Комментарии игумена Никона (Воробьева) 21 глава




Вы напоминайте ей, что все мы, не имея внешних подвигов, должны компенсировать внутренними, которые, несомненно, от нее потребуют: любовь и любовь, терпение, смирение, и проч. и проч., а за легкое (чтобы не сказать легкомысленное) отношение к взятым обязанностям [монашеским обетам] не погладят по головке. Если за всякое слово праздное дадим ответ, то что же сказать о всем устроении, о всей устремленности не вперед, а назад. За оборачивание назад некто превратилась в соляной столб (Быт. 19, 26). И еще сказано: не благонадежен взявшийся за плуг и оглядывающийся назад… (Лк. 9, 62); и еще: пес возвращается... и вымытая... (2 Пет. 2, 22). Увы, я первый повинен в этом. Поэтому иногда с горечью наблюдаю и других, но осуждать не могу, ибо все это на мне исполнялось неоднократно. Не осудите меня.

 

Уныние

 

 

* * *

 

 

Екатерине

и ее мужу Сергею Маниловым

 

Что же ты так унываешь? Где твоя вера? Не обещал ли Господь дать все необходимое для каждого ищущего Царствия Божия и правды Его! Проверь себя, есть ли у тебя это искание, есть ли вера в загробную жизнь, веришь ли учению Святой Православной Церкви, вернее, учению Самого Господа, что каждый получит воздаяние за гробом по вере и делам своим? Веришь ли словам Господа, что и волос с головы не падает без воли Отца Небесного?

Если во все это веришь, если при том веришь, что так возлюбил Господь мир, что отдал Сына Своего, да всякий ве­ру­ющий в Него не погибнет, отдал на позор и распятие, то должна без ропота всецело отдаться в руки Божии и плакать не о потере места или пенсии, а о том, что на любовь Божию мы отвечаем ропотом, маловерием, нетерпением и всяким нарушением Его святых заповедей. Не сказал ли Сам Господь, что кого Он любит, того и наказывает и скорбями отрывает от земли, чтобы облегчить нам иметь свое сердце гор е не только во время Литургии, а и всегда. Неужели мы вправе диктовать Господу, что Он должен с нами делать! Если же мы должны покориться Ему, то перестанем роптать и плакать о мирском, а оплачем свои грехи, нарушения постоянные заповедей Божиих, оскорб­ления Господа своим маловерием, неверием словам Его, нечувствием Его любви к нам. Если же не видим своих грехов, то вдвойне, втройне заплачем, ибо это значит, что душа наша ожесточилась и омрачилась, потеряла здравие очей внутренних. С земными поклонами будем умолять Господа: “Даруй ми зрети моя прегрешения”.

И когда покаянием очистим себя, тогда увидим, что скор­би, нам посланные, суть явление милости и любви к нам Господа, познаем, что они нам более нужны, чем всякие земные блага. Единственная из всего рода человеческого, Честнейшая Херувимов и Славнейшая без всякого сравнения Серафимов Матерь Самого Господа претерпела такие скор­би, пред которыми самые тяжкие твои скор­би ничто.

Притом же Господь и не допускает никаких искушений и скорбей сверх сил. Ты еще не до крови сражалась, да и сражалась ли против врага, против своих страстей? Не жи­ла ли как придется, не оскорбляла ли своих ближних, не грубила ли, не празднословила и проч., и проч.? Просмотри всю свою жизнь с молитвой, покайся во всем прошлом искренне со слезами, дай обещание Господу приложить все силы на борьбу с грехом, на делание Его святых заповедей, потрудись в этом — и скоро увидишь к себе милость Божию и, может быть, от всей души станешь благодарить Господа за посланные скорби. Смиряйся пред Богом и пред людьми.

Если не будешь ничего этого делать, а станешь грешить и унывать, то хоть без ропота терпи посланные скорби и говори с благоразумным разбойником: “Достойное по делам моим приемлю”. Не отчаивайся, потерпи Господа, плачь о грехах своих, о маловерии своем, о неверии в промышление Божие о нас, и Господь утешит тебя.

Прости меня, помолись обо мне. Господь да благословит и вразумит, и утешит тебя.

Твой отец Н.

Бедная, скорбная Катя, я и то тебя жалею и помню, не больше ли в тысячу раз жалеет и любит тебя Господь. Потерпи Его и не оскорбляй Его ропотом, и Он подаст тебе утешение, лучшее, чем ты думаешь.

 

 

* * *

 

Вере Николаевне

Зарудной

16/XII—54

 

Мир Вам и спасение! Что это Вы унываете? Всю жизнь стремились к Господу, а теперь теряете надежду на милосердие и любовь Божию. Разве люди спасаются своими подвигами? Все, даже святые, спасаются Спасителем за веру в Него и покаяние.

Будьте мирны и надейтесь на Христа. Что беспокоит совесть, то исповедуйте, а прочее — общим итогом. Господь знает все и за веру и покаяние прощает все и принимает в царствие Небесное, не лишит Он этого и Вас.

Уныние и безнадежие от врагов. Святые Отцы предупреждают, что перед смертью, когда человек ослабевает — враг особенно борет, даже крепко верующих, неверием и безнадежием. Боритесь с врагом именем Божиим.

Господь да хранит Вас и утешит, и укрепит. Привет знакомым.

 

Церковь

 

 

* * *

 

Письма студентам

Московской духовной академии

2/III—61

 

Родной! Твое письмишко получили сегодня. Рады за тебя, что Господь сподобил тебя ощутить несколько “сокровище”. “Вкусите и видите...”. Я всегда удивлялся людям, насколько они падки на что-либо новое, особенно, если кто-либо похвалит. Все, что ни написано вне четырех евангелистов — неизмеримо ниже и по мысли, а главное — по духу. Мысль еще можно подделать, а дух никак подделать нельзя. Вот почему Церковь, обладая духом Христовым, безошибочно отвергала все, что не имеет этого духа. Кто не имеет духа Христова, тот и не Его ученик, последователь.

 

 

* * *

 

Письма студентам

Московской духовной академии

4/III—63

 

... Относительно святости Церкви. Прежде чем разбирать, почему она свята, на­до дать определение или понятие о Церкви. Что есть Церковь? — Ведь Церковь есть Тело Христово (Еф. 5; 23; Кол. 1; 24). Главою Церкви является Христос (Еф. 5; 23; Кол. 1; 18). У Бога нет прошлого и будущего, есть одно настоящее. Он (Бог-Отец) избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира, предопределив усыновить нас Себе че­рез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1; 4, 5, 7).

Верующие во Христа через Таинство Крещения входят в Церковь как члены, а в Таинстве Причащения соединяются в едино Тело и един Дух с Господом. Если человек сознательно не отрекается от Господа словами или делами, старается жить по заповедям евангельским, кается в нарушениях, то он не потенциально, а реально свят, он — член Церкви, член Тела Христова.

Грубыми и сознательными грехами он отпадает временно от Церкви, покаянием (“второе Крещение”) может опять соединиться с Церковью. Так, духовник над кающимся читает молитву: “Примири и соедини Святей Тво­ей Церкви ”. Если грешник не кается, то остается вне Церкви.

Человек свят по образу и подобию Божию, свят потому, что в Таинстве Крещения облекается во Христа, чрезвычайно свят, причащаясь Святых Таин Тела и Крови Христа.

Если он борется с грехом и бывает ранен, но продолжает борьбу, кается, просит прощения и помощи от Бога, то он святой воин Христов, в борьбе с грехом приобретает многие духовные сокровища, каких он не мог бы приобрести другим образом. Как тело человека извергает из себя через нарыв инородное тело, так и из Святой Церкви Господь извергает чуждых Ему, вернее, они сами отходят от Церкви. Поэтому Церковь всегда свята. Она есть таинственное Тело Христово. Она — столп и утверждение Истины. Лжеименный разум не может постичь этого. Поэтому нужна вера. “Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь” (Вспомни митрополита Вениамина). Кто хочет опытно познать тайны христианства, должен все силы употребить на духовное делание, а не пытаться одним рассудком все понять. Вот некоторые соображения на затронутую вами тему.

Я не удивляюсь, что болгарские профессора (как и многие, если не все, наши) питаются протестантскими трудами и даже принимают их взгляды. Протестантство — рассудок, внешние знания, а православие — жизнь таинственная во Христе. А люди стали мертвые. Легче рассуждать, чем трудиться, бороться с ветхим человеком, молиться и прочее. “Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство”. Это слова свят. Тихона Задонского, приводимые еп. Игнатием Брянчаниновым.

Да хранит тебя Господь!

P.S. Что купил книги хорошо. А достать Новый Заветполиглоту много лучше. У меня была книга «На заре христианства». Это очень слабая вещь. Она осталась в Козельске. Quo vadis спроси у д. Миши. Есть «Путешествие ап. Павла» Фаррара. Предложи эти книги и можно еще что-нибудь в том же духе, поскольку они ему нравятся. Может быть, он возьмет их – лишь бы отдал полиглоту.

 

Общее письмо

духовным чадам города Козельска

 

* * *

1/VIII—1961


Всем!

Покаянием, терпением и смирением спасайте души ва­ши.

Покаянием, потому что мы постоянно согрешаем; терпением — ибо сказано: претерпевый до конца, той спасен будет, и смирением — ибо смиренным Бог дает благодать.

 

 

Комментарии игумена Никона (Воробьева)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: