Ø [1] Исполнительная власть, Президент, Правительство {на основе содержания}
Ø [2] Система органов исполнительной власти субъектов РФ
Ø [3] Органы местного самоуправления
[1] Органы исполнительной власти как субъект административного права.
Под исполнительной властью принято понимать один из видов публичной власти в гос-ве, которая представляет собой совокупность всех полномочий государственных органов по управлению делами гос-ва, как и любые другие ветви власти, исполнительная власть состоит из системы государственных органов, которые осуществляют гос. управление в пределах предоставления полномочий.
Согласно конституции президент РФ возглавляет все 3 власти, при этом он не входит ни в одну из них, оказывает прямое или косвенное влияние на процесс выборных органов.
Президент РФ является главой государства, выступает гарантом суверенитета страны и ее целостности. Реализуя свои полномочия президент РФ должен добиваться, чтобы конституция и др. нормативные акты субъектов федерации соответствовали конституции РФ.
Президент назначает и принимает решения об отставке правительства РФ, имеет право председательствовать на заседании правительства. По предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя председательства правительства, федеральных министров, назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил.
Правительство РФ является высшим гос. органом исполнительной власти и представляет собой коллегиальные орган. Оно состоит из председателя правительства РФ, первых заместителей, заместителей и федеральных министров.
Правительство в соответствии с законом обязано выполнять указы и распоряжения президента. Президент может отменить акты правительства только в случае, если они противоречат конституции, федеральным законам и указам президента. Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
· акты имеющие нормативный характер издаются в форме постановления правительства РФ;
· акты по оперативно текущим вопросам, т.е. не имеющие нормативный характер издаются в форме распоряжения правительства. Постановление правительства подписывается председателем правительства. Постановления правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, при необходимости немедленного и широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через СМИ.
· акты правительства РФ затрагивают права, свободы, обязанности человека гражданина и устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти вступают одновременно на всей территории РФ, по истечении 7 дней после первого официального опубликования.
Министерство РФ – это федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по государственного управления в отдельной сфере деятельности.
[2] Система органов исполнительной власти субъектов РФ.
Субъект РФ представляет собой совокупность всех государственно исполнительных органов субъектов федерации, их соподчиненность, взаимодействие с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Она входит в единую систему исполнительной власти РФ и образовывает, формирует, деятельность исполнительных органов субъектов федерации, которые должны соответствовать основам конституционного строя, федеральным конституционным законам и другим НПА.
Руководит субъектом федерации высшее должностное лицо субъекта федерации (губернатор, президент, глава республик)
Правительство субъектов федерации как исполнительный орган государственной власти подотчетно главе.
[3] Органы местного самоуправления.
Местное самоуправление – это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение {населением} вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственности.
В структуру органов местного самоуправления входят:
· Глава муниципального образования
· Местная администрация
· Контрольный орган муниципальных образов и др органы и должностные лица.
Срок полномочий выборных органов местного самоуправления, должностных лиц определен уставом муниципального образования (не может быть менее 2 лет и более 5 лет)
Тема 5
Государственные служащие как субъекты АП
Ø [1] Понятие государственной службы и её виды
Ø [2] Понятие государственного служащего и его правовой статус
Ø [3] Прохождение государственной службы
[1] Вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует ФЗ "о системе государственной службы РФ", которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе и системы управления этой службы.
Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению, исполнению полномочий: РФ, Федеральных органов государственной власти, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов, а также лиц, которые замещают в должности, установленные конституцией и ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц замещающих эти должности
Виды государственной службы:
1. Гражданская
2. Военная
3. Правоохранительная
Кроме этого государственная гражданская служба делится на: Федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами Федеральной государственной службы.
Принципы государственной службы:
1. Федерализм: он обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ
2. Законность
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина
4. Равный доступ граждан к государственной службе
5. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы
6. Открытость государственной службы и её доступность общественному контролю, то есть объективное информирование населения о деятельности государственной службы
7. Профессионализм и компетентность государственных служащих
8. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессионально служебную деятельность
Различие между государственной гражданской службой РФ и субъектом РФ заключается в осуществлении гражданской трудовой функции на уровне РФ или отдельного региона (субъекта)
Классификация должностей государственной гражданской службы:
1. Руководители, то есть должности руководителей и заместители их, они замещают должности на определенный срок или без ограничения
2. Помощники (советники)
3. Специалисты – должности, которые учреждены для выполнения установленных задач и функций
По группам квалификации:
1. Высшие должности гражданской службы
2. Главные
3. Ведущие
4. Старшие
5. Младшие
Военная служба – вид федеральной государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на военных должностях вооруженных сил РФ. Таким гражданам присваиваются военные звания. Прохождение военной службы гражданами РФ осуществляется: по призыву, в добровольном порядке, по контракту.
Органами внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
1. Направлять в их предельных срок по запросам военных комиссариатов (военкомат) необходимые для занесения в документ воинского учета сведений о гражданах.
2. Производить розыск и при наличии оснований задерживать граждан, которые уклоняются от воинского учета
3. ЗАГС в двухдневный срок обязан сообщить в военный комиссариат сведения о актах гражданского состояния
Правоохранительные службы – деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах и осуществлять свои функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядку, борьбе с преступностью. Таким гражданам присваиваются специальные звания
[2] Государственные служащие являются гражданами РФ и исполняющими в соответствии с ФЗ обязанности по государственным должностям государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет федерального бюджета или субъекта РФ
Государственный служащий как субъект административного права обладает общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены конституцией. Административно правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей ответственности которые приобретает гражданин с момента его зачисления на государственную гражданскую службу
Служебные права и обязанности делятся на две группы:
1. Общие
2. Специальные (должностные)
Государственный служащий имеет право:
1. На получение в установленном порядке или материалы необходимые для исполнения государственных обязанностей
2. На посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений, организаций не зависимо от норм собственности
3. На пенсионное обеспечение
Каждый служащий обязан:
1. Обеспечивать поддержку конституционного строя, защиту прав и свобод граждан
2. Достойно исполнять свои обязанности
3. Поддерживать уровень квалификации для исполнения должностных обязанностей
4. Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну
Специальные права и обязанности государственного служащего определяются: спецификой правового положения органа, в котором осуществляется его государственная деятельность. Например, служащий налоговых органов наделены правами проведения налоговых поверок
Государственный служащий не вправе:
1. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, творческой, научной деятельностью
2. Быть депутатом законодательного органа и органом местного самоуправления
3. Состоять в коммерческой организации
4. Получать гонорары за публикации, выступления в качестве государственного служащего
В государственных органах не могут образоваться политические партии общественных объединений, за исключением профсоюза
Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантией государства на время прохождения государственной службы свои акции и основной капитал
[3] Право вступать на государственную службу имеют граждане РФ, не младше 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающим требованиям которые установлены для государственной службы в определенном органе.
Граждане поступают на государственную службу на условия трудового договора.
Основания для прекращении службы:
1. в связи с выходом на пенсию
2. по инициативе руководителя:
a. прекращение гражданства РФ
b. допущение предельного возраста
c. разглашение государственной тайны
d. и другое
Тема 6
Состав административного правонарушения
4 элемента:
1. Субъект
2. Объект
3. Субъективная сторона
4. Объективная сторона
Признак общественной опасности ведет к уголовному нарушению.
Тема 7
Государственное управление
Ø [1] Управление как социальное явление
Ø [2] Понятие государственного управления
Ø [3] Формы реализации исполнительной власти
[1] Для осуществления задач, которые стоят перед обществом и государством необходимо определить упорядоченность и согласованность в деятельности людей необходимого управления.
Субъекты управления – люди, во всех случаях, не зависимо от того, кем, чем они управляют.
Если субъект и объект управления совпадает, то такие управления называют социальным - то есть управление осуществляют люди в отношении людей.
Социальное управление – деятельность, направленная на обеспечение упорядоченности и согласованности людей в целях наложенных задач.
Функции управления:
1. Общие: поиск, анализ информации, регулирование, планировка, контроль, учет
2. Особенные: в сфере хозяйственной деятельности, социально-культурной, политической деятельности.
Виды социального управления:
1. Государственной управление, то есть управление делами государства осуществляется государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.
2. Местное самоуправление осуществляется органами муниципального образования и муниципальными служащими
3. Общественное управление внутриорганизационными делами общественного учреждения в том числе и кооперативов.
4. Не государственное управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний)
По направленности управленческой деятельности различают следующие:
1. Внешнее управление – управление, деятельность которого проходит внутри самого аппарата соответствующего органа управления
2. Внутреннее управление – управленческая деятельность, соответствующая системе управления
[2] Государственное управление – исполнительно-распорядительная деятельность, которая осуществляется с использованием метода власти и подчинения
Черты государственного управления:
3. Управление имеет место всегда там, где осуществляется совместная деятельность людей
4. Управление обеспечивает сознательную целенаправленную деятельность людей
5. Управление достигает своих целей путем согласования, объединения, координирования и действия людей
Управление осуществляется в организационных отношениях
[3] Это виды действий органов исполнительной власти, которые имеют внешние проявление, то есть формы реализации получают ответ на вопрос для чего формируется система исполнительной власти.
Формы управления делятся на: правовые и не правовые
Правовые акты управления- они регулируют властные действия государственных органов в процессе выполнения функций государственного управления и направлены на установление, замену и отмену правовых норм
Виды актов управления:
1. Нормативные
2. Индивидуальные
3. Общие
4. Специальные
5. Федеральные
6. Акты субъектов
7. Распоряжения
8. Постановления
9. Приказ
10. Указ
Тема 8 (по тетрадям тема 9)