Методы и методики исследования




Цели и задачи дипломного проекта

Целью нашей работы станет изучение нейропсихологических особенностей высших гностических функций у больных с опухолями теменно-затылочной области головного мозга.

Основными задачами исследования являются:

1) раскрыть понятие «высшие гностические функции у больных с опухолями теменно-затылочной области головного мозга» и проанализировать литературу по данной проблеме;

2) подобрать методический инструментарий для исследования высших гностических функций у больных с опухолями теменно-затылочной области головного мозга;

2) провести исследование высших гностических функций у больных с опухолями теменно-затылочной области головного мозга;

3) проанализировать нейропсихологические особенности высших гностических функций у больных с опухолями теменно-затылочной области головного мозга;

4) проанализировать полученные в ходе исследования результаты;

5) разработать рекомендации.

Для решения поставленных задач дипломного проекта нами было выбрано нейрохирургическое отделение ГБУЗ ОКБ, так как в этом отделении проходят лечение больные с опухолями головного мозга, в частности теменно-затылочных его областей.

Объект, предмет и гипотеза исследования

Объект исследования: больные с опухолями теменно-затылочной области головного мозга.

Предмет исследования: высшие гностические функции у больных с опухолями теменно-затылочной области головного мозга.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют нейропсихологические особенности высших гностических функций у больных с опухолями теменно-затылочной области головного мозга.

Частные гипотезы:

а) существуют различия в нарушениях высших гностических функций между правым и левым очагом поражения у больных с опухолями теменно-затылочной области головного мозга.

б) существует взаимосвязь между видом нарушения высших гностических функций и локализацией очага поражения у больных с опухолями теменно-затылочной области головного мозга

Методы и методики исследования

В нашем дипломном проекте мы исследуем 6 видов агнозий, в связи с локализацией очага поражения в теменно-затылочной области головного мозга.

1) Предметная агнозия - если больной, правильно ощупывая отдельные элементы объекта (или его изображения), не может понять его смысла в целом.

Одна из самых распространенных форм нарушений зрительного гнозиса, которая встречается у большинства больных с поражением затылочно-теменных отделов мозга при двухстороннем поражении 18 и 19 полей. Связана с поражением нижней части «широкой зрительной сферы». Больной видит как будто все, может описать отдельные признаки предмета, но не может сказать, что это такое, но при ощупывании часто правильно решает задачу. В грубой форме встречается редко, в скрытой форме проявляется при выполнении специальных зрительных задач.

Диагностика - проба Поппельрейтера, «Недорисованные изображения» (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина). «Наложенные изображения» (А.Р. Лурия).

2) Лицевая агнозия, если больной не различает человеческие лица (фотографии). У больного теряется способность распознавать реальные лица или их изображения. При глубокой форме не могут различать мужские и женские, детские и взрослые лица. Они узнают людей по голосу. Лицевая агнозия связна с поражением задних отделов правого полушария (у правшей), в большей степени - нижних отделов «широкой зрительной сферы».

Диагностика – больному предъявляют портреты широко известных людей, исторических деятелей или фотографии родственников и близких знакомых пациента.

3) Буквенная агнозия проявляется неузнаванием букв. Синдром характеризуется "приобретенной неграмотностью": больные не могут писать (дисграфия) и читать (дизлексия) при сохранности устной речи. Буквенная агнозия развивается при поражении затылочных отделов доминантного полушария.

Такие больные правильно воспринимают предметы, правильно оценивают их изображения и даже правильно ориентируются в сложных пространственных изображениях и реальных объектах, однако они «не понимают» буквы и не могут читать.
Диагностика – больному предлагается прочитать небольшой незнакомый текст, так же прочитать отдельные буквы и слоги.

4) Оптико-пространственная агнозия связана преимущественно с поражением верхней части «широкой зрительной сферы». В особенно грубой форме она наблюдается при двухстороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Однако и при одностороннем поражении эти нарушения также выражены достаточно отчетливо. При оптико-пространственной агнозии у больных теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. У них нарушается лево-правая ориентировка; они перестают понимать ту символику рисунка, которая отражает пространственные признаки объектов. Такие больные не понимают географическую карту, у них нарушена ориентировка в странах света. Основными видами оптико-пространственных нарушений являются: односторонняя пространственная агнозия, нарушение топографической ориентировки, а также некоторые проявления синдрома Балинта.
а) Односторонняя пространственная агнозия. Больные игнорируют левую часть пространства, которая как бы не существует для них. Это приводит к резкому затруднению пространственной ориентировки как в повседневной жизни, так и при работе с картами, схемами и т. д. Игнорирование отчетливо проявляется при рисовании объектов.

б) Нарушение пространственной топографической ориентировки. Больные забывают дорогу домой, не могут запомнить, находясь в больнице, путь в столовую, палату, туалет, не ориентируются в расположении хорошо известных до болезни улиц родного города.

в) Агнозия глубины. Больные испытывают выраженные затруднения при необходимости локализовать объекты в координатах пространства, особенно в глубину. Затрудняется оценка расстояния до объекта, их высота, размеры, протяженность, нарушается также определение, какой из 2 объектов расположен ближе, а какой - дальше. Больные часто натыкаются на объекты, промахиваются при их схватывании, затрудняются в узнавании хорошо знакомых мест. Возникает при двусторонних затылочно-теменных очагах.
Диагностика – больному предлагается найти географический объект по карте, ориентироваться по карте по сторонам света.
5) Цветовая агнозия также представляет собой самостоятельный тип зрительных гностических расстройств. Различают собственно цветовую агнозию и нарушение распознавания цветов как таковых (цветовая слепота или дефекты цветоощущений).
Цветовая агнозия, в отличие от нарушений цветоразличения, является нарушением высших зрительных функций. В клинике описаны нарушения цветового гнозиса, которые наблюдаются на фоне сохранного цветоощущения. Такие больные правильно различают отдельные цвета и правильно их называют. Однако им трудно, например, соотнести цвет с определенным предметом и наоборот; они не могут вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, елки и т. д. Больные не могут назвать предметы определенного конкретного цвета. У них отсутствует обобщенное представление о цвете, и поэтому они не в состоянии выполнить процедуру классификации цветов, что связано не с трудностями различения цветов, а с трудностями их категоризации. Известно, что человек воспринимает огромное количество оттенков цветов,
но названий цветов (категорий) сравнительно мало. Поэтому в обычной жизни здоровый человек постоянно решает задачу на категоризацию цвета. Именно эта категоризация цветовых ощущений затруднена у больных с цветовой агнозией.

Диагностика – больному предлагается назвать знакомые объекты по цветам. Назвать изображения на картинках и определить их цвет (картинки предлагаются в черно-белом цвете).

6) Симультанная агнозия - отчетливое сужение объема зрительного восприятия. Это нарушение отличается от случаев сужения зрительного поля, возникавших при поражениях зрительного пути тем, что оно измеряется не единицами пространства, а единицами смысла; больной оказывался в состоянии видеть только один предмет, независимо от его размера (это могла быть иголка или лошадь), и не мог одновременно воспринимать два ила несколько предметов.
Диагностика - сюжетные картинки, тахистоскоп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: