Психол. культура личности как результат психол. образования




Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе соц. норм, учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе. Психол. культура – тот уровень самопознания человечества и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самим себе, к природе и т.д. Психол. образование м. рассматривать как ср-во формирования у человека определенной психол. культуры. Уровни психол. культуры: житейская психол. культура и концептуально-теорет..

Концептуально -теорет. уровень психол. культуры – это та психология, психотерапия и теория воздействия людей друг на друга, которую разработали специалисты и которая стала достоянием науки. Доконцептуальная психол. культура (житейская) – это психол. культура, которую народ создает до психологов, без психологов и помимо психологов. Формирование психол. культуры – это выстраивание методологических мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою психол. культуру, и науч. уровнем психол. культуры. Психологию создает народ, а психологи по мере своих сил и возм.стей описывают, осмысливают, обобщают его психол. опыт и т.д.

Психол. культура личности в широком смысле – уровень самопознания человечества, объем и содержание психол. знаний, накопленных человечеством. Что касается узкого смысла понимания психол. культуры, то это система индивид. психол. представлений, понятий, умозаключений, а также спонтанного житейского опыта. Этот уровень индивид. психол. культуры является доконцептуальный, т.е. стихийно формирующийся в процессе социализации. Психол. культура личности в узком смысле расширяется и углубляется в процессе специально организованного обучения.

В генезисе психол. культуры следует выделять 3 осн. уровня: - психол. грамотность; - психол. компетентность; - собственно психол. культуру как развитый механизм личностной саморегуляции.

Психол. грамотность представляет собой "азы" психол. культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивид., нац. и др. особенностей. Психол. компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Осн. отличие психол. грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает (напр., как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно м. использовать знания в решении тех или иных проблем. 3й уровень – это собственно зрелая психол. культура.

Психол. культура включает в себя сл. осн. компоненты: когнитивный (некоторая система психол. знаний о людях и о себе, умение применять их на практике, а также определенный уровень развития интеллекта, способность к творчеству); рефлексивно-перцептивный (наблюдательность, психол. проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя, др. людей, прогнозировать их поведение); эмоц.-чувственный (богатство и действенность переживаний, развитая эмпатия, умение сопереживать, способность к идентификации); коммуникативный (умение общаться, адекватно воспринимать и передавать информацию); регулятивный (самоконтроль, владение собой, умение управлять своими состояниями и своим умом, нравственная саморегуляция); подсистема опыта соц. взаимодействия (умения и навыки соц. взаимодействия: архетипы, установки и стереотипы культурного поведения); ценностно-смысловой (нормы, ценности и отношения к ним, включенные в смысловые личностные образования, мировоззрение, совесть). 3 последних компонента в этом многомерном психол. образовании являются системообразующими, а ценностно-смысловой компонент в этой системе выступает стержневым, интегрирующим. Именно от него зависит подлинность и зрелость психол. культуры человека.

Психол. культура является результатом не только социализации и образования, но также большой внутр. работы человека, работы по сопряжению и гармонизации собственных жизненных интересов и потребностей с интересами окружающего мира и социума. Зрелая психол. культура выступает соц.-психол. механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, условием полноценного и успешного взаимодействия личности с окружающими людьми и культурой, детерминантой психол. здоровья человека, фактором качества любой человеческой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: