Взаимосвязь патентов и коммерческой тайны




Характеристики Патенты Коммерческая тайна
Объект защиты Специфический и четко определенный документ Применима к широкому спектру интеллектуальной собственности и деловой информации
Требования к информации Информация должна быть: полезной, новой, неочевидной Информация должна: быть: — потенциально полезной, не должна быть общеизвестной, не обязательно должна быть новой и неочевидной
Степень определенности Четко определена в заявке Часто трудно четко определить
Необходимость опубликования Строго необходима. Публикуется обязательно. Любое обнародование должно быть под контролем и ограничено в неизвестной степени (храниться в тайне)
Порядок защиты Определяется узким, но четким статусом. Предоставляется монополия Определяется в зависимости от обстоятельств. Реализуется только от недобросовестной конкуренции
Продолжительность защиты 15–20 лет с момента опубликования Практически не ограничена
Стоимость По получению патента Защита от утечки и использования информации другими лицами
Стоимость риска Недействительность по истечении срока Независимое открытие другими лицами

Существуют определенные различия между авторским правом и коммерческой тайной. Авторское право защищает только форму выражения идеи. Коммерческая тайна относится непосредственно к содержанию. Авторское право защищает от копирования независимо от конфиденциальных отношений с владельцем. К авторскому праву прибегают при широкой публикации своей информации, в то время как коммерческую тайну держат в секрете. Очевидно, что по сравнению с патентом и авторским правом, коммерческая и производственная тайны являются наиболее удобными, надежными и гибкими формами защиты информации.

Помимо вышеизложенных форм правовой защиты и права принадлежности информации находит широкое распространение официальная передача права на пользование ею в виде лицензии. Лицензия — это разрешение, выдаваемое государством на проведение некоторых видов хозяйственной деятельности, включая внешнеторговые операции (ввоз и вывоз) и предоставление права использовать защищенные патентами изобретения, технологии, методики. Лицензионные разрешения предоставляются на определенное время и на определенные виды товаров.

Коммерческая тайна — не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью, разглашение, утечка и несанкционированный доступ к которой может нанести ущерб их владельцам.

Таблица 2б

Коммерческая тайна

Определения Содержание
СУБЪЕКТ Предприятия, организации, коллективы, граждане
ОБЪЕКТ Понятие применимо к широкому спектру интеллектуальной и промышленной собственности
ХАРАКТЕРИСТИКИ 1. Активный ресурс 2. Конфиденциальная информация 3. Особая форма собственности 4. Товар рыночной новизны
ЦЕННОСТЬ Реально (потенциально) создает преимущества в конкурентной борьбе
ТРЕБОВАНИЯ 1. Потенциально полезная 2. Не общеизвестная
СРОК ДЕЙСТВИЯ Определяется жизненным циклом товара
ЗАЩИТА 1. Правовая 2. Организационная 3. Инженерно-техническая

К коммерческой тайне не относятся:

· охраняемые государством сведения;

· общеизвестные на законных основаниях сведения;

· общедоступные сведения, патенты, товарные знаки;

· сведения о негативной стороне деятельности;

· учредительные документы и сведения о хозяйственной деятельности.

На все эти формы защиты интеллектуальной собственности имеются соответствующие законы РФ — закон о патентах, закон об авторском праве, проект закона о коммерческой тайне, закон о товарных знаках и другие. Создавая систему информационной безопасности, необходимо четко понимать, что без правового обеспечения защиты информации любые последующие претензии с вашей стороны к недобросовестному сотруднику, клиенту, конкуренту и должностному лицу окажутся просто беспочвенными. Если перечень сведений конфиденциального характера не доведен своевременно до каждого сотрудника (естественно, если он допущен по должностным обязанностям) в письменном виде, то сотрудник, укравший важную информацию в нарушение установленного порядка работы с ней, скорее всего разведет руками: мол, откуда мне это знать! В этом случае никакие инстанции, вплоть до судебных, не смогут Вам помочь. Правовые нормы обеспечения безопасности и защиты информации на конкретном предприятии (фирме, организации) отражаются в совокупности учредительных, организационных и функциональных документов. Требования обеспечения безопасности и защиты информации отражаются в Уставе (учредительном договоре) в виде следующих положений:

· предприятие имеет право определять состав, объем и порядок защиты сведений конфиденциального характера, требовать от своих сотрудников обеспечения их сохранности и защиты от внутренних и внешних угроз;

· предприятие обязано обеспечить сохранность конфиденциальной информации.

Такие требования дают право администрации предприятия:

· создавать организационные структуры по защите конфиденциальной информации;

· издавать нормативные и распорядительные документы, определяющие порядок выделения сведений конфиденциального характера и механизмы их защиты;

· включать требования по защите информации в договоры по всем видам хозяйственной деятельности;

· требовать защиты интересов предприятия со стороны государственных и судебных инстанций;

· распоряжаться информацией, являющейся собственностью предприятия, в целях извлечения выгоды и недопущения экономического ущерба коллективу предприятия и собственнику средств производства;

· разработать «Перечень сведений конфиденциальной информации». Требования правовой обеспеченности защиты информации предусматриваются в коллективном договоре. Коллективный договор должен содержать следующие требования:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: