятий. Воспитание как общественное явление и как специально организованный педагогический процесс. Воспитание как стороны, направления воспитательной работы; как результат и качество педагогического взаимодействия. Обучение как процесс взаимодействия учителя и учащихся, как способ организации образовательного процесса. Преподавание и учение. Развитие как особый вид изменения, как процесс. Формирование как общесоциальная категория, как педагогическая категория, как результат развития личности. Профессиональное саморазвитие. Портфолио достижений.

7. Гражданское воспитание старшеклассникови духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Содержание понятия «гражданское воспитание» как воспитание политической, правовой и межнациональной культуры. Актуальность гражданского воспитания в современной социокультурной ситуации. Система гражданского воспитания: комплекс целей-функций, содержание и формы гражданского воспитания в школе, во внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов; противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие эффективность гражданского воспитания. Критерии гражданской воспитанности.

8. Коллектив как средство воспитания школьников. Понятие о коллективе. Воспитательные функции коллектива. Детский коллектив как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Становление теории коллектива: учение А.С. Макаренко о коллективе и его роли в воспитании личности; развитие идей коллективного воспитания в отечественной педагогике (В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, И.П. Иванов и др.).

9. Формирование детского коллектива. Этапы развития детского коллектива и его взаимоотношений с окружающим миром. Методика работы с детским коллективом на разных стадиях его развития. Методика формирования детского коллектива: совместная целенаправленная деятельность, система перспектив, традиции. Модели взаимоотношений в системе «личность – коллектив» (конформизм, гармония, нонконформизм). Коллектив и неформальные объединения.

10. Научно-творческая деятельность как средство развития личности школьника. Понятие научно-исследовательская деятельность. Организация научно-исследовательской познания школьников в учебном процессе и во внеучебное время. Проектная деятельность как средство развития научного творчества детей. Принципы организации проектной деятельности. Требования к использованию метода проектов. Этапы работы над проектом.

11. Духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество). Содержание и методы духовно-нравственного воспитания.

12. Основные принципы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Принцип нравственного примера педагога, принцип социально-педагогического партнёрства, принцип индивидуально-личностного развития, принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания, принцип социальной востребованности воспитания.

13. Цель, задачи, принципы современного музыкального образования. Цель и задачи музыкального образования. Принципы музыкального образования (связь музыки с жизнью, изучения музыки как живого образного искусства, увлеченности, целостности, образности, интонационности, единство эмоционального и сознательного, единство художественного и технического и др.).

14. Формирование образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) на уроках музыки в школе. Универсальные учебные действия: виды, функции. Личностные результаты освоения предмета «Музыка». Метапредметные результаты освоения предмета «Музыка». Предметные результаты по музыке. Методы и приемы формирования личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках музыки в школе.

15. Эстетическое воспитание школьников: функции и содержание.

Значение эстетического воспитания школьников. Содержание и функции эстетического воспитания школьников. Роль художественного образования в эстетическом воспитании школьников. Функции художественного образования. Эстетическое воспитание школьников средствами музыкального искусства.

16. Нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства. Задачи и содержание нравственного воспитания. Возможности музыкального искусства в воспитании нравственных качеств детей. Роль музыкального репертуара в нравственном воспитании ребенка. Формы работы педагога-музыканта по воспитанию нравственных качеств у младших школьников и подростков.

17. Развитие творческих способностей школьников в процессе музыкального образования. Понятия «творчество», «творческие способности». Музыкальное искусство в развитии творческих способностей ребенка. Методы, приемы, формы развития творческих способностей детей в процессе музыкального образования.

18. Содержание и организация занятий в системе дополнительного музыкального образования. Общая характеристика дополнительного образования. Специфика дополнительного образования. Дополнительное музыкальное образование: формы, виды. Основные формы музыкальной работы в системе дополнительного образования.

19. Специфика профессионально-педагогической деятельности педагога-музыканта. Музыкально-педагогическая деятельность. Структура музыкально-педагогической деятельности. Особенность профессионально-педагогической деятельности педагога-музыканта – художественно-творческое начало.

20. Полихудожественный подход в эстетическом воспитании школьников. Б.П. Юсов о полихудожественном подходе к преподаванию предметов области знания «Искусство». Специфика полихудожественного подхода на уроках музыки. Формы полихудожественной музыкально ориентированной деятельности школьников на уроках музыки: поиск сходства и контрастов в произведениях разных видов искусства, интонационное прочувствование «эмоциональных констант», отделение авторских ассоциаций (интонаций) от собственных аналогий, выход на собственную интерпретацию, сопоставление авторской позиции и своей (Э.Б. Абдуллин, А.Н. Леонтьев).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: