Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.
Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
· Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
· Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
· При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
· Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
· Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
· Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые игры
ЗАЙЦЫ
Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: «Вон человек с ружьём» Двое закричали: «Давайте убежим!», Двое прошептали «Давайте помолчим!», Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!» А двое вдруг спросили: | Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. |
"Вдруг выстрелит он - «Бах»?" «Бах» - выстрелил охотник, Нажав ружья курок, | Хлопаем в ладоши. |
И десять серых зайцев Пустились наутёк. | Бежим пальчиками по столу или коленям. |
ЖУЧОК
Этот маленький жучок по земле* гуляет, Листик сладенький найдёт | Перебирать пальцами по ступням |
И его кусает. | Щипать ступни |
Чтоб ещё листочек съесть, Хочет он повыше влезть. | Перебирают пальчиками по ногам (со ступней до коленей) |
Этот маленький жучок по траве* гуляет... | Перебирать пальцами по коленям |
Этот маленький жучок по кустам* гуляет... | Перебирать пальцами по животу |
Этот маленький жучок Выше залезает, | Перебирают пальцами по груди |
Вот он ямочку нашёл, | "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи |
Лёг и отдыхает. | Пальчики сжимаются в кулаки |
Он не будет вас кусать, Хочет он чуть-чуть поспать. | Опускаем голову вниз, глаза закрываем |
ШАРИК
В процессе игры поочерёдно используются обе руки. Сначала "шарик" правая рука, затем - левая. |
Вот шарик маленький смешной, Он хочет поиграть с тобой. | Кончики пальцев соединить (шарик). "Показывают" шарик (вращательные движения кистью). |
Он вверх летел, он вниз летел И на твою макушку сел.* | Движения в соответствии с текстом |
...И на твой носик шарик сел... На твой животик шарик сел Он надоел, и вот смотри: | |
Игла явилась раз, два, три. | Вытянуть указательный палец другой руки |
И вот один короткий взмах, | Кольнуть «шарик» |
Игла кольнула, шарик - бах! | Хлопнуть в ладоши |
ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ
Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять. |
Двое толстых поросят За воротами стоят. Поросята эти ждут, Что им кушать принесут. | Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста. |
Двое толстых поросят Снизу в щёлочки глядят, | Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. |
Бегают туда - сюда: "Где же вкусная еда?" | Поднять большие пальцы, качать ими. |
Двое толстых поросят В дверь копытцами стучат, | Стучать большими пальцами по ладошкам. |
Вдруг открылась эта дверь: | Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола. |
"Можно выбежать теперь!" | Большие пальцы стучат по столу. |
Двое толстых поросят Громко, радостно визжат: | Вращать большими пальцами |
"Вот корыто, да, да, да, А в нём вкусная еда!" | Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри"корыта", гладить ладони. |