Понятие одарённости в совр. психологии




Одна из осн. задач психол. науки о человеке – это изучение способностей (качеств). Выявлены некоторые закономерности развития способностей, методы диагностики, позволяющие организовать обучение учащихся, проф. деятельность работников с учетом принципа индивидуальности.

Психология способностей как самостоятельная науч. область имеет своих основателей. Зарубежная психология представлена такими учеными, как Гальтон, Бине, Симон, Векслер, Спирмен, Терстоун, Гилфорд, Кеттелл. Среди отечественных психологов необходимо назвать Теплова, Рубинштейна, Ананьева, Небылицина, Русалова, Голубеву, Брушлинского, Лейтеса, Пономарева и др. Благодаря этим исследователям накоплен богатый фактический материал, созданы методики диагностики и развития способностей, одаренности и творчества. Исследования Дружинина, Холодной, Григоренко, посвященные проблеме интеллекта и креативности, концепция способностей Шадрикова, труды Богоявленской, Бабаевой, посвященные проблеме одаренности и творчества, представляют совр. этап развития русскоязычной психологии. Истинно оригинальные, вдохновляющие подходы разработаны этими учеными.

В общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возм.сть достигать сверхвысоких успехов в соц. значимых видах деятельности и которые выделяют его среди др. представителей данной возрастной или соц. группы.

Уровни развития способностей. Способности - это св-ва личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психич. регулятивно, обусловливающими возм.сть их приобретения. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возм.сть успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возм.сть такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не см. успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возм.сть достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возм.сти определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Талант - высокий уровень развития спец. способностей (муз., лит.-х и т. д.). Талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не м. б. названа талантом.

Талант и одаренность Талантливый - это человек, который практически доказал, что м. вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его м. назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов. Одаренным м. б. ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым - как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник, инженер, бизнесмен и любой др., кто своим трудом доказал свою талантливость на деле. Гениальность - Высший уровень развития способностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни об-ва, в развитии культуры. Принято считать, что за всю 5000-летнюю историю цивилизации их было не более 400 человек (Аристотель, Леонардо да Винчи, Декарт, Лейбниц, Ломоносов).

Теории гениальности. В XIX в. нем. философ Шопенгауэр трактовал достижения гениев как результат уникального сочетания способностей, в осн. врождённых, которые, однако, м. проявиться при благоприятных условиях среды. В наши дни подобные позиции занимают большое число западных учёных. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; сл-но, эмоц. нарушения, искажающие “нормальное” видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности. Исследованию гениальности, понимаемой как повышенная умственная активность, посвящены работы выдающегося росс. генетика Эфроимсона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: