Собой, убеждений, логических натяжек, интуитивных заклинаний, которые в 4 глава




менее "информативен", т.е. гораздо меньше склонен складываться в сложные и

однозначно узнаваемые перцептивные образы и не так активно участвует в

тональном "описании мира". (Мы, конечно, рассматриваем только первую

сигнальную систему.) Восприятие звука, не подкрепленное визуальным

компонентом, всегда неполно, всегда оставляет "пробел" в значении или

ситуации, позволяя применить к нему сразу несколько интерпретационных

схем. И этому факту в системе дона Хуана уделяется должное внимание:

"Как я могу перестать говорить сам с собой?

- Прежде всего, ты должен использовать уши, чтобы снять часть нагрузки

с глаз. Мы с самого рождения использовали свои глаза для того, чтобы

судить о мире. Мы говорим с другими и с собой ставным образом о том, что

видим. Воин сознает это и прислушивается к звукам мира." (II, 394)

Пожалуй, самая труднопостигаемая штука в деле остановки внутреннего

диалога - это использование _воли_. Об этой загадочной и одновременно

очень простой вещи, которую дон Хуан называет то _волей_, то _намерением_,

то _командой Орла_, нам придется говорить особо. Сейчас же мы укажем

только на одно: _любое действие существа_ ("мага" или профана) _есть

прямая манифестация воли_, т.е. непосредственного передвижения

энергетических полей, связанных в единой структуре с энергетикой

мироздания. Все указанные выше приемы - только "уловки", особенные

"делания", открытые древними исследователями и служащие для пробуждения

_воли_ - для научения перестраивать свое энергетическое поле определенным

способом. Если эта задача выполнена, вспомогательные техники можно

оставить - они более не нужны.

В конце обучения дон Хуан прямо разъяснил суть дела: "Внутренний

диалог останавливается за счет того же, за счет чего начинается: за счет

действия _воли_. Ведь начать внутренний разговор с самими собой мы

вынуждены под давлением тех, кто нас учит. Когда они учат нас, они

задействуют свою _волю_. И мы задействуем свою в процессе обучения. Просто

ни они, ни мы не отдаем себе в этом отчета. Обучаясь говорить с самими

собой, мы обучаемся управлять _волей_. Это наша _воля_ - разговаривать с

самими собой. И, чтобы прекратить внутренние разговоры, нам следует

воспользоваться тем же самым способом: приложить к этому _волю_,

выработать соответствующее _намерение_." (VII, 374)

И здесь мы подходим к сущности и цели всего этого нелегкого

предприятия.

Дело в том, что _внимание_, которым маг выбирает комплексы восприятий

из хаотического океана нагуаля, благодаря которому получает способность

оперировать ими, - по сути своей схоже с вниманием ординарным. Оно тоже в

какой-то мере _вычленяет_, _организует_, _изолирует_ и _вытесняет_ (иначе

маг в таком режиме восприятия оказался бы обычным идиотом), но по

отношению к "описанию мира" такое внимание удалено, пользуется этим

"описанием" принципиально иным способом - оно просто не может работать как

обычно, т.к. захватывает в область резонанса неизмеримо большую часть

энергетического спектра Реальности, чем внимание ординарное. По тем же

причинам оно оказывается гораздо мощнее в своих движениях - в фиксации,

фокусировке, перемещении.

Ординарное внимание тоналя дон Хуан называет _первым_, а энергетически

расширенное внимание мага - _вторым_. И остановка внутреннего диалога -

главный ключ ко _второму вниманию_. Собственно говоря, здесь и начинается

_настоящая_ магия. "Дон Хуан говорил, что как только мы остановим

внутренний диалог, мы остановим и мир. Это было _операционное описание

непостижимого процесса фокусировки нашего второго внимания_. Он говорил,

что некоторая часть нас вселю пребывает под замком, так как мы боимся

себя." (V, 584) (_Курсив_ мой - А. К.)

Этот "страх себя" сродни ностальгии. Ибо однажды увидевший мир глазами

"второго внимания" в особом смысле перестает быть человеком - все дорогое

ему, все "человеческое" вдруг перестает _быть_.

Какой неожиданный поворот от человека (маленького, эгоистичного,

ограниченного и смертного) к великолепной Реальности - как к "славе

Господней"! И все-таки мы уже были там - в этом космическом чреве, в

истоке всех вещей. Были и подсознательно тоскуем о возвращении. Ностальгия

"здесь" и ностальгия "там". Обоюдоострый меч, всю безжалостность которого

иногда чувствуют философы. Как бы между прочим написал об этом М.

Мамардашвили:

"Вспомним чувство невыразимости, связанное с упоминаемым

словосочетанием "неизвестная родина". Если сблизить чувство "неизвестной

родины" с ощущением непонятной обреченности всего высокого и доблестного,

то мы ощутим у себя какую-то ностальгическую отстраненность от того, где

мы живем, с кем мы связаны, от нашей страны, от нашей родины, от нашей

географии, от наших нравов и обычаев. За этой ностальгической

отстраненностью стоит ощущение и отблеск неизвестный, непонятный, но

отблеск чего-то другого."

Эта же неотступная ностальгия зовет нас в путь, не обещая избавления

от тоски, - она зовет, потому что нельзя же вечно оставаться слепыми.

Реальность стоит у порога и требует своего. "Ни из какой совокупности

опыта, - пишет философ, - нельзя вывести различие между реальностью и

представлением о ней. Всякая реальность нам дана представлениями о ней. И

сама мысль о том, что есть реальность, и представление о ней и что одно

отлично от другого, ниоткуда нами не может быть получена. Но она откуда-то

приходит, и платоновское "вспомнить" - один из путей, по которому она к

нам приходит..." (М. Мамардашвили. "Что значит мыслить и что значит

мыслить не мысля...")

Быть может, всем нам предстоит _вспомнить_, откуда мы родом, и вся

наша ностальгия - только грусть о былом, о давнем, о безвозвратно

утраченном детстве.

 

2. Растения силы

 

К полному разочарованию сторонников психоделического "просветления",

Карлос Кастанеда уделяет внимание галлюциногенам лишь в первых двух книгах

- "Уроки дона Хуана" и "Отдельная реальность". Поэтому можно сказать, что

с точки зрения обывателя эти сочинения Кастанеды наиболее "мистичны".

Всем, разумеется, известно, что наркотические или психотропные

вещества издавна употреблялись магами, оккультистами и медиумами. Прежде

всего, надо разобраться, какой тип "одурманивания" психики продуктивен для

магии, а какой - просто доставляет экзотические переживания и своеобразное

удовольствие.

Можно принять за аксиому тот факт, что _любое отравление_ мозга,

сопровождаемое нарушением процесса его биоэнергетического метаболизма, с

неизбежностью вызывает изменение режима восприятия. Выше мы указывали, что

даже обычное голодание, переутомление, бессонница, монотонные и

бессмысленные действия способны нарушать работу перцептуального механизма.

В этом нет ничего нового: и древние шаманы постились, отказывались спать,

плясали до полного изнеможения, и нынешние сектанты таскают вериги,

кружатся на одном месте, истязают плоть. Одни и те же внешние приемы

последовательно применяются из века в век.

Но употребление ядов - особая статья. Шаманы Севера, скажем,

предпочитают настой из свежих мухоморов - микоатропин, содержащийся в

грибах, вызывает иногда сильные галлюцинации. Ведьмы всех времен и народов

"обожали" дурман, белену - по тем же причинам. Азиатские мистики (из тех,

кто не просто "ловит кайф") традиционно употребляют анашу, иногда - опиум.

Конечно, не все из перечисленных растений содержат наркотические

вещества. Строго говоря, к наркотикам медицина должна относить только

вещества, вызывающие у потребителя пристрастие, а вслед за ним -

_биохимическую зависимость_. Мухоморы, дурман, белена, пресловутая цикута

это все, скорее, объекты вожделения для токсикоманов, которым по той же

причине подходит и клей, и бензин, и ацетон.

Мистики же всегда использовали свои зелья для особых, эзотерических

действий - вызывания духов, осуществления магических влияний, прорицаний и

т.п. Скучающая молодежь не любит антропологических исследований, иначе

узнала бы много интересного о "кайфе предков" Вот, скажем, Э. Б. Тайлор в

книге "Первобытная культура" сообщает, что в Америке индейцы для

магических целей часто пользовались самым обычным табаком. Антиникотиновая

кампания в те времена не произвела бы на них должного впечатления.

Однако, все по порядку:

"Колумб наблюдал существовавшую на Вест-Индском архипелаге религиозную

церемонию, заключавшуюся в том, что на голову идола ставилось блюдо с

порошком когобы, который вдыхался через посредство двух стеблей тростника,

вставлявшихся в ноздри. Далее, Пане описывает, как тамошний жрец,

призванный к больному, вступает в общение с духами, нанюхавшись когобы до

того, "что, опьянев, не знает, что делает, и говорит страшную нелепицу,

считающуюся разговором с "цеми", которые, по утверждению жреца, и являются

виновниками болезни." На Амазонке племя омагва до новейшего времени

употребляло наркотические растения, которыми вызывают опьянение, длящееся

целые сутки и сопровождающееся необыкновенными видениями. Из одного такого

растения они получают порошок "курупа", который нюхают, как табак,

посредством тростинки в форме буквы Y. Сходство названий и обычаев ясно

указывает на связь между омагва и антильскими островитянами.

Калифорнийские индейцы дают детям наркотическое питье, чтобы получить на

основании их видений сведения о неприятеле. Мундуруку в Северной Бразилии,

желая обнаружить убийцу, дают такое питье духовидцам, чтобы преступник

явился им во сне.

Индейцы дариен кормили детей семенами Datum Sanguinea, чтобы вызвать у

них пророческий бред, в котором они видели скрытые сокровища. В Перу

жрецы, разговаривавшие с "гуака", или фетишами, имели обыкновение

приводить себя в экстатическое состояние наркотическим напитком "тонка" из

того же растения, вследствие чего последнее называлось "гуакакача",

фетишем-травой. Мексиканские жрецы, по-видимому, также употребляли мазь

или напиток из семян "ололиуки", вызывавших бред и видения. Табак

употребляли с той же целью в обеих Америках. Вообще следует заметить, что

первобытные народы курят табак ради полного опьянения, и с этой целью

глотают дым. Колдуны бразильских племен приводили себя в экстаз во время

конвульсионных оргий курением табака и видели при этом духов. Поэтому

неудивительно, что табак стал называться у них "священной травой". На этом

же основании североамериканские индейцы считали табачную наркотизацию

сверхъестественным экстазом, а грезы в этом состоянии - наитием. Такие

воззрения делают понятной следующую замечательную церемонию делаваров. Во

время празднества в честь бога огня и двенадцати прислуживающих ему

"маниту" внутри жертвенного дома сооружался шалаш сделанный из двенадцати

палок, связанных у верхушки и покрытых одеялами. Высотой он был

приблизительно в рост человека. По окончания праздника шалаш этот

нагревался докрасна раскаленными камнями, и в него помещалось двенадцать

человек. Один из стариков бросал на камни табак, и, когда страдальцы

доходили до крайних пределов удушья от табачного дыма и жара, их

вытаскивали обыкновенно в бессознательном состоянии."

А теперь из Америки вернемся в Евразию:

"Не останавливаясь на древнеарийском обоготворении наркотического

налитка, послужившего оригиналом божественной сомы индусов и божественной

хаомы персов, а также на пьяных оргиях поклонников Диониса в древней

Греции, мы обнаруживаем в древнем мире точное подражание низшей культуре в

употреблении вызывающих экстаз лекарственных средств. Таковы настои,

описываемые Плинием как напитки, вызывающие бред и видения, лекарства,

упоминаемые Гезихием, при помощи которых вызывалась Геката, средневековые

мази ведьм, дававшие пациенту способность видеть призраков или

переносившие его на шабаш и помогавшие ему оборачиваться зверем.

Употребление подобных средств сохранилось до сих пор у персидских

дервишей. Эти мистики - не только потребители опиума, подобно множеству

своих соотечественников, но они курят еще гашиш, и это средство доводит их

до состояния экзальтации, сопровождающегося очень живыми и яркими

галлюцинациями. Человеку в подобном состоянии, говорит д-р Полак,

маленький камешек на дороге кажется огромной глыбой, через которую едва

можно перебраться, водосточная канава - такой широкой рекой, что он

требует лодку для перевоза. Человеческий голос звучит в его ушах, как

гром, он воображает, что у него есть крылья, которые поднимают его от

земли. На эти экстатические эффекты, в которых чудеса становятся обычным

делом, в Персии смотрят как на высшие религиозные проявления, и лица,

подверженные им, равно как и их поведение, считаются святыми и находят

последователей." (Э. Б. Тайлор. Первобытная культура, сс. 487-488.)

Как видите, в наркотических экстазах, доставляющих наслаждение, много

бреда и нелепостей. С другой стороны, причудливые церемонии духовидцев,

использующих психотропные вещества, вызывают удовольствие весьма

сомнительное. Это теперь, в кругах гедонистической молодежи Запада,

появилось модное выражение _nice trip_ - т.е. "приятное путешествие,

совершенное под воздействием ЛСД". А если не "приятное", то кому и зачем

оно нужно?

Правда, есть особая категория химических агентов, которые, вторгаясь в

нашу психику, совершают совершенно необычную работу. Об их природе и о

механизме их действия написано много. Ученые классификаторы объединили эту

совокупность веществ в т.н. "группу больших психоделиков". Обычно сюда

относят диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД-25), мескалин (содержащийся в

кактусе Lophophora Williamsi) и псилоцибин - яд, выделяемый из некоторых

видов грибов.

Прежде всего, "большие психоделики" не особенно радуют нас

наркотической эйфорией. Они мало способны вызывать пристрастие и

зависимость, но зато превосходят все остальные алкалоиды в области

изменения способов человеческого восприятия. Даже то незначительное

удовольствие, которое они могут вызвать, связано не с биохимической

стимуляцией "центра наслаждения" (как это свойственно опиатам или

продуктам конопли), а скорее с расслаблением перцептуального аппарата,

что, в свою очередь, может привести к временному "снятию"

экзистенциального конфликта. (Кстати, далеко не всегда. Дж. Лилли,

исследовавший ЛСД-25, рассказывает по этому поводу поучительную историю.

Приняв препарат под тяжелым впечатлением от семейной ссоры, он не только

не расслабился, как это произошло бы с любителем морфия, но и впал в

состояние "глубочайшей депрессии", чуть не повлекшей за собой

бессознательный суицид. - Подробнее см.: Лилли Дж. Центр циклона. Гл.

1-2.) Пример Лилли как раз иллюстрирует уже общепризнанное положение, что

"большие психоделики" не служат для удовольствий - они только что-то

"делают" с нашим _вниманием_: это и производит неизгладимое впечатление,

наполняя тривиальный до этого опыт яркими и (что особенно важно!)

экзистенциально значимыми для личности галлюцинациями.

Мы полагаем, что и здесь имеет место процесс, в чем-то схожий с

восточными психотехниками типа "свидетель". Ввиду того, что наркотическое

опьянение "большими психоделиками" выражено совсем незначительно,

_способность к концентрации внимания_ и свободному манипулированию им

_мало страдает_ от получаемой интоксикации. Контроль над осознанием

перцепции позволяет проделывать некоторые последовательности

интеллектуальных действий, почти не совершая ошибок. Кроме того, есть еще

важное отличие - внимание может быть свободно направлено _вовне_, а не

только вглубь себя, как это бывает у ортодоксальных медитаторов.

Впрочем, главный грех измененного состояния сознания, вызванного как

психоделиками, так и интроспективным созерцанием, неустраним: _внимание_

опять-таки теряет ориентиры и не способно отличать _эндогенные_ образы

(воспоминания, фантазии, ожидания) от _экзогенных_ (сенсорных сигналов,

продуцируемых внешней Реальностью). Однако в случае с психоделическим

"бредом" у внимания есть выбор; более того, благодаря некоторому

сохранению контроля, у него есть шанс все же отличить мечту от Реальности

пусть не всегда, не целиком и не достаточно ясно, но и об этом забывать не

стоит.

Олдос Хаксли, проанализировав свои переживания после опыта с

мескалином (алкалоид кактуса Lophophora Williamsi - великого "учителя

Мескалито", как выражался дон Хуан), записал следующие наблюдения,

которые, как мы увидим позже, окажутся нам полезными:

"1) Способность к воспоминанию и "последовательному мышлению"

уменьшается или совсем исчезает. (Прослушав записи моих разговоров,

происходивших под воздействием мескалина, я не обнаружил, что был тогда

глупее, чем в своем обычном состоянии.)

2) Зрительные впечатления в значительной степени усиливаются, глазу

открывается та чистота восприятия, которая имела место в детстве, когда

чувство не было еще автоматически подчинено идее. Интерес к

пространственным отношениям снижается, а интерес ко времени падает почти

до нуля.

3) Несмотря на то, что интеллекту вреда не наносится, а восприятие

становится намного совершеннее, воля претерпевает глубокие изменения в

худшую сторону. Принявшие мескалин не видят смысла в каких-либо действиях

и находят причины, в обычном состоянии побуждающие их к действиям и

страданиям, глубоко неинтересными. Они не могут волноваться из-за этих

причин, так как находятся более занимательные вещи, о которых стоит

подумать.

4) Эти более занимательные вещи могут переживаться как существующие

"вовне" (это было со мной) или "внутри", или в обоих мирах - внешнем и

внутреннем, одновременно либо последовательно. То, что эти вещи

действительно более занимательны, всем принимавшим мескалин кажется

очевидным, если у них здоровая печень и спокойный ум."

Легко заметить, как "ключевые стереотипы" тоналя, его _основные идеи_

дезактуализируются. Тональ "слабеет" прямо на стазах: снижается

способность к "внутреннему диалогу" (1); идеи _непрерывности_,

_ожидаемости_ и _стабильности_ теряют свою жесткость и легко "соглашаются"

с альтернативными идеями (что мы увидим из описания некоторых опытов

Хаксли, приводимых ниже); мотивация действия, порождаемая фиксированным

"образом себя" сводится к нулю (3); а пространственно-временная

координация, отвечающая за синхронность и полноту описания мира, теряет

смысл (2). Кроме того, мы сталкиваемся здесь с тем же явлением -

"переполнением информацией" тоналя, - как и в техниках по остановке

внутреннего диалога, предлагаемых доном Хуаном. Обо всех вышеперечисленных

эффектах можно прочитать и у других ученых, исследующих "измененные

состояниясознания". (См. например: Altered States of Consciousness. Ed.

by Charles T. Tart. New York. 1972.)

Олдос Хаксли свидетельствует об обогащении своего восприятия так:

"Исследователь обратил мое внимание на мебель. Маленький столик для

пишущей машинки стоял в центре комнаты. За ним, если смотреть от меня,

находился плетеный стул, а еще дальше - конторка. Эти три предмета

образовали замысловатую структуру из горизонталей, вертикалей и диагоналей

- структуру тем более интересную, что ее невозможно было понять с точки

зрения пространственных отношений. Я не смотрел на свою мебель как

прагматик, которому нужно сидеть на стульях или писать за столом, но и не

как кинооператор или фиксирующий научный прибор. Я смотрел, как чистый

эстет, которого интересует только форма и расположение форм внутри поля

зрения или на холсте картины. <...> Вот, например, ножки этого стула -

как чудесна их округлость, а их полированная гладкость просто

сверхъестественна! Я провел несколько минут (или несколько веков?), и при

этом не только созерцал эти бамбуковые ножки, но и реально был ими, или,

точнее, находился в них." (Huxley A. The doors of perception.)

Гипнотическую, завораживающую глубину обнаружили самые тривиальные вещи:

книги, стоящие на полках, собственные брюки, закат солнца над равнинами

Калифорнии...

Опыт Карлоса Кастанеды, безусловно, гораздо драматичнее, и,

несомненно, дон Хуан приложил к этому руку. Он стремился предъявить

ученику более широкий участок спектра Реальности, распахнуть перед ним

такие бездны, чтобы его тональ никогда уже не вернулся к своей

самоуверенности и самодовольству. В абсолютном одиночестве Мескалито

продемонстрировал на кактусовом поле весь груз обусловленности и

бессмысленности человеческого тоналя) сквозь обломки которого льется

бесценный свет Реальности:

"От каждого пейотного кактуса на поле исходил голубоватый мерцающий

свет. Один кактус светился особенно ярко. Я сел перед ним и начал петь ему

свои песни. Тут из растения вышел Мескалито - та же фигура в виде

человека, которую я видел раньше. Он взглянул на меня. С большим чувством

(совершенно необычным для человека моего темперамента) я пел ему свои

песни. К ним примешивалась уже знакомая мне музыка - звуки флейт или

ветра. Как и два года назад, он беззвучно спросил: "Чего ты хочешь?" Я

заговорил очень громко. Я сказал - я знаю, что в моей жизни и в моих

поступках чего-то не хватает, но не могу обнаружить, чего же именно. Я

смиренно просил его сказать мне, что у меня неладно, и еще сказать свое

имя, чтобы я мог позвать его, когда буду в нем нуждаться. Он взглянул на

меня. Его рот вытянулся, как тромбон, до самого моего уха. И он сказал

мне свое имя.

Внезапно я увидел отца. Он стоял посреди пейотного поля, но поле

исчезло, и вся сцена переместилась в старый дом, где прошло мое детство. Я

стоял с отцом у смоковницы. Я обнял его и стал торопливо говорить ему все,

чего никогда не мог ему сказать. Каждая мысль была законченной и

исчерпывающей. Было так, словно у нас в самом деле нет времени и нужно

сказать все сразу. Я говорил что-то совершенно потрясающее, говорил о

чувствах, которые к нему испытывал, - что-то такое, о чем при обычных

обстоятельствах никогда не посмел заикнуться.

Отец не отвечал. Он просто слушал, а потом исчез. И я снова был один,

я плакал от печали и раскаяния.

Я пошел через пейотное поле, выкликая имя, которому меня научил

Мескалито. Что-то появилось из странного, похожего на звездный, света на

кактусе. Это был длинный светящийся предмет - что-то вроде палки из света,

величиной с человека. На мгновение он осветил все поле ярким светом,

желтоватым или янтарным; затем озарил все небо, отчего получилось

необычайное, чудесное зрелище. Я подумал, что если буду смотреть, то

ослепну. Я зажмурился и спрятал лицо в ладонях.

Я безошибочно знал, что Мескалито велит мне съесть еще один бутон. Но

как же это сделать, подумал я, у меня ведь нет ножа, чтобы его срезать.

"Съешь прямо с земли", - сказал он мне тем же необычным образом. Я лег на

живот и стал жевать верхушку растения. Оно согрело и ободрило меня. Все

мое тело, каждая его клетка согрелась и выпрямилась. Все ожило. Все

состояло из сложных и тонких деталей, и в то же время все было таким

простым. Я был повсюду: я мог видеть все, что вверху, и все, что внизу, и

все вокруг одновременно.

Это непередаваемое чувство я испытывал как раз столько времени, чтобы

успеть его осознать. Затем его вытеснил гнетущий страх, который пусть не

мгновенно, но все же достаточно быстро и неумолимо овладел мною. Сначала в

мой чудесный мир безмолвия ворвались острые звуки, но я не обратил на это

внимание. Затем звуки стали громче и назойливей, как будто надвигались на

меня. И постепенно исчезло недавнее чувство, когда я плавал в мире

целостном, безразличном и прекрасном. Звуки выросли в гигантские шаги.

Что-то громадное дышало и двигалось вокруг меня. Я понял, что оно за мной

охотится. Я побежал и спрятался под валуном, пытаясь оттуда определить,

что же меня преследует. На мгновение я выглянул из своего убежищу, и тут

преследователь, кто бы он ни был, на меня бросился. Он был похож на

морскую водоросль. Водоросль бросилась на меня. Я думал, что буду

раздавлен ее весом, но оказался в какой-то выбоине или впадине. Я видел,

что водоросль покрыла не всю поверхность земли вокруг камня. Под валуном

остался клочок свободного пространства. Я старался вжаться под камень. Я

видел капающие с водоросли огромные капли слизи. Я "знал", что это

секреторная жидкость - пищеварительная кислота, чтобы меня растворить.

Капля упала мне на руку; я пытался стереть кислоту землей и смачивал ожог

слюной, продолжая закапываться. В какое-то мгновение я почти растаял.

Меня вытаскивали на свет. Я решил, что уже растворен водорослью. Я

смутно заметил свет, который становился все ярче. Свет шел из-под земли,

пока наконец не прорвался в то, в чем я узнал встающее из-за гор солнце."

(I, 132-134)

Каждое "психоделическое" переживание Кастанеды заново "оживляется"

доном Хуаном - он стремится закрепить в сознании ученика свободу

восприятия. Неважно, что из пережитого им действительно имеет смысл, а что

отражает груз накопившихся проблем и предвзятостей. Смысл рассказов и

воспоминаний в другом - _мир можно воспринимать иначе, мир не связан нашим

перцептивным шаблоном, он свободен и беспределен до всем_.

Тот же урок заключался и в созерцании Реальности "глазами вороны" (I,

152-153), и в жутковатой аудиенции у мифического "стража другого мира", и

тогда, когда Карлос неоднократно погружался в "зеленый туман" у

оросительной канавы. Если вы ищете здесь скрытую информацию, обучение

"тайному знанию", то вряд ли найдете: все это - способы "расшатать"

тональ, "усмирить" его и в случав надобности заставить его покорно отойти

в сторону.

И нельзя не отметить - такие уроки пошли Кастанеде на пользу.

"Помогли ли мне растения силы? - спросил я.

- Конечно, - сказал он. - Они раскрыли тебя, остановив твой взгляд на

мир. В этом растения силы оказывают такое же воздействие на _тональ_, как

и правильный способ ходьбы. И то, и другое переполняет его информацией, и

сила внутреннего диалога приходит к концу. Растения силы превосходно

подходят для этой цели, но их применение оплачивается слишком дорого. Они

наносят слишком большой вред телу. Это их недостаток, особенно дурмана."

(IV, 247) (В работе с Кастанедой дон Хуан употреблял разновидность _Datura

innoxia_ - индейский дурман. Из наиболее активных алкалоидов выделен

_скополамин_.)

В мире растений силы легко заплутать, и дон Хуан часто предупреждает

об этом. Древние мага нередко оказывались жертвами определенных

пристрастии, вызываемых понравившимся растением. Их специфическая энергия

давала им возможность многократно повторять один и тот же перцептивный

опыт, служащий предметом мифа и поклонения (о биохимической зависимости мы

здесь не говорим). В первых книгах Кастанеда не раз упоминает о том, что

дон Хуан называл растения силы _союзниками_, что поневоле вызывало в

сознании ученика антропоморфный образ. _Союзник_, будучи энергетической



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: