Материалы для изучения готовности детей к обучению в школе




1. Психологическая и социальная готовность к школе

а) Желание учиться в школе:

1)ребенок хочет идти в школу;

2)особого желания идти в школу пока нет;

3)идти в школу не хочет.

б) Учебная мотивация:

1)осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;

2)собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возмож­ность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);

3)цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на си­туацию:

1)достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

2)контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реа­гирование на нее не всегда или не совсем адекватны;

3)плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

г) Организованность поведения:

1)поведение организованное;

2)поведение недостаточно организованное;

3)поведение неорганизованное.

Вывод. Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:

1. выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню);

2. ниже среднего (развитие большинства показателей готовно­сти оценивается по второму уровню);

3. низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).

2. Развитие школьно значимых психофизиологических функций

а) Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива;

в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);

ребенок косноязычен.

б) Мелкие мышцы руки:

1. рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет каранда­шом, ножницами;

2. рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножница­ми ребенок работает с напряжением;

3. рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

в) Пространственная ориентация, координация движений, телес­ная ловкость:

1. достаточно хорошо ориентируется в пространстве, коорди­нирует движения, подвижен, ловок;

2. отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок;

3. ориентация в пространстве, координация движений развиты
плохо, неуклюж, малоподвижен.

г) Координация в системе «глаз - рука»:

1. может правильно перенести в тетрадь простейший графиче­ский образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоя­нии (с классной доски);

2. графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоя­нии, переносит в тетрадь с незначительными искажениями;

3. при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.

д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объ­ектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):

1. соответствует средним показателям возрастной группы;

2. ниже средних показателей возрастной группы;

3. намного ниже средних показателей возрастной группы.

Вывод. Общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций:

1. выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается первым уровнем);

2. ниже среднего (развитие большинства показателей готовно­сти оценивается вторым уровнем);

3. низкий (развитие большинства показателей готовности оце­нивается третьим уровнем).

3. Развитие познавательной деятельности

а) Кругозор:

1. представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;

2. представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;

3. кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окру­жающем отрывочны, бессистемны.

б) Развитие речи:

1. речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

2. ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

3. слова приходится вытягивать, ответы чаще всего однослож­ные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправиль­ный порядок слов, незаконченность предложений).

в) Развитие познавательной активности, самостоятельности:

1. ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

2. ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выпол­нении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

3. уровень активности, самостоятельности низкий, при выполне­нии заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

г) Сформированность интеллектуальных умений (анализа, срав­нения, обобщения, установления закономерностей):

1. правильно определяет содержание, смысл (в том числе скры­тый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

2. задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и уста­новления закономерных связей, выполняет со стимулирующей по­мощью взрослого;

3. выполняет задания с организующей или направляющей по­мощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельно­сти на выполнение сходного задания;

4. при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, вы­деления главного, установления закономерностей, нужна обу­чающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятель­ный перенос не осуществляется.

д) Произвольность деятельности:

1. удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;

2. удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе дея­тельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;

3. деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не про­веряется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

с) Контроль деятельности:

1)соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью;

2)частичное соответствие результатов усилий ребенка и по­ставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;

3)полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам этого несоответствия не видит.

ж) Темп деятельности:

1. соответствует средним показателям возрастной группы;

2. ниже средних показателей возрастной группы;

3. намного ниже средних показателей возрастной группы.

3)Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу (знание букв, элементарные математические представления и др.).

Вывод. Общая средняя оценка уровня развития познаватель­ной деятельности:

1. выше среднего, средний (развитие большинства показателей оценивается первым уровнем);

2. ниже среднего (развитие большинства показателей оценива­ется вторым уровнем);

3. низкий (развитие большинства показателей оценивается третьим уровнем);

4. очень низкий (развитие интеллектуальных умений оценива­ется четвертым уровнем при оценке большинства показателей третьим).

5. особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, дли­тельные заболевания);

6. темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребе­нок начал ходить, говорить);

7. состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в ис­текшем году болел, сколько дней в целом).

Вывод. Группа здоровья

5. Трудности школьной адаптации:

а) трудности, связанные с поведением ребенка;

б) трудности, связанные с организацией учебной деятельности;

в) наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к на­рушениям здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнима­тельность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драч­ливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки: грызет ногти и др.

Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недер­жание мочи, другие жалобы.

Задание по изучению отношения детей к школе и к учению:

  1. Ходил ли ты в детский сад?
  2. Если нет, то с кем был дома?
  3. Чем тебе нравилось больше всего заниматься до школы? Почему?
  4. Хотел ли идти в школу? Почему?
  5. Нравится ли тебе в школе? Что нравится? Почему?
  6. На каких уроках интересней всего заниматься? Почему?
  7. Хотел бы ты вернуться снова в детский сад? Почему?
  8. Хотел бы ты, чтобы учитель приходил к тебе домой и занимался с тобой одним? Почему?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: