МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М.В. ЛОМОНОСОВА
______________________________________________ _____
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Реферат
по предмету «История зарубежной журналистики»
На тему:
«Проблематика и поэтика памфлета Джонатана Свифта «Скромное предложение»
Выполнила
Студентка 1 курса
Борисова Александра Денисовна
Группа 113
Научный руководитель:
Доцент Трубицына
Москва-2012
Содержание работы
· Введение
-Характеристика английской журналистики и публицистики начала XVIII века
· Основная часть
-Биография Джонатана Свифта
-Свифт как публицист
-«Скромное предложение»: поэтика и проблематика
· Заключение
· Список используемой литературы
Введение. Характеристика английской журналистики и публицистики начала XVIII века
Из истории всем нам известно, что путь к свободной журналистике в Англии был долгим и нелегким. Английская революция (1642-1660) вызвала всплеск общественной мысли и стала важной вехой в развитии английской печати, которая в короткий срок выросла как количественно, так и качественно. В революционную эпоху спрос на новости резко возрастает, да и важных новостей становиться намного больше. Дополнительным стимулом прогресса английской журналистики стало фактическое уничтожение цензуры. Правда, Долгий парламент попытался вновь ввести ее в 1643 году, но эти постановления было невозможно принять в полном объеме вплоть до установления диктатуры Кромвеля в 1653 году.
Отправной точкой для развития публицистики можно считать вступление на престол Вильгельма III. В 1702 г. в Лондоне вышла в свет первая ежедневная газета «Daily Courant». В первое время содержание этой и других, вышедших вскоре газет, ограничивалось лишь внешнеполитическими новостями, однако вскоре на печатной арене стали появляться издания, освещающие и внутреннею политику страны. Естественно, они пользовались огромной популярностью у тогдашней публики, жаждущей знать правду о том, что происходит за дверьми правительства. Одним из первых таких изданий стал журнал Даниеля Дефо «Revue». «Revue» выходил раз в неделю; содержание журнала составляли статьи о так называемой «реформе нравов», материалы, осуждающие пьянство, дуэли, обсуждение государственных мероприятий, рассказы о распущенности общества и театра. Журнал просуществовал девять лет, пока Дефо в очередной раз не оказался в Ньюгетской тюрьме за один из своих памфлетов. Следующие за ним издания утвердили новую позицию журналистики в обществе как средства политической борьбы: именно в этот период многие общественные деятели и высокопоставленные лица начинают использовать публицистику как арену для политической полемики.
Настоящий резонанс в обществе был вызван так называемыми «Письмами Юниуса», появившимися в газете «Public Advertiser» в 1769 году. Они были настолько талантливо написаны, настолько проникнуты революционным духом и с такой смелостью разоблачали деяния даже самых высокопоставленных лиц, что появление их должно было стать началом целой эпохи в истории английской журналистики, поднявшейся вследствие этого на невиданную высоту. Журнал, печатавший эти письма, стал самым распространенным в Англии и получил широкую известность, но даже самому издателю журнала не было известно настоящее имя замечательного публициста, писавшего эти письма, в основе своей направленные против короля и его министров.
Но нельзя забывать и о более ранних попытках английских деятелей повлиять на тогдашнее общество посредством публикации горячих памфлетов, несущих в себе информацию, направленную на всеобщее обозрение экономических и социальных проблем. Особое распространение получила сатирическая публицистика, одним из авторов которой был Джонатан Свифт, о работах которого речь и пойдет в данном реферате.
Биография Джонатана Свифта. Свифт как публицист.
Джонатан Свифт – известный англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель – родился 30 ноября 1667 года в Дублине в небогатой протестантской семье. Его отец, мелкий судейский чиновник, умер, когда сын еще не родился, оставив семью в бедственном положении. В 1686 году будущий писатель окончил Тринити-колледж Дублинского университета, а в 25 лет получил степень магистра в Оксфорде. Когда в связи с гражданской войной Свифт уехал из Ирландии в Англию, он поступил на службу секретарем к состоятельному отставному дипломату и эссеисту Уильяму Темплу. Именно он первым отметил незаурядный литературный талант своего подчиненного и дал ему блестящие рекомендации; во многом благодаря Темплу Свифт начал свою деятельность, сначала как поэт.
В 1700 году выходят первые сатирические памфлеты Свифта. Современники сразу отмечают особенности его стиля: яркий, бескомпромиссный, Свифт никогда не навязывал свою мораль обществу напрямую, оставляя читателю возможность самому сделать выводы из произведений. В 1704 году издаёт (анонимно, под одной обложкой) «Сказку бочки» и «Битву книг»; первая из них снабжена многозначительным подзаголовком, который можно отнести ко всему творчеству Свифта: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Книга сразу становится популярной и в первый же год выходит тремя изданиями. Отметим, что почти все произведения Свифта выходили под разными псевдонимами или вообще анонимно, хотя его авторство обычно не составляло секрета. Таким образом, популярность Свифта в литературных кругах быстро растет, ровно, как и его писательское мастерство. В 1710 г к власти пришли тори, и Свифт примкнул к их лагерю, хотя ранее в течение долгого времени состоял в партии вигов. Правительство тори обращалось с таким мощным орудием, как дар политического писателя, более умело, нежели виги, и доверило ему свой журнал «Экзаминер».
Наиболее видными в творчестве писателя и публициста можно считать такие произведения, как, к примеру, «Письма Суконщика»(1724г.), где Свифт призывает бойкотировать английские товары. Данный памфлет буквально сделал его национальным героем Ирландии, хотя повлиять на экономическое давление на страну со стороны Англии, Свифту, в целом, не удалось. В 1726 году он пишет роман «Путешествие Гулливера», известный ныне как детская сказка. Однако изначально роман высмеивал борьбу английских партий, являясь злободневным сатирическим памфлетом.
«Скромное предложение»: поэтика и проблематика
Данный памфлет можно считать поистине уникальным: автор принимает нарочито деловой тон и берется рассуждать о вещах, выглядящих, с точки зрения современного читателя, не столько чудовищными, сколько, скорее, абсурдными и неимоверно далекими от реальности. Читая подкрепленные аргументами «образованных американцев» и «почтенных людей» практические советы Свифта о том, как следует избавить государство от необходимости кормить тысячи «бесполезных» детей, посредством употребления их в пищу, трудно представить себе, что некоторые современники писателя приняли его сатиру за чистую монету.
Главное оружие Свифта оригинально и полностью соответствует традициям выбранного им жанра: абзац за абзацем автор наращивает абсурдность предлагаемых им действий, заставляя свои слова при этом звучать более и более убедительно; он буквально заставляет читателя встать и немедленно пойти убедиться в его правоте – самому попробовать мясо младенца, запустить «механизм», избавляющий от голода нищих матерей и предоставляющий высшим слоям пищу для щедрого стола. Свифт создает иллюзию своеобразной мотивации: каждый пункт «предложения» подкреплен «реалистической» историей: сперва один французский врач указывает нам, в какое время года мясо младенцев будет буквально валиться с прилавков, затем «почтенный джентльмен» предлагает возместить подростками недостаток оленины, а под конец мы и вовсе сталкиваемся с выдуманным Салманазром с острова Формоза, приводящим увлекательный рассказ о полненькой девушке, распятое тело которой «прямо с креста было продано по частям первому министру его величества и другим знатным придворным мандарином за четыреста крон» («Скромное предложение» Дж.Свифт срт.5) Данный способ подачи информации можно рассматривать и как попытку высмеять наивность и ограниченность представителей высшего сословия, нравы которого были хорошо известны автору. Высмеиваемый им порок состоял в том, что многие изнеженные своим положением граждане в силу своего интеллекта готовы были поверить в любую ахинею, лишь бы она звучала из уст «уважаемого гражданина».
Образ созданного Свифтом общества, без задней мысли употребляющего в пищу людей, конечно, является образом гротескным. Наиболее ярко это можно заметить в коротких комментариях автора к собственным доводам и расчетам: «Я согласен, что это будут несколько дорогие блюда и потому подходящие для помещиков, которые, пожрав уже большую часть родителей, по-видимому, имеют полное право и на их потомство». («Скромное предложение» Дж.Свифт срт.4) «Я бы все же рекомендовал покупать детей живыми, а не приготовлять их еще теплыми из-под ножа, как мы жарим поросят» («Скромное предложение» Дж.Свифт срт.6). В данных высказываниях издевательская язвительность Свифта достигает своего апогея; он сам вживается в образ гражданина созданного им циничного общества, что дает ему право рассуждать о его порядках с повседневной небрежностью. Другой прием, также обширно использованный Свифтом – сравнение. Парадоксально то, что чем больше едкости в авторских сравнениях детей с крупным рогатым скотом, тем более печальной представляется нам реальная картина в случае анализа. Должно быть, в современном автору мире нищие дети действительно могли превзойти по ценности дворовую скотину лишь в умерщвлённом виде, а их матери в погоне за копейкой должны были соревноваться в том, «кто из них доставит на рынок самого жирного ребенка» («Скромное предложение» Дж.Свифт стр.7)
Ближе к завершению памфлета четко вырисовывается основной противник Свифта – английское правительство. Писатель словно сам становится на мгновение одним из его представителей, а его «предложение» - программой для дебатов. Свифт смеется над законодателями, выставляя свою идею, как «нечто основательное и реальное, <то, что> не требует ни особых расходов, ни больших хлопот, находится полностью в пределах наших возможностей и не таит в себе опасности навлечь на нас гнев Англии». В данном контексте эти слова, типичные для тогдашних политиков, звучат с горькой иронией: «предложение» Свифта обернулось бы для страны чем-то не более полезным, чем реальные законы, поступающие от правительства.
Нельзя не заметить, что Свифт в своем памфлете соблюдает строгую композицию. У него имеется вступление, где он, кстати говоря, обрисовывает совершенно реалистическую проблему времени: «толпы нищих женщин с тремя, четырьмя или шестью детьми в лохмотьях», матери, не имеющие возможности прокормить себя и своих детей и засим продающие себя на Барбадос, подчеркнутая необходимость реформ для уменьшения голода, а также абортов и детоубийства. Далее следует основная часть и заключение, причем в последнем можно выделить еще несколько важных моментов. В первую очередь, автор делает свой памфлет свободным от всяческих нападок, ссылаясь на то, что родители съеденных детей возможно бы сами хотели, чтобы их в свое время так же употребили в пищу, ведь «тем самым они избежали бы целого ряда несчастий и бедности». Другой любопытный момент заключается в том, что сам Свифт отказывается от участия в собственном проекте, так как «младшему ребенку уже девять лет, а жена…пожилая и детей у нее больше не будет». Этим своим высказыванием он подводит своеобразную черту под написанным, подчеркивая несостоятельность своей идеи, так же как и современных ему реальных идей правительства отказом принимать участие в их осуществлении.
Заключение
О социальной и политической значимости данного памфлета можно судить из истории. После выхода произведения появились слухи о возможных репрессиях против писателя, однако это не остановило его, заставив и далее выпускать еще более едкие и злободневные памфлеты, дабы иметь возможность хоть как-то попытаться защитить Ирландию, с каждым годом беднеющую под гнетом Англии. Исходя из всего вышесказанного, «Скромное предложение» является одним из самых ярких проявлений желчного пессимизма, с которым Свифт смотрел на своих современников и человечество в целом. Известно, что писатель отвергал общепринятую в Новое время идею совершенствования человечества. С точки зрения Свифта, социальные болезни заложены в самой человеческой природе и, следовательно, неизлечимы. Думаю, можно согласиться с мнением, что после создания «Скромного предложения» Свифт не видел в ближайшем будущем светлых для Ирландии перемен: уж слишком печальной становится его ирония, уж слишком беспросветной ему кажется реальность.
Список используемой литературы
· «Сборник памфлетов XVIII века», 2000г, Дрофа. «Скромное предложение», Джонатан Свифт
· «Введение в мировую журналистику» Г.В.Прутцков
· «Биография и публицистическая деятельность Джонатана Свифта», Виктор Кожбахтеев
· «История зарубежной литературы XVIII века», Сидорченко Л.