Диагностика психич. развития детей младенческого и раннего возраста




В зарубежной психологии диагностика развития маленького ребенка осуществляется преимущественно методом тестирования. Этот метод построен на основе оценки ряда поведенческих проявлений, соотносимой с нормативным показателем, х-рным для здоровых детей в определенном возрасте. Большая часть тестов для младенцев предназначена для диагностики сенсомоторного развития (способности держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами и т.д.).

Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы (напр., Шкала умственного развития Бине-Симона или Шкала умственного развития Станфорд-Бине). Такие методики включают определенный круг нормативов - критериев, являющихся опорой для оценки психич. развития ребенка в различных сферах (сенсорики, моторики, эмоц. общения, речевого развития и т.д.). Оценка уровня развития основана на успешности выполнения нормативного задания или обнаружении той или иной способности (напр., движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности в репрезентативной выборке детей. На основе сопоставления «психич.» и «хронологического» (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психич. развития ребенка.

Наиболее известными в истории психол. диагностики шкалами для исследования детей 1х лет жизни являются «Таблицы развития» А. Гезелла (1925), которые включают показатели-нормы по 4м сферам поведенческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведение», «личностно-соц.е поведение». Опыт, накопленный школой Гезелла, был положен в основу разработки в 30-40 гг. XX в. методики Бюллер и Гетцер «Тесты нервно-психич. развития детей 1-6 годов жизни» (1932), «Шкалы развития Бейли» (1969) и др. Большой вклад в развитие диагностики ребенка внесли методики, построенные на основе теорет. системы метод. подходов Пиаже. Стержневой линией его теории является представление о посл-ном, поэтапном х-ре интеллект. развития ребенка.

В отечеств. науке 1е методики, нацеленные на диагностику развития детей младенческого возраста, разрабатывались в 20-30 гг. XX в. Это, напр., «Краткая диагност. схема развития ребенка до 1 года» Фигурина и Денисовой (1926). В 40-е гг. Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психич. развития детей в 1й год их жизни». Данный комплекс нормативных критериев был дополнен Аксариной (1969); возрастной диапазон исследования был расширен на детей от рождения до 3 лет. В качестве осн. показателей нервно-психич. развития ребенка 1го года жизни выступали: зрительные и слуховые ориентировочные реакции; эмоции и соц. поведение; движения руки и действия с предметами; подготовительные этапы в развитии речи; навыки. Сходные основания были положены для диагностики нервно-психич. развития детей 2го и 3го года жизни, разработанной Печорой, Пантюхиной и Голубевой (1986). При выявлении уровня нервно-психич. развития ребенка раннего возраста оцениваются сл. линии развития: понимание речи и активная речь; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности и (на 3м году жизни) формирование изобразит. и конструктивной деятельности. По уровню развития дети распределяются на 4 осн. группы: 1. группа - нормальное развитие, когда все показатели соответствуют календарному возрасту; 2. группа - первоначальная задержка в развитии на 1 срок; 3. группа - задержка на 2 срока; 4. группа - глубокая задержка на 3 срока.

Показатели, выделенные в качестве оснований диагностики, получены эмпир. путем, рядоположены и не ориентированы на выявление самых существенных сторон психич. развития ребенка в том или ином возрастном периоде. Все дети д. обладать жестко фиксированным напором умений в определенном возрасте, в противном случае констатируется «отклонение в развитии».

Сейчас в свете достижений в области психологии раннего детства разработанные ранее диагностические принципы несколько видоизменились, в них появились некоторые показатели, ранее не включавшиеся в диагностику. Однако отсутствие целостности и формализм преодолеть авторам все же не удалось. Оценка темпов психич. развития по неврологическим показателям, дополняемым соотнесением некоторых поведенческих проявлений ребенка с возрастными нормами, ложится в основу большинства существующих диагностик детей младенческого и раннего возраста.

 

6. Диагностика психич. развития детей дошкольного возраста

Наиболее значимыми диагностическими показателями являются: 1. Эмоц. реакция ребенкана сам факт обследования (адекватность поведения).

2. Понимание инструкции и цели задания. Х-р инструкции (вербальная, невербальная). Способность сохранять инструкцию до конца задания. Для детей с задержкой психич. развития наиболее эффективной является невербальная инструкция. Часты случаи потери инструкции в процессе выполнения задания, из-за повышенной отвлекаемости, импульсивности, неорганизованности.

3. Х-р деятельности: наличие и стойкость интереса к заданию; целенаправленность и активность; способы деятельности (адекватность, рациональность); уровень сформированности (действует методом проб и ошибок, методом зрительного соотнесения, на основе представления); использование помощи, виды и мера помощи; волевые усилия.

4. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

5. Критичность оценки результатов своей работы. У детей с задержкой психич. развития эмоц. реакции на ситуации успеха и неудачи более адекватные (по сравнению с умственно отсталыми детьми).

6. Состояние моторики. У детей с задержкой психич. развития недоразвитие моторики отмечается реже.

7. Уровень речевого развития. У детей с задержкой психич. развития отмечается бедность особенно активного словаря, трудности звукового анализа слова, возможны аграмматизмы и т.д. Существенно запаздывает развитие внутр. речи.

Методика психолого-пед. обследования детей 3-5 лет: 1. Разборка и складывание матрешки: 4хместной (5местной); 2. Разработка и складывание пирамидки: из 4х колец (из 6и колец); 3. Доски Сегена № 1 и 6; 4. Коробочка форм (почтовый ящик): из 4х форм (и з 5и форм); 5. Разрезная картинка: из 3х частей (из 4х частей); 6. Цветные кружки: 5и цветов (7и цветов); 7. "Достань ключик": практ. задача на картинке; 8. Счет; 9. Конструирование: из 4х элементов (из 5и элементов); 10. Рисование (дом, дерево, человек); 11. Игра.

Методика психолого-пед. обследования детей 6-7 лет: 1.Включение в ряд; 2. "Лесенка"; 3. Классификация картинок по функциональному назначению; 4. Группировка картинок по способу действия; 5. Счет; 6. "Найди время года"; 7. "Дорисуй"; 8. Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу); 9. Рисование (дом, дерево, человек); 10. Игра.

Дети дошкольного возраста обладают рядом психол. и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. Это, прежде всего, сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать т. о., чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы.

Дети - дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не м. правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х - 6 лет, дети уже м. оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Также для детей - дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа.

Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психич. развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка.

При изучении дошкольников диагностированию м. подвергаться самые разные аспекты развития - от моторного до личностного. Так, напр., существуют спец. шкалы, устанавливающие соц. зрелость детей, способность их к самостоятельному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды. Шкала Вайнленд предназначена для изучения способностей ребенка обслуживать себя и брать на себя ответственность. Более поздней по времени создания является шкала адаптивного поведения (АВС), разработанная Комитетом амер. ассоциации по изучению умственной неполноценности. Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд - Бине и тест Векслера.

 

7. Методы диагностики психол. готовности детей к обучению в школе

Психол. готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психич. развития ребенка для освоения школьной уч. программы в условиях обучения в группе сверстников. Психол. готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Традиционно выделяются 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоц. и соц..

Под интеллект. зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигур из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения осн. связей между явлениями; возм.сть логического запоминания; умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая т. о. интеллект. зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоц. зрелость в осн. понимается как уменьшение импульсивных реакций и возм.сть длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

К соц. зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Процедура определения психол. готовности к школе м. б. различной. Ребенок д. уметь: 1). Воспроизводить образец; 2). Работать по правилу; 3). Выкладывать посл-ность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4). Различать отдельные звуки в словах. Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим спец. бланков.По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.Результаты обследования д. б. занесены в карту психич. развития ребенка, которая кратко называется психол. карта. На 1й странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе.Осн. цель психол. обследования ребенка при приеме в школу - выявление его индивид. особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в спец. развивающей работе, то в психол. карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать осн. проблемы ребенка и наметить план развивающей работы. Диагностическая программа по определению психол. готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Тест Керна-Йирасека состоит из 3х заданий. 1е - рисование мужской фигуры по памяти, 2е - срисовывание письменных букв, 3е - срисовывание группы точек. Все 3 задачи теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллект. развитие ребенка (1е задание). 2е и 3е задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, м. ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием. Методика «Графический диктант» позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возм.сть самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу. Методика «Домик» - задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика «Да и нет». Направлена на выявление уровня развития произвольного внимания. Методика «Вежливость». Методика «Эхо» представляет собой игру, в которой ребенок исполняет роль эха. Методика позволяет выявить не только возм.сть произвольность произнесенных отдельных звуков и звукосочетаний, но и особенности развития фонематического слуха и нарушения артикуляции. Методика «Сапожки» Методика позволяет выявить актуальный уровень процесса обобщения и зону ближайшего развития у детей 6-9 лет.Возм. применять и др. комбинации методик для оценки психол. готовности ребенка к обучению в школе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: