СПП с придаточными обстоятельственными




СПП с придаточными образа действий и степени

 
 

 


[гл. ± указ.слово], (как, сколько, настолько, что, чтобы, будто, словно)

 

 
 


[Больной вел себя так], (как советовал).

 

 
 


[указ.слово. ± прилаг.нареч.], (как,сколько,настолько,что,чтобы, будто, словно)

 

 
 


[Она исчезла так быстро], (что Филипп не успел повернуть голову).

 

 

СПП с придаточным места

 
 

 


[±указ.слово.], (где, куда, откуда)

 

[Иди], (куда влечет тебя свободный ум).

 

[Там], (где глаз не мог отличить поле от неба), ярко мерцал огонек.

 

СПП с придаточными времени

 
 

 


[±указ.слово.], (когда, пока, едва, как только, с тех пор, до тех пор, пока)

 

 
 


Пока не взошло солнце, [дышать было легко].

 

 
 


[Очнулся он], (когда солнце стояло уже высоко).

 

СПП с придаточным условия

 
 


[±указ.слово.], (если, когда, раз)

 

 
 


Если исчезнет воображение, [то человек перестает быть человеком].

 

 
 


[Любое дело можно загубить], (если делать его равнодушным руками).

 

СПП с придаточными причины

 
 

 


[±указ.слово.], (потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо

вследствие того что…)

 

 
 


[Лес стоял тихий и молчаливый], (потому что главные певцы улетели).

СПП с придаточными цели

 
 

 


[±указ.слово.], (чтобы, для того чтобы)

 

 
 


[Все молчали], (чтобы расслышать шорох цветов).

 

 
 


(Чтобы волосы не падали на лоб), [Никита подвязал их веткой березы].

 

 

СПП с придаточными цели

 
 


[±указ.слово.], (как, чем, чем-тем, словно, будто, точно)

 

 
 


[Мы так спешили], как будто за нами кто-то гнался.

 

СПП с придаточными уступки

 
 


[ ], (хотя, несмотря на то что, пускай, как ни)

 

 
 


[Ночь была тиха и светла], хотя луны не было.

 

 
 


Пускай тебе взгрустнется даже, [ты головы не опускай].

 

СПП с придаточными следствия

 

[ ], (так что)

 

[Дождь лил как из ведра], так что на крыльцо нельзя было выйти.

 

СПП с придаточными присоединительными

(содержат дополнительные сведения или добавочные замечания)

 

[Он вежливо поклонился Чичикову], на что последний ответил тем же.

 

§121 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

1. Придаточное предложение отделяется запятой.

 

[Мы тронулись], (когда взошло солнце).

 

2. При использовании составных союзов: потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как.

 

[Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть все).

 

 

3. Запятая не ставится:

а) отрицание + союз

 

Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

 

б) Прид.предл. = одно союзное слово

 

Он обещал вернуться, но не сказал когда.

 

в) Перед подчинительным союзом слова: в частности, то есть, а именно, особенно.

 

Он подобрел, особенно_когда узнал о случившимся.

 

122 СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

 

Последовательное подчинение [ ], →(), → (), → () I ст II ст III ст [Мы были на каникулах], (когда
 
 


пришло известие), (чтобы мы все приезжали).

       
   


[ ], (когда…сущ), (чтобы…)

Параллельное подчинение (),← [ ], → () (Если завтра увидите его), [то
 
 


попросите его], (чтобы

он ко мне заехал на минутку).


(если), [то+гл. ], (чтобы…)

Однородное подчинение [ ], (), (), () [Мересьев увидел], (как   вздрогнул Гвоздев), (как резко он   повернулся), (как сверкнули из-под бинтов глаза). [гл.], (как), (как), (как)

§123 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

 

Запятая ставится Запятая не ставится
1. если дальше не следует вторая часть сложного союза   [ ], (что, (если…), …) [ ], (что, (хотя…), …) [ ], (что, (когда…), …)   Она решила, что, если к утру не спадет температура, вызовет врача на дом.   Возможна перестановка придаточного 1. если дальше следует вторая часть сложного союза – то, так, но
 
 


[ ], (что (если…), …), (то …)

[ ], (что (хотя…), …), (но …)

[ ], (что (когда…), …), (то …)

 

Она решила, что если к утру не спадет температура, то вызовет врача на дом.

 

Перестановка невозможна

2. при однородном подчинении:   (Пока свободою горим), (пока сердца для чести живы), [мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы]
 
 


(пока…), (пока…), [ ]

2. при однородном подчинении перед одиночным союзом и (как при однородных членах) [Оленин знал], (что в лесу опасно) и (что абреки всегда скрываются в этих местах).
 
 


[гл] (что…) и (что…)

 

§124 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК

Запятая ставится Запятая не ставится
1. Сравнительный оборот. Блестели её зеленые глаза, как крыжовник. 1. Перед сравнительным оборотом стоит не или слова: совсем, совершенно, почти.
2. Вводное сочетание: как обычно, как всегда, как правило   По дороге, как всегда, мы забежали в кафе. 2. Оборот в составе сказуемого:   Наш школьный двор как сад.
3. Приложение с причинным значением:   Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. 3. Оборот = «в качестве».   Ленский везде был принят как жених.
4. В предложении есть соотносительные слова: так, такой, тот, столь   Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг. 4. При двойном союзе как…, так и…   Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
5. После как следует и   Деревья, как и люди, имеют свою судьбу. 5. Оборот из одного слова отвечает на вопросы как? каким образом?   Он полетел как птица. (он полетел птицей)

 

§125 БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Знаки препинания в БСП

 

Значение Возможна замена конструкций с союзом Примеры
Перечисление. [ ], [ ], [ ] (Запятая – части сложного предложения невелики по объему и тесно связаны между собой по смыслу)   (Точка с запятой – части целого более распространены и не так тесно связаны по смыслу)   (Если внутри них уже есть запятые)     И   И     Жжетсолнце, слепитпыль, жужжат оводы и мухи, томитжажда.   [ ], [ ], [ Ои О], [ ]   Изумрудные лягушатапрыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж.  
Двоеточие:
1. [ ]: [причина] (раскрывает причину) потому что, так как, ибо Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни
2. [ ]: [поясняет] а именно Картина переменилась: снег стаял, влажная земля дымилась.
3. [ ]: [дополняет] что Вдруг чувствую: кто-то тянет меня в сторону.
Тире:
1. [ ] – [ ] быстрая смена событий, неожиданный результат   Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
2. [ ] – [противопоставление] а, но Не учи бездельно – учи рукодельно.
3. [время] – [ ] когда Восходит солнце – слепнут ночные птицы.
4. [условие] – [ ] если Нет умного соседа – с книгой беседуй.
5. [ ] – [результат, вывод] поэтому Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
6. [ ] – [сравнение, сопоставление] будто, словно Слово молвит – соловей поет.

 

 

§126 СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

 

Если рядом оказались сочинительный и подчинительный союз.

а) запятая между ними ставится, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

 

[ ], [и, (хотя), [ ] ]

 

По небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.

 

б) запятая между ними не ставится, когда после придаточного есть вторая часть двойного союза (то, так) или союза но.

 

[ ], и (хотя), но [ ]

 

По небу неслись густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

 

§127 ПРЯМАЯ РЕЧЬ И СЛОВА АВТОРА

 

Прямая речь после слов автора:

А: «П.» - Товарищ сказал: «Я подожду.»

А: «П?» - Он спросил: «Что ты делаешь?»

А: «П!» - Он возмутился: «Что ты делаешь!»

Прямая речь перед словами автора:

 

«П, - а, - п.» - «Мы решили, - сказал вожатый, - остаемся здесь ночевать.»

«П, - а. - П.» - «Я приду завтра вечером, - сказал он. - Принесу тебе книгу.»

«П? – а. - П.» - «Не воротиться ли? - подумал я. - Нет, надо идти.»

«П! – а. - П.» - «Морозка! - крикнул Бакланов. – Вы все-таки не теряйте друг

друга из виду.»

 

Прямая речь стоит внутри авторских слов:

 

А: «П», - а - Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал.

А: «П!» - а - Кто-то закричал: «Да здравствует Гагарин!» - и следом полетели

шапки ввысь.

А: «П…» - а - Сергей говорит: «Ветру бы теперь дунуть…» - и отвернулся.

 

§128 ВИДЫРАЗБОРА СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Фонетический разбор:

План разбора:

1. Разделить слово на слоги, указать, сколько слогов.

2. Записать фонетическую транскрипцию слова.

3. Охарактеризовать последовательно каждый гласный и согласный звук:

а) для гласного звука указать – ударный или безударный;

б) для согласного звука указать – твердый или мягкий, звонкий или глухой, отметить парность или непарность по глухости/звонкости, твердости/мягкости.

4. Подвести итог: сколько букв и сколько слогов в слове.

 

Образец разбора:

рас|ши|ты|ми – 4 слогов [расшы’тым’и]

 

р – [р] – согл., тверд., парн., звонк., непарн.

а – [а] – гласн., безударн.

с – [-] – согл., тверд., непарн., глухой, парн.

ш – [ш] – согл., тверд., непарн., глухой, парн.

и – [ы] – глас., удар.

т – [т] – согл., тверд., парн., глух., парн.

ы – [ы] – глас., безудар.

м – [м’] – согл., мягк., парн., звонк., непарн.

и – [и] –глас., безудар.

______________

9 б, 8 звук.

 

Разбор слова по составу

План разбора:

 

1. Выделить основу и окончание

2. Выделить части слова: корень, приставку (или приставки), суффикс (или суффиксы)

 

Образец разбора:

 

 

Словообразовательный разбор слова

 

План разбора:

 

1. Дать толкование лексического значения слова.

2. Сравнить состав данного слова с однокоренным; выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.

3. Определить, от чего образована основа.

 

Образец разбора:

 

Морфологический разбор

 

Имя существительное

 

 

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж един.числа);

2. Постоянные признаки;

а) собственное или нарицательное;

б) одушевленное или неодушевленное;

в) род;

г) склонение.

3. Непостоянные признаки:

а) падеж;

б) число.

III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора:

 

На западе вечерний луч еще горит на ребрах туч.

 

туч – сущ.,

I. (чего?) туч. Н.ф. – туча.

II. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., I скл.;

непост. – Р.п., мн.ч.

III. (чего?) туч

 

Имя прилагательное

 

План разбора:

 

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма(именительный падеж мужского рода единств. числа)

2. Постоянные признаки;

а) качественное, относительное

или притяжательное; б) степень сравнения (сравнительная, превосходная) в)полное или краткое

Непостоянные признаки:

а) падеж;

б) число (если есть);

в) род (если в единств. числе).

III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора:

С самого раннего утра небо ясно.

С самого раннего-прил.

IС утра (какого?) самого раннего. Н.Ф.-ранний

IIпост.-качеств., превосх. степень, полное.

Непост.-Р.П., ср.р., ед.ч.

III С утра (какого ?) самого раннего.

 

Числительное

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1.Начальная форма;2.Пост. признаки:а)простое,сложное или составное;

Б)количественное или порядковое;в)целое, дробное,собирательное.

3.непост. признаки:а)падеж;б)число(если есть);в)род(если есть)

III.Синтаксическая роль.

Образец разбора:

В толпе нас двоих никто не замечал.

 

Двоих – числит.

I. (скольких?) двоих. Н.ф. – двое.

II. Пост. – простое, количеств., собират.,

непост. – Р.п.

III. (кого?) двоих

 

Местоимение

 

План разбора:

 

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа);

2. Постоянные признаки;

а) разряд;

б) лицо (у личных местоимений);

3. Непостоянные признаки:

а) падеж;

б) число (если есть);

в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора:

 

Не видно нигде никого.

 

Никого– местоим.

I. (кого?) никого. Н.ф. – никто.

II. Пост. – отрицат, непост.- Р.п.

III. (кого?) никого

 

Глагол

 

План разбора:

 

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределенная форма);

2. Постоянные признаки;

а) вид;

б) переходность;

в) спряжение;

г) возвратность.

3. Непостоянные признаки:

а) число;

б) время(если есть);

в) лицо (если есть);

г) род (если есть).

III. Синтаксическая роль..

 

Образец разбора:

 

Редеет облаков летучая гряда.

I. (что делает?) редеет. Н.ф. – редеть.

II. Пост. – несов.в., неперех., невозвр., I спр. непост.- изъяв. накл., наст. вр., ед.ч., 3 л.

III. (что делает?) редеет

Причастие

 

План разбора:

 

I. Часть речи(особая форма глагола). Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (им. падеж, ед. число, мужской род);

2. Постоянные признаки;

а) действительное или страдательное;

б) время;

в) вид;

г) переходность.

д) возвратность.

3. Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

б) падеж (у полных причастий);

в) число;

г) род.

III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора:

 

В ров из трубы, висящей на деревянных подпорках, падала вода.

 

Из висящей (трубы)– причастие, особая форма глагола.

I. Из трубы (какой?) висящей. Н.ф. – висящий.

II. Пост. – действ., наст. вр. несов.в., неперех., невозвр.; непост.- Р.п., ж.р., ед.ч.

III. Из трубы (какой?) висящей

 

Деепричастие

 

План разбора:

 

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределенная форма глагола);

2. Постоянные признаки;

а) вид;

б) переходность;

в) возвратность;

г) неизменяемость;

 

III. Синтаксическая речь.

 

Образец разбора:

 

В семь утра Тави проснулась, увидев всё, что видим и мы.

 

увидев – деепричастие, особая форма глагола.

I. (что сделав?) увидев. Н.ф. – увидеть.

II. Сов.в., перех., невозвр., неизм.

III. проснулась (как?) увидев

 

 

Наречие.

 

План разбора:

 

I. Часть речи.. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению;

2. Степень сравнения (если есть);

3. Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора:

 

Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.

 

назло – наречие.

I. (зачем?) назло. Н.ф. – увидеть.

II. Цели, неизм.

III. (зачем?) назло

Предлог.

 

План разбора:

 

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

а) производный или непроизводный;

б) простой, сложный или состав;

III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора:

 

Отсутствовать на занятиях.

 

на – предлог

 

I. Отсутствовать на занятиях

II. непроизв, простой.

III. Не член предложения.

 

 

Союз

 

План разбора:

 

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

- сочинительный или подчинительный;

- разряд;

- простой, сложный или составной.

III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора:

 

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

 

Когда – союз.

I. (когда…), ← [ ]

II. Подчинит., временной, простой

III. Не член предложения.

Частица

 

План разбора:

 

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

- разряд (формообразующая, отрицательная, модальная);

- неизм.слово;

III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора:

 

Была бы охота, заладится любая работа.

 

Бы – союз.

I. Образует условное наклонение.

II. Формообразующая.

III. Не член предложения.

 

Синтаксический разбор словосочетания

 

План разбора:

 

1. Выписать словосочетание из предложения.

2. Найти главное и зависимое слово.

3. Указать, какими частями речи выражено главное и зависимое слово.

4. Указать вид словосочетания (именное, глагольное, наречное).

5. Определить способ подчинительной связи.

 

Образец разбора:

Грамотный человек не делает ошибок.

 
 


Грамотный человек (прилаг. + сущ.х) – именное, согласование Не делает ошибок (глаг.+ существ.) – глагольное, управление

 

Синтаксический разбор простого предложения

 

План разбора:

 

1. Определить вид предложения по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное.

2. Определить вид предложения по эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное.

3. Определить (подчеркнуть) главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Указать вид сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

4. Простое или сложное.

5. Односоставное или двусоставное (если односоставное, то какое)

6. Полное или неполное.

7. Распространенное или нераспространенное.

8. Осложненное или неосложненное (если осложненное, то чем: однородными членами, вводными словами, обращением, обособленными членами)

9. Разбор по членам предложения.

10. Построение схемы.

 

Образец разбора:

 

Листья, седые от росы, были неподвижны.

(повеств., невоск., простое, двусост., полное, распр., осложнено обособл. определ.)

 
 


[сущ., ||, …]

 

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

 

План разбора:

 

1. Вид предложения по цели высказывания.

2. Вид предложения по эмоциональной окраске.

3. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).

5. Объяснить расстановку знаков препинания.

6. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

7. Построить схему.

Образец разбора:

 

[ Небозаволоклотучами ],[и по землегулялветер, поднимая с земли пыль].

 

(повеств., невоск., сложное, союзно, ССП, состоит из двух простых предложений, соединительных союзом «и», перечесление.)

 

1. небозаволокло – двусост., полное, распр.

2. гулял ветер – двусост., полное, распр.осложн., обособл., обстоят.

 
 


[ ], и [гл., ||, ]

 

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним

придаточным

 

План разбора:

 

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Простое или сложное, союзное или бессоюзное.
  4. Указать главное и придаточное предложения.
  5. Определить вид придаточного.
  6. Объяснить расстановку знаков препинания.
  7. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
  8. Построить схему.

Образец разбора:

 

небольшойкомнате, (куда явошел), былодовольнотемно ].

 

(повеств., невоск., сложное, союзное, ССП с придаточным определителем)

 

1. Главное предложение - былотемно – односоставное, безличное, полное, распр.

2. Придат. предложение – явошел – двусост., неполное, нераспр.

 

 
 


[сущ., (куда…), …]

 

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими

придаточным

 

План разбора:

 

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Простое или сложное.
  4. Союзное или бессоюзное.
  5. Указать главное и придаточные предложения.

Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинация этих видов)

  1. Объяснить расстановку знаков препинания.
  2. Главное и придаточные предложения разобрать как простое предложение.
  3. Построить схему.

Образец разбора:

 

[ Восхищениекрасотой земли, (где жилидеды и прадеды), (где намсужденопрожитьжизнь, повторитьсебя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас), - это важнейшийисточниклюбви к Родине. ]

 

(повеств., невоск., сложное, союзное, ССП с двумя придаточными определитьными, однород., подчинение)

 

1. Главное предложение - восхищение - источник – двусоставное, полное, распр.

2. Придат. предложение – жилидеды и прадеды – двусост., полное, нераспр., однор., подлеж.

a. Придат. предложение – сужденопрожить, повторить, состариться, уйти – односоставное(безличное).,полное, распр., осложнено однор. сказуемыми, обособл. определением


[сущ., (где Ø и Ø), (где Ø, Ø, Ø и Ø сущх., ||, - сущ ]

 

Синтаксический разбор бессоюзного предложения

 

План разбора:

 

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Простое или сложное.
  4. Союзное или бессоюзное.
  5. Определить, из скольких простых предложений состоит, как эти предложения по смыслу относятся друг к другу (перечисление фактов, указаний на причину и т.д.)
  6. Объяснить постановку знаков препинания.
  7. Каждое предложение разобрать как простое.
  8. Построить схему

Образец разбора:

 

[На железнодорожномпереездебыл опущеншлагбаум ]: [ со станциишелкурьерскийпоезд ].

 

(повеств., невоск., сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений, второе указывает на причину)

 

1. Восхищение опущеншлагбаум – двусоставное, полное, распр.

2. Шелпоезд – двусост., полное, распр.

 

[ ]: [ причина ]

 

Синтаксический разбор сложного предложения

с различными видами связи

 

План разбора:

 

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Простое или сложное.
  4. Установить, что это сложное предложение с различными видами связи.
  5. Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.
  6. Каждое предложение разобрать как простое.
  7. Построить схему.

Образец разбора:

 

(Когда рассвело), ←[ туманещене рассеялся ]; [ онбылтакгуст ], (что в пяти шагалсилуэтчеловекаисчезалво тьме).

 

(повеств., невоск., сложное предложение с различными видами связи: бессоюзной и подчинительной; состоит из двух частей соединительных бессоюзной связью; I часть – СПП с придаточным места, II часть – СПП с придаточным степени).

 

 

I часть 1 Г.П. туман рассеялся – двусоставное, полное, распр.

2 Пр.П. рассвело – одност. безличн., неполн., нераспр.

II часть 1 Г.П. он был густ – двусоставное, полное, распр.

2 Пр.П. силуэтизчезал – двусост. полн., распр.

 

       
 
   
 


(когда…), [ ]: [ так + прилаг. ], (что…)

 

§ 129 СТИЛИ РЕЧИ

 
 

 

 


Стиль Цель общения Сфера общения
Разговорный Обмен мыслями, впечатлениями Преимущественно устное неофициальное общение в быту
Официально-деловой Обмен деловой информацией Официальное общение с учреждениями и между учреждениями
Публицистический Воздействие и передача информации, идей Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио
Научный Сообщение и рассуждение о ходе и результатах научных исследований Общение в научной среде
Художественный (стиль художественной литературы) Воздействие на чувства и мысли читателей и слушателей Словесно-художественное творчество

 

 

 

 

§131 ОБОБЩАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ

 

Буквы Ь на конце слов после шипящих

 

 

Алгоритм

 

 

§132 ПРАВОПИСАНИЕ О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯШИХ И Ц

В корнях слов
Чередование е/ё (может иметь безударное положение)     О (всегда только ударный)   В некоторых заимствованных словах, О пишется после шипящих и без ударения; жел т ый – жел т еть шепот – шептать шелк – шелками чопорный, шов, жонглер, обжора   шофер, шоколад, жонглер, жокей, шоссе
В суффиксах существительных прилагательных наречий
Под ударением –о, в безударном положении –е. -ок, -ек сучок, гороше к -онк, -онок ручонке -ов, -ев моржовый, ситцевый -о, -е горячо, певуч е
страдательных причастий от глагольных прилагательных от них существительных
Всегда Ё (под ударением) -онн, -ён сраженный, копчё ный (копчёности) -ёвыва-: выкорче вать -ёв-: корчевка -ёр-: стажер, монтажер.
в окончаниях глаголов
Всегда ё (под ударением) течет, печет, бережет
других частей речи
Под ударением – о, без ударения – е. плечо, большого, тучей, хорошего

 

 

Алгоритм

 

Задание 1. Определите, пользуясь алгоритмом, какие буквы нужно написать на месте пропусков.

Ч…рствый человек, раствор щ…лочи, окраинные труш…бы, увидеть зайч…нка, насмехаться над ханж…й, стесняться чуж…го человека, машина с кирпич…м, выкорч…вывать пни, деревянный боч…нок, тонка беч…вка, румяные щ…ки, выч…ркивать пункт за пунктом.

 

Задание 2. С помощью алгоритма вставьте пропущенные буквы, определите значение устойчивых словосочетаний.

В еж…вых рукавицах; забить ключ…м; приставать с нож..м к горлу; свет клином сош…лся; огнём и меч…м; калач…м не выманишь; с чуж…го голоса; ни гроша за душ…й, оставлять на ч…рный день; от больш…го ума; у ч…рта на куличках.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритмы.

Прибереж…т, отвлеч…шь, нович…к, свеж…, обош…л, ш…в, этаж…м, крыш…й, увлеч…нный, толч…к, горяч…, зажж..м, лягуш…нка.

 

 

§133 ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ

От чего зависит правописание?

От суффикса – а

-бер – бир – а со бер у - со б и ра ю

-дер – дир – а сдеру - сдираю

-мер – мир – а замереть - замирать

-пер – пир – а запереть - запирать

-тер – тир – а стереть - стирать

-блест – блист – а блестеть - блистать

-жег – жиг – а выжег - выжигать

-стел – стил – а стелить - расстилать

-чет – чит – а вычет - вычитать

-кос – кас – а коснуться - касание

-а- (-я-) им –а внять - внимать

-а- (-я-) ин - а начать - начинать

Но: сочетать, сочетание

 

От последующей согласной

р а с т - р ащ - рос- р а с т ение, выр ащ енный, выр о сли

л а г- л о ж- изл аг ать – изл ож ить

скак- скоч- ск ак ать – вск оч ить

 

От ударения

гар- гор- заг а р, заг о рать,

з а р- з о р- з а рево, з о рька, з а рница

кл а н- кл о н- кл а няться, вокл о н, скл о нение

тв а р- тв о р- тв а рь, тв о рчество, тв о рить

 

От значения

о к- (пропускать жидкость) вым о кнуть

а к- (погружать в жидкость) м а кать

а вн- (равный) ур а внение

о вн- (ровный) зар о внять

 

 

§134 –Н– и –нн– в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ПРИЧАСТИЯХ, НАРЕЧИЯХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

НА –ник "(-ница ")

 

I. Прилагательные, образованные от имен существительных

 

Н НН
а) -ан-(-ян-), -ин- песча н ый, серебря н ый, гости н ый Искл. стеклянный, оловянный, деревянный   ветреный (человек) а)-н -н- туман ный, туман на   б) -онн -енн- дискуссио нн ый, искусстве нн ый   безветре нн ый день

 

II. Отглагольные прилагательные и причастия

 

Н прилагательные НН причастия
а) без приставок (кроме не-) и без


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: