Анализ динамики реализованной продукции




Год Произведенная продукция, тыс. руб. Абсолютный прирост, показатели Темп роста, %, показатели
базисные показатели цепные показатели базисные показатели цепные показатели
  ПП1        
  ПП2        
  ПП3        
  ПП4        

 

Цепные показатели сопоставляются с предыдущим годом.

Базисные показатели с годом базы сравнения.

Среднегодовой темп роста (прироста) объема реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной по формуле:

 

Т = × 100 %, (1.3)

 

где Т1,2,3 цепные темпы роста реализации продукции.

По результатам расчетов уровня выполнения плана и динамики показателей должны быть сделаны выводы, рассмотрена хозяйственная ситуация, оценена степень деловой активности предприятия на рынке. Если автор курсового проекта обладает информацией об объемах продаж конкурентов, интересно сопоставить позиции на рынке.

 

1.5.2. Анализ показателей прибыли

 

Важнейшими показателями финансовых результатов предприятия являются показатели прибыли, которая составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения социальных и материальных проблем трудового коллектива. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:

– изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ показателей финансовых результатов за отчетный период);

– структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ показателей);

– влияния факторов на прибыль (факторный анализ);

– изучения в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов.

Объектами анализа являются:

– балансовая прибыль (прибыль до налогообложения);

– прибыль от реализации;

– прибыль от прочих видов деятельности;

– чистая прибыль.

Основным источником информации является Форма № 2 (Приложение к бухгалтерскому балансу) «Отчет о финансовых результатах».

Данные для анализа могут быть представлены в виде табл. 11,12.

Таблица 11

Анализ формирования прибыли предприятия

Показатель Код стр. За отчетн. период За аналогич. период прошлого года Отклонения
тыс. руб. %
           
Выручка, в том числе от продажи товаров от выполнения работ          
Себестоимость продаж          
Валовая прибыль (убыток)          
Коммерческие расходы          
Управленческие расходы          
Прибыль (убыток) от продаж          
Доходы от участия в других организациях          
Проценты к получению          
Проценты к уплате          
Прочие доходы          
Прочие расходы          
Прибыль (убыток) до налогообложения          
Текущий налог на прибыль          
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)          
Изменение отложенных налоговых обязательств          
Изменение отложенных налоговых активов          
Прочее          
Чистая прибыль (убыток)          

 

Таблица 12

Анализ структуры балансовой прибыли предприятия

Наименование показателя Базовый период Отчетный период Изменения
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Валовая прибыль (убыток)           -
Прибыль (убыток) от продаж            
Прибыль балансовая            
Чистая прибыль            

 

В процессе анализа должны быть отражены следующие моменты:

– абсолютное и относительное изменения балансовой прибыли;

– доля источников формирования балансовой прибыли с выделением основного;

– абсолютное и относительное изменения прибыли от реализации;

– сопоставление темпов роста выручки и темпов роста себестоимости проданной продукции, коммерческих и управленческих расходов;

– абсолютные и относительные изменения прочих доходов и расходов (по отдельным составляющим);

– абсолютное и относительное изменение чистой прибыли;

– причины изменения доходов и расходов;

– оценка изменений в структуре источников формирования балансовой прибыли и их причин.

Особое внимание в процессе анализа показателей прибыли должно быть уделено прибыли от реализации продукции. Факторами, влияющими на изменение этого показателя, являются:

– объем реализации продукции в натуральных измерителях;

– структура реализованной продукции;

– цены реализации;

– себестоимость единицы продукции по видам.

Факторный анализ проводится по модели:

 

Пр= ∑ Nобщ × УД i × (Цi – Ci),

 

где Nобщ – общий объем реализованной продукции в натуральных измерителях (кг., т., шт., м. или др.);

УДi – удельный вес (доля) объема реализации i-го вида продукции в общем объеме реализации в натуральных измерителях;

Цi – цена единицы продукции i-го вида, руб.;

Сi – себестоимость единицы продукции i-го вида, руб.

Использование данной модели возможно только в том случае, если для измерения объемов реализации различных видов продукции применяются одинаковые (сопоставимые) единицы, т.е. штуки, килограммы, тонны, метры и другие.

Исходные данные для проведения анализа могут быть представлены в виде табл. 13.

Таблица 13

Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции

Вид продукции Объем реализованной продукции Удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации в долях Цена единицы продукции i-го вида, руб. Себестоимость единицы продукции i-го вида, руб.
базовый отчетный базовый отчетный базовый отчетный базовый отчетный
П1                
П2                
П3                
П4                
Итого                

 

По результатам факторного анализа должны быть сделаны выводы о влиянии каждого из рассмотренных факторов на изменение прибыли от реализации в отчетном году по сравнению с базовым годом или с планом.

Количественная оценка влияния факторов позволяет выявить основные, оказавшие на изменение прибыли положительное и отрицательное влияние, определить резервы роста прибыли и предложить механизм их реализации.

 

1.5.3. Анализ показателей рентабельности

 

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Показатели рентабельности, с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина ресурсов или затрат. В то же время, на практике используется группа показателей рентабельности продаж, в которых прибыль сопоставляется с показателями выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг в целом и по видам.

Существует множество показателей рентабельности в зависимости от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах, и с чем сопоставляется.

В процессе выполнения курсового проекта автор может выбрать те показатели, которые, по его мнению, наиболее интересны и важны.

Данные для анализа могут быть представлены в виде табл. 14.

Таблица 14

Динамика показателей рентабельности

Показатели Код стр. Единицы измерения Базовый период Отчетный период Изменение
           
Выручка, в том числе от продажи товаров от выполнения работ (Ф. №2) тыс. руб.      
Прибыль от продаж (Ф. №2) тыс. руб.      
Прибыль балансовая 2300 (Ф. №2) тыс. руб.      
Прибыль чистая 2400 (Ф. №2) тыс. руб.      
Средняя величина капитала предприятия   тыс. руб.      
Средняя величина собственного капитала   тыс. руб.      
Рентабельность капитала по балансовой прибыли   %      

Окончание таблицы 14

           
Рентабельность капитала по чистой прибыли   %      
Рентабельность капитала по прибыли от продаж   %      
Рентабельность собственного капитала по балансовой прибыли   %      
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли   %        
Рентабельность собственного капитала по прибыли от продаж   %        
Рентабельность продаж (по прибыли от продаж)   %        
                 

 

В процессе анализа необходимо:

– сравнить уровень показателей за отчетный и предыдущий (базовый) периоды;

– рассмотреть взаимосвязи между показателями;

– выявить причины изменений в динамике;

– дать оценку происходящим изменениям;

– выявить проблемы и предложить пути их решения.

 

1.5.4. Анализ показателей эффективности использования ресурсов

 

Обобщающим показателем оценки эффективности использования ресурсов предприятия является показатель капиталоотдачи (ресурсоотдачи), который рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине капитала за рассматриваемый период.

В качестве показателей эффективности использования ресурсов по видам рассматриваются также показатели фондоотдачи, производительности труда, оборачиваемости оборотных средств.

В рамках финансового анализа принято выделять именно показатели оборачиваемости, как показатели эффективности использования финансовых ресурсов.

Показателями оборачиваемости являются:

· Коэффициент оборачиваемости, который показывает количество оборотов, совершаемое оборотными средствами за определенный период и равный отношению выручки от реализации без НДС и НСП и акцизов к средней стоимости оборотных средств.

 

Коб = Вр / СО, (2.1)

 

где Коб – коэффициент оборачиваемости;

Вр – выручка от реализации продукции без НДС и НСП и акцизов (оборот по реализации), руб.;

СО – средняя стоимость оборотных средств, руб.

 

· Однодневный оборот показывает, сколько оборотных средств приходится на каждый рубль реализации.

 

Вд = Вр / Д, (2.2)

 

где Вд – однодневный оборот (однодневная выручка) по реализации продукции;

Д – число дней в анализируемом периоде.

 

· Длительность одного оборота в днях, или оборачиваемость в днях характеризует среднее время пребывания оборотных средств в процессе кругооборота.

 

Тоб = СО × Д / Вр, (2.3)

или

Тоб = СО / Вд, (2.4)

 

где Тоб – длительность одного оборота в днях.

 

Данные для анализа показателей оборачиваемости оборотных средств могут быть представлены в виде табл. 15.

Таблица 15

Показатели оборачиваемости оборотных средств

п/п Показатели Базовый период Отчетный период Изменение (+,-)
         
  Выручка от реализации без НДС и акцизов, тыс. руб.      
  Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб.      
  Средняя стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб.      
  Средняя дебиторская задолженность, тыс. руб.      
  Средняя величина денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, тыс. руб.      
  Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов (руб./руб.)        

Окончание таблицы 15

         
  Длительность одного оборота оборотных средств, дни      
  Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств, оборотов (руб./руб.)      
  Длительность одного оборота материальных оборотных средств, дни      
  Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности      
  Длительность одного оборота дебиторской задолженности, дни      
  Коэффициент оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений      
  Длительность одного оборота денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, дни      
  Однодневный оборот, об.      

 

В процессе анализа показателей эффективности использования ресурсов необходимо:

– сравнить уровень показателей за отчетный и предыдущий (базовый) периоды;

– рассмотреть взаимосвязи между показателями;

– выявить причины изменений в динамике;

– дать оценку происходящим изменениям;

– выявить проблемы и предложить пути их решения.

 

1.6. Выводы и рекомендации

 

В этом разделе должны быть обобщены результаты анализа по всем предыдущим пунктам анализа. В краткой форме делаются выводы:

– об изменении общей величины капитала, его составляющих (собственном и заемном капитале), причинах изменений;

– о структуре активов, изменениях в структуре, их причинах и влиянии на финансовое состояние предприятия;

– о выбранных способах оценки финансовой устойчивости и результатах анализа;

– о причинах изменений в уровне финансовой устойчивости;

– об уровне и изменении платежеспособности предприятия, причинах изменений;

– об уровне и изменении показателей деловой активности, причинах изменений.

Результатами анализа является выявление проблем, требующих решения.

Такими проблемами могут быть следующие:

– низкий уровень или снижение финансовой независимости, о чем говорит низкий уровень коэффициента автономии;

– недостаток собственных средств в обороте, т.е. недостаточность или отсутствие собственного оборотного капитала;

– рост величины и доли дебиторской задолженности в структуре оборотных средств, т.е. отвлечение средств из хозяйственного оборота предприятия;

– недостаточный уровень показателей платежеспособности;

– замедление оборачиваемости оборотных средств в целом и по отдельным составляющим;

– снижение показателей прибыли как по основной деятельности, так и по прочим видам;

– снижение показателей рентабельности;

– прочие.

Формулирование основных проблем предприятия за рассматриваемый период или в динамике является первым этапом определения направлений их решения. В процессе выявления проблем должны быть описаны особенности хозяйственной ситуации в данном периоде, причины появления проблем, обозначены возможные пути решения.

2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В рекомендательной части финансового анализа автором должны быть представлены 3-4 мероприятия по улучшению финансового состояния с расчетами экономического эффекта от их внедрения.

Лучшим способом их обоснования является создание модели управления показателями финансового состояния, или модели финансового управления. Разработка такой модели зависит от выявленных проблем и основывается на теоретических знаниях автора и практических навыках, полученных в процессе обучения. Выполнение проектной части предполагает индивидуальный творческий процесс, в котором приветствуется собственный оригинальный подход.

Примерами разработки таких моделей могут быть следующие.

 

2.1. Модели управления рентабельностью капитала

Обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности является показатель рентабельности капитала, который определяется как отношение балансовой (или чистой) прибыли к средней величине капитала. Целью собственника или менеджера является рост этого показателя.

Модель Дюпона (англ. The DuPont System of Analysis, формула Дюпона) – метод финансового анализа через оценку ключевых факторов, определяющих рентабельность предприятия. Данный метод был впервые использован компанией «DuPont» в начале 20-го века и представляет собой факторный анализ, то есть выделение основных факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия.

Целью финансового анализа, проводимого компанией, является поиск путей максимизации прибыльности вложенного капитала для собственников и акционеров. Прибыльность предприятия и рост ее стоимости для акционеров отражается коэффициентами рентабельности. Управление рентабельностью предприятия становится ключевой задачей для всех уровней менеджмента: стратегического, тактического и оперативного. Фирмой «DuPont» был предложен простой способ управления рентабельностью через разложение коэффициента рентабельности на факторы, отражающие различные аспекты деятельности предприятия.

В экономической учебно-методической литературе встречаются три формулы Дюпона, которые зависят от количества факторов используемых при анализе ROE (рентабельность собственного капитала).

Первая модель имеет довольно простой вид, с помощью нее легко найти величину доходности капитала, формула имеет вид:

 

ROE = ЧП/СК, (2.5)

 

где ЧП – чистая прибыль; СК – акционерный капитал предприятия.

 

Следует отметить что, данная формула имеет свои недостатки, основным из них является невозможность определения факторов оказавших влияние на рентабельность собственного капитала.

Следующая модель Дюпон более информативна и имеет вид:

 

ROE = ROA × DFL, (2.6)

 

где ROA – коэффициент рентабельности активов, определяемый как отношение чистой прибыли компании без учета процентов по кредитам к ее суммарным активам; DFL – коэффициент финансового рычага.

Если расширить данную формулу, дополнив ее показателем реализации, то модель приобретает вид:

 

ROE = (ЧП/Ор)×(Ор/А)×(А/СК), (2.7)

 

где Ор – реализация товаров, работ и услуг, без акцизов и НДС;

А – суммарные активы компании.

Наиболее полно учитывает факторы оказывающие влияние на рентабельность собственного капитала уравнение Дюпон состоящее уже из пяти факторов:

ROE = (ЧП/EBT)×(EBT/EBIT)×(EBIT/Ор)×(Ор/А)×(А/СК), (2.8)

 

В данную формулу дополнительно введено два показателя это: EBT – прибыль до уплаты налогов; EBIT – прибыль до уплаты процентов и налогов.

Используя финансовый леверидж (или рычаг) можно преобразить указанное уравнение, в этом случае формула Дюпона примет вид:

 

ROE = (ЧП/EBT)×(EBT/EBIT)×(EBIT/Ор)×(Ор/А)×DFL, (2.9)

 

где ЧП/EBT – налоговое бремя;

EBT/EBIT – бремя процентов;

EBIT/Ор – операционная рентабельность (ROS);

Ор/А – оборачиваемость активов (ресурсоотдача);

DFL – эффект финансового рычага.

 

Рентабельность капитала представляется в виде произведения рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости капитала.

 

= Rпр × Коб, (2.10)

 

где – рентабельность капитала;

Rпр – рентабельность продаж;

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала.

 

Следуя логике этой модели, можно сказать, для того, чтобы увеличилась рентабельность капитала, необходимо разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на рост рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости капитала. При этом нельзя забывать о том, что факторы, используемые в модели, взаимосвязаны. Так, к примеру, чтобы ускорить оборачиваемость капитала, можно использовать систему скидок при реализации товара. Снижение цены при постоянной себестоимости приведет к уменьшению рентабельности продаж. Следовательно, необходимо с помощью расчетов определить, что для предприятия выгоднее в настоящий момент, какой уровень скидок приемлем, что даст ускорение оборачиваемости.

Факторы, влияющие на рентабельность капитала, в свою очередь, также представляются в виде моделей (формул), отражающих возможные направления воздействия на них. При осуществлении такого представления возможны варианты, которые и будут определять индивидуальный подход автора.

 

2.1.1. Резервы увеличения рентабельности продаж, определяемой по балансовой (чистой) прибыли

увеличение прибыли от реализации продукции;

увеличение прибыли от других видов деятельности;

оптимизации налогообложения.

Увеличения прибыли от реализации и доли прибыли в выручке от продаж можно достичь за счет:

роста объемов реализованной продукции (в натуральных измерителях);

– совершенствования структуры выпуска и реализации;

– роста продажных цен;

– снижения себестоимости продукции.

Для увеличения объемов реализации продукции могут быть предложены следующие мероприятия:

проведение маркетинговых исследований с целью расширения существующих рынков, завоевания новых рынков;

– совершенствование маркетинговой политики в части ценообразования, методов распространения и продвижения товаров;

– разработка и внедрение гибкой системы цен и скидок;

– анализ сбытовой сети и использование посредников;

– совершенствование рекламной деятельности, применение новых методов рекламы;

– внедрение новых способов стимулирования сбыта, таких как распродажи, презентации, выставки, организация доставки, монтажа, гарантийного и послегарантийного обслуживания и других;

– повышение производительности труда за счет внедрения прогрессивных технологий, нового оборудования, оснастки и материалов;

– механизация и автоматизация труда как основных, так и вспомогательных рабочих с целью сокращения производственного цикла и роста производительности труда;

– совершенствование организации производства;

– совершенствование стимулирования труда как рабочих, так и руководителей и специалистов (например, премирование менеджеров по сбыту за увеличение объемов продаж);

– другие.

Для увеличения доли более рентабельной продукции в общем объеме реализации могут быть предложены следующие мероприятия:

анализ рентабельности изделий по видам, способов распределения косвенных расходов, доли маржинального дохода в цене различных изделий;

– анализ рынков сбыта изделий по видам с целью выявления возможности увеличения объема реализации более рентабельных видов продукции;

– совершенствование рекламной деятельности, применение новых методов рекламы;

– внедрение новых способов стимулирования сбыта, таких как распродажи, презентации, выставки, организация доставки, монтажа, гарантийного и послегарантийного обслуживания и других;

– а также практически все мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж, только в применении к определенным, наиболее рентабельным видам продукции.

Для увеличения цен на продукцию могут быть предложены следующие мероприятия:

поиск новых рынков сбыта товаров и мероприятия по завоеванию их;

– повышение качества изделий за счет внедрения прогрессивных технологий, нового оборудования, оснастки и материалов; разработка и внедрение новых, эксклюзивных видов товаров;

– совершенствование ценовой политики на основе изучения динамики спроса, поведения конкурентов;

– другие.

Для снижения себестоимости продукции могут быть предложены следующие мероприятия:

повышение производительности труда за счет внедрения прогрессивных технологий, нового оборудования, оснастки и материалов;

– внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

– поиск возможностей сокращения норм расхода материалов при производстве изделий;

– поиск возможностей закупки сырья и материалов по более низким ценам;

– совершенствование системы оплаты труда с целью экономии затрат на оплату труда;

– выявление и использование возможностей сокращения постоянных затрат за счет роста объемов производства, более полного использования производственных мощностей;

– выявление и использование возможностей сокращения управленческих расходов за счет совершенствования организационной структуры предприятия, внедрения автоматизированных систем управления, автоматизации выполнения управленческих функций;

– прочие.

Увеличения прибыли от прочих видов деятельности можно достичь за счет разработки следующих мероприятий:

сдача в аренду неиспользуемых производственных и бытовых помещений, оборудования;

– продажа неиспользуемого в процессе производства оборудования, зданий сооружений, дорогостоящей оснастки;

– сдача оборудования с применением схем лизинга;

– продажа излишних запасов;

– участие в деятельности других предприятий;

– работа с ценными бумагами;

– прочие.

 

2.1.2. Резервы увеличения коэффициента оборачиваемости

ускорение оборачиваемости запасов сырья, материалов (стадия снабжения);

– оборачиваемости незавершенного производства (стадия производства);

– оборачиваемости готовой продукции (стадия сбыта).

Для ускорения оборачиваемости запасов сырья, материалов могут быть предложены следующие мероприятия:

управление запасами: определение нормативной величины, поддержание ее, внедрение систем автоматического учета запасов на складе;

– поиск возможностей снижения стоимости сырья и материалов за счет увеличения объема (кооперация с другими покупателями);

– поиск новых поставщиков с целью снижения цены;

– поиск и применение материалов-заменителей;

– выявление возможностей сокращения интервала между поставками сырья и материалов с учетом возможного изменения транспортных расходов;

– поиск возможностей получения отсрочки по платежам за сырье, материалы;

– разработка и внедрение систем стимулирования работников службы снабжения за получение скидок от поставщиков на приобретаемые материалы, за возможность получения отсрочки по платежам;

– прочие.

Для ускорения оборачиваемости незавершенного производства могут быть предложены следующие мероприятия:

сокращение длительности производственного цикла за счет внедрения прогрессивных технологий, оборудования, оснастки, материалов, инструмента;

– внедрение принципов рациональной организации производства;

– повышение квалификации рабочих;

– разработка и внедрение систем стимулирования труда с целью роста производительности труда;

– использование возможностей кооперации при изготовлении деталей и узлов изделий;

– отказ от части вспомогательных производств на территории предприятия и приобретение необходимых полуфабрикатов, инструментов, оснастки у специализированных компаний (аутсорсинг);

– прочие.

Для ускорения оборачиваемости готовой продукции могут быть предложены следующие мероприятия:

совершенствование ценовой политики, разработка системы гибких цен и скидок для получения частичной или полной предоплаты, снижения дебиторской задолженности;

– ускорение процесса оформления документов и отгрузки продукции клиентам;

– проведение маркетинговых исследований и совершенствование методов продвижения и сбыта продукции;

– разработка и продвижение новых, эксклюзивных видов продукции;

– создание системы дополнительных услуг, сервисной сети и др.;

– установление стабильных, постоянных взаимоотношений с наиболее крупными покупателями, использование возможностей объединения с ними интересов;

– другие.

Модель управления рентабельностью капитала может быть разработана в общем виде, а затем из нее выделяются те мероприятия, которые приемлемы и наиболее актуальны в момент выполнения работы для данного предприятия.

По 2-3 мероприятиям необходимо выполнить обоснование их целесообразности и расчеты экономического эффекта.

 

2.2. Модель управления финансовой устойчивостью предприятия

 

Инструментом анализа являются методики и подходы. Существует большое количество методик анализа финансовой устойчивости: интегральная балльная оценка, рейтинговая оценка, комплексная методика и многое другое. Многие экономисты работают над этой проблемой, предлагая методики с различным набором показателей и различными способами анализа: от простого сравнения до факторного анализа. Однако до сих пор нет единых методик анализа финансовой устойчивости, которые бы учитывали отраслевую специфику исследуемого объекта.

Основными критериями при оценке финансовой устойчивости являются достаточность собственного капитала и особенно собственного оборотного капитала для стабильного существования и развития предприятия. Именно на основе этих критериев может быть построена система мероприятий по повышению финансовой устойчивости фирмы.

В настоящее время разработано огромное количество разнообразных приемов и методов оценки финансовых показателей, которые в условиях становления рыночных отношений изменяются в связи с возрастанием требований, предъявляемых к анализу. Возможность реальной оценки финансовой устойчивости организации обеспечивается определенной методикой анализа.

Модель финансового анализа – это способ познания хозяйственных процессов в их взаимосвязи, зависимости, изменении и развитии, характерными, специфическими особенностями которого являются:

- разработка и использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность и обеспечивающих документальную обоснованность процесса анализа и его конечных результатов;

- изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между ними (причинно-следственные связи);

- системный и комплексный подход к исследованию объекта анализа, то есть изучение всей совокупности факторов, влияющих на результаты работы, на основе их детализации, систематизации и обобщения.

Ендовицкая А.В. предлагает рассматривать комплексную оценку финансовой устойчивости в двух ее аспектах: формализованной оценки и неформализованной. К преимуществам неформализированной оценки автор относит оперативность, а также и то, что некоторая информация, которая может быть получена опросным путем, возможно, не содержится в формах публичной отчетности, как в силу действующего законодательства, так и в силу неотражения ее по самым разным причинам. Недостатком является субъективизм или заведомо ложное представление информации в целях скрытия злоупотреблений.

Карапетян А.Л. предлагает альтернативный подход к анализу и оценки финансовой устойчивости. Сущность предлагаемого подхода следует из понятия – сравнение прогнозируемых денежных потоков организации в единицу времени (за одинаковый период). Если ожидаемый положительный денежный поток (ПДП) превышает необходимый отрицательный (ОДП) за один и тот же период, то очевидно, что данная деятельность организации позволяет своевременно погашать обязательства, то есть организация платежеспособна. В качестве базового показателя платежеспособности автор предлагает использовать чистый денежный поток (ЧДП), рассчитываемый как разница между ПДП и ОДП за один и тот же период:

(12)

Понятно, что для платежеспособности организации необходимо, чтобы ЧДП был больше нуля.

Однако абсолютные показатели имеют присущие им недостатки, и автор предлагает использовать коэффициент устойчивой платежеспособности, рассчитываемый как:

(13)

Данный показатель отражает степень платежеспособности и необходимо, чтобы значение его было больше 1. Предполагается, что данный коэффициент является непрерывной функцией времени, так что если в некоторый момент времени он превышает единицу, то в некоторой окрестности этого «момента» он также превышает единицу. Карапетян подчеркивает, что в расчет необходимо брать не фактические денежные потоки, а необходимые и прогнозируемые. Таким образом, автор предлагает прогнозировать базовые факторы финансовой устойчивости, и на основе этих оценок и факторной модели прогнозировать и анализировать саму финансовую устойчивость организации. Среди исследуемых



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: