Мл. школьный возраст соответствует аффективному (эмоц.) этапу формирования личности. С др. стороны, к 7 годам, в связи с возрастанием 2й сигнальной системы, у ребенка формируется способность дифференцировать свои эмоции поср-вом речи, и эти дифференцированные эмоции становятся важным регулятором поведения (Выготский). Благодаря распознаванию и анализу своих эмоц. св-в и способов реагирования развивается самосознание, восприятия соц. поддержки.
Адаптация к школе - перестройка познават., мотивационной и эмоц. волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организационному школьному обучению. Осн. особенностями систематического школьного обучения является сл.. Во-1х, с поступлением в школу ребёнок начинает осуществлять об-венно значимую и об-венно оцениваемую деятельность. Во-2х, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательно выполнения ряда для всех одинаковых правил которым подчинению всем все поведения ученика во времени его пребывание в школе.
Оценка уровня школьной адаптации состоит из сл. блоков:
Показатель интеллектуального развития – уровень развития высших психич. функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка.
Показатель эмоц.-волевого развития отражает уровень эмоц.-экспрессивного развития ребенка, его личностный рост.
Исследование эмоц.-волевой сферы детей мл. школьного возраста нужно проводить в индивид. форме, с согласия родителей. На различных этапах используются: 1) психодиагностический метод (тестирование); 2) интерпретационные методы (системный анализ, метод сравнения и аналогий, метод обобщения); 3) метод наблюдения, беседы.
Методики тестирования: Осн. измерительными инструментами эмоц.-волевой сферы детей мл. школьного возраста являются сл. психодиагностичекие методики: детский вариант личностного опросника Кеттела, «Картиночная методика определения эмпатийности». Опросник Кеттела позволяет выявить отриц. и положит. черты личности, такие как: доброжелательность и обидчивость, уверенность и тревожность, эмоц. уравновешенность и неуравновешенность, смелость и робость, спокойствие и низкое состояние душевного равновесия, умение и неумение контролировать свое поведение и др. Вопросник по детскому варианту содержит 110 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с др.и людьми. В них имеются прямые и косвенные вопросы относящиеся к самой личности испытуемого, включая его соц. установки, самооценку и др. качества.
Сл. методика «Картиночная методика определения эмпатийности» была направлена на определение уровня эмоц. эмпатии у мл. школьников. Материалом служат 6 картинок с изображением различных жизненных ситуаций. Ребенку показываются несколько картинок, на которых изображены различные ситуации из жизни людей и взрослых. Показывают 1ю картинку и указывают силуэт в правом нижнем узлу. Инструкция: «Смотри, ты находишься здесь. Скажи, пожалуйста, что ты скажешь в этой ситуации?», далее выясняется, что ребенок подумает и сделает в этой же ситуации.
Методика «Краски» Цель: определение эмоц. отношения к школьному обучению. Анализ результатов: Если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, - это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Лускановой). Методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Методика «Тест в картинках» Цель: Помогает определить предпочитаемый вид деятельности.
Показатель сформированности комуникационных навыков. Метод. основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений Эткинда. Тест позволяет провести диагностику эмоц. сферы ребенка в части высших эмоций соц. генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоц. отношения ребенка к школе.
Чтобы мл. школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его определять чувства и адекватно выражать их, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Для развития эмоц.-волевой и коммуникативной сфер м. использовать программу «Страна эмоций» (Чистякова, Барднер, Ромазан, Чередниковой).
54. Установите осн. тип отклонения семейного воспитания по опроснику Э. Эйдемиллера и ох-ризуйте его (доп. лист с заданием № 2). Предложите меры коррекционных воздействий
БЛАНК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Имя, фамилия родителя:
Отец (мать):
Дата заполнения:
№ утверждения | № утверждения | № утверждения | № утверждения | № утверждения | Шкала ДЗ | ПЗ | ||||||
+ | + | + | + | Г+ | ||||||||
+ | + | Г- | ||||||||||
+ | + | + | + | У+ | ||||||||
+ | + | + | У- | |||||||||
+ | + | + | + | Т+ | ||||||||
+ | + | Т- | ||||||||||
+ | + | + | + | + | З+ | |||||||
+ | + | З- | ||||||||||
+ | + | С+ | ||||||||||
С- | ||||||||||||
+ | + | + | Н | |||||||||
+ | + | РРЧ | ||||||||||
+ | + | ПЛК | ||||||||||
+ | + | + | + | + | ВН | |||||||
+ | + | ФУ | ||||||||||
+ | + | + | НРЧ | |||||||||
+ | + | + | ПЛК | |||||||||
+ | + | ВК | ||||||||||
+ | + | + | ПНК | |||||||||
ПЖК |
+ | + | + | Г+ | |||||||
+ | + | Г- | ||||||||
+ | + | + | У+ | |||||||
+ | + | РРЧ | ||||||||
+ | + | ФУ | ||||||||
+ | + | + | + | + | НРЧ |
Обработка результатов: На бланке регистрации ответов номера ответов, относящихся к одной шкале, расположены в одной строке (исключение составляют 6 шкал, подчеркнутых в регистрационном бланке). Это дает возм.сть быстрого подсчета баллов по каждой шкале путем суммирования положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Справа в бланке регистрации ответов указано сокращенное название шкалы и диагностическое значение. Если число баллов определенной шкале достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя присутствует данный тип отклонения в воспитании.
Если название шкал подчеркнуты, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к Таблице "Диагностика типов семейного воспитания" для установления типа неправильного семейного воспитания.
Х-ка отклонений семейного воспитания: исходя из полученных результатов для данного испытуемого х-рен сл. тип воспитания: доминирующая гиперпротекция. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много сил, времени, внимания: воспитание является центральным делом в жизни родителей. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое ребенок занимает в их жизни, и содержат полные опасений представления о том, что произойдет, если не отдать ему все свои силы и время. При доминирующей гиперпротекции ребенок лишен самостоятельности.
Неразвитость родительских чувств препятствует интеграции семьи и лежит в основе такого типа нарушения воспитания, как гиперпротекция. Неразвитость родительских чувств м. б. обусловлена отвержением самого родителя в детстве его родителями, тем, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Др. причиной м. б. особенности х-ра родителя, напр., выраженная шизоидность.
Так же х-рна воспитательная неуверенность родителя, в данном случае д. выражаться в доминировании в высказываниях реплик с признанием массы ошибок, совершенных в воспитании.
56. Ох-ризовать типы детско-родительских отношений и эмоц. восприятие ребенком семейной ситуации с помощью ОРО и КРС (доп. лист с заданием № 3)