Выбор темы курсовой работы




Министерство образования РФ

Новокузнецкий филиал - институт

Кемеровского государственного университета

Кафедра менеджмента и маркетинга

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выбору тем курсовых работ по дисциплинам

"Менеджмент" и "Основы менеджмента"

 

 

Новокузнецк – 2002

Введение

Менеджмент организации, работающей в рыночной среде, предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Современный руководитель должен обладать и общими основами науки управления, и специфическими знаниями и умениями в области управления отдельными социально-экономическими процессами, протекающими в организации и вне нее. Для современной отечественной экономики проблема низкой квалификации руководителей и собственников хозяйствующих субъектов в сфере управления является особо актуальной. Причем причина кроется не столько в отсутствии знаний о прогрессивных методах и технологиях управления, сколько в недостаточности опыта и навыков практического их применения, а также в неэффективном фрагментарном и некомплексном внедрении научных разработок в области менеджмента.

Выполнение курсовой работы по дисциплинам "Менеджмент" и "Основы менеджмента" призвано сформировать у студентов более четкое восприятие всей полноты, глубины, сложности и многогранности проблем управления, а также привить определенные навыки практического применения полученных теоретических знаний. Вместе с тем решение конкретной задачи прикладного или теоретического характера в условиях реальных организаций позволяет студентам получить ценный опыт и развить умения самостоятельной творческой деятельности.

Настоящие методические указания по выбору тем курсовых работ предназначены для студентов, а также руководителей и консультантов курсовых работ по дисциплинам "Менеджмент" и "Основы менеджмента".

Методические указания могут использоваться не только в процессе непосредственного написания работы, но и во время производственной и преддипломной практики при сборе, обработке и систематизации исходных материалов, необходимых для выполнения дипломных работ студентами, обучающимися по специальности 061100 - "Менеджмент организации".

 

Цели и задачи выполнения курсовой работы

Курсовая работа выполняется для закрепления и углубления теоретических знаний по дисциплинам «Менеджмент» и «Основы менеджмента», для овладения практическими навыками аналитической работы, необходимыми для будущей деятельности специалиста.

Основными задачами являются:

- изучение нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность организаций и протекание каких-либо социально-экономических процессов как в организации, так и в ее окружении;

-углубленное изучение передового зарубежного и отечественного опыта управления в разрезе рассматриваемой темы;

- изучение условий деятельности организации;

- изучение основных технико-экономических и финансово-экономических показателей деятельности организаций, их динамики;

- изучение структуры системы управления организацией, выявление ее особенностей и определение факторов, влияющих на изменение системы управления и отдельных ее элементов;

- изучение процесса управления, отдельных стадий процесса управления;

- изучение функций управления, определение степени полноты и достаточности полномочий, власти и ресурсов для эффективного выполнения функций;

- изучение методов управления, а также форм и технологии управления отдельными социально-экономическими процессами в организации и др.

При выполнении курсовой работы основным методологическим инструментом является системно-ситуационный подход.

Выбор темы курсовой работы

Примерная тематика курсовых работ представлена в Методических указаниях по выполнению курсовых работ по «Менеджменту» (автор к.э.н., проф. В.Г. Чуркин). Студент вправе самостоятельно выбрать тему курсовой работы из предложенного перечня, либо предложить тему, невходящую в предлагаемый перечень тем, представив развернутое обоснование ее актуальности и целесообразности выполнения.

Выбранная тема должна быть актуальной и иметь практическое значение для экономики РФ, региона, муниципального образования, организации, структурного подразделения организации.

При выборе темы необходимо руководствоваться следующими принципами:

- актуальность выполнение работы, практическая значимость результатов проведенного исследования и предложений по повышению эффективности управления;

- наличие личного интереса студента в отношении какой-либо проблемы управления;

- наличие информации и/или доступа к информации, позволяющей исследовать фактически сложившуюся ситуацию в организации (на рынке, в отрасли и т.п.) и выявить факторы, обусловившие возникновение ситуации;

- возможность продолжения исследования в будущем с последующим выполнением дипломной работы и трудоустройством.

Руководитель курсовой работы выдает задание на курсовую работу установленного образца с разработанным планом, включающем основные вопросы темы, и необходимыми литературными источниками.

Примерное содержание курсовых работ по наиболее актуальным темам приведено в приложении 1.

Выполнение курсовой работы начинается в период практики, либо в предусмотренное учебным планом время.

За это время студент должен собрать в организации отчётные данные, провести необходимые наблюдения, эксперименты, опросы и пр. Примерный перечень материалов, необходимых для выполнения курсовой работы представлен в приложении 2.

После и во время сбора необходимых исходных данных студент приступает к выполнению работы, ясно представляя цель работы и средства ее достижения.

При выполнении курсовой работы студенты могут использовать балансовый метод, метод анализа и обобщения опыта работы передовых организаций, программно-целевой метод, методы экспертных оценок, метод функционально-стоимостного анализа, блочный метод и другие методы. По некоторым темам курсовых работ целесообразно применять методы математической статистики, линейного программирования и другие математические методы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Содержание курсовых работ

 

ТЕМА 1. - Формирование организационной структуры управления (на примере …)

Реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Понятие организационной структуры управления, характеристики ОСУ

1.2. Концепции построения ОСУ

1.3. Принципы и методы формирования ОСУ и принципы управления

1.4. Процесс формирования ОСУ

1.5. Факторы, влияющие на процесс выбора и формирования ОСУ

1.6. Критерии и показатели эффективности ОСУ

2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Основные характеристики организации

2.2. Динамика финансово-экономических (технико-экономических) показателей деятельности организации

2.3. Организационная структура управления

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Анализ существующей миссии и системы целей организации

3.2. Анализ социально-экономических условий функционирования и развития организации

3.3. Анализ эффективности использования ресурсов организации

3.4. Анализ существующего процесса управления в организации

3.5. Анализ существующей ОСУ и динамики ее изменений

3.6. Анализ эффективности ОСУ

3.7. Анализ факторов, влияющих на процесс управления и на эффективность ОСУ

3.8. Краткие выводы по аналитической части

4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Выбор концепции формирования ОСУ

4.2. Формирование миссии и системы целей организации

4.3. Разработка организационно-управленческого плана формирования проектной ОСУ

4.3.1. План изменений организационной структуры

4.3.2. План изменения организационной культуры

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ТЕМА 2. - Управление конкурентоспособностью (на примере …)

Реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Понятия «конкурентоспособность организации» и «конкурентоспособность товара»

1.2. Критерии и показатели конкурентоспособности

1.3. Методики оценки конкурентоспособности

1.4. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности

1.5. Процесс управления конкурентоспособностью, методы управления конкурентоспособностью

1.6. Направления повышения конкурентоспособности в различных условиях функционирования и развития рынка

2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Основные характеристики организации

2.2. Динамика финансово-экономических (технико-экономических) показателей деятельности организации

2.3. Организационная структура управления

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Анализ состояния и динамики внешней среды организации

3.2. Анализ эффективности использования функционального и управленческого потенциала организации

3.3. Анализ конкурентоспособности

3.4. Анализ комплекса маркетинга

3.5. Оценка факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности

3.6. Краткие выводы по аналитической части

4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Разработка системы мероприятий по повышению конкурентоспособности

4.2. Разработка организационно-управленческого плана выполнения проектных мероприятий

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ТЕМА 3. - Совершенствование организационной структуры управления (на примере …)

Реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Понятие организационной структуры управления, характеристики ОСУ

1.2. Концепции построения ОСУ

1.3. Принципы и методы формирования ОСУ и принципы управления

1.4. Процесс построения ОСУ

1.5. Факторы, влияющие на процесс выбора и совершенствования ОСУ

1.6. Критерии и показатели эффективности ОСУ

2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Основные характеристики организации

2.2. Динамика финансово-экономических (технико-экономических) показателей деятельности организации

2.3. Организационная структура управления

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Анализ существующей миссии и системы целей организации

3.2. Анализ социально-экономических условий функционирования и развития организации

3.3. Анализ эффективности использования ресурсов организации

3.4. Анализ существующего процесса управления в организации

3.5. Анализ существующей ОСУ и динамики ее изменений

3.6. Анализ эффективности ОСУ

3.7. Анализ факторов, влияющих на процесс управления и на эффективность ОСУ

3.8. Краткие выводы по аналитической части

4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Разработка системы мероприятий по совершенствованию ОСУ

4.2. Разработка организационно-управленческого плана внедрения проектных мероприятий

4.2.1. План изменений организационной структуры

4.2.2. План изменения организационной культуры

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ТЕМА 4. - Разработка стратегии развития организации (на примере …)

Реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Подходы к определению процесса стратегического управления и стратегии

1.2. Условия и факторы эффективного применения методологии стратегического управления

1.3. Процесс разработки стратегии развития организации

1.4. Управление организационными изменениями

2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Основные характеристики организации

2.2. Динамика финансово-экономических (технико-экономических) показателей деятельности организации

2.3. Организационная структура управления

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Анализ существующих миссии и целей организации

3.2. Анализ состояния и динамики социально-экономического окружения организации

3.3. Оценка существующего потенциала организации

3.4. Анализ эффективности использования функционального и управленческого потенциала организации

3.5. Анализ конкурентоспособности организации

3.6. Анализ стратегических альтернатив развития организации

3.7. Оценка факторов, влияющих на выбор стратегии развития организации

4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Выбор стратегической альтернативы и оценка стратегии развития организации

4.2. Разработка организационно-управленческого плана выполнения стратегии развития организации

4.2.1. План изменений организационной структуры

4.2.2. План изменения организационной культуры

4.2.3. Система критериев и показателей оценки выполнения стратегии организации

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ТЕМА 5. - Пути и средства повышения эффективности управления (на примере …)

 

Реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Понятия «эффективность управления» и «экономичность управления»

1.2. Критерии и показатели эффективности управления

1.3. Классификация факторов, влияющих на эффективность управления

1.4. Методы повышения эффективности управления

2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Основные характеристики организации

2.2. Динамика финансово-экономических (технико-экономических) показателей деятельности организации

2.3. Организационная структура управления

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Анализ системы управления организацией

3.1.1. Анализ существующей миссии, системы целей и условий функционирования и развития организации

3.1.2. Анализ эффективности использования ресурсов организации

3.1.3. Анализ ОСУ

3.1.4. Анализ процесса управления в организации

3.1.4.1. Анализ эффективности выполнения функции планирования

3.1.4.2. Анализ эффективности выполнения функции организации

3.1.4.3. Анализ эффективности выполнения функции мотивации

3.1.4.4. Анализ эффективности выполнения функции контроля

3.1.4.5. Анализ эффективности выполнения функции координации

3.1.4.6. Анализ эффективности выполнения функции маркетинга

3.2. Анализ методов управления, применяемых в организации

3.3. Анализ факторов, влияющих на процесс управления и на эффективность управления

3.4. Краткие выводы по аналитической части

4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Разработка системы мероприятий по повышению эффективности управления в организации

4.1.1. Формирование альтернативных вариантов проектных решений

4.1.2. Определение критериев выбора проектных мероприятий

4.1.3. Обоснование выбранной альтернативы

4.2. Разработка организационно-управленческого плана выполнения проектных мероприятий

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: