Системы счисления.
Сист.счисления - это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над ними.
Знаки, используемые при записи чисел, называются цифрами.
С.с. можно разделить на непозиционные и позиционные.
В н.с.с. от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает (н-р., римские цифры).
В п.с.с. величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции. Количество используемых цифр называется основанием п.с.с.
Позиционный характер легко понять на примере многозначного числа. Н-р., число 333: первая тройка- число сотен, вторая- десяток и третья- единицы.
Для записи в п.с.с. с основанием n нужно иметь алфавит из n цифр.
При n<10 используют n первых арабских цифр, при n>10 к десяти арабским цифрам добавляют буквы.
Алфавиты системы счисления.
Основание | Название | Алфавит |
n=2 n=3 n=8 n=16 | Двоичная Троичная Восьмеричная Шестнадцатеричная | 0123456789ABCDEF |
Пример записи числа с указанием основания системы, к которой число относится:
1011012, 36718, 3B8F16.
Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряд числа вырастает справа налево от младших разрядов к старшим.
Число в п.с.с. записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.
В общем случае развернутой формой записи числа называют запись в виде:
Aq=+/-(an-1qn-1+an-2qn-2+…+a0q0+a-1q-1+…+a-mq-m), где
Aq- само число;
q – основание с.с.;
ai – цифры данной с.с.;
n – число разрядов целой части числа;
m – число разрядов дробной части числа.
Пример: развернутая запись числа 101,01.
101,012 = 1*22+0*21+1*20+0*2-1+1*2-2.
Пример. Двоичное число 1011012 надо перевести в десятичную с.с.
Решение: над числом запишем степени основания двоичной системы, то есть степени двойки, затем получим развернутую запись числа, где q=2, n=6, m=0.
150413120110=1*25+0*24+1*23+1*22+0*21+1*20=32+8+4+1=4510
Задача1. Перевести числа 10012, 110012, 100112, 110112, 110102 из двоичной с.с. в десятичную с.с.
Перевод десятичных чисел в другие системы счисления.
Для того, чтобы перевести целое число из 10-ой с.с. в 8,2 или 16-ную с.с., надо последовательно это число поделить на соответствующее основание системы. Деление продолжаем до тех пор, пока в частном не окажется число меньше, чем делитель. Затем записать полученный результат в «обратном порядке».
Пример. Десятичное число 215 надо перевести в 8-ную с.с. Для этого разделим число 215 на 8.
Ответ:327.
Теперь переведем число 21510 в 16-ную с.с.
Здесь деление намного короче, но прежде, чем записать результат, надо вспомнить, что в 16-теричной системе нет символа 13. Этому значению соответствует символ D. Тогда результат запишется как D7, т.е. число 21510=D716.
Аналогично получаем: 21510=110101112
Задача2. Перевести числа 123, 58, и 317 из 10-ой в 2,8 и 16-ную с.с. Сделать проверку.
Перевод дробных чисел.
Пример1. Перевести десятичную дробь 0,2510 в 2-ную с.с.
Для этого будем последовательно умножать на 2 дробную часть. При этом справа от черты записываем цифры дробной части, которые получаются в процессе умножения. Справа от вертикальной черты должно находиться столько же цифр, сколько их было в дробной части переводимого числа. Умножение проводим только с числом, стоящим СПРАВА от вертикальной черты. Умножаем до тех пор, пока не получим все нули справа и переход целой - влево. В качестве результата надо записать в дробную часть ответа цифры, оказавшиеся СЛЕВА от черты в порядке сверху вниз.
Пример2.
Получаем: 0,30A3D16
Задача3. 0,187510, 0,462210, 0,735110 в 2-ную до 4-го знака после запятой. А также 0,1810, 0,3310 в 16-ную до 3 знака после запятой.
Задача4. Перевести из 10-ной в 2-ную с точностью до 4-го знака, число: 23,56.
Операции сложения и умножения в 2-ной системе счисления.
0+0=0 1+0=1 0+1=1 1+1=10 | 0*0=0 0*1=0 1*0=0 1*1=1 |
Пример. Найти сумму чисел 10101012 и 1101112.
+
_______
Пример. Найти произведение чисел 110012 и 11012.
*
_____
+ 11001
_________
Логика высказываний.
Высказывание – это утверждение (предложение), о котором можно сказать, истинно оно или ложно.
Например, «Город Сочи расположен на берегу Черного моря» - истинно. «Город Ростов-на-Дону расположен на берегу Черного моря» - ложно.
Из простых высказываний можно образовать более сложные высказывания:
«А и В», «А или В», «неверно, что А», «если А, то В» («из А следует В»).
Зная истинность или ложность утверждений А,В можно установить истинность и ложность сложного высказывания.
Операции:
- конъюнкция , и
- дизъюнкция , или
- отрицание , не
- импликация
Пример. «Если будет дождь, мы не поедем в гости, будем сидеть дома»
А А - будет дождь, В – поедем в гости, С – будем сидеть дома.
Читается так: «из А следует не В и С».
Приоритеты операций:
существует договоренность о порядке выполнения логических операций, если этот порядок не размечен круглыми скобками. Наивысший приоритет имеют отрицание и скобки, затем конъюнкция, далее выполняется дизъюнкция и последней – импликация.
Таблица истинности:
X | Y | X Y | X Y | X Y | X |
Другими словами:
конъюнкция истинна тогда и только тогда, когда оба операнда X и Y истинны;
дизъюнкция ложна тогда и только тогда, когда оба операнда X и Y ложны;
импликация ложна тогда и только тогда, когда первое высказывание истинно, а второе - ложно.