Организация контроллинга




Теоретическая часть

Управление – это вид деятельности, направленный на решение проблем и организацию планомерного, целесообразного функционирования любого предприятия. Искусство экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, принять меры по оптимизации соотношения «затраты – результат» и тем самым обеспечить достижение поставленных целей и, прежде всего, получение желаемой прибыли. Контроллинг – механизм этого искусства, на развитие и совершенствование которого направлены усилия зарубежных, а в настоящее время и российских специалистов.

Контроллинг – это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов. Контроллинг – это предмет деятельности соответствующего менеджера независимо от занимаемой им должности или иерархической ступени в управлении предприятием. Контроллер – специалист, выполняющий функции и задачи контроллинга.

Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности избежать ошибки, отклонения и просчета - как в настоящем, так и будущем.

Отсюда назначение контроллинга - предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды. Другими словами, необходимо предусмотреть, чтобы принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках, а это особенно важно, когда принимаемое решение сопряжено с большим риском.

Исходя из вышеизложенного основными задачами контроллинга являются выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

В рамках данной практической работы мы произведем выбор приоритетных целей деятельности предприятия.

Желаемое будущее предприятия (фирмы) характеризуется определенной совокупностью взаимосвязанных целей. Цели обычно ориентированы на прибыль, рентабельность, производительность, конкурентоспособность и т.д. Все эти цели взаимосвязаны, ведь вполне закономерно, что для того, чтобы предприятие работало прибыльно, оно должно учитывать и такие цели, как освоение новых рынков или увеличение доли имеющегося рынка; разработку и освоение новой продукции; совершенствование качества продукции; снижение издержек производства; подготовку квалифицированного персонала и т.д.

Цели организации обычно формулируются и описываются следующим образом:

1. Прибыльность может выражаться в различных показателях, таких как объем прибыли, доход на инвестиционный капитал, размер выплаты дивидендов и т.д. Цели можно сформулировать следующим образом: «увеличить доход на инвестируемый капитал на 5%».

2. Рыночная ориентация может выражаться такими показателями, как доля рынка, объем продаж. Цели можно формулировать в следующей форме: «увеличить долю рынка на 5%», «реализовать столько-то единиц товара в течение следующего года», «увеличить объем продаж на новом рынке до 85% и снизить объем продаж на 15% на прежнем рынке в течение двух лет».

3. Продукция может выражаться такими показателями, как качество продукции, себестоимость, цена, объем продаж, рентабельность, ассортимент и т. д. Цели можно сформулировать следующим образом: «повысить качество продукции», «снизить затраты на производство продукции», «повысить рентабельность продукции», «увеличить объем продаж», «обновить ассортимент продукции».

4. Финансовые ресурсы. Эти цели выражаются различными способами: структурой капитала, величиной оборотного капитала, движением денежной наличности, новыми выпусками обычных акций и т. д. Например: «увеличить оборотный капитал до такого-то размера в течение года», «повысить платежеспособность фирмы» и т. д.

5. Производственные мощности можно охарактеризовать с помощью таких показателей, как квадратные метры (производственные помещения), структура оборудования, производительность оборудования и сооружений, наличие узких мест и т. д. Цели могут быть сформулированы следующим образом: «повысить пропускную способность оборудования», «увеличить производственную мощность цеха (участка)».

При формировании целей следует иметь в виду: что цель для предпринимательства всегда будет определяться желаемым, возможным и необходимым состоянием предпринимательской деятельности. Именно поэтому при выработке целей необходимо соблюдать следующие основополагающие правила:

1. Реально оценить сложившуюся ситуацию и определить способы достижения поставленных целей.

2. Определить возможные, но нежелательные состояния и разработать варианты защиты от них своего предприятия.

3. Ограничить цель от желаемых до абсолютно невозможных вариантов развития предприятия в определенном отрезке времени.

Установление степени важности целей и задач проводится на основе учета и обработки мнений каждого эксперта по следующим показателям. Оценка среднестатистического значения Mjl каждого j -го направления исследований (в баллах) для решения 1-й проблемы определяется по формуле:

(9.1)

Важность направления (проблемы) увеличивается с ростом Mjl.

Аналогично определяется величина Mjl исходя из величин Cil

Оценка частоты максимальных оценок k10j, полученных каждой j- й задачей, рассчитывается по формуле:

(9.2)

Наибольшее количество максимальных оценок свидетельствует о важности задачи (проблемы). Величина k10j определяется аналогично.

Определение суммы рангов оценок Sji, полученных каждой j- й задачей, и Si – 1-й проблемой, дополняет представление об их важности наряду с первыми двумя показателями.

Предварительно выполняется ранжирование (отдельно для целей и задач) по убыванию величин оценок, данных каждым экспертом по каждому из них. Для этого, например, оценка, данная i- м экспертом j- му направлению, обозначается числом натурального ряда, при этом число 1 присваивается максимальной оценке, а число N – минимальной. Если все оценки различны, то соответствующие числа натурально­го ряда определяют ранги Rijl оценок i- го эксперта. Если среди оценок, данных i- м экспертом, имеются одинаковые, то им присваивается одинаковый ранг, равный среднему арифметическому соответствующих чисел натурального ряда. Сумма рангов Sji, присвоенных mj экспертами j- му направлению, устанавливается по формуле:

. (9.3)

Наиболее важное направление исследований будет иметь наименьшее значение Sjl.

 

Задания

 

Задание 9.1

Дать оценку собственной компетентности по решаемой проблеме, далее определить компетентность группы экспертов и репрезентативность группы.

 

Таблица 9.1 – Оценка компетенции эксперта

Вопросы Ваши ответы
Сколько лет вы работаете в области обсуждаемых проблем? До 2-х лет 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет и более
0,27 0,32 0,37 0,42 0,48 0,54 0,6 0,66 0,74
Какую научно-организационную работу вы провели по обсуждаемым вопросам? Руководитель комплекса работ Руководитель одной работы Участник выполнения нескольких работ Участник выполнения одной работы
0,7 0,6 0,49 0,39
Имеете ли вы ученую степень в области обсуждаемых проблем? Доктор наук Кандидат наук Не имею
0,65 0,52 0,0
Какие печатные работы вы имеете в области обсуждаемых проблем? Монография Статья Отчеты Не имею
0,65 0,56 0,47  
Принимали ли вы участие в международном сотрудничестве в области обсуждаемых проблем? Читал лекции за рубежом Делал доклады на международной конференции Участвовал в работе между народной комиссии или был в служебной командировке Не участвовал
0,72 0,66 0,6  
Участвуете ли вы в семинарах по обсуждаемым проблемам? Регулярно От случая к случаю Не участвовал
0,28 0,16  
                       

 

Таблица 9.2 – Оценка аргументации эксперта

Источник аргументации Степень влияния источника на ваше мнение
    В (высокая) С (средняя) Н (низкая)
Проведенный вами теоретический анализ 0,4 0,3 0,2
Ваш производственный опыт 0,5 0,3 0,15
Обобщение работ отечественных авторов 0,15 0,1 0,05
Обобщение работ зарубежных авторов 0,15 0,1 0,05
Ваше личное знакомство с состоянием дел за рубежом 0,15 0,1 0,05
Ваша интуиция 0,15 0,1 0,05

 

Таблица 9.3 – Пример определения компетентности группы из 7 экспертов.

Источник аргументации Степень влияния источника на мнение эксперта
             
Теоретический анализ 0,2 0,4 0,4 0,2 0,2 0,2 0,4
Производственный опыт 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,15 0,3
Изучение проблемы по литературным источникам 0,05 0,1 0,1 0,05 0,1 0,15 0,05
Интуиция 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
Сумма (коэффициент аргументации kа) 0,6 0,85 0,85 0,6 0,65 0,55 0,8
Коэффициент осведомленности kос 4*0,2=0,8 5*0,2=1 5*0,2=1 4*0,2=0,8 4*0,2=0,8 4*0,2=0,8 4*0,2=0,8
Коэффициент компетенции эксперта 0,7 0,925 0,925 0,7 0,725 0,625 0,8
Репрезентативность группы Вывод: группа репрезентабельна

 

 

Построить «дерево целей» таким образом, чтобы все выделенные подцели обеспечивали достижение конечной цели предприятия (рисунок 9.1).

Дать индивидуальную экспертную оценку важности по 10-балльной системе сформулированных целей и задач. Результаты занести в таблицу:

Таблица 9.4 – Оценка важности целей и задач.

Номер проблемы Номер задачи Номер эксперта
    m
    C111 C12 C1iI C1mI
  C11I C22I C2iI C2mI
n Cn1I Cn2I CniI CnmI

 

Условные обозначения:

m — количество экспертов, принявших участие в коллективной экспертной оценке;

n — количество сформулированных задач;

Сijl - оценка относительной важности (в баллах), данная i-м экспертом соответственно j- й задаче или I- й проблеме.

Рисунок 9.1 – Пример построения дерева целей.

Обработать результаты экспертизы и определить показатели относительной важности представленных на «дереве целей» задач поданным таблицы. По результатам обработки мнений экспертов сделать выводы.

 

Вопросы к практическому занятию

9.1. Каковы предпосылки возникновения контроллинга?

9.2. В чем сущность понятия «контроллинг»?

9.3. Дайте понятие «система контроллинга».

9.4. Каковы цели и задачи контроллинга?

9.5. В чем традиционный контроль и контроллинг. Подчеркните сходство и дайте отличия.

9.6. Сущность упреждающего контроля и его назначение.

9.7. Каковы функции контроллинга?

9.8. Каковы принципы контроллинга?

9.9. Каковы виды деятельности службы контроллинга?

9.10. Каковы основные предпосылки организации службы контроллинга?

9.11. Какова сущность централизованной организации службы контроллинга?

9.12. Какова сущность децентрализованной службы контроллинга?

9.13. Перечислите варианты организации подразделений службы контроллинга. Укажите их достоинства и недостатки.

9.14. Каковы содержание и особенности стратегического контроллинга?

9.15. Каковы содержание и особенности текущего контроллинга?

9.16. Какова взаимосвязь стратегического и текущего контроллинга?

9.17. В чем сходство и отличие текущего и стратегического контроллинга?

Литература

[2,3].


Список рекомендуемой литературы

Список основной литературы

10. Бузырев, В.В. Планирование на строительном предприятии [Текст]: учебник / В. В. Бузырев, Е. В. Гусев, И. П. Савельева, И. В. Федосеев; под общ. ред. В. В. Бузырева. – М.: КНОРУС, 2013. – 536 с.

11. Контроль и ревизия [Электронный ресурс]: электронный учебник / кол. авторов; под ред. М. Ф. Овсийчук. – Электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2012. – 1 электрон. опт. диск: зв., цв. – Систем. требования: процессор с частотой не ниже 500 MHz; 64 Мб ОЗУ; Microsoft Windows 2000/XP; SVGA 32768 и более цв.; 1024х768; 4х CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; жесткий диск с объемом свободного места не менее 40Mb, мышь.

 

Список дополнительной литературы

12. Анискин, Ю. П. Современные особенности планирования и контроля в управлении недвижимостью [Текст]: учебник для вузов / Ю. П. Анискин, А. М. Павлова – М.: Омега-Л, 2003. – 280 с.

13. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 260 с.

14. Гранов, Г. С. Экономико-математическое моделирование в решении организационно-управленческих задач в строительстве [Текст]: учебное пособие / Г. С. Гранов, Г. Ш. Сафаров, К. Р. Тагирбеков – М.: АСВ, 2001.

15. Ивашкевич, В. Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу [Текст]: учебное пособие / В. Б. Ивашкевич. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 160 с.

16. Маскименко, Л. С. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Бизнес-планирование на автомобильном транспорте» для студентов специальности 060813 «Экономика и управление на автомобильном транспорте» [Текст]: методические указания к выполнению курсовой работы / Л. С. Маскименко. – Ставрополь, СКФУ, 2002. – 42 с.

17. Маскименко, Л. С. Методические указания к практическим работам по дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов экономических специальностей [Текст]: методические указания к практическим работам / Л. С. Маскименко. – Ставрополь, СКФУ, 2002. – 47 с.

18. Петрова, Е. Ф., Развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда[Текст] / Е. Ф. Петрова, М. Д. Шапиро. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. – 92 с.

 

 


 

Приложение А

Таблица А.1– Торговые центры города

 

Наименование Месторасположение Пешеходная/транспортная доступность Особенности концепции Маркетинг Плюсы Минусы Перспективы в развитии Примечания
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
  Стоящиеся перспективные ТРЦ с предварительной концепцией и подписанными арендаторами                
  Другое                

 

Выводы (очевидные конкуренты).

 

Таблица А.2 – Пул арендаторов: продуктовые якоря, спортивная одежда, бытовая техника, женская и мужская одежда, аксессуары, сотовые операторы, ювелирные изделия, обувь, и т.д.

 

 

Арендатор (Торговая марка, какие товары) Площадь Бренд (управление) Кол-во точек Маркетинг, реклама Показатели
Федеральное Франшиза Местные сети Плюсы Минусы
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

Выводы (явные лидеры): 1. Сильные /слабые. Перспективы развития торговых марок

2. Местные сети (показатели)

 

Таблица А.3 – Опрос среди арендаторов (SWOT анализ) в ТЦ

 

Арендатор (Торг. марка, вид деятельности, площадь) Удовлетворенность ТЦ по десяти бальной системе   Нахождение арендатора в ТЦ
Возможности (перспективы) Упущения (не выполненные условия) Плюсы Минусы Пожелания
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Вывод: Доволен ли Арендатор работой ТЦ. Что хотелось бы изменить, или, на что обратить внимание Арендодателя (Управляющее компании).

Пояснения: Опросить арендаторов:

1. Якорей (площадь свыше 1000 м.кв).

2. Крупный арендатор (площадь от 500 до 1000 м.кв.).

3. Арендаторы (от 60 до 500 м.кв.).

4. Мелкие арендаторы (до 60 м.кв.).

5. Футкорт (общая картина).

6. Операторы развлекательной зоны.

 

Таблица А.4 – Пешеходный трафик в ТЦ

Арендатор (Торг.марка) Трафик генерированный якорем (якорями) Трафик у арендодателя Пояснения арендатора
Что ожидалось Что есть по факту Что ожидалось Что есть по факту  
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Вывод: Доволен ли арендатор трафиком, работой якоря находящегося в ТЦ. Пожелания в работе якоря.

 

Таблица А.5 – Средний чек

Арендатор (Торговая марка) Вид торговли (товары) S м2 Средний чек
План Факт
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Таблица А.6 – Пожелания посетителей ТЦ и ТРЦ. Опрос посетителей комплексов.

 

 

Ф.И.О. Род занятий, соц. статус Возраст Почему Вы пришли именно в этот комплекс Как часто Вы здесь бываете Что чаще всего покупаете Что нравиться в комплексе Что не нравиться в комплексе Пожелания что изменить / каких арендаторов (товарных групп, услуг) не хватает Зачем бы вы поехали в комплекс на другом конце города
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 


Приложение Б

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: