ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»




НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫС ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ФФН и ОНР)

Методическое пособие

 

МОСКВА 2003


ББК 73.4 УДК 376 Н16


Введение


 


Составители: В.П. Глухов, к.п.н. (МГОПУ им. М.А. Шоло­хова, г. Москва);

В.Б. Атрепьева, гл. специалист по дошкольному образованию (Министерство образования Московской обл.);

Т.И. Контрактова, директор МДОУ № 50 — центра развития ребенка «Дефектрлог» (г. Люберцы, Московской обл.);

В подготовке пособия принимали участие педагоги-дефекто-логи центра развития ребенка «Дефектолог» Л.И. Пышкина, А.А. Пышкин.Е.Е. Семина.

Рецензенты: Г.А. Руссова, директор МДОУ № 91 — центра ра.пш-тия ребенка «Родничок», учитель-логопед I категории;

Г.И. Михайлова, директор Центра диагностики и кор­рекции при комитете по образованию, педагог-дефгк-толог I категории (г. Люберцы Московской обл.).

Н16 Наглядно-дидактический материал для работы с деть­ми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФИ и ОНР): Методическое пособие/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атре­пьева, Т.И. Контрактова. — М.: АРКТИ, 2003. — 32 с. (Биб­лиотека практикующего логопеда)

ISBN 5-89415-276-3

Предлагаемый методический материал предназначен для занятий дома с детьми, имеющими системные нарушения речи (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи). В пособие включены примерный лексический материал по темам, примерный словарь, словарь действий и признаков, а также тексты загадок и стихов, игры, упражнения и т.п. для развития внимания, памяти, восприятия, мышления, творческих способностей де­тей с указанными нарушениями речи. Материал основан на практическом опыте специалистов и адресован родителям, воспитателям логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, а также всем, кого интересуют проблемы развития речи детей дошкольного возраста.

©Глухов В.П., Атрепьева В.Б., Контрактова Т.И., 200.4

ISBN 5-89415-276-3 ©АРКТИ, 2003


Предлагаемый наглядно-дидактический методический материал адресован родителям детей, имеющих системные нарушения речи (фонетико-фонематическое — ФФН и общее недоразвитие ре­чи — ОНР), и предназначен для занятий с детьми дома. Этот практический материал могут использовать и воспитатели ло­гопедических групп дошкольных образовательных учреждений при проведении коррекционных занятий. Он окажет помощь речи детей и овладению ими родным языком.

В пособии представлен примерный лексический материал по ряду обобщающих тем: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «До­машние и дикие животные» и др. Речевой материал подобран с учетом программных требований к обучению и воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, а также программ обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи среднего и старшего дошкольного возраста (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). В структуре изучаемого детьми языкового ма­териала выделен предметный словарь, словарь действий и при­знаков. Для лучшего усвоения отрабатываемого речевого мате­риала в пособие включено много различных загадок и стихов.

Для речевой работы по каждой теме рекомендуется использо­вать речевые игры, упражнения, графические задания, направ­ленные на развитие у детей с нарушениями речи внимания, памяти, восприятия, мышления, творческих способностей, тон­кой ручной моторики и др. На изучение каждой темы следует отводить не менее 1,5-2 недель.

Пособие может быть полезно всем, кого интересуют проблемы развития речи детей дошкольного возраста и исправления ее недостатков.

Материал представляет собой обобщение опыта коррекционной работы логопедов и педагогов-дефектологов с детьми, имеющи­ми системные нарушения речи.


 


Г-669



ТЕМА «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»


ТЕМА «ИГРУШКИ»


 


1. Ребенок должен знать и различать следующие геометриче­
ские фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,
овал, ромб. На основе знаний о треугольнике и четыреху­
гольнике можно ввести новое понятие — «многоугольник».

Важно научить детей группировать предметы по форме, на­ходить в окружающих предметах знакомые им геометри­ческие фигуры.

Необходимо учить не только различать, но и воспроизво­дить эти фигуры (на альбомном листе, на бумаге в клетку).

2. Можно познакомить детей с простыми задачами-головоломками (построение разных геометрических фигур из палочек
или составление из отдельных частей целой геометрической
фигуры).

Например: сложить 2 квадрата из 7 палочек или из 4 тре­угольников составить один четырехугольник.

Очень полезны задания типа: «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура в ряду лишняя» и т.д.

3. Примерный словарь: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, многоугольник.

Действия: нарисовать, срисовать, обвести, сравнить, за­штриховать, закрасить, наложить, рассмотреть.

Признаки: большой, маленький, одинаковый, разный, похо­жий, синий, зеленый, голубой, красный и т.д.

4. Практические задания (Альбом, с. 4-6).


 

1. Воспитываем бережное отношение к игрушкам. Ребенок дол­жен знать названия игрушек, узнавать их на картинках и иллюстрациях, составлять небольшой описательный рассказ об игрушке по вопросам: «Что это?», «Какая она?», «Что у нее есть?», «Как с ней можно играть?».

2. Примерный словарь: кукла, машинка, пирамидка, бара­бан, мишка, зайка, мяч, кубики, матрешка, неваляшка, юла и т.д.

Действия: играть (с мячом), одевать, раздевать, кормить, укладывать спать (куклу), строить (из кубиков), заво­дить, катать (машинку).

Признаки: большой, маленький, деревянный, пластмассо­вый, резиновый, пушистый, дорогая, мягкий, пушистый, легкий, любимая.

1. СТИХИ И ЗАГАДКИ ОБ ИГРУШКАХ

Совсем не нужен ей водитель. Ключом её вы заведите — Колесики начнут крутиться. Поставьте — и она помчится. (Заводная машина)

Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу.

(Плюшевый мишка)

В пути не смолкает, в даль увлекает, Сам не шагает — шагать помогает.

(Барабан)


Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. Почему беднягу бьют? Потому что он надут. (Мячик)

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный, Но любил папаша сына. Шалунишку...

(Буратино)

ВЫУЧИ НАИЗУСТЬ

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Выручил он из болота. Он известен, знаменит — Это доктор Айболит.

Практические задания (Альбом, с. 8-10).


ТЕМА «ОВОЩИ»

1. Дети должны знать, где растут овощи (в огороде, на гряд­ке); какие овощи растут в земле (лук, морковь, картофель, репа и т.д.), какие овощи растут на земле (огурцы, кабач­ки), на кустах (помидоры); какие овощи можно выкопать, сорвать, срезать, выдернуть. Из овощей готовят суп, щи, борщ, салаты, соки и т.п.

2. Дети должны уметь сравнивать овощи между собой по цвету, форме, вкусовым качествам.

3. Примерные игры и упражнения по теме «Овощи»:

 

— У каких овощей едят «корешки», а у каких «вершки»?

— А у каких — и «вершки», и «корешки»? Почему?

Игра «Что лишнее?» (На грядке выросли капуста, лук, персик, апельсин, кабачки.)

Игра «Кто больше скажет об этом предмете?», «Кто боль­ше назовет его характерных особенностей?» («Этот овощ, он какой? Очень даже непростой!» Огурец какой?Зе­леный, овальный, твердый, хрустящий. Помидор какой?)

— Мама варит борщ. Какие овощи ей нужны?

— Назовите овощи зеленого цвета, красного цвета.

— На какую геометрическую форму похож помидор? Огу­рец? И т.д.

— Я начну, а ты продолжи: «Огурец, помидор, лук...».

— Какой сок получился? Из моркови — морковный Из помидоров —...

Из свеклы —... Из капусты —...

— Скажи, какие овощи можно есть сырыми? вареными? жареными? солеными?

— Назови ласково: огурец — огурчик морковь —... свекла —... капуста —...



1. ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ

В десять одёжек плотно одет, Часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол ты его позовёшь, Сам не заметишь, как слезы прольёшь.

Уродился я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи!

С виду — красная. Раскусишь — белая.

Под каждым кустом Сидит клубком.

Летом — в порядке: Свежие, зелёные, А зимой — в бочке — Желтые, солёные.

Растёт на грядке

Зеленая ветка,

А на ней — красные детки.

4. Практические задания (Альбом, с. 12—14).


ТЕМА «ФРУКТЫ»

1. Дети должны научиться узнавать и правильно называть
фрукты; различать их по цвету, по форме, на ощупь; знать,
какие они на вкус и где растут. Из фруктов делают соки,
варят компот, варенье.

Фрукты поспевают осенью, они очень полезны, содержат много витаминов.

2. Фрукты бывают разными по цвету: красные, зеленые, жел­тые, оранжевые; по вкусу: сладкие, кислые, вкусные, горь­коватые.

3. Игры и упражнения.

Найди ошибку:

В садах на деревьях созрели лимоны, апельсины, кабачки, груши.

Подбор эпитетов к словам:

яблоко (какое?) — круглое, сочное, сладкое, красное, ду­шистое; груша (какая?) —...

Отгадывание слов по эпитетам:

желтый, кислый, спелый, овальный, душистый, растет на дереве (лимон).

Сок какой?

из яблок — яблочный

из слив — сливовый

из клюквы — клюквенный

из груши — грушевый.

Запомни один и много:

одно яблоко — много яблок

одна слива — много слив

один банан — много бананов

один лимон — много лимонов

один апельсин — много апельсинов.


 


2-669



1. ЗАГАДКИ О ФРУКТАХ


ТЕМА «ОСЕНЬ»


 


Синий мундир, Жёлтая подкладка, А в середине — сладко. (Слива)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко.

(Яблоко)

Долгоножка хвалится: — Я ли не красавица?! А всего-то — косточка Да красненькая кофточка. (Вишня)

Маленькая печка

С маленькими угольками.

(Гранат)

4. Практические задания (Альбом, с. 16-18).


 

1. Дети должны знать основные признаки осени: похолодание, опадание листьев, на небе тучи; трава желтеет, вянет; птицы улетают в теплые края; люди надевают теплую одежду; часто идут холодные дожди; убирают урожай овощей и фруктов; заготавливают на зиму соления, варения.

2. Словарь: осень, тучи, листья, урожай, дождь; желтеть, увядать, опадать, засыхать, осыпаться, замерзать, соби­рать, улетать, моросить, лить; холодный, мелкий, жел­тый, сухой, красный, спелый, зрелый...

1. Ответь на вопросы:

— Какое наступило время года?

— Какая бывает погода осенью?

— Куда улетают птицы осенью?

— Что поспело в огороде?

— Как убирают урожай?

 

2. Выучи название осенних месяцев.

3. Отгадай:

Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

4. Прочитайте детям:

В сентябре, в сентябре

Пожелтело во дворе.

В огороде и саду все поспело и созрело,

2"-669 11


Сладким соком налилось. Пора рвать и копать, Все в корзины собирать — Заготавливать!

5. Запомни и перескажи текст.

ОСЕНЬ

Наступила осень. Дни стали короче, а ночи длин­нее. Солнышко светит редко. Трава пожелтела. Листья падают на землю. Только ёлки и сосны стоят зелёные. Птицы улетают на юг. Часто идёт дождь. Дует холодный ветер.

3. Практические задания (Альбом, с. 20-21).


ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»

1. Дети должны знать, какие деревья растут в парке, в лесу,
в саду; отличать лиственные деревья от хвойных: листвен­ные деревья сбрасывают на зиму листву, а хвойные — нет.

Научите ребенка различать березу, липу, осину, тополь, клен, рябину, опираясь на следующие признаки: ширина и окрас ствола, цвет коры, плоды, форма листьев, семян и др.

Соберите в парке, в лесу листья — пусть ребенок обведет их и раскрасит. Хвойные деревья — вечнозеленые: ель, сосна, пихта, кедр. У них вместо листочков — иголочки (хвоинки).

2. Дети должны уметь показать ствол дерева, ветки, почки,
листья, семена.

Листья появляются весной из почек. Осенью созревают се­мена, из которых можно вырастить дерево:

у ели и сосны — шишки; у дуба — желуди; у рябины — ягоды.

Покажите детям семена липы, клена, лиственницы.

Поздней осенью сухие листья падают на землю — это ли­стопад.

1. Отгадай:

Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает.

(Д....О)


 


2. А какие ты знаешь фруктовые деревья?



J


Разучите стихотворения.

БЕРЁЗА

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит. А в один из теплых дней Май серёжки дарит ей.

ЁЛКА

Ну и платье! Сплошь иголки. Его вечно носят елки.

Практические задания (Альбом, с. 23-25).


ТЕМА «ОДЕЖДА»

1. Для чего нужна одежда? — Чтобы зимой предохранять человека от холода, а летом — от жары. Одежда должна быть
удобной, чистой и красивой.

(Родителям: одежда должна быть только из натуральных материалов: для детей непригодна одежда из синтетики).

Одежду шьют на фабриках из материала: меха, кожи, шерсти (вяжут из ниток). Потом люди покупают ее в специальных магазинах «Одежда». Есть одежда для детей — детская; для мужчин — мужская; для женщин — женская.

2. Одежда бывает летней, осенней, весенней, зимней.

— Что люди надевают летом? зимой? весной и осенью?

3. Чтобы одежда была чистой, ее стирают, а шубу из меха, пальто из кожи чистят в химчистках. После стирки одежду гладят утюгом.

4. Назови одежду:

женскую; мужскую; детскую.

5. Назови части одежды: воротник, рукав, манжет, карман, пуговицы, оборка, рюши, петли.

6. Какая бывает одежда? (чистая, удобная, новая, старая, широкая, вязаная, меховая...)

А еще какая?

7. Что можно делать с одеждой? (носить, стирать, беречь, полоскать, гладить, надевать, шить, вязать, пришивать...)

8. Одежду шьет портниха (портной); для этого нужны: швей­ная машина, иголки, нитки, наперсток, ножницы.

9. Запомни слова:

петля, застежка, пуговица, крючок, молния, резинка, ре­мень... (существительные);

зашивать, штопать, снимать, вешать, покупать, завязы­вать, развязывать, застегивать, расстегивать, вязать, продевать, сушить, отрезать, вышивать, шить... (глаголы).



10. Запомни!

Одевать кого-то (мы одеваем Таню, Васю...) Надевать что-то (наденем шапку, шубу...)

11. К глаголу ШИТЬ придумай новые слова, добавляя пристав­ки ПРИ, ЗА, ПЕРЕ, ПОД, В, У. Придумай с этими словами
предложения: вшить рукав у платья, подшить подол, при­
шить пуговицу...

1. Отгадай загадки:

Я, как зонт, не промокаю. От дождя вас защищаю И от ветра вас укрою. Ну, так что же я такое?

(Плащ)

Дуйся — не дуйся, А через голову суйся. Попляши весь день-деньской — И пойдешь на покой. (Рубаха)

Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижку-коротышку. От солнца я защита, Для того и сшита.

(Панама)

12. Практические задания (Альбом,* с. 27-28).


ТЕМА «ОБУВЬ»

1. Обувь бывает разной: осенней, зимней, летней, детской,
взрослой.

Ее изготавливают из кожи, пластмассы, резины, ткани, шер­сти, войлока (например, валенки).

2. Назови, из чего сделаны:

сапоги, туфли, ботинки, тапочки, кроссовки, кеды, вален­ки, калоши, сандалии.

3. За обувью надо ухаживать, чтобы она была чистой и кра­
сивой.

Как ты будешь ухаживать за обувью? (Мыть, чистить кремом, начищать щеткой.)

— Перечисли, какую ты знаешь обувь. Кто больше назовет слов-признаков обуви: мама или ты?

Прилагательные: новая, чистая, грязная, красивая, удоб­ная; кожаная, резиновая, замшевая, войлочная; теплая, мягкая, осенняя, летняя, зимняя...

— Что мы делаем с обувью?

Глаголы: носим, обуваем, зашнуровываем, чистим, моем, бережем.

Вырежи ножницами из обувной коробочки башмачок, про­коли дырочки и зашнуруй его шнурками.

1. Отгадай загадки:

Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья. Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью.

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Дождь идет — у нас работа:


Топать-шлёпать по болотам. Если дождик — мы не тужим Бойко шлёпаем по лужам. (Сапоги, галоши)

В них упрячешь две ноги — И в мороз гулять беги! Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром — в садик, Вечером — домой.

(Валенки) 4. Практические задания (Альбом, с. 30-31).


ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

1. В течение года дети из жизненного опыта и на картинке
узнают и называют животных: корову, лошадь, козу, сви­нью, кролика, кошку, собаку и их детенышей.

Дети должны знать повадки домашних животных, их голоса, какую пользу они приносят людям. При этом обращается внимание на внешние признаки (у коровы и козы — рога, копыта; у собаки и кошки — когти, зубы, клыки; у лошади — грива и т.п.). Надо научить детей правильно показывать, а затеми называть животных и части их тела: голову (на голове — глаза, уши, нос, рот, зубы, клыки, гриву), шею, туловище, ноги (точно указы­вать, сколько их); на ногахкопыта, хвост и др.

2. Вместе с детьми надо понаблюдать, как передвигаются животные (ходят, бегают, прыгают), что едят, как пьют (лакают), где живут (собакана дворе, кошкав доме,
корова, лошадь — в хлеву).

Разъясните детям, что после игры с кошками и собаками надо обязательно мыть руки.

1. Запомни! Кто у кого?

У коровы — телёнок, телята.

У лошади — жеребёнок, жеребята.

У козы — козлёнок, козлята.

У собаки — щенок, щенята, щенки.

У кошки — котёнок, котята.

У свиньи — поросёнок, поросята.

У курицы — цыплёнок, цыплята.

У утки — утёнок, утята.

У овцы — ягнёнок, ягнята.



2. Отгадай! Выучи понравившуюся загадку.

Четыре грязных копытца Залезли прямо в корытце.

Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога.

Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается.

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

3. Выучи скороговорку.

От топота копыт Пыль по полю летит.

3. Практические задания (Альбом, с. 33).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: