ОТ «ИЛЮШИНА» ДО БОИНГА
В середине 1970-х годов Таганрогскому машиностроительному заводу им. Георгия Димитрова было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.
Работы по этой теме в ОКБ им. Георгия Бериева с 1977 года проводились в кооперации с ЦКБ «Алмаз». Боевой газодинамический лазер на углекислом газе мощностью 1 МВт (в 2—2,5 раза мощнее, чем у американцев) испытывался на самолете Ил-76 МД с бортовым номером СССР-86879 (иначе его называли Ил-76 ЛЛ с БЛ — летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером).
Для электропитания лазера и сопутствующей аппаратуры самолет оснастили двумя турбогенераторами, размещенными в носовой части, в обтекателях по бокам фюзеляжа. При этом рабочее место штурмана пришлось перенести — блоки прицельной РЛС не оставляли ему места. На носу был установлен бульбообразный обтекатель. Это прицельная РЛС. Штатный метеолокатор, который блоки прицельной РЛС, как и штурмана, «выдавили», был опущен вниз, в обтекатель поменьше. Пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем заменили огромными створками. Они убирались внутрь фюзеляжа, затем наверх вылезала башенка с пушкой. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.
Это была летающая лаборатория для отработки лазера для боевого спутника «Скиф». Впервые этот самолет поднялся в воздух в августе 1981 г. В 1987 году по инициативе Горбачева вся эта аэрокосмическая программа была закрыта.
Ее научно-техническая база является отличной основой для современных разработчиков. Свидетельством тому стало появившееся в американских СМИ официальное заявление Пентагона, что испытания боевой лазерной установки для борьбы с баллистическими ракетами, предназначенной для размещения на авианосителях, прошли успешно. Также стало известно, что Агентство по противоракетной обороне США получило у конгресса финансирование программы испытаний на 2011 год в размере 1 млрд долларов.
Состояние дел в этой области комментирует президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов:
«Это лазеры советских разработок, технологии создания которых по распоряжению Бориса Ельцина были переданы в начале 1990-х годов американцам. Размещаемые на «Боингах-747» и космических платформах мощные химические лазеры теперь представляют для нас опасность. Американцы считают, что смогут с их помощью уничтожать баллистические ракеты наших подводных лодок».
ГИБЕЛЬ РУССКОГО БОГАТЫРЯ
В Политбюро ЦК КПСС и высшем военном руководстве страны в 1960-е годы склонялись к тому, что наличие у стран НАТО мощного авианесущего флота и большого количества подводных лодок, в том числе ядерных, не имело эффективного отечественного противодействия. Гак продолжалось до тех пор, пока в 1964—1965 годах в ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева не был спроектирован и построен самый большой в мире экраноплан «КМ» (корабль-макет, получивший за рубежом название «Каспийский монстр»).
Экраноплан способен скользить над водной или земной поверхностью, используя экранный эффект, при котором подъемная сила обеспечивается набегаемым потоком воздуха, нагнетающим давление под его днищем. Экра-нопланы способны развивать скорость до 460 километров в час, передвигаясь над морями, реками, болотами, снегами, льдами и ровной сушей. При этом они не нуждаются в береговой инфраструктуре — для посадки им достаточно иметь лишь подходящую по размерам акваторию или участок земли. Но все это выяснилось позже. А пока... представители госкомиссии могли убедиться лишь в одном: КМ имел длину 92 м, высоту 22 м и размах крыла 37 м. На переднем пилоне размещалось 8 турбореактивных двигателей тягой по 10 тс каждый для старта. На киле стояли еще два таких же двигателя для поддержания крейсерского режима. Масса экрано-плана достигала 544 тонн.
Испытания КМ решили провести в 1966 году на Каспийском море. Полупритопленного, с отстыкованным крылом, накрытого маскировочной сеткой «монстра» ночами буксировали по Волге. Днем для соблюдения секретности отстаивались. Через месяц пришли в Каспийск.
На испытаниях огромная, тяжелая машина на крейсерской скорости устойчиво шла над экраном на высоте 3—4 м. Аппарат без вмешательства рулей отслеживал каждый изгиб рельефа, он был способен на крутые развороты с большим креном и касанием окончания крыла о воду...
В результате многолетних испытаний экранопланы, сулившие высокие оперативные качества, скрытность для радаров, мобильность, мореходность и независимость от волнения в крейсерском движении, мелководья и минных полей, стали рассматриваться военными как эффективная система противодействия подводному флоту противника. Также экранопланы оценили как скоростное транспортное, десантное и ракетное противокорабельное средство. Например, экраноплан «Лунь», созданный в развитие КМ, нес шесть гиперзвуковых ракет «Москит», которые после старта летят со скоростью 3000 км/час на высоте полета воробья. Каждая из этих ракет способна похоронить самый большой авианосец США типа «Энтерпрайз». Экранопланы полезны и при проведении спасательных операций, поскольку обычные корабли не обладают достаточно высокой скоростью, а вертолеты — большой вместительностью.
Все, казалось бы, шло хорошо, однако в середине 1970-х военные заинтересовались:
Насколько эффективен КМ по сравнению с самолетами
Ту-160, А-40 или другими, близки ми по назначению?
—Насколько он защищен, может ли без опасения быть обнаруженным близко подойти к стратегическим целям?
—Сколько стоит его содержание, техническое обслуживание и ремонт?
—Может ли он длительно и скрытно находиться вне базы без демаскирующего его громадного обслуживающего вспомогательного флота?
В итоге в 1975 году, когда все ожидали, что Алексеев за создание экранопланов получит звание Героя Социалистического Труда, тогдашний министр судостроительной промышленности Борис Бутома воспользовался происшедшей аварией «Орленка» и снял Алексеева с должности Главного конструктора и начальника ЦКБ, понизив его до начальника отдела, а затем — до начальника перспективного сектора.
В течение пяти последних лет жизни конструктор разработал принципиально новые схемы экранопланов. К ключевым решениям той поры можно отнести переход к наиболее экономичному на экранном режиме винтовому двигателю, отработку конструктивных решений по новому типу шасси экранопланов, обеспечивших более высокое ги-
дроаэродинамическое качество и мореходность, чем у скоростных судов, высокий уровень ам-фибийности и безаэродромного базирования, достижение высоких показателей весовой эффективности и топливной экономичности. Тем самым конструктор дал ответ на все адресованные ему гонителями вопросы.
Так, экранопланы «Орлята», разработанные ЦКБ Алексеева в начале 1970-х годов, были способны развивать скорость до 500 км/час и перевозить десант и грузы на расстояние до 1,5 тыс. км. Аппарат предназначался для транспортировки 200 бойцов и двух бронемашин. Он был способен переходить в самолетный режим, а также осуществлять посадку не только на воду, но и на сушу, что значительно облегчало десантные операции. В свою очередь экра-ноплан «Лунь» был способен перемещаться со скоростью 500 км/час на расстояние до двух тысяч км.
В 1980-м году Алексеев умер.
Производство экранопланов в СССР прекратилось в начале 1990-х годов.
Многие иностранные компании в настоящее время ведут разработки экранопланов, используя советские технологии, вывезенные нашими специалистами за рубеж. Так, на Тайване разработка экранопланов началась благодаря бывшему конструктору ЦКБ имени Алексеева Дмитрию Синицыну, который в 1992 году перешел на работу в тайваньскую компанию Amphistar.
Разработки по созданию экранопланов также ведут Китай, Япония, Южная Корея, Германия, Новая Зеландия и Австралия. В США в 2004 году концерн Boeing начал реализацию проекта Pelican по созданию крупнейшего в мире экраноплана. Размах его крыльев составит 152 метра, длина фюзеляжа — 122 метра. Аппарат сможет развивать скорость до 445 км/час и перевозить грузы до 1,2 тыс. тонн, например, 17 танков Ml Abrams и десант. Дальность полета этого экраноплана составит 16 тыс. км.
Несмотря на такое развитие событий, до сих пор многое достигнутое в создании экранопланов остается отечественным секретом.
Своим мнением о ситуации с «Однако» делится президент общества авиастроителей, лауреат Государственной и Ленинской премии, доктор технических наук профессор Александр Батков:
«По экранопланам СССР всегда занимал передовые позиции. Они рассматривались как убийцы авианосцев. И на данный момент ордеру охранения авианосца противопоставить экраноплану тоже нечего: РЛС на дальности до 10 км их не видят, ракеты «Гарпун» и «Томагавк» на поражение таких целей не рассчитаны.
Однако экраноплан нельзя применять в гражданской авиации для перевозок пассажиров, как это планировали в СССР. Летя на малой высоте над водной поверхностью, он утопит все находящиеся под ним корабли, катера, лодки и пловцов. Поверхность под экранопланом должна быть свободна. То же самое и на суше».
...Те, кто некогда вел упомянутые выше работы, сегодня очень немолоды. Многие из них уже ушли из жизни. Но пожелтевшие от времени документы пока еще хранятся в первых отделах отраслевых институтов и КБ. Скоро эти листы будут уничтожены, как мусор. Может быть, пока не поздно, имеет смысл окинуть их свежим взглядом?