Программа групповой консультации с родителями младших школьников




 

Тема. Преодоление заниженной самооценки младшего школьника

 

Выполнила:

Студентка 311 группы

Специальности 050146

Преподавание в начальных классах

Протопопова Елена

 

2013 г.

 

Цель: направление программы на повышение общего уровня самооценки у младших школьников, содействовать оптимизации межличностных взаимоотношений РЕБЕНОК—РОДИТЕЛЬ в семье.

 

План:

1. Вступительное слово.

2. Результаты диагностик.

3. Теоретическое обоснование проблемы.

4. Упражнение «Модальность».

5. Рекомендации.

6. Подведение итогов.

 

 

1. Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время, и пришли на консультацию. Я хочу представить Вам информацию о ваших детях. Хочется сказать, что ваши дети очень умные, добрые, отзывчивые ребята. Я надеюсь на то, что совместными усилиями нам удастся справиться с небольшими возникшими трудностями у ребят.

Хочется сказать, что самооценка– это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер (Куперсмит).

Я проводила ряд диагностик на выявление самооценки у ваших детей и могу сказать следующее: у ваших детей выявлено, что самооценка занижена, а неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей детей, свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребят, поэтому необходимо выявить конфликтную зону в системе взаимоотношений детей и вас - родителей. Не стоит бояться этих слов (занижена, неадекватна), так как самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

Для того, чтобы выявить на каком уровне находится самооценка у детей, я пользовалась такими диагностиками, как методика А.В. Захаровой, которая направлена на определение эмоционального уровня самооценки (Приложение).

2. Полученные результаты представлены в следующих таблицах:

Таблица 1

Выявление эмоционального уровня самооценки (методика А.В. Захаровой).

 

Ф.И. Уровень самооценки Отношение с близкими людьми Социальная заинтересованность Индивидуализация
Стас К. Низкая Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Вероника А. Низкая Допускает давление бабуш., матери, отца,брата. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Женя П. Низкая Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Артем Ч. Низкая Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Настя К. Низкая Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими

 

Таблица 2

Результаты исследования уровня самооценки (по методике Л.П. Пономаренко.)

Ф.И. Балл по исследованию Уровень самооценки. Средний балл успешности обучения
Вероника А.   Низкая. 3.4
Женя П.   Низкая.  
Настя К.   Низкая. 3.8
Артем Ч.   Низкая. 3.7
Стас К.   Низкая. 3.6

 

3. Во всех детях мы замечаем нужду в безопасности и развитии — это начало начал.

Но в чем ваш ребенок нуждается? Мы привыкли говорить, что все одинаково важно. Конечно. Но в паре безопасность — развитие,для нас, конечно же, важнее развитие. Нам важно запустить тяжелый маховик развития, чтобы оно никогда не останавливалось, ни в 9—12, ни в 25, ни в 75. Но тут и начинается самое интересное — развитие не идет до тех пор, пока не удовлетворена потребность ребенка в безопасности.

Например, отец бьет сына, чтобы лучше учился, — результат нетрудно предсказать: сын может получить лучшие отметки, но развитие его останавливается. Взяв в руки ремень, чтобы “вложить ума” отец выбивает ум из ребенка. И не только потому, что взрослый наносит физические травмы сыну, а еще и потому, что нарушается чувство безопасности личности. Там, где нет безопасности, учение на ум не идет.

У ребят лидеров способности развиваются полнее, чем у тех, кто чувствует себя в коллективе неуверенно. Мы часто говорим, что для хорошего учения нужно чувство успеха. А почему? Да потому, что успех и дает чувство полной безопасности. Когда потребность в безопасности удовлетворена, полностью включается потребность в развитии, и ребенок умнеет на глазах. Чем сильнее действует одна потребность, тем сильнее проявляется другая. Чем более озабочен своей безопасностью ребенок, тем меньше потребность в развитии, и само развитие приобретает в этом случае уродливый характер. Ребенок научается хитрить, ловчить, обманывать. Он изобретает потрясающие способы отлынивать от работы. Вряд ли вы хотите, чтобы развитие вашего ребенка приняло такое направление.

Конечно, для развития нужны опасности. Не надо их бояться. Но пусть это будут опасности, которые всегда встречаются на пути предприимчивого смелого человека.

В книге “Рождение гражданина” В.А. Сухомлинский писал: “В годы отрочества человек больше, нежели в другой период своей жизни, чувствует потребность в помощи, совете... Иногда ребенок одинок, хотя вокруг него люди.

Одиночество среди людей опасно. Оно заключается в том, что никто — ни учитель, ни родители — не знают, чем живет ребенок.

Не спешите отогнать тревогу. Она пришла законно. Она говорит вам, что человек растет, что он становится самостоятельнее, ищет какую-то свою, не совсем протоптанную дорогу в жизни. Уберечь его мы не можем. А вот помочь найти, выбрать — не только можем, но и должны”.

А для этого надо по-новому взглянуть на семью: здоровая ли в ней атмосфера?

Едва ли полезет на строительные леса мальчик, которого отец научил забираться с рюкзаком на высокую гору. Скорее всего, не возьмет сигарету подросток, который привык дышать чистым воздухом лыжных походов. И уж конечно, не обидит человека ребенок, когда ему в семье ежедневно подают пример такой “эмоциональной культуры”, которая, по словам В.Л. Сухомлинского, является “азбукой нравственного благородства”.

Ребенок взрослеет. Вас это тревожит? Не спешите отогнать тревогу, она пришла законно.

Давайте выполним такое упражнение:

4. Упражнение “Модальность” (МОДАЛЬНОСТЬ - от лат. modus вид и способ) вид и способ бытия или события. Категориями модальности являются: возможность, действительность, необходимость, соответственно которым существует модальность проблематического суждения. Модальный – обусловленный обстоятельствами, относящийся к модальности; модальный анализ – исследование существа модальности.)

Инструкция: почувствуйте себя ребенком. Какие слова ваш ребенок чаще всего слышит дома? Примерно следующие: “Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен уважать старших!”, “Ты должен слушаться старших!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право...”, “Тебе интересно...”.

А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы чаще всего говорите о себе, обращаясь к ребенку. А говорите следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полно право...”, “Я знаю, что делать...”, “Я старше и умнее...” Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ребенку.

Ребята понимают, что они “не могут ничего”, для них одни запреты, а взрослые “могут все”, у них полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость, обостряя взаимодействие детей с взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не “вытянуть” возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся.

 

Типичная фраза Как необходимо говорить
“Ты должен хорошо учиться!” “Я уверен, что ты можешь хорошо учиться”
“Ты должен думать о будущем!” “Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию ты планируешь выбрать?”
“Ты должен уважать старших!” “Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека”.
“Ты должен слушаться учителей и родителей!” “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.

 

5. Я хочу представить вам некоторые рекомендации (По данным Л. И. Божович) для повышения самооценки у ваших детей:

-педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;

-и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;

-работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;

-педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;

-педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;

-обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

-проводить с детьми релаксационные игры;

-предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;

-предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);

-предоставлять детям возможность делать выбор.

6. Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс занижения самооценки в результате необдуманных поступков родителей. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.

Спасибо за внимание! Если есть какие-либо вопросы, то я готова на них ответить.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Демидова М.Ю., Иванов С. В. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе/ М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, М.: Просвещение, 2009.

2. Джемс, У. Психология // Самооценка/ У. Джемс.- 86 с.

3. Люблинская, А.А. Отношение к себе/А.А. Люблинская.- М.: Просвещение, 1977. - 212 с.

4. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000. –608 с.

5. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.kremlin.ru/transcripts/1968

6. Формирование адекватной самооценки младшего школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xreferat.ru/77/7642-1-formirovanie-adekvatnoiy-samoocenki-mladshego-shkol-nika.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: