Понятие слова информация




В настоящее время не существует единого определения термина «информация». С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия [11].

С точки зрения физики, объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения, которое характеризуется обменом энергией объекта с окружающей средой. Изменение состояния одного объекта всегда приводит к изменению состояния некоторого другого объекта окружающей среды. Это явление вне зависимости от того, как, какие именно состояния и какие именно объекты изменились, может рассматриваться, как передача сигнала от одного объекта другому. Изменение состояния объекта при передаче ему сигнала называется регистрацией сигнала. Сигнал или последовательность сигналов образуют сообщение, которое может быть воспринято получателем в том или ином виде, а также в том или ином объёме. Информация в физике, есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Если сигналы и сообщения можно исчислять количественно, то можно сказать, что сигналы и сообщения являются единицами измерения объёма информации.

Одно и то же сообщение (сигнал) разными системами интерпретируется по-своему. Например, последовательно длинный и два коротких звуковых (а тем более в символьном кодировании -..) сигнала в терминологии азбуки Морзе — это буква «Д» (или «D»), в терминологии БИОС от фирмы AWARD — неисправность видеокарты [22].

ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informātiō — «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare — «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») — сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации [13].

Информация материальна и заключена в реальных вещах. При помощи зрения мы получаем, по разным данным от 70% до более 90% всей поступающей информации [20]. Зрение - это возбуждение зрительных, светочувствительных клеток глаза при помощи электромагнитных волн. Все эти волны можно обнаружить и измерить. Слова, которые мы произносим - это вибрация воздуха. Обоняние – это раздражение обонятельных клеток при помощи молекул и как следствие испускание нервного импульса, идущего в головной мозг и т.д. Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализирует поступающую информацию и идентифицирует её. Но вся эта информация не абстрактна, а реальна. Ее можно обнаружить, измерить и взвесить. Например, если записать курсовую работу на электронную книгу, то увеличилась бы масса книги? Теоретически да. Информация хранится на жестком диске электронной книги в двоичном коде, и этот двоичный код физически существует, потому, как электроны заряжают транзисторы с плавающим затвором [41]. Сами электроны имеют массу. Профессор Джон Кубьятович подсчитал, что если полностью заполнить память электронной книги, то ее масса увеличится на 10-18 грамм. А если зарядить полностью аккумулятор, то масса увеличится в 100 млн раз, чем даст полное заполнение памяти книги [38]. Число, выражающее массу интернета, было подсчитано опираясь на то, что интернет состоит из сети серверов, которых в мире существует от 75 до 100 млн. Все вместе серверы потребляют примерно 40 млрд Вт электроэнергии. С учетом того, что 1А = 1018 электронов в секунду, зная массу одного электрона 9*10-31 килограмма, можно подсчитать, что вес всего интернета составит около 50 грамм [44]. Большая часть электроэнергии тратится на обслуживание этих серверов. Требуется около 6 млрд электронов, чтобы хранить 1 электронное письмо. Непосредственно сами картинки, видео, письма, книги весят значительно меньше, чем то количество электронов, которое необходимо на их обработку и хранение. Эрик Шмидт оценил весь интернет в 5 млн терабайт информации, из которых Google индексировал только 0,004% [31]. Зная сколько нужно электронов для формирования 1 байта информации и зная массу электрона, можно подсчитать, что весь интернет имеет массу около 0,000006 грамма. Все фильмы, все книги, все сообщения, вся музыка, все сайты - все это вместе весит меньше средней песчинки [37][28].

Но чем же, в сущности является информация? Порядок молекул в ДНК содержит информацию, которая нужна для того, чтобы создать человека. Порядок единиц и нулей на компьютере необходимы для того, чтобы воспроизвести видео. Порядок букв делает слово, а порядок слов делает предложение, в котором содержится информация. Информация это порядок.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Каждая ли буква слова несет в себе одинаковый объем информации? Например, после буквы Q наверняка будет U, после букв TH скорей всего будет E. Эти буквы несут в себе крайне мало информации, потому что вы можете их предугадать заранее. Создатель теории информации Клод Шеннон приблизительно оценил степень насыщенности английского языка излишествами в более чем 50% [9]. Английский язык может быть ужат, потому что он не случаен, в нем есть определенные последовательности. Все то, что не является случайным, любые закономерности могут быть сжаты, так как их можно предугадать и поэтому «файл» можно сжимать до тех пор, пока все что у него останется, будет совершенно случайным. Это и будет вся информация объекта в виде чистой информации. Чистая информация хаотична. Если вы хотите узнать, сколько информации в сообщение, узнайте насколько оно бессистемно. По сути, информация это энтропия. Энтропия — это количество информации, приходящейся на одно элементарное сообщение источника, вырабатывающего статистически независимые сообщения.

Строка, которая содержит максимум информации, это случайный набор нулей и единиц. Но что такое случайность? Если что-то невозможно предсказать, и нет распознаваемых последовательностей, мы называем это случайностью. Подбрасывание монеты не является по своей природе случайным, они являются таковыми для нас из-за отсутствия информации [34][42]. Если бы могли знать каждое начальное условие явления, мы бы могли вычислить результат до того как его увидим. Теоретический и экспериментальный анализ показывает, что результат до известной степени предсказуем, по крайней мере, если известны начальные данные — расположение, скорость и момент импульса. Уже давно построены специальные роботы для подбрасывания монет, с помощью которых можно получать нужный результат в 100% случаях [51].

Все чаще мы называем абсолютно предсказуемые вещи случайностью, вроде встречи со своим лучшим другом в популярном ресторане или разные вещи, которые мы называем непредсказуемыми из-за того что они, на первый взгляд, никак не связаны друг с другом. Но, не смотря на то, что монета очень чувствительная к начальным условиям и при нормальном использовании довольно непредсказуема, она через какое-то время показывает некоторые закономерности. Например, американский «пятак» выпадает на ребро каждые 6000 раз [39]. Также, по статическим и физическим причинам, сторона, обращенная вверх до броска, имеет шанс выпадения не равный 50 на 50. А на самом деле шанс выпадения оказывается равен 51%. Когда монета вращается, тогда еще больше закономерностей вступает в силу: форма кромки монеты, центр тяжести, также более тяжелая сторона имеет тенденцию падать чаще, чем легкая. В случая некоторых монет это почти 80% шанс. Было выяснено, что монета в 1 евро будет вращаться, и упадет орлом вверх чаще, чем решкой. А один «пенни» США упадет чаще решкой, чем орлом при вращении. Если бы мы знали каждое начальное условие для монеты, то могли бы вычислить результат заранее, хотя и было бы чрезвычайно сложно. Потребуется огромная точность, потому что малейшая разность между начальными параметрами, может увеличиться со временем и приведет к непредсказуемым результатам, которые очень сложно вычислить. По тем же причинам тяжело предсказать погоду более чем на 5 суток вперед. Но теоретически вычислить это возможно, так как это все еще детерминированная система.

Допустим, что Лаплас был прав и что, зная поведение Вселенной в один момент времени, мы также знаем ее состояние в любой другой момент времени. Это означало бы, что количество информации во Вселенной неизменно. Но если информация это энтропия, то значит, что энтропия тоже неизменна. Второй закон термодинамики гласит об обратном, что энтропия во Вселенной увеличивается, то есть перемешенное не может разделиться обратно. Но если энтропия растет, то это значит, что и растет количество информации. Ведь нужно гораздо больше сведений, чтобы описать нынешнюю Вселенную, чем Вселенную сразу после «Большого взрыва».

Так откуда берется новая информация? Квантовая механика описывает взаимодействие 12 элементарных частиц, которая утверждает, что нельзя абсолютно точно предсказать, где окажется электрон через некоторое время. Можно лишь вычислить места, где будет вероятность найти его. Когда мы вступаем во взаимодействие с электроном и находим его в конкретной точке, мы получаем информацию. Мы узнали то, чего не могли предсказать заранее. Дело в том, что там нечего предсказывать. Распадётся ли отдельно взятый радиоактивный атом или какова орбита электрона, можно узнать только тогда, когда устанавливают результат уже после наблюдения. Вероятней всего в основе Вселенной нет закономерностей и поэтому нельзя предсказать результат на квантовом уровне заранее. С каждым новым квантовым событием Вселенная генерирует новую информацию. В таком случае квантовые измерения могут являться движущей силой энтропии. Только в таком мире может произойти что-нибудь неожиданное и непредсказуемое.

Можно подумать, что квантовые события слишком малы, чтобы влиять на эволюцию Вселенной, но это не так. Физические системы так зависимы от начальных условий и так чувствительны к любым изменениям, что даже самые незначительные меняют ход истории. Это называется хаос или «эффект бабочки». Кажется, что случайный набор слов не создает предложение, а случайный набор букв не создает слово. Но, к примеру «Вавилонская библиотека» это сайт, разработанный Джонатаном Базилом, который хранит абсолютно всю информацию о том, что было и может быть написано. Разделенный на страницы сайт, создан, чтобы генерировать и выдавать по запросу любую комбинацию из 3200 английский букв, запятых, пробелов и точек. Разработчик организовал комбинации букв в шестиугольные комнаты, в каждой из которой по 4 стеллажа с 5 полками. На каждой полке 32 тома книг объемом по 410 страниц. Все представлено в «псевдослучайном» виде, когда каждой странице присвоен уникальный последовательный номер в десятизначной системе счисления. Текст на каждой странице закодирован, и номер страницы взят в качестве начального значения, чтобы сгенерировать «уникальное большое число». Полученное число впоследствии переводится в 29-ти значную систему счисления, чтобы полученный результат можно было выразить буквами английского алфавита, запятыми, пробелами и точками. Библиотека сделана так, чтобы генерировать все возможные варианты, а номер страницы каждый раз выдавал один и тот же результат. Все это значит, что содержимое каждой страницы предопределено заранее, поэтому в каком-то смысле, любая страница уже существует и ее можно найти. Содержимое страницы можно преобразовать в 10-тизначную систему, пропустить через обратный алгоритм и получить точный номер страницы, на которой оно находится. Из этого следует, что можно найти точное расположение любого текста из 3200 символов. В этой библиотеке можно найти абсолютно все: описание своего рождения, каждый возможного вариант описания своей смерти, каждое стихотворение, каждую шутку, каждую книгу. Все, что можно сказать уже находится в библиотеке на сайте, даже эта курсовая [35].

Идеальный порядок это минимум информации, а абсолютный хаос это максимум информации. Например, общая теория относительности, объясняющая гравитацию, сжимает в одно уравнение и падение яблока, и вращение луны вокруг земли, земли вокруг солнца, солнца вокруг сверхмассивной черной дыры в центре галактики. И то, как образуются и ведут себя черные дыры, а также расширение Вселенной после Большого взрыва. С этой теорией мы можем предсказывать будущее. Можем предсказать затмение на тысячи лет вперед.

Особенно хорошо прослеживается различное понимание термина информация, когда мы хотим отправить послание человечеству в далекое будущее или же внеземным цивилизациям. Мы уже отправили несколько межзвёздных посланий от человечества вероятным разумным существам за пределами Солнечной системы [32][56]. В интервью журналу Cosmic Search Себастьян фон Хорнер говорил: «Я серьёзно думаю, что попытка установления контакта с Другими во Вселенной, является нашей следующей великой целью и что её успех, будет означать громаднейший шаг в эволюции человечества, сравнимый с нашим овладением речью миллионы лет назад» [58]. Но как «написать» что-то внеземным цивилизациям? Может послание найдут существа совершенно отличные от нас? С другими органами чувств, которые не могут видеть, слышать, чувствовать, ощущать вкус или запах и т.д. Да и на каком языке написать это послание? В основном математика и физика, которые считаются одинаковые во всей Вселенной, были использованы в качестве языка для написания космических посланий, как например послание «Аресибо» написанное Фрэнком Дрейком и Карлом Саганом, которое было передано в сторону звездного кластера М 13 в 1974 году. Оно состоит из полупростого числа, двоичных знаков, содержащих определенную информацию о земле. Послание должно достигнуть центра кластера через 25000 лет. И в случае если там существует разумные формы жизни, которые получат сигнал, они смогут ответить нам и их сигнал дойдет до нас еще через 25000 лет [45]. «Послание „Мир“, „Ленин“, „СССР“» — первое в истории человечества радиопослание к внеземным цивилизациям, которое было отправлено 19 (слово «Мир») и 24 ноября (слова «Ленин» и «СССР») 1962 года из ЕЦДКС (Евпаторийский Центр Дальней Космической связи), то есть на 12 лет раньше широко известного межзвёздного радиопослания «Послание Аресибо» [48].

Также на данный момент существует 11 аппаратов, отправленных из солнечной системы в межзвездное пространство. Эти аппараты снабжены определенными посланиями, например такими, как пластинка с «Пионера» [52]. Но смогут ли инопланетяне расшифровать послания? Послание критиковалось как слишком сложное для расшифровки и как слишком антропоцентричное. Послание разрабатывалось так, чтобы разместить как можно больше информации на минимальной площади, но практически ни один из учёных, не занятых в этом проекте, которым показывалось это послание, не смог расшифровать его полностью [43]. Интересно, что одна из частей диаграммы, а именно стрелка, показывающая траекторию корабля, абсолютно понятная для землян (корабль миновал орбиту Юпитера и покинул Солнечную систему), может оказаться наиболее трудной для тех, кто найдёт пластинку за пределами Солнечной системы. Стрелка — это артефакт охотничьих и собирательских обществ. Для обществ с другим культурным наследием этот символ может оказаться бессодержательным. Однако, даже если предполагаемые «братья по разуму» смогут принять наш сигнал, есть вероятность, что они настолько отличаются от нас, что не смогут его понять [5, c. 352].

Некоторые люди, например, писатель и учёный Дэвид Брин, полагают, что посылка сигналов может привлечь к нам внимание недружественных инопланетян и привести к инопланетному вторжению. Поэтому они предлагают отложить посылку сигналов инопланетянам до того, как наша цивилизация станет более зрелой [36]. Однако, сторонники METI (англ. Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence — послания внеземным цивилизациям) возражают, что адресная посылка сигналов безопасна, поскольку продвинутые цивилизации, которые нам могли бы угрожать, и так о нас знают [18]. Стоит отметить также соображение, что Земля с началом эпохи радио и телевидения уже стала мощным источником информации и, вероятно, давно привлекла бы «злых инопланетян», если бы они были и/или им это было необходимо.

Многие люди с воодушевлением относятся к мысли о контакте между нашей и иной цивилизациями, возлагая на внеземные цивилизации надежды на разрешение наших извечных проблем — бедности, болезней, смерти, перенаселённости Земли и др. Контакты между разными цивилизациями в земной истории часто давали толчок развитию торговли, экономики и культуры. Но довольно часто народы, стоящие на более низкой ступени развития, либо порабощались, либо уничтожались вообще (стоит только вспомнить геноцид индейцев в Америке, обращение в рабство африканцев-негроидов, разграбление колоний, эксплуатацию коренного населения). Хотя и можно предположить, что некоторый уровень развития предполагает недопустимым военное разрешение противоречий, но всё же полностью исключать этот вариант нельзя. В любом случае, влияние более развитых цивилизаций настолько велико, что зачастую оно приводит к деградации и забвению собственного культурного наследия [12].

 

 

Ценность информации

Уже на уровне биологических систем возникают проблемы учета ценности и смысла используемой этими системами информации. Еще в большей мере такой учет необходим для анализа функционирования интеллектуальных информационных систем.

Глубокое осознание специфики биологических и интеллектуальных систем позволяет выявить те границы, за пределами которых утрачивает свою компетентность разработанный современной наукой информационно-энтропийный подход.

Определить эти границы Клоду Шеннону пришлось на самом начальном этапе создания теории информации, поскольку без этого нельзя было использовать количественную меру информации для оценки письменных текстов и других созданных разумом человека информационных систем. Именно с этой целью Шеннон делает оговорку о том, что предложенный им метод исчисления информации письменных текстов игнорирует такие же их неотъемлемые свойства, как смысл и ценность содержащихся в них сообщений.

Так, например, при подсчете количества информации, содержащейся в таких двух сообщениях, как "очередную партию Каспаров играет белыми" и "у гражданина Белова родился сын" получится одна и та же величина - 1 бит. Нет сомнения, что два этих сообщения несут разный смысл и имеют далеко не равнозначную ценность для гражданина Белова. Однако, как было отмечено выше, оценка смысла и ценности информации находится за пределами компетенции теории информации и поэтому не влияет на подсчитываемое с помощью формулы Шеннона количество бит.

Игнорирование смысла и ценности информации не помешало Шеннону решать прикладные задачи, для которых предназначалась первоначально его теория: инженеру по технике связи вовсе не обязательно вникать в суть сообщений, передаваемых по линии связи. Его задача заключается в том, чтобы любое подобное сообщение передавать как можно скорее, с наименьшими затратами средств (энергии, диапазона используемых частот) и, по возможности, безо всяких потерь. И пусть тот, кому предназначена данная информация (получатель сообщений), вникает в смысл, определяет ценность, решает, как использовать ту информацию, которую он получил.

Вот такой сугубо прагматичный подход позволил Шеннону ввести единую, не зависящую от смысла и ценности меру количества информации, которая оказалась пригодной для анализа всех обладающих той или иной степенью упорядоченности систем.

Метод, использованный Шенноном для исчисления информации, известен в науке как метод абстрагирования от некоторых конкретных свойств исследуемых явлений с целью выявления их более общих свойств. Шеннону пришлось для этого игнорировать смысл и ценность анализируемых сообщений подобно тому, как Галилею пришлось задолго до этого исключить из рассмотрения силу трения, чтобы выявить более общее свойство всякого механического движения (закон инерции). После того, как были открыты законы механики, стал возможен анализ любого механического движения уже с учетом силы трения, присутствующей в процессах движения всех конкретных механических систем.

Нечто подобное произошло и с теорией информации, когда после основополагающих работ Шеннона начали разрабатываться основы смысловой (семантической) и ценностной (прагматической, аксиологической) информационных теорий.

Однако ни одной из этих теорий и предлагаемых их авторами единиц измерения ценности или смысла не суждено было приобрести такую же степень универсальности, какой обладает мера, которую ввел в науку Шеннон.

Дело в том, что количественные оценки смысла и ценности информации могут производиться только после предварительного соглашения о том, что же именно в каждом конкретном случае имеет для рассматриваемых явлений ценность и смысл. Нельзя одними и теми же единицами измерить ценность информации, содержащейся, скажем, в законе Ома и в признании любви. Иными словами, критерии смысла и ценности всегда субъективны, а потому применимость их ограничена, в то время как мера, предложенная Шенноном, полностью исключает субъективизм при оценке степени упорядоченности структуры исследуемых систем [26].
Как ни странно самим предметом изучения информатики являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. Данные это зарегистрированная информация приемлемая для обработки человеком или автоматическим устройством. Поэтому в строгом смысле информация отличается от данных [2, c. 188]. Чтобы зарегистрировать те или иные данные людям нужно их интерпретировать, то есть придать значение. Информация которая не имеет значения для человека не является данными.

В широком смысле знания человека — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений [19]. Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и метода решения задач [24]. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых в свою очередь строится математическое описание — модель изучаемого объекта.

Данные, как мы уже выяснили, имеют для каждого человека свою ценность. Проиллюстрирует нам такой субъективизм отрывком из шуточного рассказа О. Х. Деревенского «История физики, изложенная курам на смех»:

- Чего Вы добиваетесь, синьор Галилей? Золота и брильянтов? Усадьбу в пригороде Пизы? Дочку выдать за принца Миланского? Говорите, мы все устроим.

- Спасибо, Ваше Преосвященство, но я добиваюсь истины.

- О, боже мой!.. то есть, Святая дева Мария! Истины он добивается! Думаете, один Вы такой умный? Думаете, я не уважаю Коперника? Да Вы почитайте мои манускрипты – упадете! Я, может быть, подзорную трубу изобрел раньше голландцев! У меня, может быть, в темнице вообще электронный микроскоп ржавеет! Но я – знаю и помалкиваю в мантию! Потому что скажи это нашим варварам – что будет-то? Народ нас не поймет! Короче, так. Я вношу Вашу книгу в список запрещенных, это только подогреет интерес к ней у любителей истины. А Вы, синьор, публично отрекитесь [15].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отсутствие единых определений слов – цивилизация и информация не позволит ни «правильно» поставить, ни решить вопрос курсовой работы.

В цивилизационном подходе акцент делается на культуре, и в силу расплывчатости и сложности этого понятия чёткие критерии выделения цивилизаций установить невозможно. А раз отсутствуют критерии, то невозможно сформулировать и понятие «цивилизации», которое до сих пор остаётся предметом споров, как и их границы, и количество. Западная антропология от учения о цивилизациях отказалась и пришла к выводу об открытом и бессистемном характере культуры. Цивилизационный подход относится, к своего рода, устаревшему или маргинальному учению. Отнесение каких-либо отраслей человеческой деятельности к псевдонауке происходит постепенно, по мере развития человечества и отхода от устаревших воззрений. Невозможность придать строгий смысл слову цивилизация не позволяет проанализировать феномен возникновения «цивилизации».

В силу «мнимых» культурных, этнических, расовых, географических, религиозных и многих других отличий, появилось слово «цивилизация, которое ведет к дифференциации различных групп в основе которой на генетическом уровне лежит конкуренция между популяциями за ресурсы.
В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Причём академик Н. Н. Моисеев даже полагал, что в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации.
В основе информации лежит порядок и хаос. Идеальный порядок это минимум информации, а абсолютный хаос это максимум информации. Предметом изучения информатики являются данные. Чтобы зарегистрировать те или иные данные людям нужно их интерпретировать, то есть придать значение. Информация, которая не имеет значения для человека, не является данными. Критерии смысла и ценности информации всегда субъективны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники на русском языке

1. Бучило Н. Ф. Чумаков А. Н. Философия. Учебное пособие. 4-е изд. – СПб. Питер, 2004 – 259 с.

2. Захаров В. П. Информационные системы (документальный поиск): Учебное пособие — СПб.: СПб.гос университет, 2002. — 188 с.

3. Лопухов А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, 452-453 с.

4. Следзевский И. В. Эвристические возможности и пределы цивилизационного подхода. 1997 - Цивилизации: М.: ИВ РАН — 7-19 с.

5. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1980. — 352 с.

 

Электронные ресурсы на руссом языке

 

6. Алаев Л. Б. Смутная теория и спорная практика: о новейших цивилизационных подходах к Востоку и к России. 2008 // Историческая психология и социология истории [Электронный ресурс].

URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/129681/

7. Алаев В. Б. Смутная теория и спорная практика: о новейших цивилизационных подходах к Востоку и к России. 2008 // Соционауки [Электронный ресурс].

URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/129681/

8. Антропоцентризм. 2011 // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс].

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

9. Бекман И. Н. Компьютеры в информатике. 2012 // Profbeckman [Электронный ресурс].

URL: https://profbeckman.narod.ru/InformLekc.htm

10. Бобров М. Я. Историческая социология, ее предмет и метод исследования. 1999 // КиберЛенинка – библиотека открытого доступа [Электронный ресурс].

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-sotsiologiya-ee-predmet-i-metod-issledovaniya

11. Виды информации и её свойства. 2014 // Викиучебник [Электронный ресурс].

URL: https://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%B5%D1%91_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

12. Внеземная цивилизация. 2016 // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

13. ГОСТ 7.0-99. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. 1999 // Бесплатная библиотека стандартов и нормативов – Доклад.ру [Электронный ресурс]

URL: https://www.docload.ru/Basesdoc/33/33922/index.htm#i222082

14. Декларация о расе и расовых предрассудках. ООН по вопросам образования, науки и культуры. 1978 // Информационная система по документам по правам человека и тематическим публикациям [Электронный ресурс].

URL: https://www.echr-base.ru/race_oon.jsp

15. Деревенский О. Х. «История физики, изложенная курам на смех». 2015 // Наброски для новой физики [Электронный ресурс].

URL: https://newfiz.narod.ru/isfiz.html

16. Дробышевский С. В. Разведопрос: антрополог Станислав Дробышевский про расы. 2016 // Дмитрий Goblin Пучков [Электронный ресурс].

URL: https://www.youtube.com/watch?v=LJCyRyj1eKY

17. Дробышевский С. В. О различиях между расами... и о телевизионных мошенниках. 2013 // АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ [Электронный ресурс].

URL: https://antropogenez.ru/interview/359/

18. Зайцев Л. А. Вероятность обнаружения земных радиосигналов враждебной суперцивилизацией. 2008 // ФГБУН Институт радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова Российской академии наук. Электронный журнал радиоэлектроники [Электронный ресурс]

URL: https://jre.cplire.ru/koi/may08/2/text.html

19. Знание. 2016 // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

20. Зрение человека. 2016 // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

21. Институт философии РАН // Новая философская энциклопедия. 2010 [Электронный ресурс].

URL: https://iph.ras.ru/

22. Информация. 2011 // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

23. Краткий политический словарь. 1989 // Прознание [Электронный ресурс].

URL: https://proznanie.ru/slovnik/?sl=politic&lt=214

24. Научный метод. 2016 // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4

25. Павлова Т. Н. Биоэтика в высшей школе. 1997 // Вита. Центр защиты прав животных [Электронный ресурс].

URL: https://www.vita.org.ru/educat/vuzamishkol1.htm#m

26. Седов Е. В начале было Слово… Что измерил Клод Шенон? 2011 // Otkrovenie.de [Электронный ресурс].

URL: https://www.otkrovenie.de/beta/xml/other/vNa4aleBiloSlovo.xml/10

27. Сивков А. В. Место и роль межкультурной коммуникации в развитии социума. 2010 // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс].

URL: https://www.dissercat.com/content/mesto-i-rol-mezhkulturnoi-kommunikatsii-v-razvitii-sotsiuma#ixzz43LTTFoFS

28. Сколько весит интернет? 2016 // Наука и жизнь [Электронный ресурс]

URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/12694/

29. Шнирельман В. А. Слово о «голом (или не вполне голом) короле». 2009 // Историческая психология и социология истории [Электронный ресурс].

URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/130342/

30. Шнирельман В.А. Порог толерантности: идеология и практика нового расизма. Т1. 2011 - Глава 5. с. 92-104 // Вконтакте [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/doc182701393_357481037?hash=86b00e919c4ad53c2d&dl=0c069a89c86e6aa417

31. Google: Дайте нам 300 лет и мы проиндексируем всю информацию в мире. 2005 // Cyber Security [Электронный ресурс]

URL: https://www.cybersecurity.ru/net/6216.html

 

Электронные ресурсы на иностранном языке

 

32. A Time-Capsule Launched into Space for Aliens to Find When All the Humans Are Gone. 2012 // The Atlantic [Электронный ресурс].

URL: https://www.theatlantic.com/technology/archive/2012/11/a-time-capsule-launched-into-space-for-aliens-to-find-when-all-the-humans-are-gone/265718/

33. Angier N. The Cute Factor. 2006 // The New York Times [Электронный ресурс].

URL: https://www.nytimes.com/2006/01/03/science/03cute.html?pagewanted=all&_r=0

34. Are the Numbers Really Random? 2016 // RANDOM.ORG [Электронный ресурс].

URL: https://www.random.org/analysis/

35. Basile J. The Library of Babel. 2016 // libraryofbabel [Электронный ресурс].

URL: https://libraryofbabel.info/

36. Brin D. Shouting at the cosmos. 2006 // The Lifeboat Foundation [Электронный ресурс].

URL: https://lifeboat.com/ex/shouting.at.the.cosmos

37. Cass S. How Much Does The Internet Weigh? 2007 // Discover Magazine [Электронный ресурс].

URL: https://discovermagazine.com/2007/jun/how-much-does-the-internet-weigh

38. Claiborne Ray C. The Weight of Memory. 2011 // The New York Times [Электронный ресурс].

URL: https://www.nytimes.com/2011/10/25/science/25qna.html?_r=1&adxnnl=1&src=tp&adxnnlx=1319904165-PvwPMwuILjGNEh8dgt7zAA

39. Daniel B. Murray, Scott W. Teare. Probability of a tossed coin landing on edge. 1993 // Physical Review [Электронный ресурс].

URL: https://journals.aps.org/pre/abstract/10.1103/PhysRevE.48.2547

40. Dennett D. Why are babies cute? Why is cake sweet? 2014 // TED Ideas worth spreading* [Электронный ресурс].

URL: https://www.ted.com/talks/dan_dennett_cute_sexy_sweet_funny#t-223324

41. Flash memory. 2016 // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Flash_memory

42. Flipping a coin until 10 heads happen in a row. 2011 // singingbanana [Электронный ресурс].

URL: https://www.youtube.com/watch?v=rwvIGNXY21Y

43. How Do We Talk To Aliens? 2016 // Strange Loops [Электронный ресурс].

URL: https://www.strange-loops.com/scitalktoaliens.html

44. Karlgaard R. Weighing the Web. 2006 // ADAMANT [Электронный ресурс].

URL: https://adamant.typepad.com/seitz/2006/10/weighing_the_we.html

45. Larson L. Cosmos 12: Encyclopaedia Galactica. 2014 // Write Science [Электронный ресурс].

URL: https://writescience.wordpress.com/tag/arecibo-message/

46. Lorenz K. On Aggression. 1966 // Monoskop [Электронный ресурс].

URL: https://monoskop.org/images/d/d0/Lorenz_Konrad_On_Aggression_2002.pdf

47. Masko D. Cute baby animals and babies trigger pleasure in human brain that's addicting. 2012 // HULIQ [Электронный ресурс].

URL: https://www.huliq.com/10282/cute-baby-animals-and-babies-trigger-pleasure-human-brain-thats-addicting

48. «MIR, LENIN, SSSR». 2002 // The Kotel’nikov Institute of Radioengineering and Electronic of Russian Academy of Sciences. [Электронный ресурс].

URL: https://www.cplire.ru/html/ra&sr/irm/MIR-LENIN-SSSR.html

49. Neoteny. 2016 // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Neoteny

50. Nucleus accumbens. 2014 // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Nucleus_accumbens

51. Persi D. Dynamical Bias in the Coin Toss. 2007 // statweb.stanford [Электронный русурс].

URL: https://statweb.stanford.edu/~cgates/PERSI/papers/dyn_coin_07.pdf

52. Pioneer plaque. 2016 // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Pioneer_plaque

53. Ratliff E. How to Build a Dog? 2012 // National Geographic [Электронный ресурс].

URL: https://ngm.nationalgeographic.com/2012/02/build-a-dog/ratliff-text

54. Stockbower R. «Darwinian aesthetics»—the science of cute. 2006 // Arstechnica [Электронный ресурс].

URL: https://arstechnica.com/science/2006/01/2292/

55. The ethics of speciesism. 2014 // BBC [Электронный ресурс].

URL: https://www.bbc.co.uk/ethics/animals/rights/speciesism.shtml

56. The last pictures. 2012 // Creative time [Электронный ресурс].

URL: https://creativetime.org/projects/the-last-pictures/

57. Tyson P. A Potpourri of Pooches. 2004 // PBS [Электронный ресурс].

URL: https://www.pbs.org/wgbh/nova/evolution/potpourri-pooches.html

58. von Hoerner S. FORUM: von Hoerner on SETI. 1979 // Big Ear Memorial Website by NAAPO - the North American Astrophysical Observatory [Электронный ресурс].

URL: https://www.bigear.org/CSMO/HTML/CS01/cs01p40.htm

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: