Парные и непарные согласные по звонкости / глухости




Предисловие

Настоящее пособие рассчитано на учащихся средней школы, учителей русского языка, а также может быть использовано в качестве справочного пособия для тех, кто готовится к единому национальному тестированию. Практика показывает, что не у всех учащихся есть возможность собрать все учебники для подготовки к ЕНТ.

Предлагаемая работа представляет собой пособие, которое поможет учащимся систематизировать знания в области русского языка.

Учителя могут использовать таблицы, схемы на уроках.

В этом пособии кратко даются необходимые сведения из грамматики русского языка (по разделам «Фонетика», «Словообразование», «Морфология»), в таблицах, схемах приводятся орфографические правила, предусмотренные программой для среднеобразовательной школы и учебниками, применяемыми в настоящее время. Для отработки навыков грамотного письма по наиболее трудным орфограммам разработаны алгоритмы выбора правописания. Это должно облегчить повторение необходимого материала по грамматике, орфографии, пунктуации, помочь найти нужный ответ на вопрос, возникающие в практической работе и разрешить те или иные сомнения в случае колебаний при письме.

С целью создания наибольшей доступности и удобства пользования в пособии широко применяется система графического выделения явлений, на которые надо обратить особое внимание (путем подчеркивания, выделения шрифтами и т.д.)

В конце справочного пособия даны обобщающие таблицы по наиболее трудным орфограммам и пунктуациям, а также образцы всех разборов, используемых на уроках русского языка в современной школе.

При подготовке этого пособия при изложении теоретического материала автор во многом опирался на следующую литературу:

 

Использованная литература

1. В.М. Первова «Задания по русскому языку для учащихся–заочников 9-11 классов», Москва, «Просвещение», 1998 г.

2. «Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык, 9-11 классы», Москва, «АСТ – Пресс», 1999 г.

3. П.Г. Суханов «Справочник по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1975 г.

4. Ж-лы «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», 1989 - 1990 г.

5. «Первое сентября»(приложение «Русский язык»)1998 г.

6. Д.Э. Розенталь «Практическое пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы», Москва, «Просвещение», 1990 г.

7. Учебники по русскому языку в 5-9 классах

 

 

§ 1. РАЗДЕЛЫНАУКИ О ЯЗЫКЕ

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки языка, ударение, слоги.

Графика – это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передается на письме.

Орфография – это система правил правописания слов.

Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. В орфоэпии изучаются правила постановки ударения.

Лексика – это совокупность всех слов языка.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав слова.

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые словосочетания слов.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

Пунктуация – это 1) система знаков препинания;

2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их

употребления на письме.

§2 ФОНЕТИКА И ГРАФИКА

Звуки → слышим и произносим

Буквы → читаем и пишем

Звуки речи (42)

 
 

 


Гласные (6) Согласные (36)

 

 

Ударные безударные звонкие глухие

твердые мягкие

 

 

§3 ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

[a], [и], [о], [у], [ы], [э].

§4 СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Парные и непарные согласные по звонкости / глухости

Парные согласные Непарные согласные
Звонкие Глухие Только звонкие Только глухие
[б], [б’] [в], [в’] [г], [г’] [д], [д’] [ж] [з], [з’] [п], [п’] [ф], [ф’] [к], [к’] [т], [т’] [ш] [с], [с’] [й], [л], [л’] [м], [м’], [н] [н’], [р], [р’], [х], [х’] [ц], [ч’] [щ’]  

Парные и непарные согласные по твердости / мягкости

Парные согласные по твердости /мягкости Непарные согласные по твердости / мягкости
Звонкие мягкие твердые мягкие Только твёрдые Только мягкие
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’]   [ж], [ш], [ц]   [й,], [ч’], [щ’]  

§5

 


? Определите количество звуков и букв в слогах

 

Письмо, возьмём, восьмой, баян, юг, еда, вьюга, клюв, боец, прием, отъезд.

 

§6 ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ МЯГКОГО ЗНАКА.

 
 


Ь (пишется) Ь (не пишется)

1) в конце слова ЧК

конь, сеть ЧН

 

2) после [л’] ЧТ

болельщик ЩН

сельский НЧ

 

3) после мягкого согласного НЩ

перед [ш] РЩ

тоньше ночка

меньше ночной

 

4) перед буквами «к», «б», мощный

«м», «г» нянчить

косьба банщик

горький сварщик

письмо лучше

деньги прочти

 

? Объясни орфограмму

скорос(?)ть, гвоз(?)дь, лен(?)тяй, молот(?)ба, сел(?)дь, жен(?)щина, умен(?)шить, поч(?)ти, точ(?)ка.

 

§7 ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯщих

ЖИ – ШИ чи жи, ер ши

ЧУ – ЩУ ска чу, сви щу

ЧА – ЩА ча йка, ро ща

§8 АЛФАВИТ – совокупность букв, расположенных в определенной последовательности.

(33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, ь, ъ)

Русский алфавит и названия букв А Б В Г Д Е Ё Ж З И а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и   Й К Л М Н О П Р С Т й ка эль эм эн о пэ эр эс тэ   У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ у эф ха цэ че ша ща твердый знак ЫЬ Э Ю Я Ымягкий знак э ю я

 

 


§9 ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

Лексика – словарный состав языка.

Лексикон – запас слов.

Лексикология – раздел языкознания.

 

Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение (айсберг – ледяная гора).

Многозначные слова – слова, имеющие два или несколько лексических значений (квартал – 1. часть города, ограниченная пересекающимися улицами. 2. четвертая часть года)

Прямое и переносное значение слов

(золотое кольцо, золотые руки; горячий кофе, горячий спор)

 

 

Метафора – сходство. (В саду горит костер рябины красной)

Фразеологизмы – устойчивые словосочетания (в час по чайной ложке, белыми нитками шито)

§10 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ

 
 
Способы образования слов

 

 


Морфологический способ

 

Приставочный (неправда ← правда

беспорядок ← порядок)

Суффиксальный (футболист ← футбол

 

сборщик ← сбор)

приставочно-суффиксальный (собеседник ← беседа

 

разработка ← работа)

 

бессуффиксный (бег ← бегать

высь ← высокий)

 

сложение

– основ с соединительными гласными (

 

лед о кол ← лед, колоть, стал е вар ← сталь, варит)

 

– сокращение основ (старпом ← страший помощ ник)

– части основы с целым словом (турпоход ←туристический поход)

 

– целых слов (диван – кровать, плащ – палатка)

– начальных букв (Республика Казахстан → РК [эрка])

– начальных звуков (высшее учебное заведение → ВУЗ [вус])

 

 

неморфологический способ – переход слов одной части речи в другую

 

Из какой части речи В какую часть речи Примеры
Прилагательное Существительное Рядовой боец Явился рядовой из другой части
Числительное Прилагательное Первый год учебы Чернов – первый (лучший) ученик
Причастие Прилагательное Подтянутые резервы Подтянутый вид
Деепричастие Наречие Лежа на песке, загорал Читать лежа вредно
Существительное Наречие Медленным шагом Ехали шагом

 

Наречие Предлог Командир шел впереди Впереди колонны шел знаменосец
Деепричастие Предлог Он писал ему часто, благодаря друг друга за поддержку Благодаря помощи сев не был сорван
Местоимение Союз Что он сказал? Он сказал, что завтра занят
Числительное Частица Петр возвратился один Один Чичиков не навестил больного учителя (только Чичиков)

 

§11 ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Наслаждение (сладкий)

 

Залезать (залезть)

 

Зализать (залижет)

 

? Вставить пропущенные буквы, объясните написание слов:

 

разв…вается флаг, разв…вается ребенок, оч…рстветь, похва…лить, оч..рование, б…тон, б…чевка, в…негрет, вест…бюль, нав…вать скуку, скр…пя сердце.

 

 

§12 ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

 

пол ож ить

 

(перед Ж) - лож - предл ож ение

 

изл ож ение

 

пол аг ать

(перед Г) - лаг -

прил аг ательное

 

Алгоритм

выделить корень в слове

 
 


проверить, на что оканчивается корень

 

на Ж на Г

 

напиши О напиши А

 

? Вставь пропущенные буквы. Докажи правильность написания с помощью алгоритма.

 

Отл…жить газету, предл…гать чай, уютно распол…житься, ул…жить, сл…гаемое, предпол…жение, сл…жение.

 

§13

 

 
 

 


 

 

воз раст

 

р а с т ить

 

прир ащ ение

 

зар о сли

 

выр о с

 

 

? Вставить пропущенные буквы

 

Дор…сти, зар…сли, возр…ст, р…стения, р….сток, выр…щенный сад, выр…сли;

Ск…ковая лошадь, проск…чить поворот, на всем ск…ку, выск…чить из-за угла, заск…чить на минуту, ск…чу на лошади.

^
(перед –сн–)
(перед –а–)
§14

 

 

 

^

 

 

Алгоритм

? Вставить пропущенные буквы

 

Прик…саться, к…сательная, к…снуться, прик…сновение, к…снется.

 

§15 ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

- гар- – - гор - – - зар- – - зор - – - клан- – - клон - –

- твар- – - твор - – - плав- – - плов -

 

под ударением без ударения
- гар- заг а р, огар о к - гор - заг о рел, г о релый исключения: изгарь, пригарь, выгарки
- зар- - зор – з а рево з о рька - зар- з а рница, оз а рение
- клан- – - клон - кл а няться покл о н   - клон – накл о няться скл о нение
- твар- – - твор - тв а рь тв о рчество - твор - тв о рить
- плав- - плов- пл а вать - плав- пл а вник искл. пл о вец, пл о вчиха

 

Алгоритм

 

 

§16 И-Е в корнях с чередованием
Соб и р а ть - бир - Отд и р а ть - дир(а)- Зам и р а ть - мир - Обт и р а ть - тир(а) - Зап и р а ть - пир(а) - Выж и г а ть - жиг(а) - Расст и л а ть - стил(а) - Бл и ст а ть - стил(а) - Выч и т а ть - чит(а) - -бер- соб е рет -дер- обд е рет -мер- зам е реть -тер- обт е реть -пер- зап е реть -жег- выж е г -стел- расст е лить -блест- бл е стеть -чет- выч е т   Но: соч е т а ть соч е т а ние

Алгоритм

 

О-А в безударных корнях - мок- – - моч – - мак - – - равн - - ровн-

§17

 

корень значение
- мок- (-моч-) - «пропускать жидкость» пром о каемый вым о кнуть
- мак- - «погружать в жидкость» мак а ть сухарь в чай
- равн - - «равный, наравне, одинаковый» ур а внение
- ровн - - «прямой, гладкий, ровный» зар о внять Исключения: р а внина, р о весник, пор о вну, ур о вень, р а вняйсь.

 

Алгоритм

 

 

§18

 

 

О-Е (Ё) в корнях после шипящих

 

 

Ё ш ё л – выш е л

(под ударением) зач е т – выч е т

ш е пот – ш е птать

 

О ж о кей, ж о нглер, ш о колад

(без ударения) ш о ссе, ш о фер, Ш о тландия

Исключения: крыж о вник, изж о га, ш о рох, трущ о ба, трещ о тка, ш о в, ш о мпол, заж о р
в заимств. словах

 

 

Правописание звонких и глухих согласных в корне

§19

 

Ду б – ду бы, рука в – рука ва, ше ф ствовать – ше фы

 

Алгоритм

Правописание непроизносимых согласных в корне

 

§20

 

Радос т ный (радос т ь), сер д це (сер де чный)

 

 


 

 

Алгоритм

 


Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм.

Ус…ный ответ, ужас…ный случай, шес…надцать километров, учас…вовать в олимпиаде, трос…никовые плантации, неснос…ный характер, пос…ный борщ, че...ствовать чемпиона, громоз…кий шкаф, загадачно безмол…ствовать, плес…нуть водой.

Задание 2. Определите, одну или две буквы нужно писать на месте пропусков

Счас…ливая дочь - в отца, а сын – в мать. При со…нце тепло, а при матери добро. Слово не стрела, а к сер…цу льнёт. Поднимаешься по лес…нице – смотри вверх, а не под ноги. Лучше поз…но, чем никогда. Если бы знал, где упасть, так соломки бы подос…лал. Из кос…лявой рыбки уха сладка.


Буквы И-Ыпосле Ц

§21

 

 
 

 

 


Алгоритм

?Акац..я,ц..клон,ц..тата, ц..стерна, ц..ганский, акц..я, зайц.., революц..я, лекц..я.

 

 

Гласные и согласные в приставках
§22

 

о - окатить

до - доехать

по - посоветовать

про - проехать

об - обновить

от - отремонтировать

под - подъехать

за - занос

на - наклон

над - надпись

пред - предписание

пере - перенос

в - вбежать

с - сдвигать

 

 

Приставки на …з, …с

 

§23

 

 

… з- (перед гласными и звонкими согласными) … с- (перед глухими согласными)
Бездомный Возглавить Изгнать Бесконечный Воспеть Истратить

 

Алгоритм

 

Правописание гласных в приставках раз- (рас-), роз- (рос-)

§24

 

 

 
 

 

 


Алгоритм


Задание1. Вставьте пропущенные буквы, доказывая правильность выбора с помощью алгоритма.

 

Р…считывать силы, р…спороть пальто, р…звеять сомнения, р…зыскная собака, р…зорить гнездо, р…сыпь камней, точный р…счет, р…сширить помещение, р…сшить шелком, р…списывать стены, р…стереть в порошок, р…злив реки.

Задание 2. Заполните пропуски в словах

 

 

Р…сцветать. Р…скалять. Р…збитый, Р…звес. Р…звальни. Р…судить.

Р…збудить. Р…зглаженный. Р…збойник. Р…скиснуть. Р…збежаться. Р…зыск.

 

 


Гласные Ыи И после приставок

§25

 

Ы И
После приставок, оканчивающихся на согласную Сыграть← и грать Под ы скать← и скать 1. После приставок меж- сверх- меж и нститутский сверх и зысканной 2. После иноязычных приставок и частиц контр- транс- дез- пан- контр и гра дез и нформация

 

Запомни!

Вз и рать из ы мать

Отн и мать под ы мать

Подн и мать от ы мать

Сн и мать

 

Алгоритм


? Задание 1. Вставьте пропущенные буквы используя предложенный алгоритм. Назовите иноязычные приставки.

От…скивать вещь, меж…институтские соревнования, получить вз…скание, организовать конт…гру, сверх…зысканный наряд, небез…звестный актёр, под…тожить дискуссию, без…мянный палец, супер…нтересная новость.

Задание 2. С помощью алгоритма объясните правописание данных слов.

Пред…сторический период. Возбудить контр…ск. Меж…здательский договор. Из…мать остатки. Без…сходная перспектива. Дез…информация противника.

Пред…дущий параграф. От…грать гол. Учиться с…змальства. Сверх..ндустриализация района. Вз…мать пошлину. Организовать роз…ск.


Правописание гласных в приставках пре-, при-

§26

Пре- При-
в значении «очень», «весьма» «через», «по-иному» (близка к пере-) в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведение до конца сопутствующего действия
Пр е большой (очень) Пр е ступать (пере-) Пр е ображать Пр и морской Пр и клеить Пр и сесть Пр и думать
Запомни! Пребывать (находиться), превзойти, преграда, предание, преемник, президент, презирать, прекословить, прельстить, прелюдия, препираться, преподнести, препятствие, преставиться, претворять, претензия. Прибаутка, прибывать (приезжать), приведение, привилегия, призвание, примечание, прилежание, присмиреть, присутствие, примитивный, принцесса, приоритет, приохотить, притон, приурочить, причудливый.

 

Алгоритм

Правописание приставок пре-, при-

 

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

 

 

§27

 

 

Алгоритм

 

 

§28 МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

 

Самостоятельные части речи
+ лексическое значение –

 
 
Служебные части речи


+ вопрос –

 

+ член предложение –

 

Имя существительное как часть речи

 

 

§29

 

 

Непостоянные признаки

1) падеж 2) число (ед. или мн.)
→ Именительный кто? что? → Родительный (нет) кого? чего? → Дательный(дать) кому? чему? → Винительный(винить) кого? что? → Творительный(творить с) кем? чем? → Предложный (говорить с) (о) ком? чем? Некоторые с. употреблением только в ед.ч. во мн.ч. бензин дрожжи зелень ворота листва сутки

Падежи окончания имен существительных в единственном числе

§30

 

 

Падежи Склонение       Разносклоняемые (на –ия + путь)
  I II III на -ия -ий -ие  
Им.п. -а(я) -о, -е        
Род.п. ы(и) -а(-я)
Дат.п. е -у(ю)
Вин.п. у(ю) -о(-е)  
Тв.п. ой(ей) ом(ем) -ью -ей -ем -ем -ем(-ём)
П.п. е е

 

Буквы Е-И в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

 

  I II III -ий- -ия- -ие- на –мя
Р. и - и - и - и
Д. е - и - и - и
П. е е и и и и и

Алгоритм

 

 

Окончания имен существительных в именительных падеже
§31

 

Заборищ
(ср.род), силищ
(муж.род), бревнищ

 

 

Правописание собственных существительных в творительном падеже

§32

 

 

 

 

Буква Ь после шипящих в именах существительных

§34

 

 

 

 

Суффиксы существительных
§35

 

 

 

 

 

- ЕЦ - - ИЦ -
Сущ.муж.р. - ец - Сущ. жен.р - иц - Сущ. ср. рода - ец - - иц -
Морозец – морозца Книжица – книжицы Ударение падает на окончание Ударение предшествует суффиксу
Письмецо' Креслице

 

 

НЕ с сущестивтельными
§36

 

 

§37 ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

слитноенаписание

 

1. сложные слова с элементами:

АВТО- РАДИО- БИО-

АВИА- ФОТО- ЗОО-

АЭРО- МЕТЕО- АГРО-

ВЕЛО- СТЕРЕО- НЕО-

МОНО- ЭЛЕКТРО- МИКРО-

КИНО ГИДРО- МАКРО-

2. сложносокращенные слова с первой основой на –и:

горицвет, сорвиголова, (искл.: перекати-поле)

 

 

ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ

1. сложные названия, термины, географические названия

динамо-машина, премьер-министр.

2. составные названия политических партий и направлений анархо-синдикализм

3. сложные единицы измерения

тонно-километр (иск.: трудодень, трудочас)

4. с элементами:

вице, штаб, экс-

5. пол -

5.1. «л» - (по л -листа)

5.2. гласная (пол-арбуза)

5.3. заглавная буква (пол- К останая)

 

 

Прилагательное как часть речи

§38

 

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (П.)

Обозначает признаки предметов (какой? чей?)

Постоянный признак (разряд)

Качественные Относительные Притяжательные
ПРИЗНАК принадлежность чего-либо лицу или животному
может быть не может быть
в большей или меньшей степени
большой, белый, круглый, веселый каменный, городской, январский, стиральный дядин (дом), медвежья (берлога)
Алгоритм рассуждения 1)         Переход из одного разряда в другой
относит.→ качеств.   каменное (неподвижное) лицо
притяж. → относит. притяж. → качеств медвежья шуба (из) медвежья (неуклюжая) походка
2)   Качеств.→ относит. Легкая промышленность

 

НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

Только качественные П. имеют

1) степени сравнения

 

Сравнительная Превосходная
простая составная простая составная
острее (-ей) моложе дольше повыше более острый менее высокий кратчайший храбрейший наивысший самый крепкий наиболее храбрый наименее храбрый выше всех

 

2) полную и краткую форму:

Полная Какой? изм. по ч.,р. пад Ситн. роль: чаще определение Умный (-ая, -ое, -ые)
Краткая Каков? изм. по ч.,р. Чаще: сказуемое Умен, умна (-о, -ы)

 

Для всех разрядов

 

 

Разряды прилагательных Что обозначают примеры
качественные Признак (качество) предмета, который бывает в большей или меньшей степени круглый, огромный, красный, прочный, вкусный, тяжелый
относительные Признак, выражающий отношение предмета к чему-либо (ко времени, к месту, к материалу) утренняя (заря), приморский (край), деревянный (дом)  
Притяжательные Принадлежность предмета какому-либо лицу или животному отцов (костюм), лисий (хвост)

 

 

Степени сравнения имен прилагательных
§40

 

 

Степени сравнения Форма степеней сравнения Как образуется Примеры
Сравнительная Простая С помощью суффиксов –ее (-ей), -е –ше Смел ый → смел ее Строг ий → строж е Дал екий→ даль ше
Составная С помощью слов более, менее Смелый→ более смелый менее смелый
Превосходная Простая С помощью суффикса –ейш- (-айш-) Труд ный→ труд нейший Велик ий→ велич айший
составная С помощью слов самый, наиболее, наименее Сложный→ самый сложный, наиболее ложный, наименее сложный
С помощью слов всего, всех и сравнительной степени прилагательного Сложный→ сложнее всего, сложнее всех

Окончания имен прилагательных

§41

ЗАПОМНИТЕ 1. число, род, падеж имен прилагательных зависит от имени существительного, к которому оно относится: красное платье, красные платья, с красными платьями. 2. безударные окончания прилагательных проверяют по вопросу: в осенн юю (как ую?) пору, с лучш им (как им?) другом.

ЗАПОМНИ!

  1. в прилагательных на –ий, -ья, -ье, -ьи во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч., м.р., перед окончанием пишется Ь.
  2. в прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется; апрель - апрельский, сентябрь – сентябрьский.

(исключение: январский)

 

Правописание суффиксов прилагательных

§42

 

- ив -, - ев -

под ударением → – ив – (ленивый, правдивый)

без ударения→ – ев – (соевый, краевой)

(искл. милост и вый, юрод и вый)

- ОНЬК -, - ЕНЬК –

- ОНЬК - после г, к, х, (легонький, сухонький)

 

- ЕНЬК - в остальных случаях (зелененький, тепленький)

 

 

- Н -, -НН- в суффиксах прилагательных

§43

 

 

- Н - - НН -
1. прилагательные, не образованные от других частей речи.   ю н ый, си н ий 1. прилагательное, образованное от существительного с основой на -н- с помощью -н- лимо нн ый← лимон
2. прилагательные с -ан-, -ян-, -ин- кож ан ый, глин ян ый, кур ин ый искл.: стеклянный, деревянный, оловянный 2. прилагательные с -енн-, -онн- клюкв енн ый, станци онн ый
3. прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -н-, -ен- и не имеющие зависимых слов. Груженые вагоны, вязаная кофта, жареные караси.   Исключения: желанный негаданный священный негаданный неслыханный 3. при наличии приставки   подветренный, безветренный   4. при наличии суффикса –ова- асфальтированный  

 

В кратких прилагательных -н-, -нн- пишутся в соответствии с полной формой.

Травы зелены (зеленый). Дорога длинна (длинный)

 

 

1. качество с дополнительным оттенком (кисло-сладкий) 2. оттенки цвета (бледно-розовый) 3. однородные прилагательные (=и, но, не только), (русско-казахский)   4. первая часть оканчивается на –ико (физико-математический)

 

 

Имя числительное как часть речи
§46

 

обозначает число, количество, порядок предметов при счете (Сколько? Какой? Который?)

 

Постоянные признаки

Разряды имен числительных по значению, группы по составу

 

Разряды по значению Группы по составу (по количеству слов)
Простые Составные
Количественные
Целые числа
(обозначают

Дробные
количество

или число и

собирательные
отвечают на

вопрос сколько?)

  пять, пятнадцать   - пятеро   двадцать пять   две пятых -
Порядковые (обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?, который?) Пятый Пятнадцатый Сороковой Двадцать пятый Сто пятый Двести пятый

 

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

1) ПАДЕЖ

 

2)

ЕСЛИ ЕСТЬ
ЧИСЛО

 

3) РОД

 

 

§47 СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

 

Склонение числительных от 5 до 20 и 30

 

И., В., Р., Д., П., Т. пять пят и пят ью двадцать двадцат и двадцат ью тридцать тридцат и тридцат ью

 

Склонение числительных 40, 90, 100

И., В., Р.,Д., Т., П. сорок сорок а девяносто девяност а сто ст а

 

 

И.В. Полтора километра, полто


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: