Приведите пример управления конфликтом, возникшим в системе «учитель-ученик»




В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их м. обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание. Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Конфликт в школе - явление многоплановое. Конфликт «Ученик - ученик» В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка соц. навыки, которые научат решать проблемы.

Конфликт «Учитель - родитель ученика» Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к его конструктивному разрешению.

Конфликт «Учитель - ученик» Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты. Причины конфликтов между учителем и учениками: отсутствие единства в требованиях учителей; чрезмерное кол-во требований к ученику; непостоянство требований учителя; невыполнение требований самим учителем; ученик считает себя недооцененным; учитель не м. примириться с недостатками ученика; личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).

Решение конфликта учителя и ученика. Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах м., доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

При диалоге между учителем и учеником стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать - не менее важное. При необходимости наказания, стоит продумать его т. о., чтобы исключить унижение ученика.

Пример Ученица 6го класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала др. ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы м. выглядеть сл. образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог м. выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, напр.: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока м. б. попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой - все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта 1е, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. 2й момент - анализ ситуации без превратности. 3м важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. 4е - выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Последним, 5м пунктом станут выводы, которые пом. избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

 

67. Практ. задача 1. Определение акцентуации х-ра и мер воздействия

Ирина Ю., 13 лет. Обратилась в психол. консультацию мать девочки с жалобой на нарушение поведения у дочери - поздние возвращения домой, общение с неизвестными маме друзьями. Девочка родилась своевременно, росла и развивалась нормально. В детстве легко адаптировалась к детям, коллективу, охотно посещала д/с с 3 лет. В школе в начальных классах успевала на отлично, теперь на «4» и «5». Постоянно участвует в различных кружках, секциях. В последнее время занимается в секции водного туризма. Мать не одобряет этого увлечения, считает, что девочка м. бы заняться чем-то более спокойным: шитьем, вязанием и т.д.

При психол. обследовании девочка быстро вступает контакт, с интересом относится к заданиям. Темп сенсомоторики быстрый. Нарушений со стороны психич. процессов не обнаружено. Интеллект - высокая норма. Самооценка высокая, дифференцирована, при положительном отношении к окружающим, к миру в целом. При обследовании по ПДО - высокий уровень гипертимности, стремление к эмансипации.

1. Какие причины такого поведения девочки?

2. Что м. посоветовать ее маме?

Ответ: Исходя из типологии х-ров Личко, Ирине наиболее х-рен гипертимный тип акцентуации х-ра. Жалобы матери на нарушение поведения соответствует х-ке данного типа акцентуации х-ра. В качестве решения данной проблемы м. посоветовать матери девочки предложить ребенку несколько альтернативных увлечений, которые сочетают в себе элементы жесткой дисциплины, активные занятия и элементы релаксации. Возм. для налаживания контакта между матерью и дочкой подошли бы совместные занятия танцами, для которых необходимо было бы вместе шить костюмы.

Кроме того всей семье м. пройти тренинговую программу по улучшению взаимопонимания. Девочка отдельно также м. пройти коррекционную-развивающую программу по коррекции х-ра.

68. Практ. задача 2. Определение акцентуации х-ра и мер воздействия

Тима О., 13 лет. Обратилась мама с жалобой на недостаточную активность сына, его малообщительность, отличие от более активных и «деловых» сверстников. Семья полная. Ребенок рос и развивался нормально, в школу пошел вовремя. С учебой справляется, но выражены предпочтения определенных учителей.

От отношений к учителям зависит интерес к предмету. С одноклассниками дружит мало. Есть один друг во дворе. Мальчик плохо переносит разлуку с домом, семьей, поездки в оздоровительный лагерь и т.д.

При психол. обследовании отмечается незначительна истощаемость по гипостеническому типу. Др. нарушений со стороны психич. процессов не обнаружено. Интеллект - в границах нормы. Самооценка адекватная, зависит от мнения окружающих. При описании картин ТАТ - очень высокая чувствительность к эмоциям, межличностным отношениям персонажей. Выражена привязанность к матери, старшей сестре. По методике ПДО - высокий уровень сенситивности, низкая конформность, превышение феминности над маскулинностью.

1. В чем причины особенностей поведения и общения?

2. Что м. посоветовать маме?

Ответ: Исходя из типологии х-ров Личко, Тиме наиболее х-рен сензитивный тип акцентуации х-ра. Особенности поведения и общения скорее всего связаны с повышенной чувствительностью, застенчивостью и робостью мальчика.

Мальчику следует пройти программу по коррекции застенчивости. Кроме того родители м. бы предложить ребенку посещать секцию единоборств, для укрепления физ. здоровья, дисциплины и развития маскулинности.

 

69. Практ. задача 3. Определение сущности соц. дезадаптации и практ. рекомендаций со стороны педагога-психолога

Арсений Л., 12 лет. К педагогу-психологу обратился классный руководитель с просьбой дать х-ку на мальчика в связи с необходимостью взятия его на учет трудновоспитуемых в инспекции по делам несовершеннолетних. Причина - побеги из дома. В течение последнего месяца Арсения трижды задерживала милиция в поездах дальнего следования, где он прятался на 3й полке. Каждый раз мальчик пытался обмануть работников милиции, объясняя, что отстал от поезда, в котором едет мама, и вот теперь догоняет ее сл. поездом.

При психол. обследования Арсения не выявлено никаких нарушений со стороны психич. процессов. При исследовании личности - акцентуация х-ра по истероидному типу, самооценка завышена, преобладающий тип реакций на фрустрирующую ситуацию - препятственно-доминантный, при экстрапунитивной направленности реакции. Причину своих побегов из дома не объясняет, отвечает, отводя глаза в сторону: «Захотелось покататься, посмотреть др. города»; отношения с матерью х-ет односложно - нормальные, хотя по эмоц.-двигательным проявлениям очевидно, что вопросы психолога затрагивают аффектогенные зоны. По проективным методикам подтверждается предположение о наличии психотравмирующей ситуации в системе отношений с близким человеком. Мать Арсения в беседе с психологом утверждала, что отношения с сыном хорошие, но причины его побегов она объяснить не м.. Однако по проективным методикам у матери отмечались высокий уровень тревоги, чувство вины. В ходе экспериментальной беседы, по мере установления доверительных отношений выяснилось, что отец Арсения умер 1,5 года назад. Мальчик очень любил отца и тяжело переживал это горе. Однако за последние полгода ребенок успокоился, к нему вернулась детская веселость и жизнерадостность, об отце он вспоминал со светлой грустью.

Месяц назад мать сообщила сыну, что хочет выйти замуж, и предложила мальчику в ближайшее воскресенье познакомиться с будущим отчимом. Арсений ничего не ответил, внешне держался спокойно, а на сл. день впервые сбежал из дома.

1. К какому типу соц. дезадаптации следует отнести отклонения в поведении мальчика?

2.Что м. рекомендовать педагог-психолог для психол. коррекции сложившейся ситуации?

Ответ: Арсению присущ «демонстративный» тип соц. дезадаптации. Соц. дезадаптацию мальчика м. отнести к 2му уровню – «половинному», т.к. отклонения то возникают, то исчезают, что бы вновь появиться. Вероятной причиной появления соц. дезадаптации следует считать известие о скором замужестве матери, что ребенок воспринял скорее всего как «предательство» памяти покойного отца и попыткой вычеркнуть его из жизни, заменив др. мужчиной.

В данной ситуации мальчику следует пройти коррекционную программу по гармонизации межличностного общения в семье и в коллективе сверстников. Кроме того матери необходимо объяснить мальчику, что новый мужчина не займет место его отца. Это новый в их семье человек и они вместе будут строить новые отношения с ним. Возм. для возобновления душевного равновесия мальчика, матери следует отложить бракосочетание на некоторое время, пока мальчик не привыкнет к будущему отчиму и не научится налаживать с ним контакт.

 

70. Практ. задача 4. Определение сущности соц. дезадаптации и практ. рекомендаций со стороны педагога-психолога

Николай С., 6 лет. К педагогу-психологу обратилась мама с жалобой на нарушения поведения сына в д/с, трудности общения мальчика с детьми. Из беседы с матерью выяснилось, что Николай родился, рос и развивался нормально. Трудности возникли после поступления в д/с: мальчик дерется, ни с кем не делится игрушками, отбирает их у др. детей. Его поведение вызывает проблемы у воспитательницы и претензии со стороны родителей др. детей. При обследовании Николая отмечается высокий темп выполнения заданий, интеллект - в границах нормы. Нарушений со стороны психич. процессов нет. При применении методики «Лесенка самооценки» проявляется высокая самооценка, в то же время уверенность в негативном отношении со стороны всех окружающих, кроме отца. При выполнении заданий по методике «Дом - дерево - человек» Николай изображает человека в виде мужчины, вооруженного двумя пистолетами. С помощью методики Рене Жиля и «Рисунок семьи» выявлено, что воспитанием Николая в осн. занимается мама, однако она не пользуется авторитетом у сына, поскольку вся власть в семье принадлежит авторитарному отцу, который осуществляет руководство, проявляя агрессивные тенденции. Такой стиль поведения отец поощряет и у сына. Мальчик считает агрессивное поведение х-рным для «настоящего мужчины» и единственным способом добиться желаемого.

1. С чем связаны нарушения поведения Николая и какие психол. механизмы способствуют их возникновению?

2. Что м. сделать для коррекции поведения мальчика?

Ответ: Нарушения поведения Николая связаны с авторитарным стилем поведения отца, который служит гл. примером заражения и подражания. Для изменения ситуации в целом следует проводить коррекционную работу прежде всего с обоими родителями и семьей в целом. Отцу следует стать более нежным и чутким в отношениях с матерью, оказывать моральную поддержку в ее начинаниях, для закрепления ее авторитета. Возм. семье следует рассмотреть вариант совместного время препровождения отца с сыном в какой либо спорт. секции, для того что бы на личном примере показать ребенку как важна дисциплина.

Матери Николая следует развивать уверенность в себе, возм. с изменением отношения к себе изменится отношение к ней ребенка.

71. Практ. задача 5. Определение сущности соц. дезадаптации и практ. рекомендаций со стороны педагога-психолога

Оля 3., 12 лет. Обратилась мать с просьбой повлиять на дочь, чтобы она стала спокойнее. Мать беспокоят нервозность и раздражительность дочери, возникшие в последнее время. Родители в разводе, отец был очень вспыльчивым, злоупотреблял алкоголем. Девочка родилась в срок, росла и развивалась нормально, была спокойной, ласковой, послушной. В школе успеваемость средняя. В течение последнего года девочка выросла на 8 см, у нее появились вторичные половые признаки. Примерно в это же время начались конфликты с матерью, появилась вспыльчивость, раздражительность, дочь перестала слушаться, все делает «наперекор». На любые замечания матери девочка реагирует криком или слезами. В школе поведение тоже стало эмоц. неустойчивым, снизилась успеваемость. При психол. обследовании, у Оли отмечались колебания активного внимания, работоспособности. Память и мышление - в границах нормы. Самооценка адекватная, девочка отмечает изменения своего х-ра, происшедшие & последнее время. При обследовании по ПДО у Оли выявлен лабильный тип акцентуации х-ра. Девочка любит мать, но не м. удержаться от грубостей, когда мама начинает обращаться с ней «как с маленькой».

1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у девочки?

2. Что следует порекомендовать матери?

Ответ: Девочку в отношении к матери, как к воспитателю, следует считать трудновоспитуемой. Девочке х-рен денормный тип трудновоспитуемости. Скорее всего данное явление временное и связано с изменением гормонального фона, после его нормализации возможна нормализация отношений с матерью. Оля вместе с мамой, для улучшения взаимоотношений, м. пройти тренинговую программу по улучшению взаимопонимания и доверия.

 

72. Практ. задача 6. Определение сущности соц. дезадаптации и практ. рекомендаций со стороны педагога-психолога

Тоня М., 10 лет. Мама Тони обратилась к педагогу-психологу по рекомендации классного руководителя в связи с тем, что, как выяснилось, девочка в течение последних 2 недель не посещает школу. Причин этого ни матери, ни учительнице не объясняет. Из беседы с матерью выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. В школу пошла подготовленной, всегда хорошо училась и сейчас, хотя уч. год только начался, уже имеет по осн. предметам «4» и «5». Отношения с учителями (девочка учится в 5 классе) установились хорошие. Обстановка в семье нормальная - девочка проживает с матерью, отцом и младшим братом. Тоня всегда была тихой, послушной, но слишком робкой и немного замкнутой. В течение последних 2 недель девочка уходит утром из дома, с портфелем, но не идет в школу, а возвращается домой, когда родители уходят на работу. Уроки учит. При психол. обследовании Тоня несколько насторожена, но затем включается в выполнение заданий, стремится к достижениям, однако неустойчивая, девочка неуверенна в себе. Со стороны психич. процессов каких-либо отклонений не обнаружено. Интеллект - высокая норма. При выполнении проективных методик (ТАТ, тест Люшера) отмечается состояние тревоги, депрессии. В вопросах методики «Идеальный компьютер» присутствует вопрос: «Почему мы бедные?» В ходе экспериментальной беседы, когда установился хороший контакт, девочка с горечью рассказала психологу, что теперь их класс «уже не тот», т. к. с переходом в среднее звено всех детей «перемешали» и теперь в их классе «гл.» те девочки, что раньше учились в параллельном классе. Эти одноклассницы сразу невзлюбили ее, считают «зубрилкой», смеются над ней за то, что она «по-старушечьи» одета, и дразнят «нищенкой». Поэтому Тоня не хочет идти в школу.

1. К какому типу соц.й дезадаптации следует отнести отклонения в поведении Тони?

2. Какие действия следует предпринять педагогу-психологу?

Ответ: Тоню следует относить к «саморазрушителям». Она понимает причины своей дезадаптации, но не пытается ничего менять. Пропуская школу, ребенок пытается убежать от проблем. Возм. успехи не только в учебе, а еще в какой либо сфере (музыка, спорт, рисование) пом. изменить мнение одноклассников. Кроме того в ходе новой деятельности девочка приобретет новых друзей, которые будут объективно ее оценивать. Девочке м. пройти программу тренингов по нормализации самооценки и коррекции тревожности.

73. Практ. задача 7. Определение сущности нарушения личностного развития и практ. рекомендаций со стороны педагога-психолога

6летняя Лена, пришедшая в старшую группу д/с, была нескладной, несобранной девочкой, у которой ничего не выходило. Спустя несколько дней воспитатель поручил Лене и двум девочкам убирать в кукольном уголке. У Лены не все хорошо получалось, но др. девочки были вполне умелыми, поэтому всё задание в целом было выполнено хорошо. На восклицание воспитателя: «Как красиво расставлены игрушки!»- Лена поспешила 1й сказать: «Это я так хорошо сделала!». Воспитатель обратился за советом к педагогу-психологу.

1. Чем вызвана ложь Лены?

2. Какие ошибки были допущены в домашнем воспитании Лены?

3. Какие действия следует предпринять воспитателю, педагогу-психологу?

Ответ: Ложь Лены в данном случае следует рассматривать, как защитную реакцию. Девочка скорее всего пыталась получить признание ее умений, почувствовать себя более уверенной. Это говорит о том, что возм. дома девочке не дают проявлять самостоятельность, под предлогам того, что с 1го раза у Лены не все получается, а взрослые с этим справятся лучше и быстрее. Конечно данный вопрос следует более подробно обсудить с родителями. Если данное предположение окажется верным, следует разъяснить родителям, что девочке необходимо учится делать все самостоятельно не прибегая к давлению со стороны родителей, без упреков с их стороны. Дома Лену следует чаще хвалить за проявленную ее самостоятельность, это необходимо для улучшения самооценки, уверенности в себе и поддержке со стороны родителей.

Воспитателю следует почаще давать Лене индивид. задания, объективно их оценивать и разъяснять, что у нее вышло хорошо и что не получилось, при этом пояснить что м. попробовать сделать в сл. раз для достижения успеха.

Педагогу-психологу следует более подробно побеседовать с родителями девочки и провести диагностическое обследование самой девочки, для более точного выбора необходимых коррекционных мероприятий.

74. Практ. задача 8. Определение сущности нарушения адаптации к д/с и практ. рекомендаций со стороны педагога-психолога

Коля (4 года 6 мес.) в д/с, сталкиваясь даже с небольшими затруднениями, терялся и плакал.Если у него небыло стульчика, он говорил: «А мне негде сидеть» - и ждал, когда стульчик подадут. Если не мог застегнуть сандалии и завязать шнурки, то протягивал ноги и просил помощи. Он был неуклюж и ничего не умел делать. Воспитатель обратился за советом к психологу.

1. Назовите осн. причину дезадаптации Коли к условиям д/с?

2. Какие ошибки были допущены в домашнем воспитании Коли?

3. Какие действия следует предпринять педагогу-психологу?

Ответ: Возм. причина дезадаптации Коли связана с разницей условий домашних и д/с. М. предположить, что мальчик, является единственным ребенком в семье и скорее всего долгожданным, в связи с этим окружен чрезмерной заботой и опекой родителей, которые в мальчике видят беззащитного младенца нуждающегося в постоянном уходе. Мальчик привык, что все решается за него взрослыми, даже простейшие бытовые операции. Обстановка в д/с предполагает определенную самостоятельность детей, в том числе в самообслуживании. Данные условия совершенно незнакомы мальчику и поэтому пугают его и вызывают выше описанные реакции.

Педагогу-психологу в данном случае м. проводить занятия по сказкотерапии, ролевым играм для наиболее эфективного процесса адаптации. Кроме того необходимо провести разъяснительную работу с родителями. При необходимости следует провести групповую семейную тренинговую программу.

75. Практ. задача 9. Определение сущности школьной дезадаптации и практ. рекомендаций со стороны педагога-психолога

Женя 6 лет был активным, любознательным мальчиком. В д/с он быстро усваивал содержание занятий, любил читать, был очень общительным, но в то же время невнимательным и неусидчивым. В 1м классе возникли трудности с обучением. На уроке мальчик постоянно отвлекался, не слушал объяснения учителя и ответов товарищей, поэтому часто получал замечания, на что реагировал болезненно. Мать обратилась к психологу по рекомендации учителя.

1.Каковы причины школьной дезадаптации?

2. Назовите возможные прогнозы развития ситуации.

3. Какие действия следует предпринять психологу?

Ответ: Возможная причина дезадаптации скорее всего связана с типом темперамента мальчика. Исходя из описания следует, что мальчик холерик.

В дальнейшем возможны несколько вариантов развития событий: 1-й: Женя становится все более неусидчивым, снижается успеваемость, из-за неуспеваемости начинаются частые конфликты с учителями и родителями; 2-й: родители и учителя Жени помогают справится с трудностями при помощи различных индивид. заданий, что пом. улучшить успеваемость и сохранить доверительные отношения с учителями и родителями.

В данном случае школьному психологу необходимо провести диагностику, для определения первостепенных проблем и помощи в их решении. Необходимо также провести разъяснительную работу с родителями, для того что бы они пом. скорректировать поведение мальчика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: