Механизмы социальной перцепции (Перцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира.)
— это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Механизмы социальной перцепции можно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия:
1) механизмы межличностного восприятия;
2) механизмы межгруппового восприятия.
Наиболее распространенные механизмы межличностного восприятия — идентификация, эмпатия, децентрация, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.
Идентификация. Существует несколько толкований данного понятия.
А. А. Бодалев ( советский и российский психолог, доктор психологических наук) под идентификацией подразумевает способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека.
А. А. Реан ( российский психолог, общественный деятель)
считает, что это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнера по взаимодействию. По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».
Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.
Децентрация — способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он оказывается одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.
Социальная рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
А. А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напрямую зависят от субъективной значимости партнера.
Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека; как результат данного процесса; как качество отношений. Также можно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь.
Д. Майерс (2011) (американский социальный психолог, исследователь, популяризатор науки) –
описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация (предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия.) взаимодействия; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.
Н. В. Казаринова (советская актриса театра и кино), В. Н. Куницына (Доктор психологических наук, профессор) (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, на две группы:
1) внешние факторы, т. е. существующие до того, как начался процесс общения, такие как потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная близость;
2) внутренние факторы, возникающие в процессе взаимодействия. Это физическая привлекательность партнера по общению, стиль общения, фактор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).
В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей:
1) от степени типичности или уникальности поступка;
2) от социальной желательности или нежелательности поступка;
3) от того, является ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем.
Г. Келли (американский психолог) (Келли, 1984) выделил три типа атрибуции:
• личностная — причина приписывается тому, кто лично совершил поступок;
• объективная — причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
• обстоятельственная — причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.