Итальянское возрождение как основа культуры современной европейской цивилизации.




Возрождение уходит корнями в античность – греческую и латинскую. Античность вдохновляла, она была близка и понятна для Италии, хотя Возрождение не могло быть просто повторением античной литературы и искусства. Античность была образцов для творчества и мировоззрения. Наверное, Возрождение во многом была обязана историческим памятникам, которые окружали итальянцев, а также их богатому культурному прошлому, потому что ничто не может исчезать бесследно. И если Италии и была погружена в Темные века в раннем Средневековье, то это скорее результат внешних факторов, чем неспособность потомков Римской Империи выдержать на своих плечах накопленные культурные достижения.

Начинается эпоха Возрождения с Данте Алигьери (1265-1321), которого можно также назвать и последним поэтом средневековья. У Данте в его Комедии Античность в образе Вергилия который выступал как путеводная звезда в аду. Данте не только почитатель Античности, но и достойный сын своего времени, активный политический деятельно, поэт и философ раннего Возрождения. В его произведениях встречаются настоящие человеческие чувства, реалистичность мира и живой человек Возрождения.

В области живописи замечательна фигура Джотто. Его можно считать одним из родоначальников реалистической живописи в Европе. Изображение человека с его характером составляла главную черту его живописи.

Родоначальником гуманизма можно считать Франческо Петрарку (1304-1374). Обращение к античности для него имело практический смысл, в былом величии Рима он видел возможность объединения Италии. Преданным другом Петрарки был Боккаччо, в своих произведениях он высмеивал феодалов и клиров, за что в последствии инквизиция включила его в «индекс запрещенных книг».

Конечно, изучая Возрождения, нужно иметь в виду, что на протяжении от XIV до XVI века, оно развивалось в разных условиях, поэтому разумно разделить эту эпоху условно на три части – треченто, кватроченто и чинквеченто. Так же нужно учесть политическую, экономическую и культурную самобытность итальянских городов. При более подробном изучении этой эпохи можно отметить, что в каждых более менее крупных регионах, таких как Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь, Милан, это явление приобретало свои уникальные черты. Но тем не менее исток Возрождения везде один – Античность.

В XIV-XVI веках человек сошел на землю с небес, после долгого рабства перед религией и смирного подчинения судьбе.

Нет сомнения, что Возрождение – это не только искусство, философия, наука, но и взаимодействие всех факторов эпохи, в том числе экономических, политических и элементов классовой борьбы. Возрождение – это сложный прогрессивный процесс, представляющий изменения в экономической, политической и культурной сферах, содержанием которых является расшатывание феодальных основ и зарождение раннекапиталистических отношений.

Почему Возрождение возникло в Италии? Потому что в Италии раннекапиталистические отношения появились раньше, чем в других государствах.

Среди множества проявлений такого сложного процесса первостепенное место принадлежит идеологии гуманизма.

Общеизвестна историческая заслуга итальянского Возрождения, открывшего простор творческой мысли во всех областях знания и восстановившего почти исчезнувшую с средние века связь с античной культурой. Многие исследователи, в том числе и Бурхард, связываю гуманизм Возрождения с античностью, указывая на то, что Средние века, отвергнувшие античное наследие и утвердившие религиозный способ мышления, должны рассматриваться как антипод и античности, и Возрождению.

Но пожалуй, как писал Бурхард, «культура эпохи Возрождения влечет за собой не только ряд внешних открытий, ее главнейшая заслуга в том, что она впервые раскрывает внутренний мир человека и призывает его к новой жизни».

Гуманизм Петрарки:

1) Человек и его жизнь – вот главный предмет философии.

2) Главной силой человека является разум, помощь божественных сил второстепенна.

3) Благородство человека зависит не от знатности, а от поступков

4) Глубокий интерес к чувствам человека и его внутреннему миру, призыв к самопознанию и самосовершенствованию

Гуманисты считали, что образование должно быть всесторонним, равно совершенствующим духовные и физические качества.

 

Билет включает в себя краткую историю, а не подлинно ответ.

В Италии в XIV—XV вв. бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическая мануфактура. Многие города были крупными торговыми центрами, связывавшими Италию со странами Европы и Востока. В городах находились банки, которые вели кредитные операции международного значения. Именно потому, что ранне-капиталистические отношения раньше всего зародились в Италии, в этой стране начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения.

Термин «Возрождение» (франц. — «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной культуре с ее радостным восприятием окружающего мира и гармоническим сочетанием умственных и физических способностей человека.

Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм» (от humanus — «человеческий»). Деятели Возрождения ставили в центре внимания человека, а не божество. Человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздания, считали гуманисты. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела. Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Гуманисты утверждали, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного Человека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни.

Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани средневековья и времени гуманизма, был флорентиец Данте Алигьери (1265—1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков. Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии был Петрарка (1304—1374). Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии был Петрарка (1304—1374). Петрарка резко отрицательно относился к римской курии, называя ее «средоточием невежества»: «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблуждений». Его, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, из-за чего она подвергалась насилиям со стороны могущественных соседей.

Как философ, мыслитель, Петрарка противопоставлял средневековой схоластике науку о человеке, о познании его внутреннего мира. Выше всего он ценил личные качества человека независимо от его происхождения. У всех людей, по его словам, кровь одинакового красного цвета.

Педагогические идеи гуманистов развил в своих трудах Верд-жерио. Он подчеркивал большую воспитательную роль истории и философии, а также грамматики, поэтики, музыки, арифметики и геометрии, естествознания, медицины, права и теологии. Цель воспитания — создание человека, разносторонне образованного, творчески активного и добродетельного.

Первыми крупнейшими мастерами живописи были Джотто (1266—1337) и Мазаччо (1401—1428) -флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты (фресковая живопись-роспись стен внутри храмов), но придавали своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния византийской иконописи. На фресках Джотто предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные. Фрески Мазаччо знаменуют дальнейшее развитие живописи нового типа. Он применил открытые в XV в. законы перспективы, что позволило делать изображаемые фигуры объемными и помещать их в трехмерном пространстве.

Крупным скульптором этого периода был Донателло (1386- 1466). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения.

Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунеллески (1377—1445). Сочетая элементы древнеримской архитектуры с романской и готической традицией, он создал свой самостоятельный архитектурный стиль. При помощи точных расчетов Брунеллески разрешил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Флоренции (Марии дельФьоре).

Двумя последними стадиями в развитии культуры Возрождения являлись Высокое Возрождение — время наивысшего расцвета живописи, скульптуры, зодчества (конец XV- первые 30 лет XVI в.) — и завершивший Ренессанс период Позднего Возрождения (До конца XVI в.).

С конца XV — начала XVI в. наступил этап, когда назрела необходимость синтеза всех достижений Раннего Возрождения, когда гуманистические принципы, составлявшие идейную основу ренессансного искусства, получили в нем наиболее полное воплощение.

Наиболее универсальным из этих титанов был Леонардо да Винчи (1452—1519) -художник, скульптор, архитектор, теоретик искусства, математик, физик, анатом, физиолог, геолог, астроном. Он являлся автором первых проектов летательных аппаратов, гидротехнических сооружений, разнообразных станков; почти все области науки Леонардо обогатил гениальными догадками. Наука, по его убеждению, должна основываться на опыте, который представляет собой единственный источник знания. Вместе с тем наука и искусство для Леонардо неразделимы: в своих занятиях наукой он был художником, а в искусстве — ученым; то и другое было для него средствами познания мира.

На 30 лет моложе Леонардо да Винчи был лишь на одни год переживший его Рафаэль Санти (1483—1520). Его искусство было ясным и гармоничным. В женских образах (изображениях мадонн и реже портретах) сочеталась физическая и духовная красота. «Сикстинская мадонна», написанная для церкви св. Сикста в Пьяченце. Мадонна с сыном на руках, легко ступая по облакам, несет его людям. В ее лице — предвидение неизбежной гибели сына и в то же время готовность отдать его на жертву во имя блага человечества. Взгляд младенца не по-детски серьезен. Сикстинская мадонна — олицетворение тревоги и скорби. Ее образ обладает большой нравственной силой.

Крупнейшим явлением в художественной культуре Возрождения было творчество Микеланджело (1475—1564), наиболее полно выразившего в скульптуре, живописи и архитектуре самый дух этой культуры. Он был одновременно творцом и гражданином, глубоко переживавшим все бурные перипетии времени, в которое ему довелось жить, борцом, активно вторгавшимся с помощью своего искусства в действительность. Творчество Микеланджело охватывает все Высокое и часть Позднего Возрождения. Микеланджело был прежде всего скульптором. Ранняя монументальная скульптура — статуя Давида — высотой более 5 метров изображает библейского героя — пастуха (а в будущем царя) Давида перед схваткой с великаном Голиафом. Давид предстает перед нами мужественным и уверенным в победе, его лицо — грозным. Эта статуя олицетворяла гуманистический идеал человека героического.

В культуре Возрождения особое место заняла венецианская живопись, в которой важным художественным средством изображения стал цвет. В сохранившей свою свободу Венеции Возрождение кончилось позднее, чем в остальной Италии, в конце XVI в. Самым крупным мастером Высокого и Позднего Возрождения венецианской школы был Тициан (по-видимому, 1487—1576), в творчестве которого отразилась эволюция венецианской живописи XVI в. Тициану были чужды трагические противоречия Микеланджело. В «Данае», «Венере перед зеркалом» и других картинах воспевается красота окружающего мира, обнаженного тела.

Эпоха Возрождения дала Европе богатую почву для дальнейшего развитии искусств и мысли. И хотя в Италии наступили не самые лучшие времена после эпохи Возрождения, в Европе этот опыт впитали в себя все самые деятели. Возрождение подарило миру идею гуманизма, которая сыграла значимую роль в развитии человеческой мысли.

Искусство Возрождения до сих пор поражает умы и сердца человечества своей красотой и силой, мастерством и гармонией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: