ТЕМА 8. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


цена?


1. В чем проявляется сущность цены?

2. Перечислите функции цены в рыночной экономике.

3. Каковы основные виды и структура цен?

4. На какой стадии производственного процесса формируется лимитная

 

5. Что представляет собой система франкирования цен?

6. Перечислите виды цены в зависимости от стадии ценообразования?

7. Какие виды цен формируются при участия государства в ценообразо-


вании?

8. Назовите виды цен в соответствии с их назначением?

9. Перечислите методы государственного регулирования цен.

10. В чем состоит ценовая политика предприятия?

11. Какие основные методы ценообразования существуют в условиях рыночной экономики?

12. Перечислите основные стратегии ценообразования.

13. В чем состоят особенности ценообразования на услуги?

 

ТЕСТЫ

8.1. При определении отпускной цены на продукцию учитываются сле- дующие основные элементы:

1) Затраты на рубль продукции;


Замула Л.Н. 59

2) Прибыль;

3) НДС

4) Рентабельность капитала;

5) Себестоимость продукции;

6) Стоимость производственных ресурсов;

7) Рентабельность продукции.

8.2. Затратный метод ценообразования — это:

1) способ включения в себестоимость процентов по долгосрочным кредитам;

2) метод, учитывающий фактические затраты предприятия на Производство и реализацию продукции;

3) метод ускорения оборачиваемости оборотных средств.

8.3. Розничная цена единицы продукции

1) Больше оптовой цены.

2) Меньше оптовой цены.

3) Равна оптовой цене.

4) Может быть любой.

8.4. В рыночной экономике цена товара, как правило, при выходе на но- вый рынок

1) Снижается.

2) Остается без изменений.

3) Увеличивается.

4) Устанавливается максимально возможной.

8.5. В рыночной экономике цена товара, как правило, при завоевании ли- дерства на рынке по показателям качества

1) Снижается.

2) Остается без изменений.

3) Увеличивается.

4) Устанавливается максимально возможной.

8.6. Эластичный спрос – это:

1) Спрос, который зависит от рекламы.

2) Спрос, который зависит от качества товара.

3) Спрос, который зависит от цены товара.

4) Спрос, который мало зависит от цены товара.

8.7. Неэластичный спрос – это:

1) Спрос, который зависит от рекламы.

2) Спрос, который зависит от качества товара.

3) Спрос, который зависит от цены товара.

4) Спрос, который мало зависит от цены товара.

8.8. Ценовой лидер на рынке - это фирма, которая

1) Имеет более 50 % объема продаж данного товара на рынке.

2) Имеет наибольший объем продаж данного товара на рынке.

3) Имеет наименьшую цену за единицу товара на рынке.

4) Имеет наибольшую цену за единицу товара на рынке.

8.9. Цена товара, устанавливаемая торговцами по методу ценового лиде- ра, обычно


60 Экономика и управление предприятием

1) Выше цены лидера.

2) Приближается к цене лидера.

3) Меньше цены лидера.

4) Зависит от объема продаж данного товара.

8.10. В структуру оптовой цены предприятия входят:

1) себестоимость, прибыль и валютный курс;

2) постоянные и переменные издержки, НДС;

3) прибыль и валютный курс;

4) себестоимость и прибыль.

8.11. В розничную цену продукции входят:

1) оптовая цена предприятия, издержки обращения, прибыль и НДС рознич- ных торговых организаций;

2) отчисления на социальные нужды, прибыль и НДС;

3) себестоимость и НДС.

8.12. Косвенные налоги, включаемые в цену:

1) повышают ее уровень;

2) понижают ее уровень;

3) оставляют его неизменным;

4) могут повышать и понижать ее уровень.

8.13. Полная себестоимость продукции — это затраты предприятия:

1) на производство и реализацию продукции;

2) управление производством;

3) основные и вспомогательные материалы;

4) топливо и энергию;

5) оплату труда работников.

8.14. Посредническая надбавка в цене товара определяется в процентах: к себестоимости товара;

1) отпускной цене;

2) от розничной цены;

3) суммы материальных затрат.

8.15. В точке безубыточности прибыль предприятия:

1) положительная;

2) отрицательная;

3) нулевая;

4) любая из перечисленных.

 

ЗАДАЧИ

8.1. Определить, каким образом увеличение постоянных расходов повли- яет на величину критического объема продукции.

Исходные данные. Предприятие производит изделие по цене 230 руб. за единицу. Удельные переменные расходы составляют 180 руб. Общая величина постоянных расходов — 550 000 руб. В результате роста арендной платы общие постоянные расходы увеличились на 8%.

8.2. Определить для случаев пессимистического и оптимистического раз-


Замула Л.Н. 61

вития рынка:

1) цену безубыточности;

2) целевую цену.

Исходные данные. Предприятие инвестировало в развитие производства своего товара А капитал в размере 240 тыс. руб. и ожидает получить в будущем году прибыль через цену в размере 10%. При этом переменные затраты на про- изводство данного вида товара на этом предприятии составляют 1050 руб., а по- стоянные — 90 тыс. руб. Анализ экономической конъюнктуры позволил сфор- мировать два сценария развития рынка и прогноза продаж товара А:

· пессимистический — продажи на уровне 90 тыс. шт.;

· оптимистический — на уровне 150 тыс. шт.

8.3. Определить продажную цену товара.

Исходные данные. Предприятие устанавливает цену на один из своих ви- дов продукции. Прогнозируемый годовой объем производства — 40 тыс. шт.

 

Таблица 38

Показатель На единицу продукции
руб. %
Цена копии    
Затраты на бумагу, красители, техническое обслуживание    
Прибыль    

Таблица 39

Показатель Вариант
         
Затраты на основные материалы, руб.          
Затраты на покупные полуфабрикаты, руб.          
Возвратные реализуемые отходы, руб.          
Трудоемкость изготовления изделия, нормо-часов          
Средняя тарифная ставка, соответствующая среднему разряду работ, руб. 18,0 09,5 17,5 18,4 18,8
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, %          
Цеховые расходы, %          
Общехозяйственные расходы, %          
Прочие производственные расходы на одно изделие, руб.          
Внепроизводственные расходы, %   1,5 1,0 2,5 1,5
Нормативная прибыль, %          
Наценка сбытовых организаций, %          
Накидка торговых организаций, %          

8.4. Рассчитать:

1) безубыточный объем продаж в натуральном и стоимостном выражении);

2) безубыточное изменение объема продаж при увеличении арендной платы за использование машин в 2 раза.

Исходные данные. Компания «ABC» ведет свой бизнес в сфере оказания услуг по копированию. Она установила 10 копировальных аппаратов, арендо- ванных у производителя, в библиотеках города. Помимо этого компания дол- жна оплачивать аренду за пользование помещением. Затраты компании в тече-


62 Экономика и управление предприятием

ние месяца составили:

· арендная плата за использование 10 машин — 16 млн. руб.;

· затраты на заработную плату управленческого персонала - 70 тыс. руб.;

· постоянные затраты — 10 тыс. руб.; итого: 16,08 млн. руб. Себестоимость и цена услуг представлены в таблице.

Таблица 40

Показатель На единицу продукции
руб. %
Цена копии    
Затраты на бумагу, красители, техническое обслуживание    
Прибыль    

8.5. Составить калькуляцию себестоимости одного изделия, определить его производственную цену.

Исходные данные. Затраты на материалы, покупные полуфабрикаты

4000 руб.

Транспортно-заготовительные расходы - 15% Нормы времени на изготовление изделия: сдельные работы - 4.5. нормо-часа повременные работы - 0.5 рабочего дня Средняя часовая тарифная ставка

на сдельных работах - 20,7 руб. Средняя дневная тарифная ставка на повременных работах -140,0 руб.

Доплаты за вредные условия труда, ночное время и т.п. -15%

Премии - 60%

Дополнительная заработная плата производственных рабочих - 20%

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования по годовой смете затрат - 1250 тыс.руб.

Годовой фонд заработной платы производственных рабочих по данным бухгалтерского учета - 300 тыс.руб. Общехозяйственные расходы - 50% Внепроизводственные расходы -1%

Норматив рентабельности изделия - 32%

Отчисления на социальные нужды принять по установленному нормативу.

Расчет оформить в виде таблицы.

8.6. Обосновать уровень лимитной цены на проектируемое изделие Б, ко- торое будет внедряться вместо изделия А.

Определить:

· нижний предел цены изделия Б;

· соотношение цен.

Сделать вывод о целесообразности выхода на рынок с новым изделием. Исходные данные. Оптовая цена изделия А - 80 тыс. руб., срок службы - 8 лет. Производительность нового изделия Б, по сравнению со старым, увеличивается


Замула Л.Н. 63

на 15%, срок службы возрастает до 12 лет. Себестоимость проектируемого из- делия Б составляет 63 тыс. руб., нормативная прибыль — 9,5 тыс. руб.

8.7. Цеховая себестоимость изделия — 42 500 руб., в том числе основная заработная плата производственных рабочих — 5300 руб.

Расходы по годовым сметам предприятия: общехозяйственные — 20,014

млн. руб.; внепроизводственные — 5,4 млн. руб.

Годовой фонд основной заработной платы производственных рабочих — 28,315 млн. руб.

Производственная себестоимость товарной продукции — 266,015 млн. руб. Нормативная прибыль на изделие — 32%.

Определить полную себестоимость и оптовую цену предприятия на изде- лие. Расчет оформить в виде таблицы.

8.8. Определить целесообразность продажи и производства товара. Уравнение переменных затрат имеет вид: VC = 300 х Q (руб.). По-

стоянные затраты FC = 300 х 103 (руб.). Инвестиции, необходимые для органи- зации производства товара составляют:

· в основной капитал — 350 тыс. руб./год;

· в оборотный — 150 тыс. руб./год.

Ставка налога на прибыль — 20%. Зависимость спроса от цены изменяет- ся по уравнению Q = 2000 - 1,4 х Р при изменении цены от 900 до 1300 руб. Нормативный коэффициент эффективности Ен = 0,2.

8.9. Найти величину безубыточной партии и минимальной рентабельной

партии продажи товара при различных вариантах цены. Уравнение переменных затрат имеет вид: VC = 55 х Q, Постоянные издержки, связанные с производ- ством товара, — 75 тыс. руб./год. Инвестиции в основной капитал, необходи- мый для организации производства товара, — 300 тыс. руб./год. Инвестиции в оборотный капитал, необходимый для организации производства товара, 400

тыс. руб./год. Ставка налога на прибыль — 20%. Цена единицы товара — от 90

до 110 руб. Желаемая норма чистой прибыли — 0,25.

8.10. Определить оптовую цену предприятия на изделие при исходных данных, представленных в таблице.

Таблица 41

Показатель Вариант
   
Вес заготовки, кг    
Цена заготовки, руб.    
Цена отходов, руб./т    
Вес изделия, кг   35,4
Основная заработная плата производственных рабочих, руб.    
Дополнительная заработная плата производственных рабочих, %    

64 Экономика и управление предприятием

Таблица 42

Отчисления на социальные нужды, % Принять по установленному нормативу
Расходы, %, в том числе:
Общепроизводственные    
Общехозяйственные -  
Внепроизводственные    
Нормативная прибыль, %    

8.11. Определить розничную цену изделия. Исходные данные пред- ставлены в таблице.

Таблица 43

Показатель Вариант
   
Производственная себестоимость, руб. 38,5  
Внепроизводственные расходы, %    
Нормативная прибыль, %    
НДС, %    
Наценка организаций, % в том числе: сбытовых торговых    

8.12. Предприятие производит 30 единиц продукции в месяц, при этом постоянные издержки составляют 4,5 тыс. руб., переменные — 400 руб. на одно изделие. Прибыли планируется получить 3 тыс. руб.

Определить на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли цену на товар, которую должно установить предприятие.

8.13. Определить оптовую цену машины, используя данные таблице.

 

Таблица 44

Показатель Вариант
   
Затраты на основные материалы, руб.    
Стоимость покупных полуфабрикатов, руб.    
Возвратные реализуемые отходы, руб.    
Трудоемкость изготовления машины, нормо-часов   -
Средний разряд работ   -
Часовая тарифная ставка 6-го разряда, руб.   -
Заработная плата на всех операциях по обработке изделия, руб. -  
Расходы, %: общепроизводственные общехозяйственные    
Годовая сумма внепроизводственных расходов, тыс. руб. 14,5  
Объем реализации за год, шт.    
Нормативная прибыль, %    

Дополнительная заработная плата на предприятии — 15%, отчисления на социальные нужды — по установленному нормативу.

8.14. Используя исходные данные, представленные в таблице, опреде-

лить:


Замула Л.Н. 65

· точку безубыточности (сбалансированного равновесия);

· объем производства для обеспечения целевой прибыли при сложившемся уровне цены.

Таблица 45

Показатель Вариант
         
Продажная цена, руб.          
Переменные издержки в расчете на единицу изделия, руб.          
Постоянные издержки в пределах предполагае- мого спроса, тыс. руб.          
Целевая прибыль, тыс. руб.          

8.15. Установить цену на изделие с учетом спроса на него при следующих исходных данных.

Средние переменные текущие издержки, связанные с производством то- вара 30 руб./ щт.

Постоянные текущие издержки, связанные с производством товара

2000 руб./год

Определить лимитную цену нового изделия, используя исходные данные, приведенные в таблице.

Таблица 46

Показатель Вариант
         
Цена базового изделия, тыс. руб.          
Коэффициент технической прогрессивности 1,15 1,1 1,01 1,08 1,11
Срок службы изделия, лет:          
базового
нового          
Нормативный коэффициент экономической эффек- тивности 0,15 0,20 0,25 0,20 0,15
Годовые эксплуатационные издержки потребителя          
изделия, тыс. руб.:
базового
нового          

8.16. Определить производственную цену изделия и точку сбалансиро- ванного равновесия. Исходные данные представлены в таблице.

Таблица 47

Показатель Вариант
         
Стоимость, руб.:          
основных материалов
комплектующих изделий          
Возвратные отходы, руб.          
Трудоемкость изготовления изделия, нормо-часов          
Средняя часовая тарифная ставка, руб. 15,0 18,0 22,0 17,0 16,0
Дополнительная заработная плата, %          

66 Экономика и управление предприятием

Таблица 48

Показатель Вариант
         
Отчисления на социальные нужды, % Принять по установленному нормативу
Расходы, %          
по содержанию и эксплуатации
оборудования          
цеховые          
общехозяйственные          
внепроизводственные 1,2 1,5 1,3 1,2 1,5
Транспортно-заготовительные расходы, %          
Постоянные расходы на весь выпуск, тыс. руб.          
Нормативная прибыль, %          

8.17. Используя исходные данные таблицы, установить уровень продаж- ной цены единицы изделия, обеспечивающий целевую прибыль и выручку от реализации годового объема производства.

Таблица 49

Показатель Вариант
         
Объем производства, руб.          
Переменные издержки на единицу изделия, руб.          
Постоянные издержки в расчете на весь объем про- изводства, тыс. руб.          
Целевая прибыль, тыс. руб.          

8.18. Определить рентабельную партию изделий при следующих ис- ходных данных:

Текущие издержки, связанные с производством товара:

· средние переменные - 50 руб./шт.

· постоянные - 70000 руб./год

Вложения в капитал, необходимые для организации производства товара:

· В основной -120 000 руб./год

· В оборотный - 80 000 руб./год

· Ставка налога на прибыль - 20%

· Желаемая норма чистой прибыли - 0,23 руб./год/руб.

· Цена на изделие - 60 руб.

8.19. Заполнить пустые ячейки в таблице, используя приведенные в ней исходные данные. Изделие А изготовляется в трех цехах предприятия. Допол- нительную заработную плату принять в размере 20%.


Замула Л.Н. 67

Таблица 50

Показатель Условно-оптовая цена в цехе
Цех №1 Цех №2 Цех №3
Сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, руб.      
Заработная плата, руб.: основная дополнительная      
Отчисления на социальные нужды По нормативу
Расходы, %:      
на содержание и эксплуатацию
оборудования      
цеховые      
общехозяйственные  
внепроизводственные 1,5
Полная себестоимость, руб.      
Прибыль, %      
Оптовая цена предприятия, руб.      

8.20. Средние переменные издержки, связанные с производством товара,

— 270 руб./шт.; постоянные — 250 тыс. руб./год. Для организации производ- ства товара необходимые инвестиции в основной — 400 тыс. руб./год; оборот- ный — 350 тыс. руб./год. Ставка налога на прибыль — 20%.

При цене изделия 1500 руб. годовой объем спроса составляет 500 шт.; при цене 1300 руб. - 650 шт.; 1100 руб. - 710.; 900 руб. -770 шт.

Определить целесообразность продажи и производства товара.

8.21. Определить розничную цену изделия и цену потребления, используя исходные данные таблицы.

Таблица 51

Показатель Вариант
         
Трудоемкость изготовления изделия, нормо-часов          
Средняя часовая тарифная ставка в расчете на сред- ний разряд работ, руб.          
Общие расходы по содержанию и эксплуатации обо- рудования по предприятию за год, тыс. руб.          
Общий фонд заработной платы производственных рабочих по предприятию за год, тыс. руб.          
Удельный вес расходов по содержанию и эксплуата- ции оборудования в полной себестоимости изделия, % 4,9 4,7 4,5 4,8 4,9
Нормативная прибыль, %          
Наценка организаций, %          
сбытовых
торговых          
Стоимость доставки и монтажа изделия, % от рознич- ной цены          
Нормативный срок службы изделия, лет          
Годовые эксплуатационные издержки потребителя, руб.          

Дополнительная заработная плата на предприятии — 15%, отчисления на социальные нужды — по установленному нормативу.


68 Экономика и управление предприятием

8.22. На заводе изготавливаются подшипниковые щиты. На одну деталь расходуется 55 кг чугуна по 150 руб.

Отходы составляют 15% и реализуются по 10 руб./т.

Подшипниковые щиты проходят обработку в двух цехах: литейном и ме- ханическом.

Основная заработная плата:

· в литейном цехе равна 28 тыс. руб.,

· в механическом — 23 тыс. руб. Цеховые расходы:

· в литейном цехе составляют 250%,

· в механическом — 180%. Общехозяйственные расходы — 80%. Внепроизводственные — 2%. Планируемый размер прибыли — 5%.

Определить оптовую цену одного подшипникового щита.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: