Специальность «Дошкольное образование»




Перечень теоретических вопросов

К экзамену по методике развития речи

Для учащихся 3 «С»11 группы

Специальность «Дошкольное образование»

1. Речь как средство отношений, познания, организации и планирования деятельности, усвоение культуры, эстетического воспитания детей. Влияние речи на психическое развитие детей.

2. Задачи, содержание и формы работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении в ситуации двуязычия. Методы исследования развития речи.

3. Принципы развития речи(взаимосвязь сенсорного, умственного и языкового развития детей; коммуникативно - деятельный принцип; развитие языкового чутья; формирование элементарного осмысления языковых явлений; взаимосвязь работы над разными сторонами речи, расширение мотиваций языковой деятельности; обеспечение активной речевой практики).

4. Средства развития речи: отношения взрослых и детей, культурная языковая среда, речь воспитателя, обучение родному языку и речи на занятиях, художественная литература, разные виды искусства.

5. Общее понятие о методах развития речи дошкольников. Классификация методов: наглядные, словесные, практические, репродуктивные и продуктивные методы.

6. Приёмы развития речи: словесные(речевой узор, повторное проговаривание, толкование, указание, оценка, чтение), наглядные, игровые.

7. Развитие близкородственного двуязычия у дошкольников. Проблема метода и методики обучения белорусскому языку.

8. Предпосылки речевого развития детей раннего возраста. Особенности предречевого периода в развитии слухового восприятия как предпосылки возникновения предречевых реакций.

9. Задачи и содержание Учебной программы по развитию активной речи детей. Характеристика развития словаря, грамматического строя речи, произношения звуков.

10. Виды игр-занятий: наблюдение за окружающим, птицами, домашними животными; игры-занятия с игрушками; игры-занятия с картинками; игры-занятия по ознакомлению с художественной литературой и народным творчеством.

11. Методика проведения занятий, их постепенное усложнение.

12. Понятие и значимость словарной работы в ситуации двуязычия. Особенности усвоения словаря детей дошкольного возраста. Количественный рост словарного запаса. 13. Задачи словарной работы в детском саду: обогащение словаря, закрепление и осмысление значимости слов, активизация словаря, искоренение из речи дошкольников диалектизмов, жаргонизмов.

14. Принципы словарной работы.

15. Методы ознакомления с окружающей действительностью: непосредственное ознакомление, опосредованное ознакомление.

16. Приёмы словарной работы: 1)направленные на обогащение и уточнение словаря; 2) на активизацию словаря.

17. Роль экскурсий и наблюдений в ознакомлении детей с окружающим и формировании их словаря. Усложнений содержания экскурсий и наблюдений в разных возрастных группах в соответствии с программой. Структура и методика их проведения.

18. Значение занятий по ознакомлению с предметами в развитии речи детей. Обогащение их словаря, использование разнообразной лексики для характеристики качества и свойства предметов.

19. Роль картин и рисунков на занятиях по формированию словаря. Классификация картин для использования на занятиях. Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах.

20. Роль дидактических игр в обогащении, усложнении и активизации словаря детей. Виды дидактических игр.

21. Лексические упражнения, упражнения с наглядным материалом, их содержание и методика проведения в разных возрастных группах.

22. Загадывание и отгадывание загадок, их значимость в развитии словаря детей. Виды загадок. Методика работы с загадками.

23. Значение усвоения грамматической стороны речи для развития речи детей. Особенности усвоения грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Задачи грамматической работы.

24. Условия успешного формирования грамматически правильной речи детей: создание положительной языковой среды; формирование ориентации на звуковую форму слова; практика речевых отношений.

25. Специальные игры и занятия для формирования грамматического строя речи детей. Принципы отбора материалов для занятий с грамматическим содержанием в разных возрастных группах.

26. Формирование грамматического строя речи на занятиях по всем разделам программы и в ежедневной жизни.

27. Наблюдение и беседа, пересказ, дидактические игры- основные методы в формировании грамматически правильной речи детей.

28. Приёмы работы: узор речи, указание, сравнение, повтор, создание проблемных ситуаций, подсказка нужной формы, исправление ошибок воспитателем, вспомогательные вопросы, исправление ошибок детьми. Работа по формированию грамматического строя речи вне специальных занятий.

29. Значение звуковой культуры речи для отношений со взрослыми и сверстниками, в развитии личности и в подготовке детей к школе.

30. Основные методы формирования звуковой культуры речи: игра, упражнение. Приёмы работы по произношению звуков.

31. Обучение правильному произношению специфично белорусских звуков в разных возрастных группах.

32. Понятие связной речи. Её роль в развитии детей. Диалогическая и монологическая речь- основные формы связной речи.

33. Содержание работы по обучению детей диалогической речи. Разговор с детьми в ежедневной жизни- основной путь развития диалогической речи. Требования к содержанию разговоров с детьми разного возраста.

34. Структура беседы. Методика её проведения. Методические приёмы: вопросы, указания, толкования, рассказывание воспитателя, использование литературного и наглядного материала. Требования к ответу детей.

35. Виды занятий по обучению детей монологической речи.

36. Беседа как вид самостоятельных занятий. Тематика бесед. Подготовка воспитателя к беседе.

37. Задачи и содержание работы по обучению детей монологической речи. Виды занятий по обучению детей рассказыванию. Виды детских рассказов.

38. Роль пересказов в обучении детей рассказыванию. Влияние пересказов на развитие речи детей, их моральное и этичное развитие.

39. Произведения для пересказа и требования к ним. Требования к детскому пересказу.

40. Виды пересказов. Виды занятий по обучению детей пересказу.

41. Особенности методики обучения пересказа в разных возрастных группах.

42. Виды занятий по составлению рассказа по игрушкам. Подбор игрушек. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.

43. Значение картин для обучения составления рассказа. Требования к ним. Виды рассказов по картинам.

44. Структура занятия по обучению детей рассказыванию по картинам. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.

45. Значение составления рассказа на основе личного опыта детей. Требования к рассказам детей.

46. Условия для успешного обучения детей составлению творческих рассказов. Виды рассказов: реалистичные, фантастические.

47. Методика обучения составлению писем.

48. Методика проведения занятий по обучению детей составлению творческих рассказов. Методические приёмы.

49. Виды художественной литературы в обучении детей.

50. Виды занятий по ознакомлению с художественными произведениями: чтение произведения; чтение нескольких произведений, объединённых одной темой; чтение произведений, которые относятся к разным литературным жанрам; чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

51. Подготовка воспитателя к занятиям по чтению и рассказыванию художественных произведений: подбор текста; определение программного содержания; анализ текста и подготовка к его чтению; подбор наглядного материала; подготовка детей к восприятию произведения; составление вопросов к прочитанному.

52. Структура занятий по чтению и рассказыванию художественных произведений и методика их проведения: интересное начало; вступительный разговор; чтение текста; разговор о прочитанном; работа с картинками.

53. Методика работы с книжными иллюстрациями.

54. Значение поэзии в воспитании дошкольников. Заучивание стихотворений детьми. Подбор стихотворений для заучивания, требования к ним.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: