Задания к практическим занятиям «Практикум по экспериментальной психологии»




Семинар 1. Введение в экспериментальную психологию

Вопросы для обсуждения:

1. Можно ли психологию считать наукой? Почему?

2. Что такое научный метод? Каковы его особенности?

3. Чем отличается научное знание от ненаучного?

4. В чем состоят недостатки упорства, опоры на авторитет и метода априори как способов познания?

5. Почему психологи-исследователи при работе опираются на теорию статистического детерминизма?

6. Что отличает науку от псевдонауки?

 

Дополнительный материал для подготовки:

Пружинин Б.И. Псевдонаука сегодня

В 1975 г. в журнале „TheHumanist“ было опубликовано Заявление 186 американских учёных. Ведущие учёные (среди подписавших Заявление было 18 нобелевских лауреатов) выражали беспокойство по поводу того, что средства массовой информации охотно предоставляют свои страницы астрологии и прочим подобным псевдонаукам.

 

Как распознать псевдонауку? (Отрывок из книги Дж. Гудвина «Исследование в психологии. Методы и планирование»)

В конце XIX в. в нью-йоркской фирме Фаулера и Уэллса можно было заказать изображения символической головы и френологической карты за 10 центов, а за 1 доллар 25 центов к этому прилагалась инструкция «Как читать характер: новое иллюстрированное руководство по френологии и физиогномике» (AnonymousAdvertisment, 1881). Эти материалы предлагали «научное» определение характера по форме черепа...

 

Культурные истоки науки (Отрывок из книги М.Голдстейна, Ф.Голдстейн "Как мы познаем. Исследование процесса научного познания")

...Рассмотрим первобытную культуру народности азанде в Восточной Сахаре, которую в конце 1920-х годов изучал английский антрополог Эдвард Эванс-Притчард. Азанде верят, что некоторые люди их племени — колдуны в силу биологической наследственности, и это можно установить экспериментально, найдя после смерти определенное вещество в их теле. Колдуны обладают способностью из злобы или зависти причинять вред другим и даже быть причиной их смерти. Как мы увидим, вера в колдовство удовлетворяет ряду критериев научной системы: она дает новое знание, приложима к широкому кругу явлений и основана на экспериментальных фактах..

 

Репьев А. Наука и псевдонаука в рекламе.

В 1923 г. один из лучших копирайтеров Клод Хопкинс написал книгу «Научная реклама». В ней он утверждал: «Настало время, когда для некоторых людей реклама приобрела статус науки. Она основана на незыблемых принципах и является достаточно точной. Все причины и следствия были тщательно проанализированы и стали понятными. Были доказаны и установлены точные методы. Мы знаем, ЧТО именно наиболее эффективно, и действуем, руководствуясь этими фундаментальными законами»...

 

Репьев А. Миф о 25-м кадре. Российская глава.

За прошедшие полвека цивилизованное мировое сообщество давно переболело болезнью «25-го кадра» и получило исчерпывающие, многократно подтвержденные и постоянно подтверждаемые ответы на четыре вопроса:

Работает ли т.н. подсознательная реклама?

Вредна ли она?

Стоит ли ее использовать?

Стоит ли ее запрещать?

 

Семинар 2. Исторические предпосылки становления экспериментальной психологии

Вопросы для обсуждения

1. Место эксперимента среди различных форм познавательной деятельности человека.

2. Исторические контексты развития психологического знания: философия, искусство, естественные науки, техника.

3. Г.Гельмгольц: на пути к психологии восприятия.

4. Э.Вебер: от эмпирического разнообразия к математической закономерности.

5. Психофизическая драма Г.Фехнера. Аксиомы и вывод основного психофизического закона.

6. Принцип «от простого к сложному» в концепции В.Вундта. Обоснование В.Вундтом возможности экспериментального метода в психологии.

7. Идея ментальной хронометрии и работы Ф.Дондерса по измерению времени реакции.

8. Э.Титченер о целях и методе психологического эксперимента.

9. Г.Эббингауз: методы экспериментального изучения памяти.

10. Вклад Ф.Гальтона в создание аппаратного, методического и математического обеспечения психологического эксперимента.

 

Дополнительный материал для подготовки:

1. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1996 - 416 с.

2. Лихи Т. История современной психологии. - Спб.: Питер, 2002. - 448 с.

3. Марцинсковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

4. Ждан А.Н. История психологии. - М., Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

 

Семинар 3. Научное исследование, его принципы и структура

1. Научный метод. Научное исследование.

2. Понятие «гипотеза». Виды научных гипотез.

3. Компоненты теоретического знания и их происхождение.

4. Схема нормативного научного исследования.

5. Научная проблема. Этапы порождения научной проблемы.

 

Литература

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, Спб.: Питер, 2004. – 318 с.
  2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы, М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

 

Семинар 4.Методы психологического эксперимента. Нормативы научного исследования в психологии.

1. Понятия «метод» и «методика» психологического исследования.

2. Основные принципы исследования психических явлений.

3. Общенаучные исследовательские методы. Их классификация и характеристика.

4. Этические принципы проведения исследования на человеке.

Литература

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, Спб.: Питер, 2004. – 318 с.
  2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы, М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

 

Семинар 5. Экспериментальная психология как наука.

  1. Экспериментальная психология. Ее предмет и задачи.
  2. История становления экспериментальной психологии как отрасли психологии.
  3. Роль экспериментальной психологии в системе наук.
  4. Методология и методы экспериментальной психологии.
  5. Понятия «метод» и «методика» психологического исследования»

Литература

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, Спб.: Питер, 2004. – 318 с.
  2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы, М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

 

Семинар 6. Психология эксперимента.

1. Сущность экспериментального общения в психологическом исследовании.

2. Как контролировать влияние факторов общения на его результат?

3. Какие факторы экспериментального общения могут исказить результаты эксперимента (по С. Розенцвейгу?).

4. Ожидания экспериментатора и результаты исследования.

5. Типичные ошибки в психологическом эксперименте.

6. Каким образом испытуемому передаются ожидания экспериментатора?

7. Какими личностными особенностями должен обладать испытуемый-доброволец?

8. Специфика работы психолога и испытуемого.

Темы докладов

1. «Эффект фасада».

2. «Эффект плацебо».

3. «Эффект Пигмалиона».

4. Метод обмана.

5. Метод «плацебо вслепую» (двойной слепой опыт).

6. «Испорченный испытуемый».

7. «Эффект первого впечатления».

8. «Эффект экспериментатора».

9. Модель «идеального испытуемого».

Литература

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, Спб.: Питер, 2004. – 318 с.
  2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы, М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

 

Семинар 7. Организация и проведение психологического эксперимента.

1. Планирование психологического исследования. Виды планов.

2. Организация психологического исследования.

3. Определение целей, задач и гипотез исследования.

4. Методика психологического исследования.

5. Качество психологической информации как основной принцип исследования.

6. Факторы нарушающие валидность эксперимента.

 

Литература

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, Спб.: Питер, 2004. – 318 с.
  2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы, М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

 

Семинар 8. Экспериментальная выборка. Экспериментальные переменные и способы

их контроля.

1. Понятие «выборка».

2. Основные стратегии формирования экспериментальной выборки.

3. Зависимые и независимые переменные в эксперименте.

4. Контроль за дополнительными и побочными переменными.

 

Литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, Спб.: Питер, 2004. – 318 с.

  1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы, М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

 

Семинар 9. Интерпретация и представление результатов психологического

исследования.

1. Правильное предоставление, интерпретация и общение результатов психологического исследования.

2. Ошибки первого и второго рода, причины и средства их минимизации.

3. Графическое предоставление результатов исследования.

4. Символическое предоставление результатов исследования.

5. Вербальное предоставление результатов исследования.

6. Геометрическое предоставление результатов исследования.

Литература

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, Спб.: Питер, 2004. – 318 с.
  2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы, М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

Задание на зачет

1. Подготовить сообщение о психологических экспериментах в сфере юриспруденции (по научным публикациям в журналах за последние 5 лет). Результаты представить на одном из практических занятий.

2. На занятии подготовить и провести исследование (по данному преподавателем материалу). В папке дополнительные материалы содержится ПРАКТИКУМ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, авторы Калита В.В. и Волкова М.Н. Исследование проводится в соответствие с заданием № 1. НЕОБХОДИМО ГОТОВИТСЯ К ЭТОМУ ЗАРАНЕЕ.

3. Провести самостоятельное исследование. Сдать отчет (по данному преподавателем материалу).ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ автор О.В. Кожевникова. Контрольная работа 2. Вариант 2. (Для упрощения возьмите тему, предложенную в материалах «Сколько личного пространства нужно человеку?») С. 19 –21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: