ПАРАДОКС ПЕРЕЖИВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭГО В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ




 

Из экзистенциальной психологии и психотерапии известно, что люди различаются степенью своей экзистенциальной исполненности. Однако существует ли за этим некоторая психическая реальность, которая способствует присутствию у человека интегрального чувства того, что его жизнь исполняется?

Мы предположили, что такой психической реальностью может быть уровень развития Эго. Под Эго мы, в соответствии с концепцией американского психолога J.Loevinger, понимаем функцию интеграции опыта, способ обхождения с картиной мира. Эго также можно описать как способ встречи человека с внутренней и внешней реальностью, как общую позицию по отношению к жизни. J.Loevinger выделяет качественные уровни, или стадии, развития Эго, которые определяются по специальной методике в соответствии с результатами выполнения теста незаконченных предложений, отражающими выраженный в языковых структурах жизненный опыт человека. Эго, по J.Loevinger, имеет следующие стадии развития: импульсивная, самозащитная, конформная, самоосознающая, сознательная, индивидуалистическая, автономная и интегративная.

Цель нашего поискового исследования состояла в определении того, существует ли связь между уровнем развития Эго и переживанием человеком своей экзистенциальной исполненности, и если такая связь существует, то чем её можно было бы объяснить.

Для измерения степени экзистенциальной исполненности использовались 2 методики:

1). Тест «Шкала экзистенции» авт. A.Laengle, K.Orgler, составленный в соответствии с концепцией экзистенцанализа В.Франкла и А.Лэнгли. По этому опроснику испытуемый оценивает степень своей свободы, ответственности, самотрансценденции и самодистанцирования, на основании которых определяется общий показатель экзистенциальной исполненности.

2). Тест ЛИО – адаптированный вариант самоактуализационного опросника Э.Шострем.

В нашем исследовании сравнивались между собою три стадии развития Эго: самоосознающая, сознательная и индивидуалистическая. Приведём краткое описание этих стадий по J.Loevinger.

На самоосознающей стадии развития Эго человек выходит из жёсткого следования нормам и правилам той социальной среды, в которой он формировался. Эта стадия характеризуется усиливающимся осознаванием себя и своих внутренних чувств, видением в ситуации многих возможностей для действий. Правила понимаются как имеющие исключения или как верные при определённых условиях.

Человек, находящийся на сознательной стадии, осознаёт возможность выбора, имеет сильное чувство ответственности, ярко выраженное стремление к достижениям, долгосрочные цели и идеалы и свои собственные стандарты самооценивания на основании иерархии мотивов и этических норм. Эта стадия также характеризуется ясным понимаем индивидуальных психологических различий, мотивов и последствий поведения, умением видеть вещи с точки зрения другого человека.

На индивидуалистической стадии стремление к достижениям несколько замещается усилением интереса к межличностным отношениям, человек начинает видеть парадоксы в природе вещей, становится терпимым к себе и к другим людям. На этой стадии приходит осознавание внутренних конфликтов; однако полная сила внутренних конфликтов и понимание того, что они составляют часть условий человеческого существования и не всегда являются решаемыми, ощущается человеком, находящимся на следующей, автономной стадии развития Эго.

Наша выборка состояла из 21 взрослого работающего испытуемого с высшим (17 чел) и средним специальным образованием (4 чел) в возрасте от 22 до 52 лет; 5 мужчин и 16 женщин. По стадиям развития Эго испытуемые распределились следующим образом: самоосознающая стадия – 10 чел., сознательная – 5 чел., индивидуалистическая – 6 чел.

При обработке и анализе данных были получены следующие результаты:

1). В соответствии с данными теста «Шкала экзистенции», испытуемые, находящиеся на самоосознающей стадии развития Эго, статистически значимо (уровень значимости 0,04) переживали себя более экзистенциально исполненными, чем испытуемые, имеющие сознательный уровень развития Эго.

2). В соответствии с данными теста ЛИО, диапазон разброса значений и дисперсия разброса субшкал теста у испытуемых, имеющих самоосознающий уровень развития Эго, статистически значимо меньше, чем аналогичные показатели у испытуемых, имеющих сознательный уровень развития Эго (уровень значимости различий в диапазоне разброса – 0,023; в дисперсии разброса – 0,027). Сходные данные по тесту ЛИО были получены и при сравнении между собой сознательной и индивидуалистической стадии: диапазон разброса значений субшкал теста и дисперсия этого разброса на индивидуалистической стадии развития Эго статистически значимо меньше, чем у испытуемых, находящихся на сознательной стадии развития Эго (уровень значимости различий в диапазоне разброса – 0,022; в дисперсии разброса – 0,044).

Итак, в результате анализа данных было установлено следующее:

- испытуемые, находящиеся на самоосознающей (предваряющей сознательную) стадии развития Эго, переживают себя более экзистенциально исполненными по сравнению с испытуемыми, уровень развития Эго которых соответствует сознательной стадии;

- испытуемые, находящиеся на самоосознающей и на индивидуалистической (следующей за сознательной) стадиях развития Эго переживают себя как более гармонично воплощающие свои внутренние потенциалы, чем испытуемые, имеющие сознательный уровень развития Эго.

Полученные результаты дают основание полагать, что феномен направленности на внешние достижения, выступающий в культурах западной ориентации как факт, находящийся на вершине иерархии ценностей, в контексте экзистенциальной психологии раскрывается как весьма недостаточный для обретения человеком переживания полноты жизни, жизненной исполненности и свободы.

 

 

Сафуанова потом сюда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: