ГИБЕЛЬ РУССКОГО БОГАТЫРЯ




ОТ «ИЛЮШИНА» ДО БОИНГА

В середине 1970-х годов Таган­рогскому машиностроительному заводу им. Георгия Димитрова было поручено создание специ­ального авиационного комплек­са, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Работы по этой теме в ОКБ им. Георгия Бериева с 1977 года проводились в кооперации с ЦКБ «Алмаз». Боевой газодинамиче­ский лазер на углекислом газе мощностью 1 МВт (в 2—2,5 раза мощнее, чем у американцев) ис­пытывался на самолете Ил-76 МД с бортовым номером СССР-86879 (иначе его называли Ил-76 ЛЛ с БЛ — летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером).

 

 


Для электропитания лазе­ра и сопутствующей аппаратуры самолет оснастили двумя турбо­генераторами, размещенными в носовой части, в обтекателях по бокам фюзеляжа. При этом рабочее место штурмана при­шлось перенести — блоки при­цельной РЛС не оставляли ему места. На носу был установлен бульбообразный обтекатель. Это прицельная РЛС. Штатный ме­теолокатор, который блоки при­цельной РЛС, как и штурмана, «выдавили», был опущен вниз, в обтекатель поменьше. Пушку сделали убирающейся. Верх фю­зеляжа между крылом и килем за­менили огромными створками. Они убирались внутрь фюзеляжа, затем наверх вылезала башенка с пушкой. Грузовая рампа сохра­нялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

Это была летающая лабора­тория для отработки лазера для боевого спутника «Скиф». Впер­вые этот самолет поднялся в воз­дух в августе 1981 г. В 1987 году по инициативе Горбачева вся эта аэрокосмическая программа была закрыта.

Ее научно-техническая база является отличной основой для современных разработчиков. Свидетельством тому стало поя­вившееся в американских СМИ официальное заявление Пен­тагона, что испытания боевой лазерной установки для борьбы с баллистическими ракетами, предназначенной для размеще­ния на авианосителях, прошли успешно. Также стало известно, что Агентство по противора­кетной обороне США получило у конгресса финансирование про­граммы испытаний на 2011 год в размере 1 млрд долларов.

Состояние дел в этой об­ласти комментирует президент Академии геополитических про­блем генерал-полковник Леонид Ивашов:

«Это лазеры советских раз­работок, технологии создания ко­торых по распоряжению Бориса Ельцина были переданы в начале 1990-х годов американцам. Разме­щаемые на «Боингах-747» и косми­ческих платформах мощные хими­ческие лазеры теперь представля­ют для нас опасность. Американцы считают, что смогут с их помощью уничтожать баллистические раке­ты наших подводных лодок».

ГИБЕЛЬ РУССКОГО БОГАТЫРЯ

В Политбюро ЦК КПСС и выс­шем военном руководстве страны в 1960-е годы склонялись к тому, что наличие у стран НАТО мощно­го авианесущего флота и большо­го количества подводных лодок, в том числе ядерных, не имело эф­фективного отечественного про­тиводействия. Гак продолжалось до тех пор, пока в 1964—1965 годах в ЦКБ по СПК Ростислава Алек­сеева не был спроектирован и по­строен самый большой в мире экраноплан «КМ» (корабль-макет, получивший за рубежом название «Каспийский монстр»).

Экраноплан способен скольз­ить над водной или земной поверхностью, используя экранный эффект, при котором подъемная сила обеспечивается набегаемым потоком воздуха, нагнетающим давление под его днищем. Экра-нопланы способны развивать скорость до 460 километров в час, передвигаясь над морями, реками, болотами, снегами, льдами и ров­ной сушей. При этом они не нуж­даются в береговой инфраструк­туре — для посадки им достаточно иметь лишь подходящую по раз­мерам акваторию или участок земли. Но все это выяснилось позже. А пока... представители го­скомиссии могли убедиться лишь в одном: КМ имел длину 92 м, высоту 22 м и размах крыла 37 м. На переднем пилоне размещалось 8 турбореактивных двигателей тягой по 10 тс каждый для старта. На киле стояли еще два таких же двигателя для поддержания крей­серского режима. Масса экрано-плана достигала 544 тонн.

Испытания КМ решили провести в 1966 году на Каспий­ском море. Полупритопленного, с отстыкованным крылом, на­крытого маскировочной сеткой «монстра» ночами буксировали по Волге. Днем для соблюдения секретности отстаивались. Через месяц пришли в Каспийск.

На испытаниях огромная, тяжелая машина на крейсерской скорости устойчиво шла над экра­ном на высоте 3—4 м. Аппарат без вмешательства рулей отслеживал каждый изгиб рельефа, он был способен на крутые развороты с большим креном и касанием окончания крыла о воду...

В результате многолетних испытаний экранопланы, су­лившие высокие оперативные качества, скрытность для рада­ров, мобильность, мореходность и независимость от волнения в крейсерском движении, мел­ководья и минных полей, стали рассматриваться военными как эффективная система противо­действия подводному флоту про­тивника. Также экранопланы оценили как скоростное транс­портное, десантное и ракетное противокорабельное средство. Например, экраноплан «Лунь», созданный в развитие КМ, нес шесть гиперзвуковых ракет «Мо­скит», которые после старта ле­тят со скоростью 3000 км/час на высоте полета воробья. Каждая из этих ракет способна по­хоронить самый большой авиа­носец США типа «Энтерпрайз». Экранопланы полезны и при проведении спасательных опера­ций, поскольку обычные корабли не обладают достаточно высокой скоростью, а вертолеты — боль­шой вместительностью.

Все, казалось бы, шло хоро­шо, однако в середине 1970-х во­енные заинтересовались:

Насколько эффективен КМ по сравнению с самолетами
Ту-160, А-40 или другими, близки­ ми по назначению?

—Насколько он защищен, может ли без опасения быть обна­руженным близко подойти к стра­тегическим целям?

—Сколько стоит его содер­жание, техническое обслужива­ние и ремонт?

—Может ли он длительно и скрытно находиться вне базы без демаскирующего его громад­ного обслуживающего вспомога­тельного флота?

В итоге в 1975 году, когда все ожидали, что Алексеев за соз­дание экранопланов получит зва­ние Героя Социалистического Труда, тогдашний министр судо­строительной промышленности Борис Бутома воспользовался происшедшей аварией «Орлен­ка» и снял Алексеева с должности Главного конструктора и началь­ника ЦКБ, понизив его до началь­ника отдела, а затем — до началь­ника перспективного сектора.

В течение пяти последних лет жизни конструктор разрабо­тал принципиально новые схе­мы экранопланов. К ключевым решениям той поры можно отнести переход к наиболее эко­номичному на экранном режиме винтовому двигателю, отработку конструктивных решений по но­вому типу шасси экранопланов, обеспечивших более высокое ги-

дроаэродинамическое качество и мореходность, чем у скорост­ных судов, высокий уровень ам-фибийности и безаэродромного базирования, достижение высо­ких показателей весовой эффек­тивности и топливной экономич­ности. Тем самым конструктор дал ответ на все адресованные ему гонителями вопросы.

Так, экранопланы «Орля­та», разработанные ЦКБ Алек­сеева в начале 1970-х годов, были способны развивать скорость до 500 км/час и перевозить десант и грузы на расстояние до 1,5 тыс. км. Аппарат предна­значался для транспортировки 200 бойцов и двух бронемашин. Он был способен переходить в самолетный режим, а также осуществлять посадку не только на воду, но и на сушу, что зна­чительно облегчало десантные операции. В свою очередь экра-ноплан «Лунь» был способен перемещаться со скоростью 500 км/час на расстояние до двух тысяч км.

 


В 1980-м году Алексеев умер.

Производство экранопланов в СССР прекратилось в начале 1990-х годов.

Многие иностранные компа­нии в настоящее время ведут раз­работки экранопланов, исполь­зуя советские технологии, выве­зенные нашими специалистами за рубеж. Так, на Тайване раз­работка экранопланов началась благодаря бывшему конструктору ЦКБ имени Алексеева Дмитрию Синицыну, который в 1992 году перешел на работу в тайваньскую компанию Amphistar.

Разработки по созданию экранопланов также ведут Ки­тай, Япония, Южная Корея, Гер­мания, Новая Зеландия и Австра­лия. В США в 2004 году концерн Boeing начал реализацию проек­та Pelican по созданию крупней­шего в мире экраноплана. Размах его крыльев составит 152 метра, длина фюзеляжа — 122 метра. Ап­парат сможет развивать скорость до 445 км/час и перевозить гру­зы до 1,2 тыс. тонн, например, 17 танков Ml Abrams и десант. Дальность полета этого экрано­плана составит 16 тыс. км.

Несмотря на такое разви­тие событий, до сих пор многое достигнутое в создании экрано­планов остается отечественным секретом.

Своим мнением о ситуации с «Однако» делится президент общества авиастроителей, лауре­ат Государственной и Ленинской премии, доктор технических наук профессор Александр Батков:

«По экранопланам СССР всегда занимал передовые пози­ции. Они рассматривались как убийцы авианосцев. И на дан­ный момент ордеру охранения авианосца противопоставить экраноплану тоже нечего: РЛС на дальности до 10 км их не ви­дят, ракеты «Гарпун» и «Тома­гавк» на поражение таких целей не рассчитаны.

Однако экраноплан нель­зя применять в гражданской авиации для перевозок пасса­жиров, как это планировали в СССР. Летя на малой высоте над водной поверхностью, он уто­пит все находящиеся под ним ко­рабли, катера, лодки и пловцов. Поверхность под экранопланом должна быть свободна. То же са­мое и на суше».

...Те, кто некогда вел упо­мянутые выше работы, сегодня очень немолоды. Многие из них уже ушли из жизни. Но пожел­тевшие от времени документы пока еще хранятся в первых от­делах отраслевых институтов и КБ. Скоро эти листы будут уни­чтожены, как мусор. Может быть, пока не поздно, имеет смысл окинуть их свежим взглядом?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: