Развитие культуры на украинских землях в XIV-XV вв.




Развитиекультуры украинских земель в второй половине ХIV-ХV вв. происходил впротиворечивых условиях. Непосредственное влияние на него имели политические, общественные ихозяйственные отношения.

 

Так, украинские земли попали подвласть иностранных государств: Польши, Венгрии, Литвы, Османской империи иМосковского государства. Условия развития культуры в этих государствах были разными. Несмотрянегативность этого процесса, он имел и положительный момент: культура украинскийземель стала открытой для внешнего влияния. Так, через Польшу сюда прониклизападноевропейские формы - идеи гуманизма, Возрождение и т.д. Однако украинскимкультура полностью не заимствовала какие идеи, а объединяла различные элементыкультурных влияний на основе древнерусского наследия, в результате чего возникалинастоящие шедевры мирового уровня, которые должны четко определенное национальноеокраски. Также украинский, не имея собственной высшей школы, получили возможностьучиться в европейских университетах, приобщаясь к общеевропейскомукультурно-образовательного развития.

 

Во второй половине ХIV-ХV вв.началась активная экспансия католической церкви, особенно в Галичине и наПодолье, что превратило украинский земли на арену противостояния между католиками иправославными. Православная церковь, теряла поддержку государства, моглаопереться лишь на собственный народ, на его творческие силы.

 

Кроме того, из Украины проходилаграница между христианской и мусульманской цивилизациями, тоже влияло накультурные процессы.

12 Появление книгопечатания на украинских землях Крупнейшая типография была открыта в Киево-Печерской Лавре в 1616 г. Первая книга, которая была там выпущена, - "Часослов" - учебник для братских школ, впоследствии - "Псалтырь". Лаврская типография долгое время, вплоть до петровских репрессий против Украины после Северной войны, наряду с религиозной литературой, выпускала и светские издания: "Узор" в честь украинского церковного и деятеля Елисея Плетенецкого (1622), "Стихотворение на жалосний погреб Зацный рыцаря Петра Сагайдачного "(1622)," Лексикон "выдающегося украинского лексикографа Памви Беринди подобное. Книжный печать сыграл важную роль в распространении образования в Украины

13 Творчество писателей-полемистов XVI в. Полемическая литература представлена рукописными и печатными памятниками древнебелорусской книжности на церковнославянском, древнебелорусском, украинском, польском и латинском языках. Среди православных полемистов, в зависимости от литературной формы их произведенией и взглядов на развитие просвещения, И.Шевченко выделяет традиционалистов (Василий Суражский с произведением “О единой вере” (Острог, 1588) и Иван Вишенский), крайнее “передовое” крыло (Мартин Броневский, автор “Апокрисиса”) и центристов (анонимный автор “Перестороги”, которая вышла в 1605 или 1606 г.). При этом все они негативно относились к католической догматике. Первые писали слегка полонизированным, белорусизированным или украинизированным церковнославянским языком, используя византийские традиции. Третьи – полонизированным разговорным языком, вторые - польским языком на латинский манер.

Православные чаще, чем униаты, писали полонизированным разговорным языком, а произведения первого периода – и православные, и униатские, и католические – были в большинстве польскоязычными.

Характеризовалась жанровым разнообразием: имела форму открытых посланий, воззваний, трактатов, сатирических памфлетов, проповедей. Преимущественное большинство писателей-полемистов – церковные деятели. Писатели-полемисты – защитники унии и их оппоненты – использовали широкий набор аргументов (юридических, исторических, религиозно-теологических), литературных приемов, специфических языковых и разнообразных изобразительно-образных средств. Полемическая литература пересыпана разного рода каламбурами, рифмованной прозой, трагическими плачами Среди писателей древней украинской литературы величайшим полемистом конца XVI - начала XVII столетия был Иван Вишенский.

14 Основание Острожской академии и Киево-Могилянский коллегиум. Острожская славяно-греко-латинская школа, основанная в 1576 г. князем Константином Острожским, стала первым высшим учебным заведением в Восточной Европе. Первым ректором был Герасим Смотрицкий, в школе преподавали такие известные люди как Демьян Наливайко, Кирилл Лукарис и прочие. С основанием в Остроге иезуитской коллегии в 1624 году школа пришла в упадок и в 1640-м прекратила своё существование. Киево-Могилянская Академия в 1701-1760 гг

 

В первой половине XVIII века Киево-Могилянская Академия достигла своего расцвета, став наиболее престижным учебным заведением Российской империи. Слава о ней распространилась и среди православных народов на Балканах, представители которых регулярно поступали в ряды ее студентов.

15 Григорий Сковорода - просветитель, философ, поэт. Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) – выдающийся философ, просветитель. Выдающийся философ, писатель и поэт XVIII ст. Григорий Сковорода, проповедовавший среди народа идеи гуманизма, основанные на критике социального неравенства и возвеличивании людей труда, родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи на Полтавщине в семье казака Лубенского полка. В своих произведениях мыслитель раскрывал философские, общественно-политические и этические проблемы, центральное место среди них принадлежало вопросу о счастье человека Из литературных произведений ГСковороды видо мы сборник стихов \"Сад божественных песней\", сборник басен \"Басни харковскияних песней", збірка байок "Басни харковскія".

16 Украинское барокко в архитектуре второй половины XVII-XVIII вв В украинской архитектуре XVII в утверждается барокко, настоящий расцвет приходится на время ИМазепы На землях Украины этот итальянский стиль набрал новых художественных форм и национального колорита в и получил название украинского, или казацкого барокко Мерами И Мазепы построен Спасскую церковь Агарский монастыря возле Лубен на Полтавщине, церковь Всех Святых в Киево-Печерской Лавре - настоящую жемчужину между всеми церквами украинского бароккорокко.

 

По приказу ИМазепы был перестроен Софийский собор, Успенская церковь Лавры и Михайловскую церковь Выдубицкого монастыря Кроме того, по всей Левобережной Украины во второй пол XVII - нач XVIII в был сооружен ряд монастырей с храмами, колокольнями, оборонительными стенами и башнямштами. К другим шедеврам украинского барокко можно отнести церковь всех святых над Экономическими воротами Киевской лавры (1696-1701), Екатерининскую церковь в Чернигове (1715), а также Преображенскую церковь в поселке Сорочинцы (1728-1732).

17 Театральное искусство второй половины XVII-XVIII вв. На последнюю треть XVII - первой пол XVIII в приходится расцвет украинского театра, основанного на школьной драме и был связан с деятельностью Киево-Могилянской коллегии Здесь написаны украинские мо овою и поставлены многоактного драмы пасхального и рождественского циклов, исторической тематики, интермедии - юмористические сценки, которые играли в антрактах Среди самых известных школьных драм следует назвать \"Алексею и, человек Божий \"неизвестного автора,\" Воскресение мертвых \"Г Конисского, рождественские и пасхальные школьные драмы М Довгалевского да ими М. Довгалевського та ін.

 

С XVII в в Украину бытовала народная драма (\"Царь Ирод\", \"Коза\", \"Маланка\", \"Трон\"), действовал народный кукольный театр - вертеп

 

Нанрикин XVIII в в Украине возникают профессиональные театральные труппы В 1778 г во Львове открыли первое постоянное театральное помещение Первая профессиональная театральная труппа в Украине - Харьковский свободный теат тр - возникла в 1789 г Кроме того, в усадьбах крупных землевладельцев существовали домашние любительские театртеатри.

18 Состояние образования в XIX в. Во второй половине XIX в., Как и первое, развитие украинской культуры происходило в условиях колонизаторских политических режимов, господствовавших в Украине. Больше всего они донимали народному образованию. Начальных и средних школ не хватало. В образовании изменения стали ощутимыми уже на рубеже 60-х гг Молодая интеллигенция, студенты, объединившиеся в общины, активно занимались созданием воскресных школ. В 1862 г. в Украине их было более 110. Преподавание во многих из них производилось украинском языке, издано было буквари и учебники, в том числе «Букварь» Т. Шевченко. Но того же 1862 царское правительство решило закрыть воскресные школы, а многих организаторов и преподавателей этих школ были арестованы.

19 Развитие науки 19 в В условиях, когда большинство населения украинских земель не умела читать, а успехи в развитии образования были незначительными, прогресс в науке поражал воображение.Во второй половине XIX в. в Европе наблюдался расцвет естественных и точных наук: химии, физики, геологии, ботаники, биологии, математики. Центрами научных исследований становились университетские лаборатории. Университеты на украинских землях сделались важными научными центрами как Российской империи, так и Европы.Развивка наук обусловили следующие факторы:· Развитие промышленности после реформ 60-70-х гг, нуждавшийся квалифицированных специалистов и новых технологий;· Общеевропейский прогресс в науке и технике;· Распространение и дальнейшее доминирование философии позитивизма, которая способствовала поисковые достоверных и точных измерений физических и общественных явлений;· Отсутствие идеологической окраски в исследованиях, а значит - конфликта с властью, хотя и не всегда.В течение второй половины XIX в. появилась плеяда выдающихся ученых мирового уровня, которых, к сожалению, относимые к русских, поляков или других народов, на землях которых в силу разных обстоятельств им пришлось работать. На самом деле они были сыновьями украинского народа, которого не чурались.

20 Характерные черты развития украинской литературы во второй половине XIX в Во второй половине XIX в. романтизм в литературе уступил место реализму. Последний предполагал отражения реальной действительности и окружения героя, точное воспроизведение всех аспекты жизни, обоснование действий и чувств персонажей психологическими и социальными условиями. Как и в других европейских литературах, в украинский литературе зародыши реалистического стиля были связаны с фольклором, с народными юмористическими и сатирическими рассказами, а также с древней литературой. Своеобразие украинской литературы сказывались и на особенности украинского реализма. Обращение к народных источников, захват этнографизмом и длительное господство романтических взглядов, замедленный и деформированное вследствие исторических обстоятельств развитие литературы в предыдущий период обусловили то, что романтизм с его увлечением героизмом прошлого, поэтизацией сильных страстей и крепких людей казацкой суток сосуществовал с реализмом в творчестве писателей второй половины XIX в.

 

Художественные и публицистические произведения выдающихся деятелей украинской культуры второй половины XIX в. содержащие размышления о тогдашнем настоящем и будущем украинского народа, отражают исторические подвиги прошлого, воспевают освободительную борьбу за государственной независимости Украины. ереход от романтизма к реализму хорошо заметно на творчестве Марко Вовчок (Мария Вилинская-Маркович, 1834-1907). Она продолжила тему творчества Тараса Шевченко, посвященную положению закрепощенного крестьянства, особенно женщин («Одарка», «Аграфена», «Казачка»). Средствами фольклора писательница воспользовалась в сказках и рассказах для детей.

21 Развитие профессионального театра XIX в IX в. стало продолжением тех явлений, которые происходили в театральной жизни XVIII в. Основным содержанием процессов, которые разворачивались в первой половине века в развитие украинского театра, было формирование профессионального театра. По содержанию и стилю украинском театр принадлежал к семье европейских театров, сохраняя при этом яркий национальный характер.

 

Посещение театра стало в этот время обычным явлением, поэтому спектакли происходили постоянно. Возник и новый тип исполнителя - профессиональный актер. В театральных спектаклях на сцене появились женщины, чего раньше не было. Репертуар театров отличался пестротой, спектакли относились украинском, польском и русском языках.

22 Музыкальная жизнь во второй половине XIX в Центрами формирования профессионального музыкального искусства в Приднепровье становились преимущественно крупные города - Киев, Харьков, Полтава, Одесса и т.д. В этих городах сосредоточено театральное жизни, состоялись гастроли оперных коллективов, оркестров и отдельных исполнителей. В гимназиях и высших учебных заведениях, где излагалась музыку танцы, при случае различных событий устраивались любительские концерты и музыкальные вечера. Признаком городской жизни стали выступления военных духовых оркестров в городских садах и театрах. Появились талантливые пианисты и композиторы, которые писали фортепианной произведения - вариации на темы украинских народных песен.

 

В течение первой половины XIX в. в Приднепровской Украине появились первые музыкальные общества, вели концертную деятельность: Филармоническое общество в Одессе (1842 г.), Симфоническое общество любителей музыки и пения в Киеве (1848 г.). На западноукраинских землях переход под власть Габсбургов способствовал некоторому пробуждению музыкальной жизни. На это влияло установление непосредственных связей с Веной, который был центром тогдашнего европейской музыкальной жизни. Ведущее место в культурно-художественном жизни Львова заняли известные европейские музыканты: учитель польского композитора Ф. Шопена, дирижер немецкого театра И. Эльснер и немецкий композитор и дирижер А. Нанко.

23 Украинская живопись XIX в.: И. Репин, А. Куинджи, Т. Шевченко Среди художников-передвижников и приверженцев других художественных течений было немало украинский происхождением и душой, которые были очарованы Украины и в своем творчестве стремились воссоздать пейзажи, быт, национальный характер украинский.

 

Одним из самых ярких художников был Украинский происхождению Илья Репин (1844-1930), автор известных полотен на украинскую тематику: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Вечерницы» и др. О том, что его вдохновило на написание «Запорожцев», Репин писал: «Чертовски народ?? Никто во всем свете НЕ чувствовал так глубоко свободы, равенства, братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ниче не подчинилось? "

24 Украинский авангард 1900-1910-х гг К. Малевич, М. Бойчук, О.Архипенко. Историю авангардной живописи в Украине (как и во всем мире) можно условно разделить на два периода Первый охватывает 1907-1914 гг Мировая и гражданская войны прервали определенной мере этот процесс Второй пер период начинается с 1920 г, когда снова взорвались творческие силы во всех видах искусства: литературе, театре, живописи, архитектуре Этому бурному желанию постигать новые формы был положен конец в 30-х г Окаха в Советском Союзе, Германии, Италии и др. - тех государствах, где победили тоталитарные или фашистские режимы Причиной уничтожения авангарда была монополия одной идеологии, оказывалось несовместимым с м истецтвом, рассчитанным не столько на чувственное, сколько на интеллектуальное восприятие, активизирует стремление к истине, формирует критичность Добавилось и то, что сложность языка нового искусства исключает официальный контроль над инакомыслияисленням. Яркой художественной личностью был Казимир Малевич, создатель супрематизма Он хоть и жил большую часть жизни вне Украины, но украинские по происхождению, никогда не порывал связей с ней Желая выражение зиты \"чистое\", независимое от материи духовное бытие, художник должен был отказаться от земных \"ориентиров\" и посмотреть на окружающие вещи как из космоса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: