Ожидаемые результаты реализации концепции.




В результате реализации концепции комплекс “лицей-колледж-вуз” должен обеспечить научно-методическое и программно-нормативное обеспечение субъектно-ориентированного профессионального образования в соответствии с современными подходами к его организации при непосредственном участии передовой педагогической науки и практики; эффективное действие колледжа с социокультурной средой в интересах оптимальной самореализации выпускников колледжа.

Исходя из этого:

1. Критерий результативности:

· изменение статуса колледжа на гуманитарно-педагогический колледж;

· совершенствование обеспечения преемственности и непрерывности образования по всем специальностям;

· создание развивающего образовательного пространства на ступенях: лицей, колледж за счет совершенствования и развития диалоговых технологий и организации самостоятельной работы обучающихся;

· целостный процесс развития и обобщение творческого потенциала личности, развитие специалиста как субъекта профессиональной деятельности;

· дальнейшее развитие интереса преподавателей к совершенствованию инновационной деятельности и самореализации;

· системно-функциональная готовность и способность специалистов к решению нестандартных задач в сфере своей профессиональной деятельности;

· использование новых информационных технологий в преподавании дисциплин большинством преподавателей;

· разработка и появление новых систем контроля знаний, умений, качеств и развития будущих специалистов.

2. Критерий затрат времени:

· сокращенный срок обучения в ВУЗе для студентов, закончивших колледж, а следовательно

а) экономия государственных средств для выпускников колледжа, продолжающих обучение в бюджетных группах вуза.

б) экономия личных средств выпускников колледжа, продолжающих обучение в коммерческих группах.

 

Проект экспеременетальной площадки по проблеме «Личностно-ориентированный подход» в подготовке специалистов – основное условие создания развивающего образовательного пространства.

ХХ! Век – это век атома, электроники, информатизации, поэтому стратегические цели будущего – повышение интеллектуального потенциала человека-специалиста любого профиля.

Актуальность проблемы: качество начинается с самой личности человека, развития ее духовно-творческих возможностей, реализуемых в созидательно-преобразующей деятельности, в результате которой и рождается новое качество. Отсюда и роль образования, призванного обеспечить формирование такой личности, способной осуществить качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности.

Одной из сложных и ключевых проблем современного образования является проблема личности и ее развитие в специально организованных условиях, имеющая различные аспекты. Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психологическая проблема, которая выполняет определенные функции и формируется, чтобы обслужить эти функции. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая черта личности, которая характеризуется как социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей. Взаимодействие человека с обществом, или социализация,- это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь. Однако, усваивая социальный опыт, личность в силу своей природной активности сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности, вследствие чего происходит не только преобразование самой личности, но и общества.

Отсюда проблема соотношения обучения и подготовки будущего специалиста и его развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения и, в конечно счете, качества жизни.

В многообразных действиях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Для различия познаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория «потребность». Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. Изучение потребностей-своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры.

Однако сегодня профессиональная средняя школа пока еще не лучшим образом воспитывает потребность в использовании потенциала фундаментальных дисциплин, не дает достаточной широты и глубины функционального профессионального образования в целом. Переход от потребностей к формированию цели проходит через мотивы. Сущность и особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны- со стороны ее «самости». Таким образом, при подготовке будущего специалиста необходимо определить ее потребности, разработать мотивы реализации этих потребностей, что обуславливает ценностные ориентации, которые отражаются в нравственных идеалах, являющихся высшим проявлением Целевой детерминации деятельности личности. Все это позволяет создать развивающее образовательное пространство, где будет воспитываться творческая личность будущего специалиста.

Цель эксперимента: Создание оптимальных условий для обеапечения развития личности будущего специалиста с учетом его потребностей, мотивов, воспитания ценностных ориентаций и развития творческих способностей в выбранной профессии через самообразование и саморазвитие.

Гипотеза: активное включение современных педагогических технологий с учетом личностно- ориентированного обучения позволит разработать и внедрить системы обучения и воспитания будущих специалистов, имеющих ценностные ориентации профессинальной деятельности в условиях развивающей среды, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Обьект исследования: Учебно- воспитательный процесс подготовки специалистов среднего звена.

Предмет исследования: Педагогические технологии обучения и воспитания в условиях личностной ориентации.

Задачи эксперимента:

1.Провести монитогинг существующих личностно-ориентируемых технологий обучения и воспитания.

2.Усовершенствовать модели специалистов с учетом потребностей и мотивов современных ценностных ориентаций.

3.Усовершенствовать учебно-методические комплексы по дисциплинам с учетом личностно-ориетированного подхода.

4.Создать морально-психологический климат в коллективе, мотивированность к достижению высоких результатов в своей работе.

5.Провести психологическое диагностирование по выявлению возможностей и способностей каждого студента.

6.Првести психологическое диагностирование по выявлению возможностей и способностей каждого студента

7.Изучить у студентов уровень значимости профессиональных качеств специалиста и разработать систему по их воспитанию.

8.Изучить потребности студентов и разработать мотивационные системы, позволяющие воспитывать у студентов соответсвующие ценностные ориентации.

9.Разработать проекты внедрения новых педагогических технологий, направленных на развитие и саморазвитие обучающихся как личностей. Переход от организации самостоятельной работы студентов на управление самостоятельной учебно- воспитательной деятельностью обучающихся и педагогического руководства этой деятельностью на педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов.

10. Провести апробирование личностно- ориентированных технологий с учетом возможностей и потребностей и потребностей преподавателей.

11. Определить комплекс диагностических методик оценки качества внедрения технологий.

12. Усовершенствовать систему самостоятельной и исследовательской работы студентов с учетом их возможностей.

13. Разработать систему работы с наиболее способными студентами в различных областях знаний.

Данный эксперимент базируется на следующих основных принципах: интеграции, преемственности, предвидения, опережающего события, субъективной ориентации, гибкости и вариативности, личного педагогического взаимодействия, диалогизации отношений субъектов образовательного процесса.

Сроки и этапы эксперимента.

1 этап. Эмпирический.(2000-2001г.г.) – мониторинг существующих педагогических личностно-ориентированных технологий в России и за рубежом. Проведение постоянно действующего семинара по данной проблеме. Исследования и диагностика студентов по различным направлениям.

2 этап. Гипотетический (2001-2002 г.г.) – разработка проектов внедрения педагогических личностно-ориентированных технологий и их апробация рядом преподавателей. Диагностирование качества обучения по новым технологиям.

3 этап. Экспериментально-теоретический (2002-2003) – подготовка методических рекомендаций по внедрению личностно-ориентированных технологий и дальнейшее их совершенствование.

4 этап Прогностический (2004-2005г.г.) – распространение опыта по внедрению личностно-ориентированных технологий и дальнейшее их развитие.

Методы исследования:

Методы изучения педагогического опыта: изучение опыта личностно-ориентированных технологий в России и за рубежом, изучение хода работы преподавателей по проблеме в стенах колледжа, наблюдение, анкетирование, изучение курсовых, дипломных работ, дневников по практике, педагогической документации, стимулирование развития тех потребностей, которые ориентированы на самореализацию каждого члена коллектива через его творческую деятельность.

Методы теоретического исследования: теоретический анализ (индуктивные и дедуктивные методы), изучение литературы, педагогической печати, справочной педагогической литературы, УМК на предмет исследуемой проблемы.

Математические и статистические методы: регистрация, шкалирование, теория нечетких множеств, моделирование.

База эксперимента:

1.Сыктывкарский педколледж №1 им. И. А. Куратова.

2.Гуманитарно-педагогический лицей при педколледже.

Оценка ожидаемых результатов.

Критерий результативности:

1.Обеспечение качественной подготовки каждого студента и воспитание соответствующих ценностных ориентации через самосознание и саморазвитие.

2.Научно-методическое и дидактическое обеспечение личностно-ориентированных технологий.

3.Создание развивающего образовательного пространства.

Прогнозируемые результаты.

1.Ожидание возможных положительных результатов:

По эмпирическому этапу – развитие интереса преподавателей к личностно- ориентированным технологиям, разработка системы ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке, создание новых концепций.

По гипотетическому этапу- для перехода от эмпирического уровня исследования к экспериментально-теоретическому;научно-методическое и дидактическое обеспечение внедряемых технологий:

· системы диагностирования качества обучения по новым технологиям;

· модели специалистов с учетом личностно-ориентированного подхода;

По теоретическому этапу – методические рекомендации по внедрению личностно- ориентированных технологий;

По прогностическому этапу – проведение на базе колледжа действующих семинаров по распространению опыта и дальнейшее совершенствование и развитие личностно- ориентированных технологий.

2.Возможны следующие потери и негативные последствия:

· отток кадров, не сумевших перестроиться на работу в данных условиях;

· некоторые потери в существующей системе контроля ЗУН студентов;

3.Компенсация потерь и негативных последствий:

· совершенствование научно- методической деятельности преподавателей, защита кандидатских диссертаций;

· создание временных творческих групп по разработке и апробированию технологий;

· конкурентноспособность выпускеиков на рынке труда;

· участие в международных программах с получением грантов.

4.Средства контроля и обеспечение достоверности результатов:

· психологическое и социометрическое диагностирование;

· промежуточный контроль разноуровневого характера;

· изучение творческих работ студентов;

· тестирование;

· собеседование с руководителями практики в базовых учебных заведениях;

· результаты математического и статистических форм исследования.

Особые условия:

Для реализации проекта необходимо научное консультирование ИСПО РАО.

 

Проект “Интеллект”

(для реализации эксперимента на базе лицея)

Гуманитарно – педагогический лицей при Сыктывкарском педколледже № 1 им.И.А.Куратова – инновационное учебное заведение, являющееся I ступенью в многоступенчатой подготовке будущих учителей начальных классов, изобразительного искусства и черчения лицей реализует общеобразовательные программы 10-11 классов среднего (полного) общего образования.

Лицей создан в основном для сельских школьников в целях обеспечения доступности и вариативности общего образование и ранней профориентация и развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья.

Условно, можно выделить три группы учащихся в лицее:

1. Учащиеся с хорошим общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Учащиеся с признаками специального умственного развития в определенных областях науки (специализация поступления во время приема.).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психологического склада, незаурядными умственными способностями.

Исходя из определения этих групп учащихся, главными направлениями в лицее являются следующие:

1. Создание условий для оптимального развития учащихся, чьи способности на настоящий момент могут быть еще не проявлены; просто способных учащихся, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественных скачок в развитии их способностей.

А отсюда задачи:

1.развитие у учащихся качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих их ориентироваться в сложном мире социальных отношений;

2. формирование гуманитарного стиля мышления;

3. формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы ее развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

4. утверждение здорового образа жизни школьника;

5. развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей учащихся;

6. свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи наставничества;

7. Особое внимание к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе учащихся.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: