И в праздники ,и в день ненастный.




Устный журнал «Я говорю на русском языке»

(5-7 классы)

Над сценой - плакат «Родной язык надо любить, как мать…» (М.Горький.) На стенах - высказывания И.С.Тургенева, В.В.Маяковского о русском языке. Начинается мероприятие со стихотворения ученицы 6 класса Сорокиной Олеси

Я говорю на русском языке,

Пишу, читаю, понимаю…

Язык на свете любят все

И выучить его мечтают.

Звучит он ласково и нежно,

Тепло и строго и сердечно…

Кто учит сей язык прилежно,

Секрет откроет он, конечно.

Научит складывать слова,

Писать эссе и изложенья,

Не зря о нем гласит молва:

«Красив,могуч он, без сомненья»

Любите наш родной язык,

Язык богатый и прекрасный,

Он украшает нашу жизнь

И в праздники,и в день ненастный.

 

(На сцену выходит 1 группа ведущих).

1в. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем о их мыслях, чувствах, но и можем получать представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.

2в. Прежде всего, речь должна быть грамматически правильной. Достаточно услышать «Он звонит» или «Бежи к ихнему дому », чтобы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.

1в. Одно из требований, которое предъявляется к устной речи,- это правильное литературное произношение. Так, нужно говорить ево, севодня, купацца, а писать его, сегодня, купаться; што, конечно вместо что, конечно.

2в. Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телевидения, читать больше книг.

1в. Надо следить за ударением в словах, говорить красивее, звонит, договор. Большой вред языку наносят слова- сорняки. Они делают ре2чь смешной и бессмысленной. Это ярко показал А.П.Чехов в пьесе «Предложение». Помещик Чубуков встречает гостя с такими словами:«Голубушка моя! Я так рад и прочее, вот именно и тому подобнее». Упавшему в обморок гостю он пытается дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет, не пьет… Значит, умер и тому подобное».

2в. Известный детский писатель Виталий Бианки, обращаясь к школьникам, говорил: «Народный язык наш я бы сравнил с могучим потоком. Как Волга- матушка, течет он через всю нашу Родину. Он всем необходим, всеми любим. Он чист на глубине, и ничем его не замутишь. А по краям на мелких местах несет мусор, выплескивает на берег с грязной пеной всякую дрянь ».

1в. Мусором, грязной пеной называет писатель все лишнее, грубые словечки, которые иногда можно услышать в разговорной речи людей, небрежно относящихся к языку.

Бианки справедливо говорит: «Стоит начать думать о словах, о языке, как весь мусор сам собой исчезнет из вашей речи: вам просто станет стыдно их произносить, а тем более писать».

2в. Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к родному русскому языку.

(На сцену выходят ведущие.)

1-й. Ребята! Наш устный журнал мы посвящаем культуре речи.

2-й. Говорить правильно, красиво- это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли.

1-й. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин.

(На сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив.)

Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. (Ставит Пете термометр.) А в каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В 5 «Бы».

Доктор. В 5 «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…

Доктор. Жутко и весело! Гм… А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно! Особо девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…

Доктор. Порядочек… Железно… (Берет у Пети термометр). Ну-ка, открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут не поможет. Вылечиться можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он (извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из нее ты узнаешь, как нужно говорить.

(Доктор и Петя уходят.)

1-й ведущий. Ясность и точность нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном сочетании их. Нелепо звучат сочетания слов ужасно дружно, жутко весело, которые употреблял Петя. Слова ужасно, страшно, жутко обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.

2-й ведущий. Чтобы речь была грамотной, надо правильно произносить слова.

(Выходят два ученика, разворачивают плакат со словами: алфавит, агент, гектар, договор, документ, досуг, единство, звонит, злоба, квартал, километр, магазин, молодежь, намерение, ненависть, портфель, процент, ремень, средства, ходатайство, понял, поняла, спала, взяла, была.)

1-й ученик (к зрителям). Запомните, где стоит ударение в этих словах. Повторяйте за мной. (Читает плакат вслух, все ребята повторяют.) Почаще заглядывайте в словарь. (Демонстрирует словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова.)

2-й ученик. (Медленно.) Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необходимо, понимаете, обращаться, так сказать, за помощью, понимаете, ну и того, значит, за справками, ну вот, к этому самому… к словарю.

Что это вы, знаете ли, на меня, так сказать, странно смотрите? Может быть, я, так сказать, говорю неправду?

1-й ученик. Беда в том, что из тридцати сказанных слов достаточно было только девяти, чтобы сказать. Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю, а остальные слова- лишние, слова -паразиты: ну, вот, понимаете, значит, так сказать, того.

1-й ведущий. Слова в разговоре следует произносить ясно и отчетливо, чтобы всякий вас мог понять.

2-й ведущий. Чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.

(Выходит ученик и читает стихотворение С.Михалкова «Сашина каша».)

Живет на свете Саша.Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша, Не гречневая каша,

Не манка, Не овсянка На сладком молоке

С утра во рту у Саши Слова простые наши-

Слова простые наши На русском языке.

Но то, что можно внятно Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно, Как люди говорят,-

Наш Саша так корежит, Что сам понять не может:

Произнесет словечко- И сам тому не рад!

Он скажет: «До свидания!»

А слышится: «До здания!»

Он спросит: «Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь?»

Когда он вслух читает, Поймешь едва- едва;

И буквы он глотает И целые слова.

Он так спешит с налета Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то, А он бежит спасать

Он может, но не хочет

За речью последить. За речью последить.

Нам нужен переводчик Его переводить.

2-й ведущий. Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, а подчас и грубые выражения. Когда ребята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась. Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа. Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.

(Сережа уходит за кулисы и сразу возвращается. Шапка у него сбита набок, в руках расстегнутый портфель.)

1-й ведущий. Хорошо написал Сережа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.

Сережа. (Взмахивает портфелем). Эй, Мишка, оглох ты что ли? Вали сюда!

(На сцене появляется Миша.)

Миша. Ну как контрольная прошла?

Сережа. Классно! На все пять! Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино? Там, говорят, фильм идет такой- блеск.

2-й ведущий. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?

Сережа. А у меня два языка: один для занятий, а другой- для приятелей. Гудбай! Мы отчаливаем.

(Сережа и Миша убегают.)

1-й ведущий. А как вы думаете, ребята, правильно поступает Сережа?

Все. Неправильно.

2-й ведущий. Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька.О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении В.Масса и М.Червинского «Как его зовут?»

(Ученик читает стихотворение.)

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «Извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

1 ведущий. Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом придуманных слов».

(Все участники выходят на сцену.)

1-й ученик. Л.Н.Толстой говорил: «…Где нужно- нежный, трогательный, где нужно- строгий, серьезный, где нужно- страстный, где нужно- бойкий и живой,- таков наш русский язык».

2-й. Великим, могучим, правдивым и свободным называл наш русский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «частоту языка, как святыню».

3-й ученик. Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили;

4-й ученик. Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

5-й ученик. Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Все. Овладевайте же литературным языком! Боритесь за культуру речи!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: