Диагностика и коррекция стиля пед. взаимодействия как направление работы педагога-психолога




Пед. общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих гл. образом от индивид. качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе.

Существует несколько классификаций пед. стилей, базирующихся на разных основаниях.

Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников пед. процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации уч.-воспит. работы. Возм.сти коррекции пед. взаимодействия в нестандартных условиях в рамках регламентированного стиля весьма низки.

Импровизационный стиль позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возм.. Оптимальным представляется гармоничное сочетание в пед. процессе элементов регламентации и импровизации.

Существует также традиционное подразделение стилей по критерию роли участников пед. процесса. В рамках авторитарного стиля общения эти роли строго регламентированы, причём учащемуся принадлежит изначально подчинённая роль. Именно при этом условии осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на ребёнка. Наряду с указанными недостатками этот механизм чреват постепенным отставанием от возрастающих возм.стей ребёнка, что приводит в итоге к несоответствию пед. стиля и сформировавшихся жизненных установок учащегося.

Попустительский стиль пед. общения внешне позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возм.стью утраты контроля педагога над поведением воспитанников.

Оптимальным представляется демократичный стиль общения, при котором имеет место определённая регламентация ролей участников диалога, не ущемляющая, однако, свободы проявления индивид. склонностей и особенностей х-ра. Именно такой стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом возрастающей роли учащегося как участника всё более равноправного диалога.

В пед. практике чаще всего имеют место «смешанные» стили пед. общения.

Педагог-психолог в рамках работы с педагогами д. заниматься анализом стиля пед. общения и, в случае необходимости, его коррекции. Диагностика м. осуществляться, напр., с помощью методики диагностики стиля взаимодействия Симонова (диагностируемым надо ответить на 50 групп вопросов, каждый из которых указывает на один из видов пед. общения) и др. методик. Психол. коррекция предполагает обоснованное воздействие на дискретные х-ки внутр. мира человека. Коррекция м. осуществляться как в рамках индивид. работы (коррекция определенных психол. х-к педагога и др.) или же в процессе психол. тренинга, т. е. в процессе групповой работы.

Примеры коррекционных упражнений:

Упражнение “Откровенность против манипулирования” Ведущий: “Вы вызвали к доске школьника, и он не смог ответить дом. задание. Что вы говорите?” “Ну, Иванов, ты опять не выучил, садись - два!” Довайте подумаем, что надо бы сказать учителю в данной ситуации, если он старается быть откровенным и открытым человеком и хочет избежать пед. манипулирования. В этом случае он говорит: “Знаешь, Сережа, я уверен, что ты можешь хорошо учиться. Ты - способный парень! Когда ты плохо готовишься к уроку и плохо отвечаешь, я всегда это переживаю. Я был бы рад, если бы ты смог исправить свою двойку!” Психол. механизм 2го высказывания состоит в демонстрации равноправноц позиции учителя: его откровенность направлена к ученику как человеку, как равноправному партнеру по коммуникативному взаимодействию.

Упражнение «Иванов, Петров, Сидоров» Воспитатель, используя средства пед. манипулирования, обычно называет воспитанников по фамилиям. И, напротив, воспитатель, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Участникам тренинга предлагается разыграть ситуацию, в которых они будут обращаться к ученикам по имени.

Упражнение «Мышечная броня» Для того, чтобы поменять позицию «над» на позицию «наравне», необходимо освободить собственные эмоции. Ведущий предлагает участникам тренинга сл. упражнения: глубоко вздохнуть, при выдохе резким движением в воображении как бы сорвите напряженную маску со своего лица, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Перейдя границу, вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять др. роль.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: