Симптомы и признаки зависимости




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3-4

 

1.Формирование зависимости……………………………………………………5

 

2. Симптомы и признаки зависимости………………..…………………………6

 

3. Методический блок…………………………………………………………7-8

 

4. Профилактическая программа зависимости………………………………9-10

 

5.Рекомендации для подростков……………………………………………11-12

 

Выводы…………………………………………………………………………13

Приложения…………………………………………………………………14-19

 

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

Введение

Актуальность проблемы

Мы живем в 21 веке – веке информационного общества. Интернет уже давно перестал быть чем-то необычным, большинство из нас на сегодняшний день даже не представляют своей жизни без него. Этому есть простое объяснение: интернет не только значительно облегчает наше существование, позволяя за считанные минуты найти необходимую информацию, но и является средством коммуникации.

 

Согласно результатам исследования, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в России ежедневно пользуются интернетом около 89% подростков от 12 до 17 лет. Большую часть их времяпровождения занимают социальные сети.

Общение в режиме реального времени формирует у подростков виртуальную версию себя, во много раз улучшенную, и это «Я» реализуется и существует с помощью речи, которая обладает следующими характеристиками: ситуативность, неполнота, возможность коллективной коммуникации в режиме конференций, раскрепощенность. Подросток придумывает и постепенно реализует собственную вселенную, входя в которую, он полностью отказывается от реальности.

 

Таким образом, в данной работе обозначается проблема замещения реального мира виртуальным.

Цель работы: осуществление профилактической деятельности зависимости от виртуального общения посредством формирования коммуникативных навыков у подростков.

 

Задачи исследования:

- Определить факторы формирования зависимости.

- Выделить основные признаки и симптомы зависимости.

- На основе опросника определить частоту использования и особенности виртуального общения.

- Обобщить полученные в результате опроса данные и сделать выводы.

- Разработать комплекс мероприятий по профилактике зависимости от виртуального общения.

- Реализация комплекса мероприятий по профилактике зависимости от виртуального общения.

- Разработка рекомендаций для подростков.

 

Объект исследования: обучающиеся 9 – 11-х классов МБОУ «Гимназия№25» г. Курска

 

Предмет исследования: Личностные предпосылки к возникновению зависимости от виртуального общения у подростков

Гипотеза: у подростков, которые способны попасть в зависимость от виртуального общения, имеются потребности в доверительном дружеском общении, однако плохо развиты коммуникативные навыки.

Методы исследования: наблюдение,опрос, анализ, аргументация

 

Формирование зависимости

 

Положительные аспекты виртуального общения привлекают к себе все больше и больше подростков. А между тем, зависимость от виртуального общения сродни алкогольной или даже наркотической, оставить без внимания которую мы просто не можем.

По мнению Н. Пезешкиана механизм формирования зависимости состоит из двух компонентов. Запущен он может быть любым из них.

 

Отделение от реальности.

В самом начале подросток делит свой мир на две части: «виртуальное Я» и «реальное Я». Впоследствии он постепенно начинает отказываться воспринимать от второй части как сигналы о дискомфорте, так и сигналы о потребностях, тем самым лишая её возможности сообщить о своём назначении и текущем состоянии.

 

Потеря уникальности.

Избегая одиночество, подросток стремится слиться, раствориться с другими людьми. Это приводит к пагубным последствиям – его собственная уникальность разрушается, и подросток передаёт контроль над собой другим людям.

 

Зависимость может сформироваться за длительный период времени либо за очень короткие сроки. Кроме того, зависимости будут способствовать отсутствие поддержки и понимания в глазах значимых близких: родителей, друзей.

 

 

Симптомы и признаки зависимости

Характерными признаками зависимости от виртуального общения будут выступать следующие модели поведения:

 

- длительное нахождение перед монитором компьютера, телефона, ноутбука или прочих технологических средств коммуникации, активно взаимодействуя с людьми «по другую сторону экрана»;

 

- навязчивая потребность в сообщениях, неконтролируемая сознанием ежеминутная проверка средства коммуникации на наличие полученного сообщения;

 

- замещение реального взаимодействия с друзьями виртуальным – только лишь посредством социальных сетей;

 

- отказ от активного времяпровождения «вне дома».

 

Согласно современным исследованиям, основным симптомом послужит агрессивное поведение подростка на попытку ограничить его увлечение. Если же отделить подростка от этой деятельности удается, то возникает обсессивный синдром – навязчивые, нежелательные и непроизвольные мысли, идеи или представления. Подросток может фиксироваться на них, испытывая при этом негативные эмоции или стресс.

 

 

Методический блок

Для подтверждения гипотезы мы составили опросник, участие в котором приняли учащиеся 9-11х классов МБОУ «Гимназии №25», включающий в себя перечень вопросов на основании анализа психологических и социальных показателей зависимости.(см. таблицу 1).

 

Общее количество опрашиваемых: 200 человек.

Таблица 1. Материал к методике.

«Модифицированный опросник зависимости от виртуального общения»

1. Назовите среднее количество часов, которое Вы тратите, общаясь в соц. сетях? А) 1-3 часа в день. Б) 4-8 часов в день. В) 9-16 часов в день. Г) Я предпочитаю реальное общение. 2. Много ли виртуальных друзей Вы имеете(общение с которыми является Вашим регулярным занятием)? А) 1-3 друзей. Б) 4-10 друзей. В) Их количество превышает цифру 10. Г) Я предпочитаю реальное общение. 3. Получилось бы у Вас ПОЛНОСТЬЮ отказаться от использования соц. сетей? А) Да, для меня это не проблема. Б) Это было бы непривычно, но я бы справился/справилась. В) Не думаю. 4. Отмечали ли Вы у себя депрессию и нервозность, связанную с отсутствием возможности общения в соц. сетях? А) Нет, ничего из вышеперечисленного со мной не происходит. Б) Настроение понижалось, но не более. В) Да, я периодически такое за собой замечаю. 5. Сколько времени Вы могли бы провести, не общаясь с людьми в соц. сетях? А) Много, для меня это не проблема. Б) От нескольких дней до недели, но не более. В) Меньше суток. Г) Я предпочитаю реальное общение.

Полученные результаты:

В процессе изучения результатов опросника, мы выявили следующие результаты (табл.2):

Таблица 2. Результаты опросника.

  9-классники 10-классники 11-классники
Высокая степень самоконтроля (слабая вероятность развития зависимости) 16% 11%   26%
Склонность к зависимому поведению 48% 56% 45%
Риск развития зависимости 36% 33% 29%


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: