Сформулируйте возрастную специфику диагностики и развития самооценки и уровня притязаний детей




Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, св-в в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. Самооценка – осн. структурный компонент самосознания личности.

Уровень притязаний личности Уровень притязаний х-ет: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций: 1) повышения притязаний, чтобы одержать максимальный успех; 2) снижения их, чтобы избежать неудачи.

Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки м. привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям.

Анализ лит. источников, посвященных проблеме развития самооценки личности позволяет выделить ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей: 1. Самооценка дошкольника - явление неустойчивое, ситуативное. 2. Наиболее адекватной частной самооценкой в дошкольном возрасте признается, как правило, завышенная. 3. Самооценка дошкольника х-ся: - целостностью (ребенок не различает себя как субъект деятельности и себя как личность); недостаточной объективностью и обоснованностью; малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференциацией; - наличием завышенного уровня притязаний. Решающее значение в генезисе самооценки на 1х этапах становления личности имеет общение ребенка с взрослыми.

Для диагностики способности к самооцениванию в дошкольном возрасте используется Методика «Какой я» (Немова), для выявления эмоц. направленность общей самооценки - Методика «Какой ты?» (Белобрыкиной); для выявления уровня и х-ра дифференциации самооценки – Методика «Изучение особенностей развития частной самооценки» (Белобрыкиной).

На протяжении мл. школьного возраста развивается рефлексия - способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами. В мл. школьном возрасте ведущей является уч. деятельность, и от ее успешности зависит формирование самооценки ребенка. Причем самооценка мл. школьников не самостоятельна и сильно зависит от оценок родителей и учителя. У успешных учеников формируется, как правило, высокая и завышенная самооценка, у слабых - низкая, преимущественно заниженная. Но и это корректируется, если начать сравнивать ребенка не с др., а только с ним самим - с его достижениями на предыдущих этапах.

Подростковый период очень важен для развития Я-концепции и формирования самооценки. Именно в этот период возникает интерес подростка к своему внутр. миру. Он стремится понять, осознать черты своего х-ра, свои возм.сти и особенности, проанализировать свои переживания. В процессе развития самосознания центр внимания подростков переносится от внешней стороны личности к ее внутр. стороне, от отдельных черт к х-ру в целом. В начале возраста в основе самосознания подростка лежат мнения о нем взрослых (учителей и родителей) и ровесников. Затем эти внешние оценки дополняются результатами самостоятельной оценки собственной личности. Подросток выделяет свои особенности и недостатки, стараясь вести себя и строить отношения в соответствии с требованиям окружающих и своими собственными. С течением подросткового возраста более явной становится критичное отношение к своим недостаткам и готовность брать пример с др.. Кроме того, перед подростком, который продолжает активно учиться обобщать.

Методы диагностики самооценки в подростковом возрасте: напр., Методика Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан (направлена на диагностику уровня самооценки и притязаний); Шкала самоуважения Розенберга и др.

Самооценка в более зрелом возрасте становится относительно устойчивой, высокой, сравнительно бесконфликтной, преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возм.сти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: