Понятие слова цивилизация




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Теория организации

на тему:

«ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

 

Студент Бойков Андрей Владимирович

Ф.И.О. (полностью)

 

Научный руководитель:

к.т.н., доцентКарасев Виктор Александрович

ученая степень, звание Ф.И.О. (полностью)

Москва 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

 

Понятие слова цивилизация. 6

Понятие слова информация. 11

Ценность информации. 21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. Именно информация дала толчок к появлению теорий о существовании цивилизаций. Само слово «информация» употребляется нами повсеместно, но мало кто может с уверенностью ответить на вопрос – Что же такое информация?

Тема «Значение информации в возникновении и развитии цивилизации» мне интересна, так как важно понимать значение терминов цивилизация и информация в современном мире. Какова ценность информации во Вселенной и какую роль она играет в возникновении цивилизаций.

Актуальность. Мы с Вами живем в так называемой «информационной эпохе». Это время характеризуется широкими возможностями для отдельных лиц (свободно передавать/принимать информацию), а также мгновенным доступом, как к освоенным знаниям, так и к любой другой информации. Предпосылками к развитию информационной эры стали последствия информационной революции в области информационных технологий. Возрастание роли информации как ресурса привело к официальному признанию ведущими государствами мира нового вида войн — информационных войн. Но что лежит в основе информации? Как воспринимать, обрабатывать, хранить, преобразовывать и передавать информацию? А тем более, каково значение самой информации? Эти темы в настоящее время не достаточно изучены, но ответы на них могут иметь большое как теоретическое, так и практическое значение.

Цель курсовой работы. Основная цель работы заключается в изучении феномена возникновения цивилизаций. Определение понятия и свойства информации, а также, какое значение играет информация в развитии цивилизаций.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Определить понятие цивилизации;

2. Определить понятие информации;

3. Оценить важность различной информации;

4. Оценить значение информации в возникновении и развитии цивилизации.

 

 


 

Понятие слова цивилизация

В современной науке сформировано более 300 определений культуры и цивилизации [27], что свидетельствует о многообразии подходов в их изучении. Отсутствие единых критериев для выделения определения «цивилизация» ведет к расплывчатости и сложности его понимания. А раз отсутствуют критерии, то невозможно сформулировать и понятие «цивилизации», которое до сих пор остаётся предметом споров, как и их границы, и количество. Кроме того, цивилизационный подход апеллирует к понятиям, выходящим за рамки науки, и как правило связанным с «духовностью», трансцендентностью, судьбой и т. д. Всё это ставит под вопрос научность учения о цивилизациях [6].

Этнолог В. А. Шнирельман также пишет, что в цивилизационном подходе акцент делается на культуре, и в силу расплывчатости и сложности этого понятия чёткие критерии выделения цивилизаций установить невозможно. Нередко при установлении границ цивилизаций руководствуются националистическими идеями. Беспрецедентную популярность цивилизационного подхода в постсоветской России (в том числе и в научных кругах) учёный объясняет кризисом идентичности, охватившим общество после распада СССР. Особую роль в этом сыграли, по его мнению, широко известные построения Л. Н. Гумилёва. Расцвет популярности цивилизационного подхода в России совпал с периодом доминирования неоконсервативных, националистических и неофашистских идеологий [29].

«Цивилизационный подход», который располагает одним единственным понятием — «цивилизация», вернее даже не понятием, а словом, в которое разные авторы вкладывают совершенно различные значения. На одном семинаре, посвященном этому подходу, докладчик насчитал 22 смысла, которые вкладывают его сторонники в слово «цивилизация». Совершенно неудивительно, что все разговоры об этом подходе представляют собой переливание из пустого в «порожнее» [10].

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis – гражданин, civilis – гражданский, государственный) – понятие, известное со времен античности, где оно как некая форма и порядок жизни противопоставлялось варварству, а в качестве самостоятельного термина, соотнесенного с понятием «культура», вошло в словоупотребление и научное обращение в XVIII в. Именно в это время оно приобрело широкий социально-философский смысл для обозначения определенной стадии всемирно-исторического процесса и ценностей гражданского общества, основанного на началах разума, справедливости и законности [21].

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, общественный) - 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). С победой социализма начинается становление новой, коммунистической цивилизации; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством [23].

ЦИВИЛИЗАЦИЯ — понятие, не имеющее четкого, однозначного определения. Особенно сложным является взаимоотношение понятий «цивилизация» и «культура». Часто цивилизация выступает синонимом термина «культура» или обозначает особый этап в развитии культуры. В современной культурологии, исторической и социальной науке, все большее признание получает трактовка цивилизации, как социокультурного феномена, ограниченного временными и пространственными параметрами (социокультурная самобытная общность людей), в основе которого лежит ментальность и культура [3, c. 452].

Часто создается впечатление, что «цивилизационщиков» роднит с наукой только употребляемый ими язык. Следзевский видит задачу, как «отделения научно осмысленных утверждений от псевдоутверждений и утверждений спекулятивного, мифологического характера». Не ясно только, как это можно было бы сделать. «Как способ знания, базирующийся на научном языке, цивилизационный подход не может служить вполне адекватным способом постижения сложного и бесконечного содержания феномена цивилизации. Данное обстоятельство ограничивает эвристическое значение теории цивилизаций» [4, c. 7].

Само появление понятия «цивилизация» является результатом дискриминации различных групп людей. Антропологи объясняют существование субъективных отличий между популяциями во врожденном «внутреннем механизме» - страха перед людьми внешне отличающимися от их семейства. Отторжение обусловлено боязнью борьбы одной популяции за ограниченные ресурсы с «чужими» людьми [16].

Врожденный рефлекс служит причиной начала многих «человеческих войн» — это аналог поведения животных, которые сражаются за территорию или конкурируют за еду или партнёра [46]. Что касается частоты заболеваний, умственных расстройств, рождаемости, показателей успеваемости детей в школе и по многим другим показателям расы очень схожи между собой и мало чем отличаются, в основном внешними признаками [17]. Человечество не может разделяться на строго разграниченные категории с четкими границами. Все расы составляют единый подвид вида Homo sapiens. Даже сам термин «раса», в отношении человека, западные ученые считают утратившим научную актуальность, хотя некоторые специалисты связывают данный подход с длительным периодом расовой дискриминации в этих странах. Однако, вне зависимости от признания расы биологической реальностью или социальной конструкцией, все ученые соглашаются с тем, что человечество представляет собой единый биологический вид, а границы между популяциями не являются жесткими и связаны с географическими, социальными и культурными отличиями [30].

Расизм, который проявляется во многих формах, представляет собой сложное явление, в котором переплетаются многочисленные факторы: экономические, политические, исторические, культурные, социальные и психологические, но не биологические [14]. Дискриминация проявляется не только к людям-конкурентам, но и ко всем остальным видам в целом. Это явление в науке охарактеризовано как антропоцентризм. Наиболее распространённое значение этого слова — экологическое: человек — хозяин природы, и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путём ущемления других биологических видов [8]. По мнению сторонников прав животных, эксплуатация животных человеком, пренебрежение интересами другого вида является такой же дискриминацией, как расизм, сексизм и другие формы дискриминации, что иногда приводит к радикальным действиям, вплоть до терроризма, и планомерных преследований учёных, проводящих эксперименты над животными [25]. В пользу естественности антропоцентризма указывается, что для человека естественно проявлять большую заботу об особях своего же вида, нежели об особях другого [55].

Но почему многим людям нравятся домашние животные? Например, собаки были выведены людьми селективным путем. Питомцы становились все более приспособленными к охоте и внешне выглядели так, как людям этого хотелось [57][53]. Малый размер тела, с непропорционально большой головой, большими и округлыми глазами, «нежными» чертами тела делает некоторых животных похожими на человеческих детей [49]. Люди инстинктивно предрасположены к обороне и заботе о них [40]. Проводились исследования, когда показывали людям фото детей и одновременно проводили функциональное МРТ головного мозга, удалось определить, с минимальной долей погрешности, что чем более «красив» был ребенок с фотографии, тем более активно было прилежащее ядро головного мозга [33][54][47]. Эта та же самая часть мозга, которую стимулирует употребление кокаина и метамфетамина [50]. Аналогичные результаты были показаны и в отношении домашних животных. Расовые признаки, такие как любовь или ненависть к людям и животным определяются генами, которые случайным образом мутируют и в различных условиях среды, одни мутации оказываются «полезными» - популяция увеличивается, а другие «вредными» и как следствие, популяция с этой мутацией вымирает.
Не только биологические признаки влияют на поведение людей, но и социальные условия их жизни. Современная наука выделяет три важнейших фактора, влияющих на формирование личности: генетическую наследственность, культурную среду и обстоятельства жизни. В результате взаимодействия этих составляющих, человек как личность обретает специфический, присущий ему и только ему набор качеств: соответствующие потребности, интересы, темперамент, способности, мотивации, целевые установки, нравственность и т.п. Эти индивидуальные особенности человека, отличающие его от других людей, формируются в значительной степени под влиянием тех социальных и культурных условий, в которых он живет. Это позволяет говорить о принципиальной роли, которую играет общество в формировании и становлении личности, хотя она и может развиваться как в согласии с общепринятыми нормами, так и вопреки им. И в этом плане можно говорить как о положительных, так и об отрицательных чертах личности [1, с. 259]. В силу «мнимых» культурных, этнических, расовых, географических, религиозных и многих других отличий появилось слово «цивилизация», которое ведет к дифференциации различных групп, в основе которых на генетическом уровне лежит конкуренция между популяциями за ресурсы. Западная антропология от «учения о цивилизациях» отказалась и пришла к выводу об открытом и бессистемном характере культуры.

Невозможность придать строгий смысл слову цивилизация не позволяет проанализировать феномен возникновения «цивилизации». Видимо, цивилизационный подход шире научного, имеет совершенно иной гносеологический статус. Дискуссия по данному феномену должна быть не обменом фактами и выводами, а обменом мнениями, сформированными самым причудливым образом. Как это, собственно, и происходит. А место таким дискуссиям – на страницах газет и популярных журналов [7].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: