Инструкция:
В анкете содержится 15 утверждений, каждое из которых имеет четыре продолжения. Вы должны по каждому утверждению проранжировать варианты продолжения, оценивая степень их соответствия реальному состоянию дел в Вашей организации (колонка № 1) и степень соответствия Вашим личным предпочтениям (колонка № 2). (реальное и идеальное).
Колонка № 1 (реальное положение дел в организации) – по каждому из 15 утверждений: оценка 4 ставится против того продолжения утверждения, которое больше всего соответствует ситуации в организации. Оставшиеся продолжения получают оценки 3,2,1 по убыванию степени их соответствия ситуации в организации.
Колонка № 2 (Ваши личные предпочтения) – так же по каждому из 15 утверждений: оценка 4 ставится против того продолжения утверждения, которое больше всего соответствует Вашим личным предпочтениям. Оставшиеся продолжения получают оценки 3,2,1 по убыванию степени их соответствия Вашим личным предпочтениям.
Опросник:
1. Хороший начальник........ | ||
1. сильный, решительный, твердый, но справедливый, защищает преданных подчиненных, великодушен и снисходителен к ним. | ||
2. объективный и точный, избегает использовать власть в своих интересах, требует от подчиненных только то, что соответствует их должностным обязанностям. | ||
3. ориентирован на равноправие и легко поддается влиянию в вопросах, касающихся выполнения задачи: использует свое положение для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы. | ||
4. заботится о личных нуждах окружающих, использует свое положение для обеспечения условий работы, приносящих удовлетворение подчиненным и способствующих их росту. | ||
2. Хороший подчиненный....... | ||
1. угодливый, трудолюбивый и преданный интересам своего начальника. | ||
2. ответственный и надежный, выполняет свои обязанности и избегает действий, удивляющих или беспокоящих начальника. | ||
3. желает внести свой вклад в решение задачи, выдвигает идеи и предложения, тем не менее, охотно уступает первенство другим, более компетентным и способным. | ||
4. крайне заинтересован в развитии своего потенциала, открыт к обучению и получению помощи, уважительно относится к нуждам и ценностям окружающих, охотно помогает коллегам и вносит свой вклад в их развитие. | ||
3. Хороший сотрудник фирмы в своей работе опирается на....... | ||
1. личные распоряжения начальника. | ||
2. обязанности, требования, предписанные его ролью, и привычные стандарты личностного поведения. | ||
3.требования, вытекающие из задачи или имеющихся навыков и возможностей, энергии и материальных ресурсов. | ||
4. личные интересы людей, участвующих в работе. | ||
4. Люди, которые преуспевают в фирме....... | ||
1. расчетливы, соперничают друг с другом и обладают сильным стремлением к власти. | ||
2. добросовестны и ответственны с глубоким чувством преданности фирме. | ||
3. компетентны, эффективны и стремятся делать дело только в своей профессиональной области. | ||
4. эффективны и компетентны в межличностных взаимоотношениях, берут на себя обязательство содействовать росту и развитию других сотрудников. | ||
5. Отношение фирмы к сотруднику....... | ||
1. так, как будто его время и энергия находятся в распоряжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице. | ||
2. временем и усилиями сотрудников фирма распоряжается в рамках контракта, оговаривающего права и обязанности обеих сторон. | ||
3. как к партнеру, вкладывающему свои умения и способности в общее дело. | ||
4. как к интересному и ценному человеку с его или ее собственными личностными правами.. | ||
6. Сотрудниками управляют и на них влияют....... | ||
1. личным проявлением экономической и политической силы (вознаграждения и наказания). | ||
2. безличным проявлением экономической и политической силы, чтобы навязать стандарты и способы выполнения работ. | ||
3. с помощью общения и обсуждения требований, выдвигаемых задачей, что приводит к соответствующим действиям людей, основанных на личной приверженности к достижению поставленных целей. | ||
4. внутренний интерес и удовлетворение от предстоящей работы и/или участие, забота о нуждах других людей, вовлеченных в эту деятельность. | ||
7. Один сотрудник имеет право контролировать деятельность другого, если....... | ||
1. у него больше власти и силы в организации. | ||
2. ему предписано руководить другими сотрудниками. | ||
3. у него больше знаний о выполняемой задаче. | ||
4. другой сотрудник понимает, что помощь и руководство первого может способствовать его росту и знаниям. | ||
8. Основанием для постановки задачи являются....... | ||
1.личные потребности и мнения тех, кто находится у власти. | ||
2.формальное распределение должностных обязанностей и ответственности в фирме. | ||
3.требования к распределению ресурсов и навыки, необходимые для выполнения работы. | ||
4.личные желания и необходимость приобретения знаний отдельными сотрудниками. | ||
9. Работа совершается из-за....... | ||
1.ожидания вознаграждения, страха наказаний или личной преданности отдельным влиятельным лицам фирмы. | ||
2.соблюдения договорных обязательств, подкрепленных санкциями и личной преданностью фирме. | ||
3.удовлетворения от выполнения работы и достижений и/или из-за личной преданности идее. | ||
4.любви к работе ради самой работы и интереса и уважения к запросам и ценностям других сотрудников. | ||
10. В фирме люди работают вместе....... | ||
1.потому, что этого требует вышестоящее руководство или потому, что понимают, что могут использовать друг друга для достижения личной выгоды. | ||
2.потому, что координация, взаимодействие и обмен информацией определяется формальной системой фирмы. | ||
3.потому, что их совместный вклад необходим для достижения общей цели. | ||
4.потому, что сотрудничество приятно само по себе, стимулирует или бросает вызов. | ||
11. Соперничество происходит....... | ||
1. за личную власть и выгоду. | ||
2. за положение с высоким статусом в формальной системе. | ||
3. за максимальный вклад в выполнение задачи. | ||
4. за внимание к чьим-либо потребностям. | ||
12. Конфликты в фирме....... | ||
1. контролируются и разрешаются личным вмешательством высшего руководства, часто им поощряются для сохранения собственного влияния. | ||
2. подавляются ссылкой на правила, процедуры и определением ответственности. | ||
3. разрешаются в процессе обсуждения результатов и качества выполнения работы. | ||
4. разрешаются с помощью открытого и глубокого обсуждения личных потребностей и ценностей. | ||
13. Решения принимаются....... | ||
1. лицом, обладающим большей властью. | ||
2. лицом, которое обязано это делать по статусу. | ||
3. лицами, которые лучше знакомы с задачами. | ||
4. непосредственными участниками, на которых больше всего влияет результат решения. | ||
14. Система контроля и передачи информации....... | ||
1.приказ идет сверху вниз по простой пирамиде, так, чтобы любой, находящийся выше в пирамиде имеет власть над тем, кто ниже. Информация распространяется посредством последовательных распоряжений. | ||
2.директивы распространяются сверху вниз и информация идет наверх в пределах функциональных пирамид, которые соединяются наверху. Власть и ответственность, предписанные каждой позиции, ограничены положением в пирамиде. Перекрестный функциональный обмен между подразделениями ограничен. | ||
3.информация о требованиях, предъявляемых задаче и проблемах идет из центра решающего задачу вверх и наружу. Причем те, кто лучше всего понимают проблему, определяют необходимые ресурсы и поддержку от остальной части фирмы. Координирующее лицо или совет может установить порядок получения ресурсов. Информация является основой для координации. | ||
4.информация и влияние передается от человека к человеку на основе личных связей, в которые свободно вступают для достижения целей работы, получения знаний, взаимной поддержки и удовлетворения от работы. Координация может устанавливать уровни личного вклада, необходимого для сохранения организации и выполнения задач, определяемых общим соглашением. | ||
15. На окружение в фирме реагируют так, словно это....... | ||
1.джунгли, где все против всех и тот, кто не эксплуатирует других, эксплуатируется сам. | ||
2.упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена законом, а конфликты разрешаются путем переговоров и компромиссов. | ||
3.совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем их организации. | ||
4.комплекс потенциальных опасностей и поддержки. Окружающая среда должна управляться фирмой, чтобы получать от нее “пищу”, удалить ее “острые зубы” и использовать как место работы или игры для удовольствия и роста сотрудников фирмы. |
Обработка и интерпретация результатов:
Каждое из четырех предложенных продолжений соответствует определённому типу культуры: 1. культура власти; 2. культура роли; 3. культура задачи; 4. культура личности
Необходимо подсчитать сумму баллов по каждому типу культуры по всем 15 утверждениям для реального и идеального положения дел в организации. Диапазон значений по каждому типу культуры возможен от 15 до 60 баллов.
Макет оформления сводной таблицы:
№ | Тип культуры | Колонка 1 | Колонка 2 |
культура власти | |||
культура роли | |||
культура задачи | |||
культура личности |